Тема 5. Инструменты русского народного оркестра. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 5. Инструменты русского народного оркестра.

2020-10-20 111
Тема 5. Инструменты русского народного оркестра. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ансамбли скоморохов: гусли, волынки, бубны...

В. В. Андреев - основатель оркестра русских народных инструментов (1896 г.) Состав оркестра: домры, балалайки, баяны, ударные инструменты, деревян­ные духовые (флейта, гобой), гитара.

Голоса инструментов: баян, балалайка, домра...

Самостоятельная работа: чтение сказок и рассказов о народных инструментах.

Тема 6. Рассказ о гитаре.

Самый распространённый массовый инструмент. Классическая гитара. Русская семиструнная гитара. Электрогитара. Андрее Сеговия - рыцарь гитары. Искусство гитары-фламенко.

Самостоятельная работа: найти видеоматериал с исполнителями на гитаре.

Тема 7. Духовой и джазовый оркестр

История создания духового оркестра. Голоса инструментов духовых. Виды оркестров:

Джазовый, эстрадно- симфонический т.д.

 

Год обучения

Жанры и формы инструментальной музыки.

Вторичные жанры создают композиторы; возникли с появлением и развити­ем профессионального музыкального искусства.

Древние греки считали высшим, божественным искусством инструменталь­ную музыку.

Сюита, концерт, соната, симфония, квартет в «потоке времени» - от рождения до сегодняшнего дня.

Тема 1. Сюита (фр. - ряд, последовательность...).

Рождение сюиты (Италия, XVI век: павана и гальярда). Барочная сюита XVIII века (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и вставные танцы: бурре, ригодон, лур, паспье, менуэт, гавот...).

В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» в форме сюиты (allegro, романс, менуэт, финал).

XIX век - программная романтическая сюита (Э. Григ, М. П. Мусоргский, Ж. Визе...).

Балетная сюита (П. И. Чайковский, А. И. Хачатурян, Р. К. Щедрин, Д. Д. Шостакович).

Сюита в музыке XX: К. Дебюсси, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев, А. Г. Шнитке.

Музыкальный материал.

B. Галилеи Сюита для лютни (павана, гальярда);
     И. С. Бах Французская сюита №6 E-dur;

Э. Григ Сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»;

М. П. Мусоргский     «Картинки с выставки»;

Ж. Бизе «Детские игры»;

П. И. Чайковский Сюиты из балетов «Лебединое озеро», «Спящая краса­вица», «Щелкунчик»;

А. И. Хачатурян Сюита из балета «Спартак»; Р. К. Щедрин «Кармен – Сюита»;

Д. Д. Шостакович Сюита из балета «Болт»;

К. Дебюсси «Бергамасская сюита», «Ноктюрны», «Детский уголок»

П. Хиндемит Сюита «1922»;

C. С. Прокофьев «Скифская сюита», сюита из балета «Ромео и Джульет­та»;

А. Г. Шнитке Сюита из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» (Го­голь - сюита).

Самостоятельная работа: составление таблицы с характерными особенностями сюиты разных эпох.

Тема 2. Концерт (в пер. - соревнование; согласие).

История жанра. Италия, XVII век - рождение концерта как виртуозного сочи­нения для солирующего инструмента с сопровождением оркестра.

А. Вивальди - концерты для разных инструментов с оркестром. «Времена го­да» - 4 концерта для скрипки с оркестром. Клавирный концерт И. С. Баха.

Классический тип концерта (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен).

Романтический концерт (Ф. Шопен, Н. Паганини, Ф. Лист, П. И. Чайков­ский, Э. Григ, С. В. Рахманинов).

Концерт в музыке XX века: С. С. Прокофьев, А. Шенберг, Б. Барток, С. Губайдулина...

Музыкальный материал.

A. Вивальди Концерты для флейты, гобоя, фагота с оркестром. «Времена
                года» - 4 концерта для скрипки с оркестром;

И. С. Бах Итальянский концерт;

Г. Ф. Гендель Концерт для органа с оркестром;

B. А.Моцарт Концерт для фортепиано с оркестром №21;
     Л.ван Бетховен Концерт №5 для фортепиано с оркестром;
     Ф. Шопен Концерт №1 для фортепиано с оркестром;

Ф.Лист Концерт №1 для фортепиано с оркестром;

Н.Паганини Концерт №2 для скрипки с оркестром;

Э.Григ Концерт для фортепиано с оркестром;

П.И.Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром;

C. В.Рахманинов Концерт №2 для фортепиано с оркестром;
     С.С.Прокофьев Концерт №1 для фортепиано с оркестром;
     А. Шенберг Концерт для скрипки с оркестром;

Б. Барток Рапсодия №1 для скрипки с оркестром;

С. Губайдулина Концерт для фагота и низких струнных.

