Экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»

2020-11-03 137
Экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одно из направлений разделов «Школы юных инженеров» - это экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников» (опыты, эксперименты).

Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но, в то же время, интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Цель раздела: развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

-Создать благоприятные условия для детского экспериментирования.

-Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности), речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.

-Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений.

-Расширить кругозор детей посредством практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

-Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

В своей работе опираемся на принципы:

Принцип научности:

-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Этапы реализации раздела:

1 этап:

ü Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

ü Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).

ü Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.  

2 этап:

ü Мини-центр «Школа волшебников» (экспериментальный уголок).

ü Копилка «нужных ненужных» вещей (подборка демонстрационного лабораторного оборудования).

ü Проведение познавательных занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.

ü Планирование наблюдений, экскурсий и целевых прогулок.

ü Чтение тематической, художественной литературы.Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.

ü Игровой центр: игры словесные; развивающие игры и упражнения.

3 этап: итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Изучив литературу по этой тематике Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Дыбиной О.В., Поддъякова Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» начали создавать условие.

Одним из условий для детского экспериментирования является создание центра детской экспериментально-исследовательской деятельности «Школа волшебников». В этом центре дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Центр детского экспериментирования оснащён разнообразным природным и бросовым материалом.

Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств, предметов имеется набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, весы и т.д.

В качестве демонстрационного материала центр постепенно пополняется различными коллекциями. Например: коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, коллекция засушенных плодов, коллекция перьев, коллекция сухих листьев, мхов и т.д. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливались различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т.д.

Считаем, что составление картотек опытов и экспериментов,конспектов занятий НОД, бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы является необходимым, учитывая возраст детей.

Результаты экспериментирования оказывают влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

- знания детей о живой и неживой природе.

 

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет.                                                                  приложение №1

 

О

С

Е

Н

Ь

сентябрь октябрь ноябрь
«ПУТЕШЕСТВИЕ ЖУЧКА» Цель: дать детям элементарные представления о строение земной коры: состоит из нескольких слоёв – камни, песок, глина, почва.   «ПОДАРОК ДЛЯ НЮШИ» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами глины и песка: сухой песок не формуется, влажный формуется но изделия не прочные; сухая глина не формуется, влажная формуется и изделия получаются прочными. «ПОЧВА – ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ» Цель: расширить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, вода. Объяснить значение почвы для жизни растений и человека. «ВОЗДУХ НЕВИДИМКА, НЕВЕСОМЫЙ – КАК ПУШИНКА» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха: не видим, прозрачен, имеет вес. «ОТКУДА БЕРУТСЯ ВОЛНЫ НА МОРЕ?» Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха. Дать детям понятие о движение воздуха.   «ЧТО ЗА НЕВЕДИМКА КОТОРЫЙ НАМ НУЖЕН?» Цель: сформировать у детей представления о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород. Закрепить представление о роли кислорода, расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты земля.

 

З

И

М

А

декабрь январь февраль
«ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ В СНЕЖНОМ ЦАРСТВЕ» Цель: уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами   «ВОЛШЕБНЫЙ СНЕЖОК» Цель: закрепить представления детей о свойствах снега и воздуха. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха. «ЧТО ПРЯЧЕТСЯ В СНЕГУ?» Цель: дать детям понятие о загрязнение снега и воды. Воспитывать бережное отношение к природе, помочь понять значение слов «экологическая катастрофа». «ПОЛЁТ В КОСМОС» Цель: закрепить у детей элементарные представления о Солнечной системе.   «ГДЕ НОЧУЕТ СОЛНЦЕ? ПОЧЕМУ БЫВАЕТ ЗИМА И ЛЕТО?» Цель: сформировать представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Дать представление о сменяемости дня и ночи

 

В

Е

С

Н

А

март апрель май
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МАГНИТ!» Цель: познакомить детей с свойствами магнита (на основе опытов). Притягивает железо. Может притягивать железные предметы через воду, стекло, бумагу.     «ЧТО ТАКОЕ ЗВУК?» Цель: посредством проводимых опытов, уточнить представления детей о звуках.   «ПРИКЛЮЧЕНИЕ ДВУХ ЛУКОВИЦ» Цель: на основе опыта уточнить у детей представления о необходимости дневного света для роста растений. «УГОЩЕНИЕ ДЛЯ РАСТЕНИЙ» Цель: в ходе проводимых опытов и наблюдений, подвести детей к выводу о необходимости удобрений для роста растений.   «КАК ЦВЕТЫ С СОЛНЫШКОМ ДРУЖАТ» Цель: подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения.

