Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий

2020-07-03 89
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий

Авторы проекта:

Башканова Э.Р.,

 Ермохина Р.З., Шарангина Е.Г.

Научный руководитель Блинова Ю.Л.

_____________________________

Куратор: Валькова Т.А.

Проект допущен к защите:

                                                                      «__»____________ 2016 г.

 

Казань, 2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…….3

Организация и реализация проекта …………………………………5

Заключение ……………………………………………………………21

Список использованной литературы ………………………………24

Глоссарий ……………………………………………………………… 26

Приложения …………………………………………………………….27

 

Введение

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Первое место среди поставленных задач ФГОС ДО занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Роль педагога в организации психолого-педагогических условий заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, которое достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.

Данный Проект разработан на основе ФГОС ДО, состоит из введения, трех этапов и заключения, также имеются приложения.

Актуальность проекта

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.

Актуальность проекта может быть представлена следующими аспектами:

- кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс;

- программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики;

- наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться;

- практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников редко используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

 

Цель и задачи проекта

Цель проекта

    Оптимизировать процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе музыкальных занятий, учитывая при этом:

    1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

    2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах её реализации [16].

3.2 Задачи проекта:

    1. Исследовать и проанализировать, обобщить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, педагогов-музыкантов.

2. Сформировать диагностический пакет методик, направленных на обследование уровней развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Осуществить экспериментальное исследование: развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника средствами музыкального искусства.

4. Разработать и апробировать программу по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.

Проект разработан группой музыкальных руководителей г. Нижнекамска и г. Казани с 20.06.2016 по 30.06.2016 года. Срок реализации данного проекта с сентября 2016 г. по март 2017 года.

3.3 Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 01.09.2016 по 30.09.2016 г.)

2. Основной (с 01.10.2016 по 29.02.2017 г.)

3. Заключительный (с 01.03.2017 по 31.03.2017г.)

Заключение

Мы, считая, что проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна определили проблему для составления проекта: каковы пути развития эмоционального интеллекта дошкольников средствами музыки?

Целью проектной деятельности явилась разработка программы коррекционной работы, направленной на успешное развитие эмоциональной сферы в процессе музыкальных занятий.   

Гипотеза нашей исследовательской работы заключается в том, что развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

- если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе музыкальных занятий;

- если педагоги ДОО будут обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;

- если педагоги ДОО будут обучать детей способам выражения эмоций.

Наша работа ориентирована на развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством музыкальных занятий.

В связи с поставленной целью на подготовительном этапе данного проекта предполагается рассмотрение состояния исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, анализ особенностей развития эмоциональной сферы старших дошкольников и поиск путей развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки.

Проект по проблеме развития эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.

В процессе подготовительного этапа проекта необходимо провести диагностику выявления уровня сформированности эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет. Исходя из полученных данных необходимо организовать и провести работу по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников посредством музыкальных занятий.

Мы предполагаем, что анализ результатов заключительного этапа проекта покажет, что у детей произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкально-ладовых средств выразительности. Исчезнут дисгармония между мимикой лица, движением рук ребенка, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.

Таким образом, проведенное исследование обозначит круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Экспериментальная работа в рамках данного проекта подтвердит, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами музыкальных занятий, которые охватывают все виды музыкальной деятельности дошкольника.

Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе музыкальных занятий.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих психолого-педагогических условиях:

- если педагоги ДОО будут активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе музыкальных занятий;

- если педагоги ДОО будут обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;

- если педагоги ДОО будут обучать детей способам выражения эмоций, подтвердилась.

Список использованной литературы

 

1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Авдеева// Вопросы психологии. - 2006. - №3. С. 78-86.

2. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности / Г.И. Батурина. - Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973. – 216с.

3.  Балакирева, Т.С. Эмоции и дети комплексные занятия педагога –психолога/ Т.С. Балакирева // Дошкольное воспитание. - 2005. - С. 65-70.

4.  Батаршев, A.B. Диагностика способности к общению /А.В. Батаршев.- СПб.: Питер, 2006.-176 с.

5. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер.- Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -160 с.

6. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1989.-270с.

7. Вилюнас, В. Психология эмоций / В. Вилюнас.- СПб.: Питер, 2006. - 496 с.

8. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии / А.Н. Воронин.- М.: Изд-во ИП РАН», 2004. - 270 с.

9. Готсдинер, А.Г. Музыкальная психология/ А.Г. Готсдинер.- М., 2003. - 420с.

10. Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания/ Н. Давыдова // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10, 15.

11. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

12. Изард, К.Э. Психология эмоций./ К.Э. Изард перев. С англ. -СПб.: Питер, 1999.-324с.

13.  Карпов, A.B. Прикладные аспекты проблемы эмоционального интеллекта/ А.В. Карпов, А.С. Петровская // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всерос. научно-практ. конф. Т. 3. Ярославль, 2006. - С. 268-273.

14. Организация музыкальных занятий. [Электронный ресурс ] Режим доступа: http://www.yamuzykant.ru/-muzykalnye-zanyatiya/organizaziya-i-postroenie-muzykalnyh-zanyatiy

15. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский.- М.: Прогресс, 1979.- 311с.

16. Ситчихина, О.Н. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей в процессе оргнизации музыкальных занятий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/16/razvitie-emotsionalnoy-otzyvchivosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v

17. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Наука, 2003. - 379с.

18.  Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: - Феникс, 2005. - 304с.

Глоссарий

Эмоциональное развитие – способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями иреакциями, эмоционально-психологическими состояниями.

Музыкальные занятия - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

ФГОС ДО - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Приложения

Приложение 1.

1). Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)

Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.

Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие.

Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице.

Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д).

Все данные оценивались в баллах.

1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.

0.5 – Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.

0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.

2. Цветовой тест (М. Люшер).

Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.

Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся – и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8.

Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1). Синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2). Сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3). Оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение;

4). Светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета:

5). Фиолетовый;

6). Коричневый;

7). Черный;

8). Серый.

Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное.

Выполнение теста оценивается в баллах при соотнесении обоих выборов ребёнка:

1 – Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.

0.5 – Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.

0 – Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 – 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.

3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич)

Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.

Метод проведения теста: Детям предлагалось на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём.

Оценивается расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.

Во время проведения экспериментального задания экспериментатор заносит данные в протокол.

Выполнение задания оценивалось в баллах.

1 – Нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.

0.5 – Нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш. В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.

0 – Отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий

Авторы проекта:

Башканова Э.Р.,

 Ермохина Р.З., Шарангина Е.Г.

Научный руководитель Блинова Ю.Л.

_____________________________

Куратор: Валькова Т.А.

Проект допущен к защите:

                                                                      «__»____________ 2016 г.

 

Казань, 2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…….3

Организация и реализация проекта …………………………………5

Заключение ……………………………………………………………21

Список использованной литературы ………………………………24

Глоссарий ……………………………………………………………… 26

Приложения …………………………………………………………….27

 

Введение

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Первое место среди поставленных задач ФГОС ДО занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Роль педагога в организации психолого-педагогических условий заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, которое достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.

Данный Проект разработан на основе ФГОС ДО, состоит из введения, трех этапов и заключения, также имеются приложения.

Актуальность проекта

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.

Актуальность проекта может быть представлена следующими аспектами:

- кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс;

- программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики;

- наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться;

- практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников редко используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

 

Цель и задачи проекта

Цель проекта

    Оптимизировать процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе музыкальных занятий, учитывая при этом:

    1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

    2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах её реализации [16].

3.2 Задачи проекта:

    1. Исследовать и проанализировать, обобщить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, педагогов-музыкантов.

2. Сформировать диагностический пакет методик, направленных на обследование уровней развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Осуществить экспериментальное исследование: развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника средствами музыкального искусства.

4. Разработать и апробировать программу по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.

Проект разработан группой музыкальных руководителей г. Нижнекамска и г. Казани с 20.06.2016 по 30.06.2016 года. Срок реализации данного проекта с сентября 2016 г. по март 2017 года.

3.3 Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.