Статистика стран по золотовалютному резерву — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Статистика стран по золотовалютному резерву

2020-11-03 70
Статистика стран по золотовалютному резерву 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Страна Золотовалютный резерв
Австралия $26.91 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Австрия $18.22 млрд. (2006 г. прогноз)
Albania $2.248 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Algeria $110.6 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Angola $11.33 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Argentina $46.12 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Armenia $1.646 млрд. (декабря 2007 г. прогноз)
Azerbaijan $4.273 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Bahrain $4.101 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Bangladesh $5.515 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Barbados $620 млн. (2007 г.)
Belarus $2.469 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Belgium $16.51 млрд. (2007 г. прогноз)
Belize $109 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Benin $1.209 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Bolivia $5.307 млрд. (31 October 2007)
Bosnia and Herzegovina $4.525 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Botswana $9.79 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Brazil $180.3 млрд. (31 декабря 2007)
Болгария $17.38 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Burkina Faso $1.029 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Burma $2.268 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Burundi $176.2 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Cambodia $2.143 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Cameroon $2.934 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Canada $39.31 млрд. (2007 г. прогноз)
Cape Verde $348 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Chad $997.3 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Chile $16.84 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
China $1.534 триллион (31 декабря 2007 г. прогноз)
Colombia $20.95 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Congo, Republic of the $2.197 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Costa Rica $4.114 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Cote d'Ivoire $2.519 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Croatia $13.67 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Cuba $4.247 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Cyprus $6.507 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Czech Republic $34.59 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Denmark $34.32 млрд. (2006 г. прогноз)
Dominican Republic $2.562 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Ecuador $3.521 млрд. (30 November 2007 г. прогноз)
Египет $31.37 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
El Salvador $2.198 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Equatorial Guinea $3.837 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Eritrea $22.66 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Estonia $3.27 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Ethiopia $1.261 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
European Union $NA
Finland $7.804 млрд. (2007)
France $98.24 млрд. (2006 г. прогноз)
Gabon $1.236 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Gambia, The $142.8 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Georgia $1.361 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Germany $136.2 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Ghana $2.837 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Greece $3.658 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Guatemala $4.139 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Guinea $122 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Guyana $324 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Haiti $370 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Honduras $2.545 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Hong Kong $152.7 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Hungary $24.05 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Iceland $2.436 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
India $275 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Indonesia $56.92 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Iran $64.46 млрд. (2007 г. прогноз)
Iraq $25.66 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Ireland $926.2 млн. (2006 г. прогноз)
Israel $28.52 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Италия $94.33 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Jamaica $1.905 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Japan $954.1 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Jordan $7.929 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Kazakhstan $17.39 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Kenya $3.355 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Korea, South $262.2 млрд. (31 декабря 2007)
Kosovo $NA
Kuwait $16.78 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Kyrgyzstan $1.177 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Laos $541 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Latvia $5.758 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Lebanon $20.55 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Lesotho $879 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Libya $79.6 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Lithuania $7.721 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Luxembourg $205.5 млн. (2006 г. прогноз)
Macedonia $2.219 млрд. (31 декабря 2007)
Madagascar $821 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Malawi $217 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Malaysia $101.1 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Malta $3.694 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Mauritius $1.822 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Mexico $87.19 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Moldova $1.334 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Montenegro $NA
Morocco $24.29 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Mozambique $1.445 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Namibia $896 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Netherlands $23.9 млрд. (2006 г. прогноз)
New Zealand $17.25 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Nicaragua $1.103 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Nigeria $51.33 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Norway $60.84 млрд. (2006 г. прогноз)
Oman $9.524 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Pakistan $15.69 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Panama $1.935 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Papua New Guinea $2.108 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Paraguay $2.463 млрд. (31 декабря 2007)
Peru $27.78 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Philippines $33.71 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Poland $65.75 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Portugal $11.55 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Qatar $9.788 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Romania $37.24 млрд. (31 декабря 2007)
Россия $476.4 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Rwanda $517 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Samoa $70.15 млн. (FY03/04)
Sao Tome and Principe $34.6 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Saudi Arabia $34.01 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Senegal $1.66 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Serbia $14.22 млрд. (2007 г. прогноз)
Seychelles $41.61 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Singapore $163 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Slovakia $18.98 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Slovenia $5.643 млрд. (30 September 2007 г. прогноз)
South Africa $32.98 млрд. (31 декабря 2007)
Spain $19.05 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Sri Lanka $3.417 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Sudan $1.378 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Suriname $263.3 млн. (2006)
Swaziland $762.7 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Sweden $28.02 млрд. (2006 г. прогноз)
Switzerland $64.5 млрд. (2006 г. прогноз)
Syria $6.039 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Taiwan $274.7 млрд. (31 декабря 2007)
Tajikistan $235 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Tanzania $2.908 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Таиланд $87.46 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Togo $356 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Tonga $40.83 млн. (yearend)
Trinidad and Tobago $6.761 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Tunisia $7.854 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Турция $76.51 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Turkmenistan $5.173 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Uganda $2.1 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Ukraine $32.48 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) $76.62 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
United Kingdom $57.3 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
United States $70.57 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Uruguay $4.112 млрд. (декабря 2007 г. прогноз)
Uzbekistan $6.75 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Vanuatu $40.54 млн. (2003)
Venezuela $33.48 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Vietnam $19.74 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Yemen $7.76 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Zambia $1.09 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Zimbabwe $120 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)

