Тема занятия: средства для наркоза (общие анестетики) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема занятия: средства для наркоза (общие анестетики)

2020-11-03 288
Тема занятия: средства для наркоза (общие анестетики) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема занятия: СРЕДСТВА ДЛЯ НАРКОЗА (ОБЩИЕ АНЕСТЕТИКИ)

Базисные разделы для повторения:: анатомическое строение головного мозга, жизненно-важные центры продолговатого мозга, синапс, понятие о барбитуровых и NMDA-рецепторах, кровоснабжение головного мозга, липофильность его тканей, явление потенцирования.

Вопросы и препараты для подготовки к занятию:

Препараты:

Ингаляционные наркозные средства: галотан (фторотан), энфлуран, севофлуран, азота закись;

Неингаляционные наркозные средства: тиопентал натрия, кетамин, пропофол (диприван), натрия оксибутират.

 

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Средства для наркоза. Определение понятия. Классификация.

2. История открытия и применения общих анестетиков (роль У.Мортона, Н.И. Пирогова, Н. П. Кравкова).

3. Характеристика стадий наркоза на примере эфирного наркоза.

4. Возможные механизмы действия общих анестетиков, понятие о широте наркозного (наркотического) действия.

5. Ингаляционные анестетики. Сравнительная характеристика препаратов по активности, скорости развития наркоза, мышечно-расслабляющим свойствам, последействию, влиянию на cepдeчнo-сосудистую систему и огнеопасности. Возможность применения ингаляционных общих анестетиков для наркотизирования детей и подростков. Побочные эффекты, их профилактика *.

6. Неингаляционные анестетики. Классификации по химической структуре и длительности эффекта. Пути введения. Особен­ности действия препаратов, необходимость соблюдения точности дозирования, выбора нужной  концентрации и скорости введения  общего анестетика при наркотизировании детей и подростков (опасность передозировки!)*. Побочные эффекты.

7. Комбинированное применение средств для наркоза (ингаляционных с неингаляционными, миорелаксантами, холиноблокаторами, наркотическими анальгетиками, антипсихотическими, анксиолитическими и др. средствами). Понятие о потенцированном наркозе и премедикации.

* - для педиатрического факультета.

Задания для подготовки практической части занятия

I. Выписать рецепты:

1. Тиопентал натрия

2. Кетамин

3. Натрия оксибутират

4. Пропофол

 

СРЕДСТВА ДЛЯ НАРКОЗА (ОБЩИЕ АНЕСТЕТИКИ)

МНН Торговое название Формы выпуска Способ применения
Галотан Halothanum Фторотан Phthorothanum Жидкость для ингаляций во фл. по 50 и 250 мл Для ингаляционного наркоза.
Энфлуран Enfluranum Энфлуран Enfluranum Жидкость для ингаляций во фл. по 125 и 250 мл Для ингаляционного наркоза.
Севофлуран Sevofluranum Севоран Sevoranum Жидкость для ингаляций во фл. по 100 и 250 мл Для ингаляционного наркоза.
Азота закись Nitro genium oxydulatum Азота закись Nitro genium oxydulatum Газ в металлических баллонах по 10 л Для ингаляционного наркоза
Тиопентал натрия Thiopentalum natrium Тиопентал натрия Thiopentalum natrium Порошок во фл. по 0,5 и 1 г В/венно медленно в виде 2,5% р-ра (1 г препарата растворить в 40 мл стериль. физ. р-ра).
Пропофол Propofol  Диприван Diprivanum Эмульсия 10мг/мл (1%) в амп по 20мл и фл. по 50мл   В/венно 2-2.5 мг/кг (для вводного наркоза с ИВЛ);  300 мкг/кг/ч (для седативного эффекта)
Кетамин Ketaminum Кетамина гидрохлорид Ketamin i hydrochloridum Калипсол Calypsol Р-р 50мг/мл (5%) в амп. по 2, 5 и 10мл Р-р 5% в амп. по 2, 5 и 10мл   В/венно медленно 0.5-4.5 мг/кг, В/мышечно - 4-13 мг/кг
Натрия оксибат Sodium oxybate Натрия оксибутират Natrii oxibutyras Р-р. 200мг/мл (20%) в амп  по 5 мл   В/венно медленно по 70-120 мг/кг,  в/мышечно – 120-150 мг/кг,

