Специфика проектирования тематических парков развлечений — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Специфика проектирования тематических парков развлечений

2020-11-03 1257
Специфика проектирования тематических парков развлечений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Градостроительная оценка территории при выборе места планируемого размещения тематических развлекательных парков - важный аспект их проектирования, поскольку значительная площадь парка и потребность в большом количестве сопутствующих объектов затрудняют поиск.

При проектировании парков развлечений следует учитывать следующие градостроительные факторы: необходимость свободной площади, достаточной для размещения аттракционов (1-2 га для тематических парков павильонного типа, 10-15 га для открытых тематических парков); наличие поблизости других объектов рекреации; пропускная способность существующей транспортной инфраструктуры (близость крупных магистральных автодорог, расположение международного аэропорта в радиусе 60-80 км); природные условия территории (равнинный рельеф).

Анализ опыта строительства тематических развлекательных парков Европы показал, что большинство парков расположено в пригородных зонах в пределе 50 км от города (Disneyland Paris, Warner Bros. Movie World и др.) и сельской местности в удалении 100-110 км от крупных городов (Europa park, Efteling и др.), в небольших курортных городах (Port Aventura, Muumimaailma и др.). Расположение нескольких тематических парков в центральных зонах городов объясняется исторически сложившейся градостроительной ситуацией (Tivoli Gardens, Junibacken). Городские тематические парки, как правило, павильонного типа, а открытые парки имеют небольшую площадь.

Площадь тематических парков существенно варьируется (от 0,2 га до 115 и более га) (таблица 1). В отличие от других досуговых парков площадь тематического развлекательного парка не зависит от его удаленности от города. Зависимость можно выявить только применительно к тематическим паркам, расположенных в городе: ввиду ограниченности земельных ресурсов они меньше парков, расположенный за границами гор По характеру застройки тематические развлекательные парки можно разделить на 3 типа: павильонные, открытые и смешанные. Павильонные тематические парки требуют наименьшей площади территории (менее 1 га) и размещаются в городе. В отдельных случаях павильонные тематические парки размещаются в составе многофункциональных торгово-развлекательных центров без собственного земельного участка (Angry birds в Иматре, Санкт Петербурге).

Анализ планировочных решений открытых и смешанного типа тематических парков показал, что их площадь зависит от потенциальной посещаемости, планируемого количества аттракционов и типа планировочной структуры. Miodrag Mitrasinovic, профессор архитектуры и урбанистики школы дизайна Parsons (Нью-Йорк, США) выделяет три основные планировочные структуры и их комбинации: «волшебная палочка», петля и сетка [9, с. 120142]. Сетка и ее вариации более компактны, планировочные структуры волшебной палочки, петли и их гибриды характеризуются большей планировочной свободой и использованием элементов природного ландшафта - массивов высокоствольной растительности и водных объектов.

Расчетная посещаемость и количество аттракционов определяются при разработке девелоперского плана. Чем больше потенциальная посещаемость парка, тем больше планируется аттракционов и соответственно тем большая площадь необходима для размещения парка. При этом, чем выше посещаемость, тем больше удельная площадь, приходящаяся на один аттракцион. Обработка статистических данных (рисунок 1) позволила автору выразить укрупненный коэффициент удельной площади с помощью следующих уравнений:

y=0,2x-0,03(для планировочной структуры сетка) и

y=0,02x+0,9(для планировочных структур «волшебная палочка» и петля),

где у - удельная площадь на один аттракцион, кв. м, х - годовая посещаемость, млн. чел.

Полученные зависимости отражают принципиальную закономерность и могут быть использованы для предварительных расчетов площади планируемого тематического развлекательного парка.

Рисунок 1.График зависимости удельной площади тематического развлекательного парка на 1 аттракцион от посещаемости для разных типов планировочной структуры (разработано автором)

Обеспеченность территории необходимой инфраструктурой. Ввиду необходимости организовать перемещение и пребывание значительных расчетных потоков посетителей размещение тематического развлекательного парка зависит от наличия транспортной инфраструктуры и объектов обслуживания. В зависимости от удаленности от города территории имеют существенно разную обеспеченность инфраструктурой. Развитость инфраструктуры тематического развлекательного парка может различаться, однако в качестве основных выделяют следующие инфраструктурные объекты:

узлы внешнего транспорта (близость аэропорта, вокзалов);

городской транспорт и/или фирменные шаттлы от ближайших крупных городов и аэропортов;

автомобильные дороги и парковки с достаточным количеством машиномест;

отели, торговые центры, места общественного питания;

внутренний транспорт (при необходимости), связывающий парк с близлежащими отелями;

система информирования посетителей.

