Принципы и структура построения речи — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Принципы и структура построения речи

2020-07-03 136
Принципы и структура построения речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Публичное выступление

План занятия:

1. Подготовка выступления перед аудиторией

2. Методы преодоления волнения перед выступлением

3. Правила успешного выступления и уверенного поведения

4. Трудности, возникающие при выступлении и методы их преодоления

  Лекция конечно носит не только информационный характер, но и практический, поэтому советую воспользоваться практическими рекомендациями, которые размещены в задании.

Ход работы на занятии.

1. Прочитать материалы лекции

2. Ответить письменно на вопросы в тетради

3. Свою работу прислать преподавателю

Начинаем занятие

 Прежде чем рассмотреть особенности публичного выступления как формы делового общения, нужно отметить, что в его основе лежит целая наука – риторика. Риторика – наука об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Профессия оратора появилась еще в древней Греции, ведь именно там появилась демократическое общество, а значит публичная политика и публичный суд. Тогда же появилась и специальная наука об ораторском искусстве – риторика, и профессия учителя ораторского искусства – ритора. Появились там и первые школы. В них за плату обучали мастерству говорить правильно и красиво1. Именно поэтому публичное выступление предполагает, как минимум, владение азами риторики и умений взаимодействовать с аудиторией (слушателями).

 Подготовка выступления перед аудиторией

 Для того чтобы подготовиться к публичному выступлению, следует начать со «знакомства» с потенциальной аудиторией. О своих слушателях надо узнать как можно больше, так как составленный «социальный портрет слушателя» позволит предвидеть реакцию аудитории на выступление. В свою очередь это поможет понять, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как они могут реагировать на те или иные части выступления, что обеспечит своего рода «тыл» выступающего (по принципу «предупрежден – значит вооружен»). Составить социальный портрет аудитории можно, опираясь на следующую информацию.

Социальный состав аудитории (если она неоднородна, нужно выделить наиболее многочисленные группы)

Количественный состав аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек)

Приблизительный возраст слушателей

Круг особых интересов аудитории и набор «запретных тем», обсуждение которых в данной аудитории нежелательно

Характер образования аудитории, вкусы, пристрастия, потребности.

Помимо сведений о слушателях, важно знать и виды внимания, которые может демонстрировать аудитория во время публичного выступления.

Виды внимания аудитории

Непроизвольное внимание возникает не зависимо от воли, сознания человека, когда он сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него.

Произвольное внимание возникает, когда слушатели сознательно, усилием воли сосредотачиваются на выступлении.

Послепроизвольное внимание – возникает как сознательное, волевое, а затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, так как они заинтересованы выступлением.

Умелое владение приемами, позволяющими привлекать внимание, обеспечивает успешность выступления и включенность слушателей.

Публичное выступление

План занятия:

1. Подготовка выступления перед аудиторией

2. Методы преодоления волнения перед выступлением

3. Правила успешного выступления и уверенного поведения

4. Трудности, возникающие при выступлении и методы их преодоления

  Лекция конечно носит не только информационный характер, но и практический, поэтому советую воспользоваться практическими рекомендациями, которые размещены в задании.

Ход работы на занятии.

1. Прочитать материалы лекции

2. Ответить письменно на вопросы в тетради

3. Свою работу прислать преподавателю

Начинаем занятие

 Прежде чем рассмотреть особенности публичного выступления как формы делового общения, нужно отметить, что в его основе лежит целая наука – риторика. Риторика – наука об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Профессия оратора появилась еще в древней Греции, ведь именно там появилась демократическое общество, а значит публичная политика и публичный суд. Тогда же появилась и специальная наука об ораторском искусстве – риторика, и профессия учителя ораторского искусства – ритора. Появились там и первые школы. В них за плату обучали мастерству говорить правильно и красиво1. Именно поэтому публичное выступление предполагает, как минимум, владение азами риторики и умений взаимодействовать с аудиторией (слушателями).