Обучающие ситуационные задачи с эталонами ответов:

1. Выпишите средство для неингаляционного наркоза быстрого и короткого действия (10 мин.) с высокой анальгезирующей активностью для проведения кратковременных операций, не требующих миорелаксации. Оказывает угнетающее влияние на ассоциативную зону и подковые образования таламуса.

Rp: Sol. Ке tamini 5% - 10 ml

D.t.d. N 10 in amp.

S. В/в 3 мг на 1 кг массы тела медленно однократно.

2.Определите препарат:

Относится к группе неингаляционных наркозных средств, применяется для внутривенного наркоза, выпускается в виде стерильного порошка в герметически закрытых флаконах. При внутривенном введении наркоз наступает быстро без стадии возбуждения, возможно угнетение дыхательного центра. Токсичность резко повышается при увеличении концентрации раствора препарата. Особенностью фармакокинетики является способность накапливаться в жировой ткани. Его нельзя смешивать в одном шприце с суксаметония йодидом (дитилином), хлорпромазином (аминазином).

  (Ответ: Натрия тиопентал).

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: учебник. -10-е изд., испр., перераб. И доп. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 752 с.

Дополнительная литература.

1.Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.    Блок информации разработанной на кафедре

1. Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2011.- Ч. 1. – 170 с.

 

 


Утверждаю зав. каф. фармакологии, проф.      Г.П. Вдовина «___»______________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

 Методическая разработка для студентов

Курс - III семестр - V

Лечебный, педиатрический факультеты.

 

Факультет: педиатрический

                                                           

Факультет: педиатрический

1.Темазанятия: НАРКОТИЧЕСКИЕ АНАЛЬГЕТИКИ. НЕОПИОИДНЫЕ АНАЛЬГЕТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ. СРЕДСТВА, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЛЕКАРСТВЕННУЮ   ЗАВИСИМОСТЬ.

2. Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах опиоидных и неопиоидных анальгетиков центрального действия, настороженности в отношении опасности развития лекарственной зависимости.

3. Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию препаратов с использованием иллюстративного материала, определить показания и противопоказания к их применению, обратить особое внимание на опасность развития лекарственной зависимости от опиоидов, освоить выписывание препаратов.

Студент должен знать: МНН, торговые наименования и формы выпуска (некоторые с формой выпуска)  опиоидных и неопиоидных анальгетиков центрального действия, фармакологию и токсикологию группы, показания и противопоказания к их применению.

Студент должен уметь: анализировать эффекты обезболивающих средств в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи.

Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных средств данной фармакологической группы, в том числе детям и подросткам.*

Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20

4. Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь  выписывать рецепты на лекарственные средства по теме занятия, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия и навыками использования дополнительной литературы, а также интернет ресурсов.

Работа с методической разработкой кафедры по теме: « Наркотические анальгетики. Неопиоидные анальгетики центрального действия. Средства, вызывающие лекарственную звисимость.»

Базисные разделы для повторения:   ноцицептивная и антиноцицептивная системы, эндорфины, энкефалины, динорфины, опиатные рецепторы, их разновидности; ретикулярная формация, центры продолговатого мозга, их функция; эйфория, психическая и физическая зависимость; правила выписывания лекарственных средств с наркотическим действием.

Препараты и вопросы для подготовки к занятию:

Препараты:

Наркотические анальгетики (НА): морфин* (морфина гидрохлорид, морфилонг), тримеперидин* (промедол), фентанил* (фентанила цитрат), бупренорфин (бупренорфина гидрохлорид, норфин), налбуфин (налбуфин), буторфанол (буторфанола тартрат), трамадол (трамал);                                                                        Антагонисты наркотических анальгетиков: налоксон (налоксона гидрохлорид);

Неопиоидные анальгетики центрального действия: карбамазепин (тегретол), клонидин (клофелин),  кетамин (кетамина гидрохлорид).