Наиболее существенными критериями для оценки пригодности территории для размещения тематического развлекательного парка являются близость аэропорта (в переделах 60-80 км) и автомобильных дорог. При необходимости остальная инфраструктура может быть запроектирована вместе с тематическим парком, однако наличие готовой инфраструктуры позволяет существенно снизить затраты.

По развитости сопутствующей инфраструктуры выделяют следующие типы тематических развлекательных парков: городские, обособленные и курорты с «якорным» тематическим парком (таблица 2).

Городские тематические парки развлечений (Tivoli Gardens, Junibacken и др.) расположены в центральных районах города и полностью обеспечены городской инфраструктурой. Дополнительно обычно размещают парковку, иногда фирменный отель, для чего необходима площадь около 1 га.

Обособленные тематические развлекательные парки (Parc Asterix, Europa park и др.) размещаются в пригороде или сельской местности вдали от объектов обслуживания, поэтому их размещение предусматривает строительство комплекса инфраструктурных объектов: парковок, отелей, мест общественного питания.

Для обособленных тематических развлекательных парков площадь сопутствующей инфраструктуры прямо пропорциональна площади парка. При этом по удаленности парков от города можно выделить пригородные и областные тематические парки с разными коэффициентами зависимости (рисунки 2, 3).

Зависимость площади сопутствующей инфраструктуры от площади парка может быть выражена с помощью следующих уравнений: y=3,2x-88(для пригородных парков) и

y=4,6x-237(для областных парков),

где у - площадь сопутствующей инфраструктуры, га, х - площадь тематического парка, га.

Вышеприведенные уравнения могут быть использованы для укрупненных расчетов на стадии выбора территории для размещения тематического развлекательного парка.

Рисунок 2. График зависимости площади сопутствующей инфраструктуры обособленного тематического развлекательного парка от его площади (разработано автором)

Рисунок 3. Разделение обособленных тематических развлекательных парков на пригородные и областные в зависимости от их удаленности от города (разработано автором)

Курорты представляют собой комплекс из нескольких рекреационных объектов, дополненный значительным количеством мест отдыха. Например, Disneyland в Париже, состоит из двух тематических парков Disneyland Paris и Walt Disney Studios Park, а крупный курорт Walt Disney World Resort включает кроме нескольких тематических развлекательных парков аквапарки и зоопарк. Площадь необходимая для размещения такого комплекса существенно превышает площадь самого тематического парка и колеблются от 52 га до 12000 га и более. Размеры комплекса зависят от состава и параметров всех размещаемых объектов, а не только тематического развлекательного парка, поэтому рассчитываются как совокупность зон планируемого размещения всех объектов.

Аналогично обособленным тематическим паркам курорты также возможно разделить на пригородные и областные (рисунок 4). Однако площадь сопутствующей инфраструктуры курортов мало зависит от удаленности парка от города, поскольку количество рекреационных объектов и мест отдыха определяется в первую очередь размером капитальных вложений.

Рисунок 4.Разделение курортов тематических развлекательных парков на пригородные и областные в зависимости от их удаленности от города (разработано автором)

Природная характеристика территории для тематических развлекательных парков имеет меньшее значение, чем для других типов парков, поскольку в большинстве случаев они создаются путем значительного преобразования природного ландшафта. К необходимым условиям можно отнести плоский рельеф, необходимый для обеспечения погруженности посетителя в образное пространство парка [14]. Большая доля антропогенеза при освоении территории делает рациональным размещение тематических развлекательных парков на рекультивируемых землях и территориях с малоценной ландшафтной характеристикой. В отдельных случаях использование сложившегося природного ландшафта в тематическом развлекательном парке возможно. В планировке могут быть задействованы существующие водоемы, реже - растительность и естественный рельеф. Сохранение природного ландшафта (парк Muumimaailma) является исключением и возможно только в небольших, слабо тематизированных парках.