Самостоятельная работа: составление музыкальной викторины.

Тема 3. Соната (в пер. - звучащая).

История жанра: игра на музыкальных инструментах (до середины XVI века); самостоятельная инструментальная пьеса (с конца XVI века). Скрипичная соната XVIII века: Дж. Тартини.

Клавирная соната XVIII века: Д. Скарлатти.

Соната у венских классиков: И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен.

Сонатная форма. Сонатный цикл

Романтическая соната: Ф. Шопен.

Музыкальный материал.

Дж. Тартини «Покинутая Дидона»;

Д. Скарлатти 1-2 любые сонаты;

И. Гайдн Соната D-dur;

В. А. Моцарт Соната №8 a-moll;

Л. ван Бетховен Сонаты №1,5, 23, 14(1 ч.);

Ф. Шопен Соната №2.

Самостоятельная работа: Символическое изображение музыкальных образов трех тем из экспозиции сонаты Д. Скарлатти. Составление из карточек схемы сонатной формы.

Тема 4. Симфония (в пер. - созвучие).

История жанра: любая инструментальная пьеса (до XVIII века), произведе­ние для оркестра (начиная со 2 половины XVIII века).

Симфония венских классиков - картина мира: И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен.

Романтическая симфония: П. И. Чайковский, Г. Берлиоз.

Русская богатырская симфония: А. П. Бородин.

Симфония в музыке XX века: Г. Малер, С. С. Прокофьев (Д. Д. Шостакович, А. Онеггер.).

Музыкальный материал.

Й. Гайдн «Детская симфония», «Прощальная»;

B. А.Моцарт Симфонии №24, 40;
      Л. ван Бетховен Симфонии №3, 9;

П.И.Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы»; А. П. Бородин Богатырская симфония;

Г. Малер Симфония №1;

C. С. Прокофьев Симфония №1 «Классическая».

Самостоятельная работа: составление кроссворда по теме.

 

Тема 5. Квартет - ансамбль из 4 исполнителей.

               Струнный квартет (две скрипки, альт, виолончель) - камерный жанр (малая симфония). Другие варианты камерно-инструментальных состав: трио, квинтет, сеп­тет.

Музыкальный материал.

И.Гайдн Квартет (любой);

А. П. Бородин Квартет №2;

О. Мессиан Квартет на конец времени.

Самостоятельная работа: работа с таблицей симфонического оркестра. Освоение тембров камерных ансамблей с помощью компьютерной программы.

 

Тема 6. Полифонический цикл - прелюдия (токката, фантазия) и фуга.

Прелюдия (играть вступление) - импровизационный склад, перебор струн, клавиш (лютня, орган). Вступительная пьеса перед фугой - 2~ половина XVIII века (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель).

Токката (быстро касаться пальцами клавиш) - пьеса свободной формы с кон­трастным чередованием быстрых фигурации и аккордовых эпизодов (XVI - XIX).

Фантазия (воображение) - свободная импровизационная пьеса - вступление к фуге (XVI - XIX).

Краткие сведения о дальнейшей судьбе прелюдии, токкаты и фантазии (XIX-XX вв.).

Фуга (бег) - высшая форма полифонической музыки. Имитация. Строение фу­ги. Тема фуги.

2-частный полифонический цикл: орган, клавесин в творчестве И. С. Баха (2а половина XVIII века).

«Прелюдия и фуга» в творчестве композиторов XX века: Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин.

Музыкальный материал.

И. С. Бах Токката и фуга d-moll для органа;

И. С. Бах Хорошо темперированный клавир Прелюдия и фуга B-dur 1 том;

Ф. Шопен Прелюдии №6, 7;

С. С. Прокофьев Токката;

Д. Д. Шостакович Прелюдия и фуга D-dur;

Р. К. Щедрин Прелюдия и фуга a-moll.

Самостоятельная работа: Определение на слух в полифонической музыке вступлений темы (прохлопывание, выкладывание карточек). В полифонических пьесах по специальности определение приемов имитации, контрапункта, характера взаимоотношения голосов.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.