Тема № 3. Композиция в натюрморте. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема № 3. Композиция в натюрморте.

2020-11-03 198
Тема № 3. Композиция в натюрморте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи: знакомство с основами композиции и правилами постановки натюрморта

-композиция натюрморта должна состоять из предметов,

тематически связанных между собой.

- в состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету

- предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг, друга

- в композиции должен быть композиционный центр.

его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.

-изучить роль светотени в передаче эмоциональной выразительности художественного образа [8,15].

(положение источника света бывает – фронтальным, боковым, контражурным)

Практическое задание:

1.Используя графические приемы, знакомые с прошлых уроков, и основы композиции натюрморта изобразить натюрморт, передав в нем лиричность, спокойствие, задумчивость (линия плавная, светотень спокойная)

2. Решить натюрморт в напряженном настроении (линия, светотень резкая)

[прил. № 6].

Материалы: бумага, мягкие графические материалы (уголь, соус, сангина)

Зрительный ряд: И. Машков. Снедь московская; П. Кончаловский. Сухие краски; Ж.-Б.-С. Шарден. Натюрморт., В. Стожаров. Натюрморт с рябиной., Натюрморт с хлебом. [прил. № 5].

 

Тема № 4. Тематический натюрморт.

Задачи: выбирается тема для натюрморта: «восточный», «музыка», «завтрак», «кухонный стол», «наш сад», «театр», т. д.

проработка в эскизах нескольких вариантов композиционного решения в различных форматах, в разных тоновых и светотеневых решениях; поиск основного решения

познакомить учащихся со свойствами поверхности бумаги

(фактура бумаги служит выразительным средством изображения)

формирование навыков работы в графической технике

формирование навыков грамотного размещения композиции на плоскости

сформировать умение в создании тематического натюрморта

Практическое работа: используясредства выразительности графики изобразить тематический натюрморт [прил. № 7].

Материалы: бумага формата А2, графические мягкие материалы (соус, уголь, сангина, пастель (ограниченная палитра, 2-3 цвета)

 

Предполагаемые результаты.

В результате изучения темы «Композиция графического натюрморта» у учащихся сформируются первоначальные творческие способности: творческое мышление и творческое воображение. Сформируется способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового. Разовьётся его внутренний, деятельностный потенциал, способность быть автором, творцом, активным создателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы достижения цели.

  В результате изучения темы «Композиция графического натюрморта» ученики должны:

Знать:

- понятие графики, виды и выразительные средства графики

- материалы и техники используемые в графике

- приемы построения композиции в графике

- значение ритма как одно из важнейших средств выразительности

композиции

- значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей  

в жизни человека

- основы композиции и правила постановки натюрморта

- роль светотени в передаче эмоциональной выразительности

художественного образа

- понятие о последовательности работы над композицией

Уметь:

- владеть графическими выразительными средствами - линией,  штрихом, пятном.

- грамотно размещать композицию на плоскости

- рациональный выбор формата и размера изображения в 

композиции

- использовать средства выразительности графики,

соответствующие композиционному замыслу, в создании

художественного образа

В результате обучения по данной теме у учащихся будут сформированы:

- представления о графике, о натюрморте – об искусстве, которое обладает специфическим языком, основными художественными средствами которого являются линия и пятно через актуализацию эмоциональных связей человека с искусством; уважение и интерес к искусству графике.

- представления о роли жанра искусства натюрморта, основ композиции и правил постановки натюрморта, навыки использования знаний и умений в повседневной жизни.

- представления о традициях и красоте России на примерах региональной культуры; любовь к родному краю, к родной природе и бережное отношение к ней.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде  проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр.

   Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании триместра. Оценки ученикам выставляются и по окончанию триместра.

Перечень учебно-методического обеспечения.

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные учебными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, альбомы и книги о натюрморте, о искусстве графики, плакаты, фонд работ учащихся;

- демонстрационные: натюрмортный фонд.

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видео фильмы, учебные кинофильмы.