Перед разработкой тематического парка развлечений необходимо обладать информацией о районе размещения планируемого тематического парка, его теме, потенциальной посещаемости, типе застройки, предпочтительной планировочной структуре, планируемом количестве аттракционов, количестве планируемых инфраструктурных и рекреационных объектов.

Тематические парки — это парки, в основе проектирования которых лежит сценарный подход. Ранее в исследовании тематические парки были классифицированы автором по темам сюжетов, было выявлено четыре основные темы: историческая, культурно-этническая, сказочно-мифологическая и научно-техническая. Такие парки обладают особой эмоциональной характеристикой, индивидуальностью.

В тематических парках присутствует ощущение параллельной реальности, где посетители могут погрузиться в прошлое, настоящее или будущее или стать участниками фантастических сказочных сюжетов[1]. В таких пространствах происходит комбинирование различных сцен, выразительных средств и эпох.

Сценарный подход в проектировании парков — это создание пространственно-временной структуры, состоящей из объектов показа, которые связаны между собой определенными связями в определенной последовательности. Эти связи формируют маршрут парка.

Формирование общественно-рекреационных пространств с применением сценарного подхода усиливает идентичность места, что делает его более выразительным и запоминающимся[2]. Также сценарный подход способствует структурированию потоков людей, находящихся в парке, рациональной организации работы парка.

Сценарное моделирование — это программирование заданной «окраски» восприятия ландшафта как сценарного пространства. Сценарное моделирование помогает созданию эмоционально окрашенных городских пространств с сохранением устойчивых признаков выбранного места. Тематический сценарий рождается с учетом целого комплекса факторов. Среди них: физические размеры ландшафтного объекта, его вместимость, ландшафтные характеристики, градостроительное окружение, существующие традиции, память места и т. д. [3].

Сценарное моделирование — построение пространственно-поведенческого сценария использования среды человеком [4].

Важной частью данного исследования стало изучение существующих методов проектирования тематических парков. Общие принципы проектирования тематических парков изложены В. Н. Божук[5]. Тенденции развития индустрии парков развлечений сформулированы Нассером Абулелой [6]. Роль тематических развлекательных парков в туризме, экономике и их региональные особенности раскрываются в работе А. Ю. Александровой и О. Н. Сединкиной [7]. Сценарии городских общественных пространств рассматривались В. Л. Глазычевым[8], Г. В. Коробовой[9], С. Г. Малышевой[10]. Методы формирования ландшафтной композиции исследовались Н. А. Лекаревой[11].

Одна из главных задач при проектировании тематического парка — организация маршрута, который влияет на уровень визуального восприятия парка [12].

При организации маршрута учитывается восприятие городской среды в движении, и предметы рассматриваются не только в системе пространственных координат, но и временных рамок, что дает возможность «режиссировать» взаимодействие компонентов среды, как гармоничного целого [9]. Маршрут парка ориентирован на постоянную смену впечатлений.

По принципу композиционного построения маршрут парка состоит из элементов, которые используются как в музыке, драматургии, кинематографе, так и в архитектуре. Классическое построение сюжета состоит из завязки, развития действия, кульминации и развязки. Вход в парк – начало пути, завязка. Путь между объектами показа — развитие действия. Главный объект показа — это кульминация. Таким образом, построение маршрута парка — это пошаговое моделирование пространства.

Метод сценарного моделирования в среде предполагает покадровое раскрытие видов в каждой точке движения зрителя, т. е. проектирование «от человека» с точки зрения восприятия пространства и движения в нем [13].

Для простоты и удобства в организации сценарной среды сценарий разбивают на «мизансцены» – фрагменты маршрута, имеющие четкие пространственные и временные рамки [14]. В тематических парках «мизансценами» являются остановки возле объектов показа.

Парк может быть одним единым тематическим пространством, а может разбиваться на несколько тематических зон. Зоны могут символизировать населенные пункты, волшебные страны или исторические этапы. Зонирование также может происходить по возрастному принципу: для детей младшего возраста, среднего возраста и для взрослых. Тематическое зонирование обеспечивает разнообразие впечатлений и пребывание в парке большого количества людей[15]. Границы тематических зон могут быть четко очерченными (Диснейленд), а могут быть условными (парк Puy du Fou).