Возможные направления и способы использования

В трехлетнем бюджете на 2008-2010 гг. была подтверждена ненормальность накоплении избыточных денежных средств в Стабилизационном фонде, реорганизованном ныне в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Треть этих фондов - 1 трлн. руб. - предусматривается направить на нужды народного хозяйства и населения страны. Однако о необходимости и возможности подобного использования ЗВР, величина которых в четыре раза превышает суммарный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, ни в послании Президента, ни в трехлетнем бюджете не сказано ни слова. Между тем ЗВР стремительно растут (лишь за январь-август 2007 г. они возросли на 112 млрд. долл.) и к концу текущего года, видимо, приблизятся к отметке 500 млрд. долл.

Проблема использования излишков ЗВР в мире решается по-разному. В странах Ближнего Востока значительная часть огромных рентных доходов государств - поставщиков нефти на мировой рынок не оседает в золотовалютных резервах, а направляется в социальную сферу, обеспечивая повышение доходов населения, высокий уровень бытовых услуг, здравоохранения, образования. Благодаря хорошим перспективам нефтедобычи им не приходится создавать значительные запасы финансовых ресурсов, фонды будущих поколений и т. п. В большинстве индустриально развитых стран Европы и в США наращивания финансовых резервов также не наблюдается. В них ЗВР существенно меньше, чем в России, что объясняется устойчивостью, сбалансированностью их социально-экономического развития и мирохозяйственных связей, а также, по-видимому, тем, что они сами являются источником СКВ.

Находящиеся в обороте деньги - денежная база - в этих и других развитых странах многократно превышают их ЗВР. Причина очевидна: использование ЗВР в хозяйстве выгоднее их накапливания. В России дело обстоит иначе: денежная база — «работающие» деньги — намного меньше ЗВР.

Основная цель управления золотовалютными резервами - достижение приемлемых значений показателей ликвидности и доходности. Такая задача оказывается достаточно сложной для любого финансового института, особенно для ЦБ РФ. В соответствии с Законом о Центробанке извлечение прибыли не является целью его деятельности, и он не может оправдать потери средств, вложенных в высокорисковые активы. Однако фактически прибыль он получает, что отражается в его отчетах. Поскольку в последние годы в бюджет перечисляется 80% прибыли Центробанка, можно ставить вопрос о максимизации бюджетных доходов от использования резервов. Например, в 2003 г. в федеральный бюджет перечислено 29,8 млрд. руб. из 37,2 млрд. руб. годовой прибыли.