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Анальгетики, определение понятия, классификация.

2.Опий. Структура и направленность действия его алка­лоидов. Классификация препаратов наркотических анальгетиков по происхождению (опиаты, опиоиды) и по характеру взаимодействия с опиатными рецепторами (агонисты, агонисты/антагонисты, антагонисты).

3. Механизм и локализация обезболиваю­щего действия наркотических анальгетиков. Роль опиатных рецепторов в реализации эффектов. Показания к применению. Возможность использования для нейролепт-, атарактанальгезии, перидуральной анальгезии.

4. Влияние на центры продолговатого мозга, ретикулярную формацию, гладкие мышцы, возможные показания и противопоказания к использованию. Опасность применения наркотических анальгетиков у детей до 3-х лет!

4. Сравнительная характеристика морфина и синтетических заменителей по активности, длительности действия, токсичности, побочным эффектам и показаниям к применению. Особенности  фармакокинетики наркотических анальгетиков у детей, деонтологические аспекты назначения их детям. Правила выписывания, хранения наркотических анальгетиков.

5. Острое отравление наркотическими анальгетиками. Помощь при нем. Налоксон.

6.Лекарственная зависимость, средства, её вызывающие. Общие представления о наркоманиях и токсикоманиях, в том числе среди подростков. Профилактика использования лекарственных средств в немедицинских целях.

7.Понятие об анальгетиках со смешанным (опиоидным – неопиоидным) действием (трамадол).  Механизмы обезболивающего эффекта карбамазепина, клофелина, кетамина. Отличие от наркотических анальгетиков. Показания к применению.

Задания для подготовки практической части занятия:

а) выписать рецепты:

1. Морфина гидрохлорид в ампулах.

2. Тримеперидин в таблетках и ампулах.

3. Фентанил в ампулах.

4 Бупренрфин в таблетках.

5. Трамадол в суппозиторях

6. Налоксон в ампулах.

б) уметь выбрать и выписать препараты для:

1) снятия болей при инфаркте миокарда

2) обезболивания родов;

3) снятия болей при злокачественных опухолях;

4) нейролептанальгезии;

5) помощи при остром отравлении наркотическими анальгетиками.

Факультет: педиатрический

 

Тема занятия: НЕНАРКОТИЧЕСКИЕ АНАЛЬГЕТИКИ (ННА).

СРЕДСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВЫВЕДЕНИЮ МОЧЕВОЙ КИСЛОТЫ (ПРОТИВОПОДАГРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА).

 

2. Значение изучения данной темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах ненаркотических анальгетиков и нестероидных противовоспалительных средств.

3. Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию группы с использованием иллюстративного материала, определить показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание препаратов.

Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы ненаркотических анальгетиков,нестероидных противовоспалительных и противоподагрических средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.

Студент должен уметь: анализировать эффекты ненаркотических анальгетиков, нестероидных противовоспалительных и противоподагрических средств; выписывать рецепты на препараты в различных лекарственных формах; решать фармакотерапевтические задачи.

Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных средств данной фармакологической группы, в том числе для детей и подростков.

Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4, ПК 12, ПК – 19, ПК - 20

  4. Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику;  студент должен уметь  выписывать рецепты на лекарственные средства по теме занятия, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств;  студент должен владеть  навыками решения ситуационных задач по теме занятия и навыками использования дополнительной литературы, а также интернет ресурсов.

Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия: «Ненаркотические анальгетики (ННА). Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). Средства, способствующие выведению мочевой кислоты (противоподагрические средства)».

Базисные разделы для повторения: повторить патофизиологию воспаления, лихорадки;  метаболизм арахидоновой кислоты, значение циклооксигеназы (ЦОГ) в образовании простагландинов (ПГ), типы ЦОГ (1,2,3), их роль в норме и при воспалении; ПГ как медиаторы воспаления, боли, лихорадки, понятие о гиперальгезии, вызываемой ПГ.

