Глава «Квинтэссенция цикла лекций “Обращение к полноте” и лекции “Две доминанты”» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава «Квинтэссенция цикла лекций “Обращение к полноте” и лекции “Две доминанты”»

2020-10-20 79
Глава «Квинтэссенция цикла лекций “Обращение к полноте” и лекции “Две доминанты”» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чем Истина отличается от лжи? Если ориентиром в жизни человека является Истина, то потенциал его развития и движения вперед никогда не иссякнет, он не имеет конца. Если же человек придерживается ложных ценностей, живет по лжи, то со временем он неизбежно оказывается в тупике.

То же можно сказать и о страсти: если человек поглощен какой-либо страстью, то со временем он попадает в тупик. Страсть постепенно захватывает различные сферы жизни человека, а затем и все его внимание целиком. Человек начинает смотреть на мир, воспринимать все происходящее вокруг него лишь сквозь призму своей страсти, начинает все измерять ею.

Та или иная страсть порождает негативные перемены не только в духовной жизни человека – под действием страсти меняется также и его физиология: перестраиваются клетки головного мозга. Образуется как бы новый «нервный орган» – группа клеток, занятых отслеживанием процесса реализации страсти. Со временем все больше и больше нейронов включаются в эту группу клеток, и она начинает доминировать в сознании человека. Новый «нервный орган» устанавливает связь с различными физиологическими процессами, включая из в единую систему.

Эту мысль можно прокомментировать образом канатаходца. Когда канатаходец встает на канат, его мышцы начинают работать особым образом, меняется дыхание, в кровь вбрасывается адреналин. Контакт с «раздражителем», в данном случае – канатом, запускает целых комплекс реакций, объединенных в единую систему. Подобным образом и в результате контакта с объектом страсти, в движение приходит целый комплекс реакций. Глаза высматривают объект страсти (например, слиток золота, пакетик с наркотиком, бутылку с алкоголем), рассудок обдумывает план захвата объекта, руки тянутся к нему. Язык отстаивает права человека на объект, ругается с другими за право обладания им, лжет или оправдывается, если владелец языка был уличен в преступлении.

Новая группа клеток, возникшая в нервной системе в результате действия страсти, постоянно хочет своего – то есть развития того процесса, для отслеживания которого она появилась. Словно у человека появился новый желудок, который постоянно требует пищи (ср. со словами преподобного Иоанна Лествичника; он называл страстью похотливое расположение, «вгнездившееся в душу» и ставшее в результате долгого навыка как бы природным свойством души, так что та уже сама по своей воле стремится к удовлетворению этого расположения[4]).

Процесс образования страсти можно описать с помощью нейрофизиологии как процесс образования доминанты (с помощью учения о доминанте можно описать и процесс образования добродетели). Захват сознания страстью, по мысли академика А.А. Ухтомского[5], предполагает появление в головном мозге человека очага возбуждения, который притягивает к себе импульсы, поступающие в сознание. Например, пьющий человек может любую информацию воспринимать как повод выпить. При этом в других отделах коры головного мозга разливаются процессы торможения (например, если у всерьёз заигравшегося человека «пошла» игра, то в этот момент он может забыть обо всем: об обязательствах, о ранее назначенных встречах, о том, как он будет расплачиваться с долгами завтра).

Различные страсти связаны друг с другом: человек, потакая какой-то одной страсти, развивает в себе прочие[6].

Этот же духовный закон действует и когда человек, пытаясь уйти от наркотиков, переключается на алкоголь или становится адептом секты. Вариантов подобных переключений-замен – масса, а результат – один: внутренний хаос человека только расширяет зону своего охвата. К какой бы страсти человек ни обращался, пытаясь вытеснить свою страсть какой-то иной, которая ему видится менее пагубной, он лишь усиливает свою зависимость от действия внутреннего неуправляемого состояния.

Отдельные поступки, совершенные под действием страсти, «стекаются» во внутренний резервуар, который современная наука называет аддиктивным континуумом, аддиктивной системой или аддиктивной личностью. Все мы знаем, что происходит, когда уровень воды в водоеме поднимается выше критической отметки: происходит потоп, прорыв плотины, наводнение. Неуправляемое состояние вырывается наружу и ищет подходящую внешнюю форму для своего выражения.