Центробанк России ставит перед собой задачу обеспечения доходности активов, но оценить доходность использования им резервов довольно трудно. В настоящее время закрыта информация о структуре золотовалютных резервов по видам валют и активов, в которые вложены его средства, а также по странам - эмитентам соответствующих финансовых инструментов. Некоторые косвенные данные о них можно получить при анализе годовых отчетов Банка России и других подобных документов. Судя по ним, напрашивается вывод, что размещение резервов на счетах в иностранных банках приводит к значительной упущенной выгоде.

Определить доходность вложений резервов в иностранные ценные бумаги невозможно, поскольку процентные доходы по ценным бумагам не подразделяются на доходы по ценным бумагам иностранных и российских эмитентов. Однако известно, что доходность вложений средств в краткосрочные государственные ценные бумаги, например, США, составляет 1-2% годовых. Доля долговых обязательств иностранных эмитентов, номинированных в долларах, равнялась 84,5% их общей величины.

Таблица 2

Доходность государственных ценных бумаг США (в % годовых)

  Год I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
3 мес. 2002 2003 2004 1,68 1,19 0,90 1,72 1,19 0,92 1,75 1,18 0,93 1,75 1,17 0,94 1,75 1,15 0,96 1,75 1,11 1,01 1,74 1,08 1,06 1,73 1,07 1,12 1,72 1,06 1,71 1,05 1,67 1,04 1,63 1,03
2 года 2002 2003 2004 3,02 1,74 1,76 3,02 1,69 1,75 3,19 1,64 1,69 3,26 1,64 1,79 3,26 1,59 1,93 3,22 1,53 2,06 3,12 1,52 2,14 2,98 1,56 2,19 2,88 1,57 2,77 1,59 2,70 1,62 2,62 1,65
5 лет 2002 2003 2004 4,34 3,05 3,13 4,32 2,98 3,10 4,45 2,91 2,98 4,51 2,91 3,09 4,51 2,83 3,23 4,46 2,73 3,34 4,36 2,75 3,39 4,21 2,83 3,41 4,07 2,86 3,95 2,90 3,88 2,93 3,80 2,96
10 лет 2002 2003 2004 5,03 4,05 4,16 4,98 3,98 4,12 5,08 3,92 4,01 5,11 3,93 4,10 5,12 3,85 4,22 5,10 3,76 4,30 5,03 3,79 4,33 4,92 3,87 4,32 4,81 3,91 4,71 3,95 4,66 3,98 4,60 4,01

Доходность краткосрочных государственных ценных бумаг США сопоставима с темпами инфляции в этой стране, составившей в 2002 г. 1,3%, в 2003г. - 2,5%, за 7 месяцев 2004 г. - 2,0% в годовом выражении (рассчитано по данным табл. 3).

Если элиминировать влияние инфляции, то реальная доходность государственных ценных бумаг США со сроками погашения 3 месяца и 2 года в 2003-2004 гг. оказывается отрицательной. Только приобретая облигации со сроком 5 лет и более, можно рассчитывать на получение реального дохода в 1-2% годовых. Структура резервов по срокам поступления средств от приобретенных инструментом должна обеспечивать погашение госдолга согласно его временной структуре.

Таблица 3

Индекс потребительских цен в США (в % годовых)

Год I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
2002 2003 2004 1,1 2,6 1,9 1,1 2,8 1,8 1,3 2,9 1,8 1,3 2,7 1,9 1,3 2,6 2,1 1,3 2,5 2,3 1,3 2,4 2,4 1,4 2,4 2,4* 1,4 2,4 1,4 2,4 1,5 2,3 1,6 2,3

Эта задача особенно актуальна в период кризиса, чтобы предотвратить ситуацию, когда российское правительство не сможет заплатить очередной транш по государственному долгу из-за неликвидности международных резервов, даже крупных по объему. Вложение средств в более «короткие» активы, естественно, снижает их доходность (см. табл. 2), хотя даст возможность повысить ликвидность. Поэтому досрочный выкуп краткосрочных долгов является первоочередной задачей управления государственным долгом и международными резервами.

Процентные ставки по еврооблигациям российского правительства гораздо выше доходности государственных ценных бумаг. Вложение средств ЦБ России в них, несомненно, повысило бы доходность его активов.