 

 

Приложение №2

Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы.

Вводная диагностика проводится по методике «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

-Игровая;

-Чтение книг;

-Изобразительная;

-Детское экспериментирование;

-Труд в уголке природы;

-Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляются в таблицу:

Шифр ребенка Выбор деятельности 1 2 3 4 5 6
                 

Итоговая диагностика проводится по методике «Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохорова)

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.

Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:

«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:

Шифр ребенка Выбор деятельности 1 2 3 4 5 6 7
                   
                   

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

уровни Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия
Высокий Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы.
Средний В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

 

 

Раздел №2 в «Школе юных инженеров» - это конструктивная деятельность.

 

Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Цель раздела: формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального моделирования и развитие конструктивных умений и способностей дошкольников.

Задачи:

-Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы;

-Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими пособиями (картами, схемами, алгоритмами, иллюстративным материалом, конструктами НОД);

-Повысить уровень владения педагогами технологиями конструирования и робототехники;

-Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Основные принципы:

-проблемность — реализуемая, как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;

-наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по робототехнике: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;

-активность и сознательность обучающихся в процессе обучения — обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт – модель робота;

-доступность — как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;

-прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления робота;

-научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом новом этапе

единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение с педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и поддержка родителей;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

-Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами);

-Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

-Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

-Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

-Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

-Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

-Поисковый – самостоятельное решение проблем;

-Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении;

-Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Для успешного решения задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме и на основе данной литературы разработала перспективный план, а также постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности.

В «Центр развивающих игр», приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, а также конструкторы разного назначения.

Подготовительная группа является завершающим этапом в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включаются элементы конструирования, дети в большей степени находятся в условиях свободного выбора.

В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере

необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Используя игровые методы и приемы обеспечиваю связь с познавательной деятельностью, а также помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т.д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.

Конструирование из строительного материала развивает умение сооружать

различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

Конструирование из деталей конструкторов позволяет познакомить с разнообразными

пластмассовыми конструкторами. Учит создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Закрепление умение создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Закрепление умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).Закрепление умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей: познавательное развитие – техническое конструирование; речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонетического слуха, словообразования, связной речи; художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук; социально-коммуникативное развитие - развитие трудолюбия, самостоятельности, инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.

В своей работе мы применяем лего-технологию. Лего-технология – является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает взаимодействие различных видов деятельности..

Конструктор Лего- представляет огромные возможности для поисковой, продуктивной, творческой деятельности. Несомненно стимулирует детскую фантазию, воображение, творчество и конструктивные способности.

Развивающие комплекты Лего- помогают детям развиваться и в то же время удовлетворяя их разнообразные интересы и помогая становлению таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения.

Использование конструкторов и лего-конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с детьми по разным направлениям.

 

Раздел №3 в «Школе юных инженеров» - «Робототехника».

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Благодаря этому вопрос внедрения робототехники, в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.

Цель раздела: развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством робототехники.

Задачи:

-Развитие индивидуальных способностей ребенка;

-Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

-Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

-Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

-Развивать операции логического мышления,

-Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

-Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Работая с робототехникой индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате повышается самооценка ребёнка.

Дети работают вместе со специалистом Иваном Николаевичем, который ведет работу в соответствии с намеченным планом (2 занятия в месяц). 

Становится очевидным, что образовательная робототехника отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.

Анализ мнений родителей по внедрению конструктивной деятельности, лего-конструирования и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, т.к. родители желают видеть своего ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.

 

  Приложение № 2 Педагогическая оценка сформированности конструктивных навыков.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.