 

Вопросы и препараты для подготовки к занятию

Препараты:                                                                                                                         - Ненаркотические анальгетики: *Кислота ацетилсалициловая (аспирин), *метамизол (анальгин), *парацетамол (п анадол, ацетаминофен), ибупрофен (бруфен), кетопрофен (кетонал), кеторолак (кеторол);  

 Комбинированные препараты: пенталгин, максиган (баралгин).          

Нестероидные противовоспалительные средства:        индометацин,    *диклофенак натрия (ортофен), *пироксикам,  мелоксикам (мовалис), лорноксикам (ксефокам),   нимесулид (найз),   целекоксиб,    кетопрофен (кетонал),  ибупрофен (бруфен);                                              

Противоподагрические средства: аллопуринол, сульфинпиразон (антуран), колхицин.

 

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Ненаркотические анальгетики. Определение понятия. Отличия от наркотических анальгетиков. Классификация по химическому строению.

2. Сочетание болеутоляющего, жаропонижающего, противовоспалительного и антиагрегантного эффектов. Влияние на синтез простагландинов в каскаде арахидоновой кислоты.

3. Механизм обезболивающего действия (центральный и периферический), связь с противовоспалительным эффектом. Сравнительная эффективность препаратов. Показания к применению, в том числе у детей и подростков. Синергизм с веществами других групп (комбинированные препараты).

4. Жаропонижающие средства. Механизм действия, сравнительная характеристика, показания к применению анальгетиков-антипиретиков. Выбор препаратов ННА для снижения температуры у детей.

5. Противовоспалительные средства. Классификация НПВС по селективности в отношении разных изоформ циклооксигеназы (ЦОГ). Механизм влияния на альтерацию, экссудацию, пролиферацию. Антиревматический эффект. Фармакокинетика и особенности действия препаратов. Показания к применению, в том числе в педиатрии.

6. Побочные эффекты препаратов разных групп (ульцерогенность!), их коррекция. Опасность использования кислоты ацетилсалициловой при вирусных заболеваниях у детей (синдром Рея). Симптомы острого отравления детей  ацетилсалициловой кислотой и парацетамолом.  Меры помощи.

7. Противоподагрические средства. Определение понятия. Механизмы действия и показания к применению. Побочные эффекты. Использование НПВС.

Задания для подготовки к практической части занятия:

А) Выписать рецепты:

1. Диклофенак натрия в таблетках и ампулах.

2. Индометацин в драже и свечах.

3. Ибупрофен в таблетках.

4. Метамизол в таблетках.

5. Мелоксикам в ампулах.

6. Аллопуринол в таблетках.

Б) Уметь выбрать и выписать в рецепте:

1) Производное оксикама в таблетках для лечения ревматизма

2) Производное салициловой кислоты в таблетках при головной боли

3) Производное пиразолона в ампулах для снятия боли при радикулите

4) Производное анилина в таблетках для снижения высокой температуры

Б) Определите препарат:

Нестероидное противовоспалительное средство, производное ииндола. Показано при ревматоидном артрите, периартрите, анкилозирующем спондилите, остеоартрозе, подагре, воспалительных заболеваниях соединительной ткани, костно-мышечной системы, тромбофлебите, нефротическом синдроме. Механизм действия обусловлен блокадой ЦОГ, снижением образования простагландинов, тромбоксана А2. Оказывает болеутоляющее, жаропонижающее и выраженное противовоспалительное действие.

(Ответ: индометацин).

 

Рекомендованная литература.             

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: учебник. -10-е изд., испр., перераб. И доп. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 752 с.

Дополнительная литература.

1.Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.        Блок информации разработанной на кафедре

1. Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2011.- Ч. 1. – 170 с.