Например, если временно потребность в резервах снижается, часть резервов можно перевести в обычные активы и использовать для получения доходов. Разумеется, игра на бирже для него непозволительна, но вложение средств (через систему рефинансирования) в кредитование российских экспортных проектов за рубежом (при наличии гарантии правительства) было бы более выгодным зрения создания высокодоходных среднесрочных активов.

Остается актуальной также проблема оптимизации структуры по видам валют, в которых номинированы международные резервы, поскольку часть золотовалютных резервов должна размещаться иностранные активы. При этом должны быть исключены потери от переоценки валютных активов ЦБ РФ из-за взаимных колебаний курсов доллара и евро.

Для устранения подобных рисков структура резервов должна соответствовать валютной структуре внешнего госдолга. Тогда убытки (прибыли) при изменении курса доллара к евро по резервам будут в основном компенсироваться прибылями (убытками) по государственным долгам. При равенстве резервов и внешнего госдолга компенсация будет полной. При приобретении Банком РФ долгов российского правительства, если долг номинирован в долларах и его курс относительно рубля упал, правительство уменьшает платежи Банку РФ в рублевом выражении. При этом прибыль последнего соответственно снижается, и он сокращает платежи в федеральный бюджет. Кроме приведения валютной структуры резервов в соответствие с валютной структурой внешнего госдолга, необходимо также перейти к котировке рубля и учету резервов и государственного долга в условной валютной единице, котируемой относительно «корзины валют» со структурой государственного долга.

В целом должна быть повышена транспарентность управления резервами и эффективность их использования. Но пока, как отмечалось выше, структура резервов по странам и видам инструментов неизвестна. Она публикуется в общем виде, недоступном для анализа доходности инструментов, в которые размещаются резервы. Известно лишь, например, что в 2003 г. ЦБ России увеличил остатки средств на корреспондентских счетах, предоставленные кредиты и депозиты, размещенные в банках резидентах, обусловленные увеличением резервов, на 452,3 млрд. руб. Кроме того, его вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов на 01.01.2004 г. составили 1144,4 млрд. руб., или за год увеличились на 341,9 млрд. руб. Прибыль Банка сократилась при этом с 50 млрд. руб. в 2002 г. до 37,3 млрд. руб. в 2003 г.

Очевидно, при оптимизации структуры резервов по странам и видам инструментов и свопе части резервов на кредиты иностранных государств российскому правительству значительно возрастут доходы от активов Банка России. При реализации предлагаемого подхода к управлению международными резервами прибыль может увеличиваться на десятки миллиардов рублей в год, соответственно будет повышаться и та ее часть, которая перечисляется в федеральный бюджет.

  Направления рационального использования

Временные рамки безболезненной абсорбции экономикой избыточных ЗВР можно определить весьма приблизительно из-за многих непредсказуемых факторов: колебаний потребности в ЗВР в связи с коңюнктурой мирового рынка, изменений в геополитической сфере, в социально-политических условиях поддержания стабильности российского общества и государства. В таблице 4 представлены наши оценки минимальной потребности России в ЗВР.

Таблица 4

Минимальная потребность России в ЗВР (млрд долл)

Потребности 2007 г. 2010 г.
на покрытие шестимесячного импорта 85 130
На обеспечение внешнего госдолга 45 45
На поддержку корпоративных внешнеэкономических обязательств 85 45
Прочие 20 20
Итого 235 240

Указанная потребность по первым двум позициям увязана с трехлетним бюджетом на 2008-2010 гг. Часть ЗВР на поддержку корпоративных внешних заимствований определена в первом приближении из расчета 50-процентного участия государства в суммарном акционерном капитале корпораций и покрытии половины их задолженности в случае дефолта за счет ЗВР. Эта часть должна снижаться вследствие предполагаемого постепенного выхода государства из капитала частных и смешанных корпораций. Таким образом, рост потребности в ЗВР в рассматриваемом периоде связан в основном с планируемым увеличением импорта.