Тематические парки могут иметь пространственную иерархию тематических зон и иерархию объектов показа. В таких парках может быть два варианта маршрута: короткий и длинный (рисунок 1). Короткий маршрут—это путь от входа до главной площади (главного объекта), в этом случае посетители не заостряют внимание на второстепенных объектах показа. Длинный маршрут – путь, включающий все объекты показа. Такой маршрут подходит для неспешной прогулки.

Схема принципа сценарного моделирования тематического парка.

Рисунок 1. Схема принципа сценарного моделирования тематического парка.

Расположение объектов в парках с иерархичной структурой может происходить по нарастающей: когда объекты располагаются по принципу последовательного роста эмоционального напряжения, значимости[12].

Анализ тематических парков позволил выявить их основные планировочные структуры (таблица 1):

1. «Инвариант» (закрытая) — это самая ранняя и самая логичная структура. Объекты размещены относительно главной оси. Структура «Инвариант» не предусматривает развития в пространстве, характеризуется закрытостью границ и иерархией тематических зон и объектов показа.

Движение имеет четкую направленность. В парках с такой композицией есть главный вход, главная площадь — место, вокруг которого концентрируются различные функции и объекты показа. Часто на главной площади располагается башня, замок или другая пространственная доминанта — как обозначение центра парка. В качестве композиционного центра может также использоваться водоем, вокруг которого сосредотачиваются объекты (парк Epcot).

Планировочная структура «инвариант» присуща классическим регулярным садам и паркам (Версаль). Эта планировочная структура самодостаточна, в ней отсутствует стремление выйти во внешнюю среду[10].

2. Универсальная структура (открытая). Такая композиция строится на приеме перетекающих пространств. Объекты свободно располагаются в пространстве. В парках с универсальной планировочной структурой нет иерархии. Развитие композиции ориентировано во внешнюю среду.

3. Супрематическая (абстрактная) структура, вдохновленная искусством 1920-х гг. В такой планировочной схеме используются простые геометрические фигуры, объемы и линии, создающие художественную композицию. В супрематической структуре отсутствует иерархия.

4. Гибкая структура (открытая). Развитие пространства ориентировано во внешнюю среду. Имеет несколько осей движения и подцентров, в которых группируются объекты показа. Такая структура может достраиваться в пространстве и изменяться.

Таблица 1.

Основные планировочные структуры тематических парков

«инвариант» универсальная супрематическая гибкая

Условные обозначения:

Рассмотрим основные планировочные структуры на примере тематических парков зарубежного и отечественного опыта.

1. «Инвариант». Структуру первого типа имеют такие парки, как Диснейленд и Epcot.

2. Универсальная структура.

3. Супрематическая (абстрактная) структура.

4. Гибкая структура.

При формировании тематического парка важными критериями являются единство функционально-планировочной структуры и единство стиля. На общее впечатление посетителей влияет визуальное восприятие парка, включая участки между объектами показа, гармоничное соотношение масштабов человека и элементов парка, сочетание плоскостей и объемов.

Для поддержания целостности тематического парка необходимо скрыть служебные объекты и переходы между зонами[5]. Для маскировки может использоваться рельеф, растительность или декорации.

Большое значение в тематических парках имеет рельеф и водоемы. В планировочной структуре «инвариант» водоем часто организуется в центре парка (парк Эпкот).

Тематические парки могут сильно различаться по площади. Сад космических размышлений занимает 16,2 Га, а парк Epcot — 121 Га.

В тематических парках могут быть представлены различные по важности объекты показа. Парк может быть построен на основе одного значимого подлинного объекта исторического наследия, а остальные объекты являются дополнительными, например, парки Puy du Fou и Томская писаница. В парках Кейсария и Superkilen нет иерархии объектов показа.

При организации тематического парка необходим комплексный подход с целью сохранения самобытности, аутентичности, идентичности и исторических ресурсов городской рекреационной среды[10].