 

 


«Утверждаю» зав. каф.фармакологии, проф.      Г.П. Вдовина «___»______________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

Методическая разработка для студентов

Курс - III семестр - V

Факультет: педиатрический, лечебный,

Препараты:

Антипсихотические средства (нейролептики): * хлорпромазин(аминазин), трифлуоперазин (трифтазин), галоперидол, дроперидол, клозапин (азалептин), рисперидон;

Антиманиакальные средства: лития карбонат;

Анксиолитики (транквилизоторы): *диазепам (сибазон, седуксен, реланиум), феназепам, *медазепам (мезапам), лоразепам, буспирон (буспирона гидрохлорид); флумазенил (анексат);

Седативные: натрия бромид, *валерианы настойка и экстракт, пустырника настойка и экстракт.

 Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

 

1. Психотропные средства: определение, классификация по показаниям к клиническому применению.

2. Антипсихотические средства (нейролептики). Классификация по химической структуре. Основные эффекты: антипсихотический, седативный, активирующий, механизмы их развития. Основные показания к использованию. Возможность применению нейролептиков в детской психиатрии.  

3. Потенцирующий, противорвотный, гипотермический, гипотензивный, миорелаксантный эффекты нейролептиков, механизмы их развития. Нейролептанальгезия.  Показания к использованию.

 4. Сравнительная характеристика нейролептиков по фармакодинамическим и фармакокинетическим показателям, побочные эффекты, их фармакологическая коррекция. “Атипичные” антипсихотические средства. Выбор препаратов для лечения психоза (вялотекущая шизофрения и др.) у детей.

5. Антиманиакальные средства. Соли лития. Возможные механизмы дейст­вия. Применение. Побочные эффекты.

6. Анксиолитики (транквилизаторы). Определение, классификация. Соотношение анксиолитического, седативного, потенцирующего, снотворного, миорелаксантного и противосудорожного эффектов, механизмы их развития. “Дневные транквилизаторы”. Показания к применению.  Понятие об атаральгезии.

7. Использование анксиолитиков в детской практике (неврозы, фобии, энурез и др.).

Побочные эффекты анксиолитиков. Картина острого отравления и помощь.  Блокатор

бензодиазепиновых рецепторов    флумазенил.

8. Седативные средства. Приоритет школы И.П.Павлова в изучении их механизма действия. Показания к применению у детей и подростков. Бромизм, методы его коррекции.

Задания для подготовки практической части занятия

I Выписать рецепты:

1. Хлорпромазин в драже и в ампулах.

2. Галоперидол в ампулах.

3. Диазепам в таблетках и ампулах

4. Феназепам в таблетках

5. Медазепам в таблетках

6. Натрия бромид в растворе внутрь

7. Настойка валерианы

8. Экстракт валерианы густой в таблетках

II Уметь выбрать и выписать в рецепте средство помощи:

1. Для купирования острого психомоторного возбуждения при психозе (гр.фенотиазина)

2. Для лечения невроза (гр. бензодиазепина)

3. Для купирования приступа судорог (гр. бензодиазепина)

4. Седативное средство растительного происхождения.

 