Продолжение стратегии наращивания ЗВР без их использования на нужды экономики и социальной сферы приведет, согласно условному расчету, приближенному к действующие тенденциям, к увеличению ЗВР страны в 2007 г. до 500 млрд долл., в 2008 г. — до 600 млрд, в 2009 г. — до 700 млрд, в 2010 г. — до 800 млрд долл. Постепенное снижение прироста ЗВР за счет экспорта продукции нефтегазового комплекса может быть компенсировано путем наращивания экспорта продукции других отраслей: цветной и черной металлургии, машиностроения, включая экспорт вооружений, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности и др. К сожалению, экспортный потенциал этих производств при составлении бюджета страны учитывается недостаточно.

Следовательно, избыточные по сравнению с минимально достаточным - не уменьшаемым уровнем ЗВР финансовые ресурсы составят в 2007 г. (500-235) - 265 млрд., в 2010 г. (800-240) -560 млрд. долл.

Очевидно, одномоментного вливания столь крупных финансовых ресурсов в российскую экономику допустить нельзя. Оно должно быть строго дозированным и целенаправленным, иначе может произойти разбалансировка экономического организма с нежелательными последствиями, прежде всего раскручиванием гиперинфляции, обострением симптомов «голландской болезни» и т. п. По нашим расчетам, избыточные ЗВР могут быть эффективно восприняты экономикой в течение пяти лет. Не будем забывать и о ресурсах Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые предполагается частично использовать для решения актуальных инвестиционных и текущих задач. Вклад средств из указанных фондов и избыточных ЗВР в развитие страны может и должен стать существенно большим, чем предполагается сейчас. И альтернативы этому нет, ибо для реализации национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», решения демографической проблемы и проблем жилищно-коммунального хозяйства, строительства современных автодорог, преодоления бедности и т. п. средств, ассигнованных в бюджете на 2007 г. и в трехлетием бюджете на 2008-2010 гг., явно недостаточно.

О масштабах нехватки нынешних бюджетных средств особенно наглядно свидетельствует ситуация с национальным проектом «Здоровье». Спустя 1,5 года после начала его реализации состояние здравоохранения остается плачевным. Так, по данным выдающегося российского кардиохирурга, председателя Комиссии по формированию здорового образа жизни Общественной палаты РФ академика Лео Бокерия, 56,4% смертей в нашей стране вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями: ими страдают 22 млн. россиян. Чтобы достичь мировых стандартов в лечения названных болезней, нужно ежегодно делать 142 тыс. операций на открытом сердце. В 2006 г. удалось осуществить лишь 24 тыс. - 17% необходимого их количества. Причина здесь все та же - нехватка финансирования. На одну операцию ниши хирурги получили от государства 4 тыс. долл., на все 24 тыс. - около 100 млн. долл., а общая потребность в финансировании составляет ежегодно 600 млн. долл.

Не лучше обстоит дело и с лечением других заболеваний. По данным бывшего главы Минздравсоцразвития М.Зурабова, потребность в выполнении операций опорио-двигательной системы и по профилю травматологии удовлетворяется лишь на 14%, по нейрохирургическому профилю - на 11-12%.

Неотъемлемой составной частью национального проекта «Здоровье» является программа дополнительного льготного обеспечения (ДЛО) лекарствами малоимущих граждан. Программа ДЛО систематически не выполняется. Как и в других областях, основная причина этого — недофинансирование. В конце апреля 2007 г. дефицит программы составил 40 млрд. руб. При нынешнем уровне финансирования к 2008 г. задолженность по программе ДЛО достигнет 80 млрд. туб. Нехватка лекарств влечет за собой повышение смертности, что отрицательно называется на демографии, а стало быть, и на экономике страны.

Так, против тяжелого заболевания крови - лейкемии имеется единственное эффективное лекарство - гливек, месячный курс лечения которым стоит 100 тыс. руб. - сумма, бедным не доступная. Вследствие ограниченности выделяемых средств программа ДЛО вообще не включает дорогие, эффективно действующие лекарства.

