Причины и предпосылки расколов в христианстве. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Причины и предпосылки расколов в христианстве.

2020-11-03 82
Причины и предпосылки расколов в христианстве. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если говорить о религиозных причинах раскола можно выделить две: экклезиологическую и,собственно, догматическую.

- Экклезиологическая заключает в себе то, что к концу I тысячелетия римские первосвященники на практике пытались присвоить себе реальную власть над всей христианской церковью. Пытались утвердить себя в качестве единовластных правителей.

- догматической является проблема филиокве (учение об исхождении Святаго Духа не только от Отца, но и от Его Сына), вернее, не столько само учение, сколько попытка догматизации этого западного представления. Идея эта получила реализацию в начале XI столетия, когда один из римских первосвященников включил филиокве в римское исповедание веры.

  Исторические предпосылки Великого Раскола – это различия между западными (латино – католическими) и восточными (греко-православными) церковными и культурными традициями; имущественные претензии. Раскол делится на два этапа. Первый этап относится к 867 году, когда проявились различия, вылившиеся во взаимные претензии между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Основа претензий – вопросы догматизма и главенство над христианской церковью Болгарии. Второй этап относится к 1054 году. Отношения между папством и патриархией настолько ухудшились, что были предали взаимной анафеме римский легат Гумберт и патриарх константинопольский Кируларий.. Основная причина – стремление папства подчинить своей власти церкви Южной Италии, входивших в состав Византии. Так же не последнюю роль сыграли претензии константинопольского патриарха на главенство над всей христианской церковью. Русская церковь вплоть до монголо-татарского нашествия не занимала однозначной позиции в поддержку одной из конфликтующих сторон. Окончательный разрыв был закреплен в 1204 году завоеванием крестоносцами Константинополя. Снятие взаимных анафем произошло в 1965 году, когда была подписана Совместная Декларация – «Жест справедливости и взаимного прощения». Декларация не имеет канонического значения, так как с католической точки зрения сохраняется первенство Римского Папы в Христианском Мире и сохраняется непогрешимость суждений Папы в вопросах нравственности и веры.

 

Православие в Беларуси.

Православие является древнейшей христианской конфессией на белорусских землях. Оно пришло сюда в конце Х в. со становлением Полоцкой епископской кафедры (992 г.). В начале второго тысячелетия определились основные сферы деятельности православной церкви, возникло церковное землевладение, сформировалась епархиальная структура. Полоцкая, Туровская и другие епархии, в состав которых в разные времена входили белорусские земли, были подчинены Киевской митрополии, которая до середины XV в. сохраняла относительное единство. В 1472 г. православная церковь Великого Княжества Литовского и Польши получила каноническое признание Константинопольского патриарха. В конце XIII - середине XVI веков на территории Беларуси основано около 40 православных монастырей, некоторые из них стали центрами церковно-религиозной жизни, образования, иконописи. После заключения Брестской церковной унии (1596 г.) православная церковь на белорусских землях оказалась в трудном положении. Затем вальный сейм Речи Посполитой 1632 г. и привилеи короля Владислава IV санкционировали официальное возобновление деятельности православной белорусско-украинской духовной иерархии. Были созданы православные епархии с центрами в Луцке, Перемышле, Львове и Могилеве. Последняя с середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой.

После присоединения белорусских земель к Российской империи в отношении православной церкви начинают действовать общероссийские законы. В начале ХХ в. в Беларуси было 5 православных епархий: Гродненская, Минская, Могилевская, Литовская (охватывала Виленскую и Ковенскую губернии), Полоцкая. В 1914 г. имелось 3552 церкви, 470 каплиц, 21 мужской и 14 женских монастырей.

Установление Советской власти значительно ослабило роль православной церкви в обществе. Декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (23.01.1918) религиозные организации превращались в частные общины верующих, существующие исключительно на свои средства. В 1930-е годы православное духовенство Беларуси, как и духовенство других конфессий, подверглось репрессиям. Закрывались храмы; священники, обвиненные в антисоветской деятельности, высылались в Сибирь, Казахстан, другие ссыльные места. На территории Западной Беларуси до 1939 г. действовала Польская автокефальная православная церковь.

Активизация церковно-религиозной жизни, которая наблюдалась в годы Великой Отечественной войны, сменилась в 50-60-е годы новой волной наступления на церковь. И только с конца 80-х годов началось новое религиозное возрождение. В 1989 г. создан Экзархат Белорусской православной церкви Московского патриархата. Образовано 10 епархий.

Белорусская православная церковь осуществляет огромную работу по духовно-нравственному возрождению белорусского общества. Совместно с общественными объединениями и государственными органами проводится ряд, ставших уже традиционными, мероприятий: Свято-Евфросиньевские педагогические чтения, Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, церковь участвует в ежегодных Днях белорусской письменности и печати. Реализуются 14 программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.

Православная церковь оказывает большую помощь детским домам, домам для престарелых и инвалидов, а также нуждающимся в помощи на дому. Этой деятельностью занимаются религиозные братства сестричества. При Белорусском Экзархате создано православное братство врачей, оно оказывает бесплатную медицинскую помощь инвалидам и престарелым. Православное братство при Витебской епархии занимается духовным окормлением и реабилитацией лиц, находящихся в местах заключения.

Православная церковь, объединяющая более 80 процентов верующих в республике, составляет основу религиозной жизни страны, конфессиональной стабильности, веротерпимости и бесконфликтности.

Католицизм в Беларуси.

Римско-католическая церковь - является второй по количеству верующих конфессией. Католичество официально пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387 г. привилеем Ягайлы было основано Виленское бискупство, которое охватывало, наряду с другими, почти все белорусские земли. С конца XIV в. до середины XVI в. было создано 259 парафий (приходов). Возникают первые католические монашеские ордена: францисканцев (Лида, Старые Ошмяны, Пинск), августинцев (Брест, Быстрица), бернардинцев (Полоцк). В XVI-XVIII веках на Беларуси действовало 18 мужских и 7 женских католических орденов, среди которых особо выделялся орден иезуитов.

После присоединения белорусских земель к Российской империи была создана в 1773 г. Белорусская католическая епархия с центром в Могилеве. Католическое духовенство принимало активное участие в национально-освободительном движении XIX в., за что подвергалось репрессиям со стороны правительства Российской империи: происходило закрытие католических костелов и монастырей, принудительный перевод верующих католиков в православие, ссылка и смертная казнь ксендзов-участников восстаний и т.д.

При Советской власти правовое положение католической церкви не отличалось от православной. Католическое духовенство, как и православное, сильно потерпело от репрессий. Что касается Западной Беларуси, находящейся под властью Польши, здесь положение католической церкви было иным до 1939 г. В годы Великой Отечественной войны католическое духовенство поддерживало Армию Краёву. После войны более 300 ксендзов, спасаясь от преследований Советской власти, выехало в Польшу.

В конце 1980-х годов началось каноническое оформление католической церкви в Беларуси. В 1989 г. была образована Белорусская католическая епархия. В 1991 г. на территории Беларуси созданы 3 римско-католические епархии: Гродненская, Пинская, Минско-Могилевская.

Католическая церковь активно занимается благотворительностью. Важную роль в этом играет организация "Каритас", отделения которой открыты во всех епархиях. Они действуют по специальным программам: проект "Дети", проект "Рождественские каникулы", проект "Неделя милосердия" и т.д.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.