Haloperidol

Галоперидол Haloperidolum Табл. по 1,5 и 5 мг   Р-р 5мг/мл (0,5%) в амп по 1мл   По 1 табл. 3 раза в день;   По 0,4-1 мл в/мышечно 2-3 раза в день Галоперидола деканоат Haloperidol idecanoatum Р-р масляный 50мг/мл (5%) по 1 мл   По 1 мл в/мышечно 1 раз в месяц Дроперидол Droperidol Дроперидол Droperidolum   Р-р 2,5мг/мл (0,25%) в амп. по 2 и 5 мл По 1-2 мл в/мышечно или в/венно;  Для нейролептанальгезии по 1-4 мл в/венно с фентанилом Клозапин Clozаpi n е     Азалептин Azaleptinum Табл. по 25 и 100 мг   Р-р 25мг/мл (2,5%) в амп по 2мл   По 1 табл. 2-3 раза в день    По 1-2 мл в/мышечно 2-3 раза в день Рисперидон Risperidon е   Рисперидон Risperidonum Табл. по 1, 2 и 4 мг   По 1 табл. 2 раза в день   Лития карбонат Lithium carbonate Лития карбонат Lithii carbonas   Табл. по 300 мг По 1 табл. 2-3 раза в день после еды *Диазепам D ia zepam *Сибазон  Sibazonum Седуксен Seduxenum Реланиум  Relanium *Табл. по 2, 5 и 10мг *Р-р  5мг/мл (0,5%) в амп. по 2 мл Суппозитории рект. по 5 и 10мг По 1 табл. 1-3 раза в день;  По 2 мл в/венно или в/мышечно 1-3 раза в день По 1 суппозиторию ректально на ночь Феназепам Phenazepam (Бромдигидро хлорфенил бензодиазепин)   Феназепам Phenazepamum   Табл. по 0,5, 1 и 2,5 мг Р-р  1мг/мл (0,1%) в амп по 1мл По 1 табл. 1-3 раза в день По 1мл п/кожно (в/мышечно) однократно *Медазепам Me da z e pam *Мезапам Mezapamum *Табл. по 10 мг По 1 табл. 2-3 раза в день Лоразепам Lorazepam Лоразепам Lorazepamum Табл. по 2,5 мг По 1 табл. 2-3 раза в день Флумазенил Flumazenilum Анексат Anexatum Р-р 0,1мг/мл (0,01%) в амп. по 1мл   По 1-3 мл в/венно с 10 – 30 мл 5% р-ра декстрозы при отравлениях Буспирон Buspiron е Буспирона  гидрохлорид Buspironi hydrochloridum Табл. по 5 и 10 мг По 1 табл. 3 раза в день Натрия бромид Sodium bromide Натрия бромид Natrii bromidum Табл. по 500 мг Р-р 3%- 200 мл По 1 табл. 3 раза в день По 1-2 стол. ложки 3 раза в день

*Валерианы лекарственной корневища с корнями

Valerianae officinalis

Rhizomata

С um radicibus

*Настойка Валерианы Tinctura Valerianae *Фл. по 30 мл     По 20 - 30 капель 3 раза в день в 1/3 стакана воды.   *Экстракт валерианы густой Extractum Valerianae spissum *Табл. по 20 мг   По 2 табл. 3 раза в день   Трава пустырника Leonuri herba Настойка пустырника Tinctura Leonuri Экстракт пустырника жидкий Extractum Leonuri fluidum Фл. по 25 мл     Фл. по 25 мл По 30– 50 капель 3 раза в день в 1/3 стакана воды.   По 20 капель 3 раза в день  в 1/3 стакана воды.  

ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

Определите лекарственные препараты:

1. Синтетический препарат, производное дибензодиазепина.Оказывает антипсихотическое и седативное действие, используется для лечения шизофрении.  В отличие от других антипсихотических средств не вызывает лекарственный паркинсонизм.

 (Ответ: клозапин)

2. Синтетический препарат, производное бензодиазепина. Оказывает анксиолитическое и противосудорожное действие.Используется для лечения неврозов и неврозоподобных состояний, фобий, для облегчения абстинентного синдрома при лечении наркомании. Практически лишён седативного действия, не вызывает сонливости. (Ответ: медазепам)

Рекомендованная литература.

Основная:                                                                                                                                  1.Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:                                                                                                               1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

Блок информации разработанной на кафедре:

1.Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2011.- Ч. 1. – 170 с.


Утверждаю зав. каф.фармакологии, проф.      Г.П. Вдовина «___»______________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

 Методическая разработка для студентов

Курс - III семестр - V

Факультет: педиатрический

Значение изучения темы. Ознакомление с группами лекарственных веществ, нашедших применение в терапии депрессий, нарушений умственной деятельности, а также используемых при острых состояниях, сопровождающихся угнетением жизненно важных центров продолговатого мозга.

3. Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию психотропных веществ и аналептиков с использованием иллюстративного материала; определить показания и противопоказания к применению; обратить внимание на возможность развития лекарственной зависимости; освоить выписывание рецептов на изучаемые препараты.

Студент должен знать: перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных средств, показания и противопоказания к их применению.