Оборудование:

- столы

- мольберты

- стулья

Материалы:

- бумага

- карандаши

- черная гелиевая ручка,

- мягкие графические материалы

- цветная бумага (черноного и белого цвета)

- клей

-ножницы

Методические рекомендации.

     Предлагаемая методическая разработка не готовый поурочный план. Это лишь перечень примерных заданий с указанием методических особенностей их выполнения. Допустимо также и некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те или иные задания, и количества заданий, в зависимости от успеваемости группы.

     Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Разработка предлагает следующую схему этапов выполнения композиции:

1. Обзорная беседа о предлагаемых темах.                                              

2. Выбор сюжета и техники исполнения.                            

3. Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.

4. Тональные форэскизы.

5. Упражнения, по законам композиции, по техникам исполнения.

6. Варианты тонально-композиционных эскизов.

7. Выполнение работы на формате в материале.

Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.

Список литературы.

 

1. Баррингтон Б. Рисуем натюрморт. Эксмо-Пресс, 2011

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989

3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. – М.: Владос, 2008

4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство,1984.

5. Сокольникова Н.М. Основы композиции.5-8 классы. – Обнинск. Издательство «Титул», 1996.

6. Сокольникова Н.М. Основа рисунка. 5-8 классы. – Обнинск. Издательство «Титул», 1996.

7. Кашекова И. Окно в мир вещей. Предметы на подоконнике// Искусство в школе., 2004. № 2.

8. Кашекова И. Жанр натюрморта// Искусство в школе. 2003. № 6.

9. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Изд. центр «Владос», 2004.

10. Обухов В.М. История Жанров. Натюрморт. М.: Изд-во «Галарт»,2002.

11. Пучков А. С. Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982.

12. Программа для художественных отделений детских школ 

искусств рисунок, живопись, станковая композиция         (1-4 классы). (авторы А.А. Дмитриева, А.А. Щербакова)

13. Ракова М.М. Русский натюрморт конца 19 - начала 20 века. М.,1970.

14. Сокольникова Н.М. Основы композиции.5-8 классы. – Обнинск. Издательство «Титул», 1996.

15. СокольниковаН.М. Основа рисунка. 5-8 классы. – Обнинск. Издательство «Титул», 1996.

16. Чичканова Т.А. Учебный натюрморт в начальной школе. Методическое пособие для студентов. Самара: Изд. СГПУ,2005.

17. Школа изобразительного искусства. В 10-ти выпусках. Выпуск №2. М.: Изобразительное искусство,1988.

 

Приложение № 1.

     
 


ЛИНИЯ.

 

 

  А. Матисс.                                                                А. Матисс.

     Натюрморт. 1947                                                     Натюрморт.

ШТРИХ.

 

 Е. И. Дергилева. Яблоки и                                  Н.Н Коротков. Раковины-1.                               аптечная склянка. 1985. Офорт.                          1985. Карандаш.

                                                             

                                                                        

 

 

 

Дж. Моранди.                                                Рембрандт.Ракушка.1650. Офорт. Натюрморт с кофейником. 1933.                 Офорт.

 

ЛИНИЯ И ШРИХ.

     
 

 

 


Ю.С. Грачев. Уголок кухни.1961.              Ван Гог. Спальня. 1888.

Бумага, карандаш.                                      Тушь, перо

     

 

 


Ю.С. Грачев. Светлый день. 1975.        А.В. Ганин Завтрак в деревне.1985.

Карандаш.                                               Тушь, перо.

                                         

ЛИНИЯ И ПЯТНО.

 

 

   В.А Фаворский.                                        А. Матисс

Комната О.В.Фаворской. Графика                     Интерьер.1948.Тушь,кисть                 

 

ПЯТНО И ШТРИХ

 

 

 


Дж. Моранди.

Натюрморт с вазами на столе. 1931.

Офорт.

 

 

ЛИНИЯ, ШТРИХ, ПЯТНО.

 

 

 


В. А. Фаворский.

Натюрморт с книгами.1919.

Гравюра на дереве.

 

Приложение № 2.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.