Лингвистической (языковедческой) компетенции — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Лингвистической (языковедческой) компетенции

2020-07-03 77
Лингвистической (языковедческой) компетенции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Фонетика. Орфоэпия.

Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел науки о языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический анализ слов.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

Графика.

Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы.

Соотношение звука и буквы. Знание алфавита.

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Корень слова. Однокоренные слова. Особенности словообразования различных частей речи. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем; сложение как способ словообразования; переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов и т.д.

Усвоение морфемы как минимальной значимой единицы языка, ее значение в образовании новых слов и форм.

Определение способов образования слов.

Использование различных словарей (словообразовательных, этимологических).

Лексикология и фразеология.

Лексикология как раздел науки о языке. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова.

Толковый словарь татарского языка.

Синонимы, антонимы и омонимы родного языка. Словари синонимов и антонимов.

Исконно татарские и заимствованные слова.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, сленг.

Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Неологизмы.

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.

Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением.

Лексический анализ слова.

Использование различных словарей.

Морфология.

Морфология как раздел науки о языке.

Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, наречие, имя числительное, местоимение, глагол, звукоподражательные слова.

Предикативные слова.

Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова.

Служебные части речи: предлоги и союзы.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ частей речи.

Синтаксис.

Синтаксис как раздел науки о языке. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания.

Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами.

Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения.

Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению.

Прямая и косвенная речь.

Синтаксический анализ различным словосочетаниям и предложениям, правильное использование их в речи. Использование синтаксической синонимии для усиления выразительности речи.

Орфография и пунктуация.

Орфография как система правил правописания.

Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Использование орфографических словарей.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания, их функции.

Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогах и при цитатах.

Развитие на уроках родного языка орфографических и пунктуационных способностей учащихся. Осознание их важности при устной и письменной речи.

Употребление орфографических словарей и другой справочной литературы при развитии орфографических и пунктуационных способностей учащихся.

Стилистика.

Стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический) и их особенности.

Умение выступать перед аудиторией: выбор темы, определение цели и задач; учет круга интересов слушателей при выборе выразительных средств.

Особенности устной и письменной речи.

Работа с текстами разных жанров и стилей.

Перевод текстов с татарского языка на русский.

Содержание, обеспечивающее формирование и развитие культуроведческойкомпетенции

 

Язык и культура. Отражение в языке культуры и истории татарского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России.

Нормы и особенности татарской разговорной речи.

Татарский речевой этикет.

Выявление национально-культурных единиц родного языка в произведениях фольклора, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значений посредством лингвистических словарей.

Использование норм татарской разговорной речи в повседневной жизни: в учебе и во внеклассной работе.

 

 

Класс

Фонетика. Орфоэпия

1. Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел науки о языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический анализ слов.

2. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

 

35

 

Овладевать основными понятиями фонетики.

Распознавать гласные и согласные звуки.

Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные слова; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги.

Проводить фонетический анализ слова.

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую.

Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова.

Графика

1. Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы.

2. Соотношение звука и буквы. Знание алфавита.

 

7

 

Использовать орфографический словарь Сопоставлять и анализировать звуко-буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске необходимой информации в словарях и энциклопедиях.

Морфемика и словообразование

1. Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Корень слова. Однокоренные слова. Особенности словообразования различных частей речи. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем; сложение как способ словообразования; переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов и т.д.

2. Усвоение морфемы как минимальной значимой единицы языка, ее значение в образовании новых слов и форм.

Определение способов образования слов.

Использование различных словарей (словообразовательных, этимологических).

22

Понимать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать (устно и с помощью знаков) морфемный состав слова.

Различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов, составлять словообразовательные пары.

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел науки о языке. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова.

Толковый словарь татарского языка.

Синонимы, антонимы и омонимы родного языка. Словари синонимов и антонимов.

Исконно татарские и заимствованные слова.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, сленг.

Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Неологизмы.

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.

2. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением.

Лексический анализ слова.

Использование различных словарей.

17

Понимать роль слова в оформлении мыслей и чувств. Определять лексическое значение слова.

Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы.

Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов.

Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Различать слова по происхождению, сфере и частоте употребления.

Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы и многозначные слова.

Извлекать необходимую информацию из толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря. Опознавать и уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Развитие речи

24

Обогащение активного и пассивного словаря учащихся с точки зрения содержания и формирования правильности речи стилистической и орфоэпической. Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими татарским языком.

Всего 70 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков 4 часа

Административных контрольных уроков 1 ч.

Учебник: Л. Хабибов, Ф. А. Гафурова, Ф.Ф. Рахимов «Татарский язык» для 5 класса татарской школы Башкортостана, «Китап», Уфа- 2009.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы

         Раздел

Кол-во часов

В том числе

Контрольные диктанты Развитие речи Повторение 1 1   Морфология и орфография 8     Фонетика и орфоэпия 12 2 1 Графика и орфография 8 2 1 Лексикология и фразеология 14 1 1 Состав слова и словообразование 16 1 1        Итого: 59 7 4

 

Класс

Морфология

1. Морфология как раздел науки о языке.

Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, наречие, имя числительное, местоимение, глагол, звукоподражательные слова.

Предикативные слова.

Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова.

Служебные части речи: предлоги и союзы.

2. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ частей речи.

110

 

Охарактеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи.

Распознавать семантические группы, морфологические формы частей речи, приводить соответствующие примеры.

Группировать части речи по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Распознавать части речи способу образования. Проводить морфологический разбор.

Наблюдать за особенностями использования частей речи в художественных текстах.

Развитие речи

30

Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими татарским языком.

Составление планов к предложенному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения.

Всего 70 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков 4 часа

Учебник: Миннахметов Р. Г., Минниахметова Т. Ф. «Татарский язык» для 6 класса татарской школы Башкортостана, «Китап», Уфа- 2008.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы

         Раздел

Кол-во часов

В том числе

Контрольные диктанты Развитие речи Повторение 3 1 1 Морфология 1     Самостоятельные части речи 50 5 3 Связывающие части речи 2 1   Модальные части речи 1     Повторение 2            Итого: 59 7 4

                                                                   

 

Класс

Морфология

Глагол, звукоподражательные слова.

Предикативные слова.

Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова.

Служебные части речи: предлоги и союзы.

2. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ изученных частей речи.

50

Охарактеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль изучаемых частей речи.

Распознавать семантические группы, морфологические формы изучаемых частей речи, приводить соответствующие примеры.

Группировать части речи по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Распознавать части речи способу образования. Проводить морфологический разбор.

Наблюдать за особенностями использования

частей речи в художественных текстах.

Развитие речи

20

Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами татарского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового.

Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Всего 35 часов; в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков 4 часов

Административных контрольных уроков 1 ч.

Учебник: Хабибов Л. Г.,Алчина Н. М. «Татарский язык» для 7 класса татарской школы Башкортостана, «Китап», Уфа- 2009.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы

         Раздел

Кол-во часов

В том числе

Контрольные диктанты Развитие речи Повторение 2 1   Синтаксис. Пунктуация. 4 1   Двусоставное предложение 13 2 1 Однородные члены предложения 2 1   Модальные члены предложения 3 1   Обособленные члены предложения 4 1                  Итого: 28 6 1        

 

 

Класс


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.