Студент должен уметь: анализировать эффекты антидепрессантов, психостимуляторов, ноотропов и аналептиков в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи.

 Студент должен овладеть: навыками назначения и выписывания лекарственных средств данных фармакологических групп, в том числе для детей и подростков.

Формируемые компетенции: ОК - 2, ОК – 8, ПК – 4, ПК - 20, ПК

4. Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь  выписывать рецепты на лекарственные средства по теме занятия, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств ; студент должен владеть  навыками решения ситуационных задач по теме занятия и навыками использования дополнительной литературы, а также интернет ресурсов.

Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Антидепрессанты. Психостимуляторы. Ноотропы. Аналептики».

Базисные разделы для повторения:: физиология высшей нервной деятельности, регуля-

ция сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Препараты и вопросы для изучения при подготовке к занятию

Препараты:

Антидепрессанты: *имипрамин (имизин), амитриптилин, флуоксетин (прозак), мапротилин;

Психостимуляторы: мезокарб (сиднокарб), *кофеин (кофеин-бензоат натрия), аминофиллин (эуфиллин),  ладастен;

Ноотропы: *9пирацетам (ноотропил), фенибут, фенотропил, пантогам, пикамилон, глицин,  семакс;

Аналептики:  бемегрид, * никетамид (кордиамин),  камфора.

 

 Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1.Классификация веществ, стимулирующих ЦНС.

2.Антидепрессанты. Определение понятия. Отличие по механизму действия, выраженности тимолептического, седативного и психостимулирующего эффектов. Показания к применению, побочные эффекты.

3. Психомоторные стимуляторы. Определение понятия. Классификация препаратов по химической структуре. Сиднокарб, ладастен. Механизм действия, эффекты, показания к применению, осложнения.

4.Кофеин, источники получения. Психостимулирующий и аналептический эффекты, механизмы их развития, показания к применению (неврозы у детей, микстура Павлова). Периферические эффекты со стороны гладкомышечных органов, желёз внешней секреции. Особенности влияния на сердечно-сосудистую систему в зависимости от состояния организма, возможные показания к использованию. Теизм.

5.Диметилксантины, источники получения. Аминофиллин (эуфиллин), отличие от кофеина по фармакокинетике. Основные эффекты, показания к применению (бронхиальная астма у детей!).

6. Ноотропные средства. Определение понятия. Влияние на высшие интегративные функции головного мозга, обменные процессы в мозговой ткани. Особенности препаратов, отличия между ними. Показания к применению. Использование ноотропов детям с церебральным параличом, после травм головного мозга, включая родовую травму, в период реабилитации после перенесенных нейроинфекций.

7. Аналептики. Определение понятия. Классификация. Локализация и механизмы аналептического действия. Показания к применению. Осложнения.

8. Местное, рефлекторное действие камфоры. Влияние на сердечно-сосудистую систему. Показания к применению, в том числе в педиатрии.

Задания для подготовки практической части занятия:

А) Выписать рецепты:

1. Имипрамин в таблетках и ампулах

2.Кофеин в ампулах

3.Камфора в ампулах и в мази для наружного применения

4. Никетамид в ампулах

5.Пирацетам в таблетках и ампулах

 6. Глицин в таблетках

б ) Уметь выбрать и выписать препарат для:

1. Лечения астенического синдром;

2. Помощи при коллапсе;

4. Восстановления дыхания при угнетении дыхательного центра;

5. Лечения детского слабоумия.