Наряду с отставанием медицины и фармакологии на смертность в России существенно влияет состояние инфраструктуры, и в частности обеспеченность автодорогами. Даже в центральной части страны плотность автодорог в три раза ниже, чем во Франции, и в 2,5 раза ниже, чем в США. России не хватает 2 млн км дорог. Во многом по причине плохих дорог в автоавариях в нашей стране погибает в среднем 35 тыс. человек в год - столько, сколько СССР потерял за всю афганскую воину 1979 - 1989 гг. Экономические потери от неудовлетворительного состояния дорожной сети оцениваются в 3% ВВП.

Последним президентским Посланием Федеральному собранию РФ на развитие улично-дорожной сети предусмотрено выделить дополнительно к первоначальным бюджетным ассигнованиям 100 млрд. руб. К сожалению, с учетом ее нынешнего состояния для решения накопившихся проблем выделенных средств явно не хватит.

Ежегодное дополнительное поступление 100 млрд. долл. на нужды экономики и населения России в корне изменит условия развития страны в обозримой перспективе и приведет к существенному повышению уровня жизни населения. Крупномасштабное использование в народном хозяйстве избыточных ЗВР будет также содействовать активному привлечению инвестиционных ресурсов бизнеса и граждан, которые получат реальные гарантии своим вложениям.

Предложения об использовании избыточных ЗВР для развития экономики и социальной сферы наталкиваются на жесткое сопротивление денежно-финансовых властей. Их аргумент - угроза инфляции. Но ведь именно накопленные финансовые ресурсы при рациональном их использовании позволят не только сдержать инфляцию, но и существенно ее снизить.

На инфляцию оказывают влияние, помимо расширения денежного предложения, и другие факторы, например рост внутренних цен на газ, электроэнергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и др. Даже увеличение вдвое личных доходов, не дотягивающих сегодня до прожиточного минимума, не привело бы к ее заметному росту, поскольку цены на многие товары потребительской корзины малоэластичны по спросу. Некоторое увеличение цен на них может быть компенсировано государственной дотацией за счет накопленных ЗВР.

Отдельные правительственные чиновники выступают против использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Однако в апрельском Послании Президента В. Путина Федеральному собранию РФ сказано: «... у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита». В нем не говорится, о каких именно резервах идет речь, но в письме профессора Б.Лавровского об этом сказано следующее: «...пенсионному фонду действительно грозит дефицит. Названную проблему вполне молено решить за счет доходов от управления золотовалютными резервами страны».

Излишки денежных ресурсов можно стерилизовать на основе расширения и большего разнообразия видов заимствований на федеральном и региональном уровнях, в том числе внедряемых с помощью банковской системы. Так, муниципальные займы на развитие и поддержание инфраструктуры могли бы в качестве инвесторов привлекать не только предприятия, но и жителей, которые непосредственно выиграют от местных инвестиций (улучшение дорог, систем связи и энергоснабжения, мелиорации и т. п.). Кроме того, систему заимствований следует диверсифицировать в интересах различных групп потенциальных инвесторов. Еще в прошлом веке С.Ю.Витте ввел новые виды ценных бумаг: бессрочные облигации, приносящие владельцам «вечный» доход, облигации, номинированные в различных конвертируемых валютах, позволяющие владельцу получать доход в любой из них.

Целесообразен сплит государственных ценных бумаг до номиналов, доступных рядовому вкладчику (такой опыт имеется в ряде стран). И, конечно, важно развивать систему гарантий заимствований под конкретные проекты, займов широкого спектра по срокам и условиям реализации. Банки могли бы использовать новые формы предоставления кредитов и возврата долгов, например путем конверсии региональных ценных бумаг в акции предприятий.

Не следует забывать, что инфляция тормозится не только ограничением эмиссии денег, но и отвлечением денежной массы из оборота в банковские долгосрочные вклады. Чтобы увеличить в банках удельный вес «длинных» денег, нужна решительная протекционистская политика государства. Наращивание «длинных» денег в кредитно-банковской сфере, ПИФах, пенсионных и других фондах возможно путем введения за счет ЗВР и других накопленных резервов льготных условий вложения средств физических и юридических лиц на длительные сроки: повышенных процентов по таким вкладам и гарантий страхования. Отметим в данной связи решение Сбербанка России, понизившего ставку по ипотечным кредитам до 10% в рублях и продлившего максимальный срок их предоставления до 30 лет.

