Понятие прокурорского надзора как вида государственной деятельности. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Понятие прокурорского надзора как вида государственной деятельности.

2020-11-03 142
Понятие прокурорского надзора как вида государственной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как вид государственной деятельности прокурорский надзор закреплен в ст. 129 Конституции Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), которая провозглашает Прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

Таким федеральным законом является закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации».

В статье 1 указанного закона дано понятие прокуратуры Российской Федерации как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В статье 10 Конституции РФ сказано, что «Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Таким образом, Основной закон государства указывает на три ветви власти, на соответствующие органы, которые ее осуществляют и представляют. Статья 11 называет эти органы. Это Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Прокурорский надзор тесно связан со всеми ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, но при этом не является составляющей ни одной из них. Обоснуем эту точку зрения следующими доводами.

Прокуратура не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе, ни Совету Федераций. Законодательная деятельность в Российской Федерации-прерогатива Федерального Собрания.

Следовательно, все изложенное не позволяет отнести органы прокуратуры к органам законодательной власти.

Необоснованными представляются и попытки некоторых авторов юридической литературы отнести прокуратуру к исполнительной ветви власти. Поскольку прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ, то в этом случае она превратит исполнительную власть в производящую надзор за исполнением законов законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, что, безусловно, нарушает равновесие ветвей власти и превращает исполнительную власть в главенствующую.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, приносят представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Таким образом, и в сфере конституционного, гражданского, арбитражного,административного, уголовного судопроизводства органы прокуратуры также играют определенную роль.

Однако, это не позволяет отнести органы прокуратуры и к органам судебной власти. Согласно ст. 118 Конституции РФ (с изменениями от 01.07.2020)судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судом. В указанной статье Конституции устанавливается судебная система РФ.Прокуратура в эту систему не входит. Кроме того, федеральным конституционным закономот 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", установлена система судов, котораяне включает органы прокуратуры. Более того, с учетом проведенных реформ действующего процессуального законодательства функции органов прокуратуры в арбитражном, гражданском и уголовном процессах существенно ограничены.

Все это свидетельствует лишь о том, что органы прокуратуры выполняют ряд полномочий в гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве, обусловленных выполнением возложенных на прокуратуру задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Высказывались и предложения о включении прокуратуры в состав президентской власти, т.е. органов, непосредственно подчиненных Президенту РФ. Реализация данного предложения, по мнению высказавших его авторов, не только соответствовала бы историческим традициям, когда прокуратура была учреждена Петром I как "око государево", но и отвечала бы роли Президента РФ как главы государства, гаранта КонституцииРФ, прав и свобод человека и гражданина, определяющего основные направления политики государства.Вместе с тем, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган, а не только прокуратура, служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.

Некоторые ученые полагают, что прокуратура-это четвертая ветвь власти, надзорная. Однако, Конституция страны и другие законодательные акты не предусматривают такой ветви власти. Более того, имеющееся законодательство, в том числе и ФЗ «О прокуратуре РФ» не предусматривает каких-либо распорядительных функций прокурорских органов, подчеркивают, что прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов, и это также свидетельствует, что она не является ветвью власти, не является органом власти. Прокурорские органы обладают существенными властными полномочиями, предоставленными им законом. Но эти полномочия могут использоваться только в одном случае-при нарушении закона.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Прокуратура представляет собой самостоятельный государственный орган, который обособлен от законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, несмотря на их тесное взаимодействие между собой. Это специфическое положение прокуратуры позволяет уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование.Прокуратура представляет собой механизм сдерживания и противовесов, цель которого препятствовать, не допускать превалирования, особенно с нарушением требований закона, какой-либо ветви государственной власти над другой, способствовать их действительному равенству, как это установлено Конституцией РФ.

Итак, прокурорский надзор как вид государственной деятельности - это установленный Конституцией РФ и федеральными законами особый вид государственной деятельности, осуществляемый единой федеральной централизованной системой органов прокуратуры, по надзору за соблюдением Конституции РФ и иных нормативных правовых актов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Функции прокуратуры.

Итак, мы установили, что в настоящее время прокуратура РФ — это независимый государственный правоохранительный орган, обеспечивающий соблюдение законности в стране. Она представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции, исполнением законов, действующих на территории РФ, а также выполняющих иные функции, установленные федеральными законами.

Свою деятельность прокуратура реализует не через одну, а через несколько функций, прокуратура по своему положению в системе государственных правоохранительных органов относится к многофункциональным органам.

Исходя из положений Конституции РФ и ФЗ «О Прокуратуре РФ» главной и основной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (надзорная функция).

Все остальные функции являются производными от главной функции.

Под функциями прокуратуры следует понимать конкретные виды деятельности прокуратуры, направленные на реализацию данным органом целей и задач по укреплению законности в стране.

Функции прокуратуры сформулированы в Законе о прокуратуре. В их числе:

1) осуществление прокурорского надзора;

2) уголовное преследование за совершенные преступления;

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования;

5) участие в рассмотрении дел судами;

6) участие в правотворческой деятельности;

7) международное сотрудничество;

8) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

9) рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.