Тематические парки со сказочно-мифологическим сюжетом обычно имеют планировочную структуру «инвариант» с главной площадью и четким зонированием. Рассмотренные научно-технические парки, как правило, имеют супрематическую структуру. Исключением является парк Epcot. Исторические парки могут иметь универсальную с последовательным расположением объектов или гибкую структуру. Парки с культурно-этническим сюжетом могут быть, как универсальными по структуре, так и гибкими.

Комплексная оценка проектных подходов показала, что наиболее часто для организации тематического парка применяется открытая гибкая структура с несколькими узлами. Такая структура может развиваться во времени и пространстве.

1. по темам различают в основном 4 вида парков – это сказочно-мифологические, научно-технические, исторические и культурно-этнические.

2. по площади тематические парки бывают различные, начиная от маленьких площадью всего в 2-10 га и до огромных площадью в 1000 га.

3. При проектировании тематических парков используется сценарный подход, т.е. продумывают не только маршрут следования посетителей, но и постоянную смену эмоций посетителей. Другими словами используют прием как в литературе или музыке с наличием завязки, развития действий, кульминации и развязки. Вход в парк – это начало пути, завязка. Путь между объектами — развитие действия. Главный объект — это кульминация. Выход – это развязка.

Различают 4 вида планировочных структур тематических парков. Это инвариант, универсальная, супрематическая (или абстрактная) и гибкая.

1. «Инвариант» (закрытая) — объекты размещены относительно главной оси. Структура «Инвариант» не предусматривает развития в пространстве, характеризуется закрытостью границ и иерархией тематических зон и объектов.

Движение имеет четкую направленность. В парках с такой композицией есть главный вход, главная площадь — место, вокруг которого концентрируются различные функции и объекты. Часто на главной площади располагается башня, замок или другая пространственная доминанта — как обозначение центра парка. В качестве композиционного центра может также использоваться водоем, вокруг которого сосредотачиваются объекты.

 

2. Универсальная структура (открытая). Такая композиция строится на приеме перетекающих пространств. Объекты свободно располагаются в пространстве. В парках с универсальной планировочной структурой нет иерархии. Развитие композиции ориентировано во внешнюю среду.

 

3. Супрематическая (абстрактная) структура, вдохновленная искусством 1920-х гг. В такой планировочной схеме используются простые геометрические фигуры, объемы и линии, создающие художественную композицию. В супрематической структуре отсутствует иерархия.

 

4. Гибкая структура (открытая). Развитие пространства ориентировано во внешнюю среду. Имеет несколько осей движения и подцентров, в которых группируются объекты. Такая структура может достраиваться в пространстве и изменяться.

 

Также я выявила зависимость планировочных структур от темы парка. Тематические парки со сказочно-мифологическим сюжетом обычно имеют планировочную структуру «инвариант» с главной площадью и четким зонированием. Рассмотренные научно-технические парки, как правило, имеют супрематическую структуру. Исторические парки могут иметь универсальную с последовательным расположением объектов или гибкую структуру. Парки с культурно-этническим сюжетом могут быть, как универсальными по структуре, так и гибкими.

 

4. По расположение в структуре города тематические парки в мире и в России резко различаются. В других странах тематические парки чаще всего располагаются за городом, а точнее между несколькими крупными городами. В России тематические парки располагаются в городе.

 

5. Чаще всего в других странах парки развлечений работают круглый год благодаря менее суровым климатическим условиям. В России сезонность становится проблемой, так как зимой аттракционы не только не приносят прибыль, но требуют больших затрат на содержание. Решается эта проблема либо строительством крытого парка развлечений, либо заменой зимой летних аттракционов катком или горками.

6. Количество тематических зон может быть от 2 и доходит даже до 16. Разделяют зоны либо по подтемам основной темы парка, либо просто по возрастной категории. 

7. Количество аттракционов может быть от 20 и доходит даже до 100.

8. Необходимое количество посетители оценить сложно, это зависит от известности парка. У малоизвестных тематических парков количество посещений в год составляет примерно 300 тыс. человек, у таких известных парков как «Диснейленд»– 15 млн. чел. 

 

1.2. Анализ тематических парков развлечений

Анализ зарубежных аналогов

В настоящее время в мире существует около 1300 тематических парков развлечений.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.