Другое антиинфляционное направление использования накопленных финансовых средств можно реализовать, предоставляя малым и средним предприятиям с коротким (менее одного года) циклом производства и сбыта готовой продукции льготы из ЗВР на цели повышения ее качества и увеличения объема реализации. Для таких предприятий потребуется закупить за рубежом, современное высокопроизводительное оборудование, компоненты и расходные материалы, не производимые в России. Их можно передавать этим предприятиям по низким ставкам, с отсрочкой платежей до полного освоения мощностей либо за символическую плату при условии снижения цен на выпускаемую продукцию.

Большое значение имело бы увеличение финансирования приобретения за рубежом не выпускаемого в России технологического оборудования для строительства и промышленности строительных материалов, труб других изделий специального назначения, а также транспортных средств, сельхозтехники, минеральных удобрений, средств защиты растений, расширения семенного фонда и продуктивного стада сельскохозяйственных животных. Импорт указанных товаров и оборудования обеспечит опережающий рост производительности труда относительно повышения его оплаты. Подобный эффект может быть достигнут и за счет закупки за рубежом автоматизированных, высокопроизводительных технологических комплексов и предприятий, работающих на основе «безлюдных технологий» и представляющих минимальную угрозу с точки зрения увеличения инфляции.

Ежегодный стоимостной объем антиинфляционных мер при поступлении 100 млрд. долл. в год из ЗВР может быть оценен в 500 млрд. руб., что будет приблизительно соответствовать росту фонда зарплаты - основного инфляционного фактора (напомним, что удельный вес оплаты труда в ВВП России составляет менее 50%).

Наконец, нередко звучит вопрос что делать, если мы истратим накопленные резервы, а цены на нефть и газ резко упадут? Но в действительности мы предлагаем использовать лишь прирост финансовых ресурсов, поступающий сверх согласованной и законодательно утвержденной базы. Для надежности она оценивается нами «с запасом» - в значительно большем объеме, чем намечаемая правительством текущая и перспективная на ближайшие три года потребность в резервах.

К 2010 г. объем Стабфонда прогнозируется Минфином в размере 4,6 трлн. руб. При базовом, не уменьшаемом остатке в 1,6 трлн. руб. его прирост составит в перспективе около 110 млрд. долл. Таким образом, за четыре года общий прирост резервов достигнет 500 млрд. долл.

Основные направления использования избыточных ЗВР определяются национальными проектами, Посланием Президента РФ, федеральными программами и важнейшими приоритетами. Согласно трехлетнему бюджету, «главным из стратегических целей и приоритетов РФ правительство определило обеспечение достойной жизни для граждан». С учетом этого мы предлагаем примерную структуру и ориентировочные объемы среднегодового финансирования из ЗВР в размере 2,6 трлн. руб., или 100 млрд. долл. (см. табл. 5).

Таблица 5

Возможные направления использования избыточных средств ЗВР

Основания Направления использования средств Дополнительное финансирование, млрд руб.
Национальные проекты Сельское хозяйство Жилищное строительство Образование Здравоохранение 200 400 300 400
Послание Президента РФ Демография Оборонный комплекс 200 300
Федеральные программы Малые предприятия Наука Культура Спорт Туризм 100 50 50 50 50
Главный приоритет Обеспечение всем гражданам дохода не ниже прожиточного минимума 500
  Итого 2600

Конечно, сроки достижения многих важнейших целей выходят за пределы пятилетнего периода. Кроме того, большинство поставленных задач должно решаться перманентно. Поэтому приведенный выше расчет характеризует лишь первый этап глубоких структурных преобразований, модернизации России на основе рационального использования избыточных ЗВР, что позволит ей войти в число развитых стран.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.