Caffein е

 

*Кофеин  Coffeinum *Табл. по 100 и 200мг     По 1 табл. 1-2 раза в день в первую ½ дня. *Кофеин-бензоат натрия Coffeinum – natrii benzoas *Р-р 100мг/мл (10%) и 200мг/мл (20%) в амп.  по 1 и 2 мл   По 1-2 мл п/кожно (в/венно) 1-2 раза в день.   Аминофиллин Aminophylline Эуфиллин Euphyllinum Табл. по 150мг   Р-р 240мг/мл (24%) в амп по 1мл Р-р 24мг/мл (2,4%) в амп. по 10мл   По 1 табл. 3 раза в день По 1 мл в/мышечно 1-3 раза в день По 10мл в/венно в  10-20мл физ. р-ра медленно! Ладастен Ladasten (Адамантил-бромфениламин) Ладастен Ladastenum Табл. по 50 и 100 мг По 1 табл. 2 раза в день в первую ½ дня.   *Пирацетам Piracetam *Пирацетам Piracetamum Ноотропил Nootropilum *Табл. по 200, 400, 800, 1200 мг;  *Капс.по 400 мг * Р-р 200мг/мл (20%) в амп по 5 мл По1табл. (капс.) 1-3 раза в день;   По 5 мл в/венно (в/мышечно) 1 раз в день Фенибут Phenibut (Гамма – амино –фенил - масляная кислота) Фенибут Phenibutum Табл. по 250 мг По 1 табл. 1-3 раза в день Фенотропил Phenotropil (Фенилоксо-пирролидон-ацетамид) Фенотропил Phenotropilum Табл. по 100 мг По 1 табл.1-2 раза в первую ½ дня Гопантеновая кислота Acidum homopantenicum Пантогам Pantogamum Табл. по 250 и 500 мг По 1 табл. 2-3 раза в день Пикамилон Picamilon (Никотиноил-гамма-аминомас-ляная кислота) Пикамилон Picamilonum Табл. по 10, 20 и 50 мг По 1 табл.2-3 раза в день Глицин Glycin е Глицин Glycinum Табл. по 100 мг По 1 табл.2- 3 раза в день под язык Семакс Semax (Метионил – глутамил – гистидил – фенилаланил – пролил – глицил – пролин) Семакс Semaxum Р-р 0,1% -3мл Р-р 1% - 3 мл По 1-3 капли в нос 2 раза в день Бемегрид Bemegridе Бемегрид Bemegridum Р-р  5мг/мл (0,5%) в амп. по 10 мл   По 10-30 мл в/венно однократно при отравлениях. *Никетамид Niketamid е *Кордиамин C o rdiaminum     *Амп. по 1 и 2 мл     *Фл. по 15 мл По 1-2 мл п/кожно (в/мышечно, в/венно медленно). По 30-40 капель 2-3 раза в день в ¼ ст. воды. Камфора Camphor   Камфора Camphora Р-р масляный 200 мг/мл (20%) в амп по 1 и 2мл   Р-р 10% масляный и спиртовый для наружного применения Мазь 10% По 1-2 мл п/кожно 1-3 раза в день в подогретом  виде.   Для растирания кожи при артритах, миозитах и пр.   Для нанесения на кожу при мышечных, суставных болях.

Рекомендованная литература:

Основная:

1.   Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

Блок информации разработанной на кафедре:

  1. Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2011.- Ч. 1. – 170 с.

 

Тема занятия: СРЕДСТВА ДЛЯ НАРКОЗА (ОБЩИЕ АНЕСТЕТИКИ)

Базисные разделы для повторения:: анатомическое строение головного мозга, жизненно-важные центры продолговатого мозга, синапс, понятие о барбитуровых и NMDA-рецепторах, кровоснабжение головного мозга, липофильность его тканей, явление потенцирования.

Вопросы и препараты для подготовки к занятию:

Препараты:

Ингаляционные наркозные средства: галотан (фторотан), энфлуран, севофлуран, азота закись;

Неингаляционные наркозные средства: тиопентал натрия, кетамин, пропофол (диприван), натрия оксибутират.

 

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Средства для наркоза. Определение понятия. Классификация.

2. История открытия и применения общих анестетиков (роль У.Мортона, Н.И. Пирогова, Н. П. Кравкова).

3. Характеристика стадий наркоза на примере эфирного наркоза.

4. Возможные механизмы действия общих анестетиков, понятие о широте наркозного (наркотического) действия.

5. Ингаляционные анестетики. Сравнительная характеристика препаратов по активности, скорости развития наркоза, мышечно-рассла


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.