 Подготовка выступления перед аудиторией

 Для того чтобы подготовиться к публичному выступлению, следует начать со «знакомства» с потенциальной аудиторией. О своих слушателях надо узнать как можно больше, так как составленный «социальный портрет слушателя» позволит предвидеть реакцию аудитории на выступление. В свою очередь это поможет понять, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как они могут реагировать на те или иные части выступления, что обеспечит своего рода «тыл» выступающего (по принципу «предупрежден – значит вооружен»). Составить социальный портрет аудитории можно, опираясь на следующую информацию.

Социальный состав аудитории (если она неоднородна, нужно выделить наиболее многочисленные группы)

Количественный состав аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек)

Приблизительный возраст слушателей

Круг особых интересов аудитории и набор «запретных тем», обсуждение которых в данной аудитории нежелательно

Характер образования аудитории, вкусы, пристрастия, потребности.

Помимо сведений о слушателях, важно знать и виды внимания, которые может демонстрировать аудитория во время публичного выступления.

Виды внимания аудитории

Непроизвольное внимание возникает не зависимо от воли, сознания человека, когда он сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него.

Произвольное внимание возникает, когда слушатели сознательно, усилием воли сосредотачиваются на выступлении.

Послепроизвольное внимание – возникает как сознательное, волевое, а затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, так как они заинтересованы выступлением.

Умелое владение приемами, позволяющими привлекать внимание, обеспечивает успешность выступления и включенность слушателей.

Принципы и структура построения речи

Одним из самых удобных способов построения речи является модульный способ. Его суть состоит в том, что содержание основной части выступления разбивается на отдельные модули. Общее количество модулей в основной части не должно превышать 3–4. Принципы организации модульного способа построения речи представлены на рис (1).

 

 


Модульное построение речи удобно по ряду причин.

1. Длительность выступления легко варьируется путем добавления или выбрасывания модулей.

2. Гибкость выступления обеспечивается перестановкой модулей в произвольном порядке.

3. Легче удержать внимание слушателей, поскольку в начале каждого модуля внимание слушателей повышается

. 4. Модульная структура легче запоминается при подготовке к выступлению и наряду с ключевыми словами составляет ее каркас.

5. Демонстрационные материалы легче структурировать.

Чем лучше структурирована речь, тем легче аудитории следовать ходу мысли оратора и, следовательно, удерживать свое внимание на выступлении. Другими словами, жесткий формат выступления не только позволяет выступающему четко помнить последовательность излагаемых позиций, но значительно облегчает восприятие его речи аудиторией. Каким бы способом организации речи не пользовался выступающий, структура речи (всей или отдельного модуля) должна включать три основных элемента:

Ø ВВЕДЕНИЕ

Ø ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ø ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Введение должно занимать 10-20 % всей речи. Во введении раскрываются основные проблемы, актуальность, разработанность темы, выдвигаются основные тезисы и определяются взгляды рассказчика.

 2. В основной части речи выдвигаются основные тезисы (эта часть занимает – 60-65 %). В этой части рассматриваются разные аспекты, которые способствуют лучшему и полному осмыслению слушателями идеи.

 Для эффективности построения основной части можно воспользоваться следующими правилами: · выделить главную идею речи; · выделить подзаголовки, разделив идею на несколько составных частей; · определить ключевые слова, которые повторяются несколько раз, чтобы слушатели лучше запомнили, о чем говорит оратор.

3. В заключении обычно формулируются выводы, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом, поскольку слушается последним. В заключении обычно повторяется основная идея выступления, возможно и возвращение к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Заключение составляет – 20–30 % времени.

Определяя принципы и структуру построения речи важно помнить и о некоторых содержательных особенностях построения речи (рис. 2). Для того чтобы речь была интересной, поддерживая внимание аудитории, она должна содержать следующие элементы (набор которых определяется исходя из специфики публичного выступления и его разновидности).

           
     
   

 


Рис. 2. Элементы интересного публичного выступления

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.