Таким образом, человек, пытающийся уйти от наркоупотребления с помощью алкоголя, рискует снова вернуться к наркотикам.

Разорвать этот замкнутый круг становится возможным, если человек противопоставит патологической доминанте другую – творческую и созидательную. Если «корень всех страстей есть самолюбие»[7], если страсть, например, гордость или наркомания, которая характеризуется зацикленностью человека на своих эмоциях и ощущениях, заставляет его замкнуться на самом себе, то новая доминанта должна привести человека к личности другого человека. Примечательно, что в учении академика А.А.Ухтомского главной доминантой является «доминанта на лицо другого», ученый считал, что «преодоление себя и бодрая творческая доминанта на лицо другого даются очень просто, и сами собою там, где есть любовь»[8].

В этом смысле обращают на себя внимание как содержание, так и само название книги священномученика Александра (Миропольского) «Любовь – сущность христианства». Как писал один исследователь, главную доминанту Ухтомского – «доминанту на лицо другого» – невозможно понять иначе как через христианское мировоззрение, найденное внутри нейрофизиологической науки».

А.А. Ухтомский считал, что довольно трудно бороться с поведением, которое не нравится, если атаковать его доминанты «в лоб» – целесообразнее искать условия для возникновения новой доминанты. При определенных условиях, под действием новой доминанты, первая будет тормозиться сама собою и, может быть, сойдет на нет.

Подобную мысль высказал епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) в своей книге «Православный катехизис». Его слова относились к искушениям, толкающим человека на нарушение седьмой заповеди («не прелюбодействуй»), но они могут быть полезны для борьбы с искушениями в целом. Епископ писал, что «в борьбе с греховными искушениями, в особенности в родовой области, недостаточно прямых волевых усилий человека. Здесь еще требуется вырабатывание в себе иных, более высоких интересов, и, конечно, молитва, и участие в благодатной жизни Церкви, и, главное, живая любовь к Богу и к людям». Епископ выражает здесь общий святоотеческий принцип: побеждать страсти через развитие противоположных им добродетелей. Например, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин считал, что тот, кто хочет истребить из сердца плотские вожделения, должен насадить в сердце желания духовные. Ведь «желания настоящих вещей не могут быть подавлены или отвергнуты, если вместо них не будут восприняты другия спасительныя»[9].

Эти мысли пересекаются с учением А.А. Ухтомского о воспитании новой созидательной, творческой доминанты, развивая которую можно тормозить и постепенно сводить на нет действие патологической доминанты.

Где же найти эту «новую доминанту», через развитие которой можно было бы затормозить развитие различных аддиктивных процессов (например, влечение к казино, наркотикам). Как было уже сказано, главной доминантой Ухтомский считал «доминанту на лицо другого». «Главную доминанту Ухтомского, – как писал один автор, – невозможно понять иначе как христианское мировоззрение, найденное внутри нейрофизиологической науки»[10]. «В теории физиолога Ухтомского (и не только его одного) заповеди христианства становятся законами нейрофизиологии. Из области человеческой нравственности, которую XX век отринул, как никому не нужное и докучливое социальное ограничение, они переходят в область биологии мозга и психиатрии»[11].

Процесс захвата сознания патологической, страстной доминантой и ее характеристики детально описаны священником Александром Ельчаниновым в статье «Демонская твердыня (о гордости)». Отец Александр размышляет о том, как развивается страсть гордости (наркомания является кристаллизованной гордостью). Человек, охваченный гордостью, начинает вожделевать самого себя, то есть проявлять исключительный интерес к собственной персоне. Последствия захвата сознания этой страстью ужасны: изоляция, мрак, одиночество, отчаяние, нервная и душевная болезнь. Отец Александр задает вопрос: «Как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути?» И вот как он на него отвечает: «Ответ вытекает из сущности вопроса – смирение, послушание объективному; послушание по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям».

В последующих разделах приводится более подробное изложение указанных механизмов, разбирается закон о доминанте в действии, применительно к реальной жизни; анализируется на примере страсти гнева универсальный механизм действия в человеке страсти, ее укоренения и приемы борьбы с нею; приводятся основные положения того, как человеку следует действовать, чтобы вырастить в себе «новую доминанту» любви или, по терминологии академика Ухтомского, доминанту на лицо другого.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.