Административно-правовое регулирование службы судебных приставов — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Административно-правовое регулирование службы судебных приставов

2020-06-05 209
Административно-правовое регулирование службы судебных приставов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Служба судебных приставов, являясь разновидностью государственной службы, находится под особым вниманием как органов власти, так и общества в целом, а от качества и эффективности работы этой службы напрямую зависит состояние законности и правопорядка в стране.

Учитывая, что становление в России подлинно гражданского общества невозможно без создания у населения развитого правового сознания, - значение органов юстиции в правовом государстве должно быть первостепенным, так как именно они являются правовым фундаментом российского общества.

Отсюда, принципиальное значение для развития структуры судебной власти является создание в системе Министерства юстиции РФ службы судебных приставов.

Так российским законодательством решены очередные существенные задачи, ставшие его основными принципами:

-образована самостоятельная служба принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и обеспечения установленного порядка деятельности судов - служба судебных приставов;

-принудительное исполнение упомянутых актов отделено от самих судов и судопроизводства и передано исполнительной власти;

-обеспечена охрана и защита судей, участников процесса, свидетелей и граждан, находящихся в здании суда, от преступных посягательств;

-установлено равенство защиты всех форм собственности в исполнительном производстве;

-разработаны предпосылки улучшения кадрового состава службы судебных приставов и подъема их профессионального уровня;

-усилена ответственность за неисполнение судебных актов и актов других органов, предоставив судебным приставам-исполнителям больше прав, позволяющих в принудительном порядке исполнять требования этих актов;

-гарантирован надлежащий контроль за соблюдением закона при осуществлении судебными приставами своих должностных обязанностей [21. С.213].

В зависимости от выполняемых обязанностей, судебные приставы подразделяются на две категории:

- судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

- судебных приставов-исполнителей, приводящих в исполнение судебные акты и акты других органов.

В ходе реформирования органов исполнительной власти произошло разделение функций управления общественными отношениями, оказания определенных услуг и контроля. Функции управления переданы министерствам, оказания услуг – федеральным агентствам, а контроля – федеральным службам. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (далее – ФССП РФ). Порядок организации и деятельности ФССП РФ определяется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» [11]. и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» [17].

ФССП РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов и актов других органов, а также обеспечению установленного порядка деятельности судов, и подведомственна Минюсту России. Основными задачами службы являются обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП РФ.

Положение о ФССП РФ, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом РФ. Он назначает и освобождает от должности директора ФССП РФ – главного судебного пристава Российской Федерации, а также его заместителей. За Министерством юстиции сохранились полномочия по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении ФССП РФ, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности службы.

Административная реформа установила двойное подчинение ФССП РФ – Президенту и Министерству юстиции РФ, что может препятствовать оперативному решению организационно-правовых вопросов в деятельности службы. ФССП РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законом РФ. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. В структуру службы входят Центральный аппарат и территориальные органы – главные управления (управления, отделы), действующие на территории субъектов РФ. Возглавляет ФССП РФ директор - главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Это должностное лицо обладает организационно-административными и контрольными полномочиями.

Организационные полномочия директора ФССП РФ заключаются в осуществлении руководства деятельностью службы судебных приставов; в пределах установленной компетенции он издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы, обязательные для исполнения всеми сотрудниками; в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы. В исполнительном производстве контрольная функция выражается посредством текущего и последующего контроля. Главный судебный пристав РФ в рамках текущего контроля обеспечивает исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах службы, приостанавливает его в случае поступления жалобы на действия подчиненных должностных лиц. В рамках последующего контроля – рассматривает жалобы на действия сотрудников ФССП РФ в порядке подчиненности. В соответствии со статьей 78 Конституции РФ для реализации полномочий федеральные органы исполнительной власти создают территориальные органы и назначают соответствующих должностных лиц. На уровне субъектов Российской Федерации сегодня действуют 83 территориальных органа ФССП РФ, которые подчинены центральному аппарату службы. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП РФ и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета. В территориальный орган входят: аппарат управления и структурные подразделения, состоящие из государственных служащих, технического и обслуживающего персонала, возглавляемые начальниками отделов – старшими судебными приставами. Возглавляют территориальные органы ФССП РФ главные судебные приставы субъектов РФ, назначаемые на должность и освобождаемые от должности приказом Министерства юстиции РФ по представлению директора ФССП РФ. Они обладают контрольными и административными полномочиями, осуществляют представительство службы в суде.

Административные полномочия состоят в руководстве соответствующей службой судебных приставов, координации и контроле их деятельности; назначении на должность и освобождении от должности судебных приставов; поощрении сотрудников за успехи в работе и наложении на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины. Кроме того, главный судебный пристав субъекта РФ осуществляет контроль над исполнением сложных исполнительных производств, организуя районное, межрайонное подразделение судебных приставов по особым исполнительным производствам. В рамках последующего контроля над исполнительным производством он рассматривает жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, а также их действия (бездействие) в порядке подчиненности. В системе принудительного исполнения судебных актов основным звеном являются районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, которые включают в себя судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Возглавляют их старшие судебные приставы. Старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов; обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений судьи; координирует действия судебных приставов. Текущий контроль старшего судебного пристава заключается в утверждении постановлений судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, он дает письменное разрешение на совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в нерабочие дни и в период с 22 часов до 6 часов; утверждает акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания; разрешает вопросы об отводе судебного пристава-исполнителя. В связи с созданием в структуре ФССП РФ подразделений по осуществлению дознания и административной практики можно говорить о появлении новой категории судебных приставов: судебных приставов-дознавателей, осуществляющих деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства. В связи с возложением на службу судебных приставов функции по осуществлению дознания и административной практики, создан механизм обеспечения исполнения судебных решений в рамках уголовно-процессуального законодательства. Некоторые авторы предлагают введение института участковых судебных приставов, что сделает организацию ФССП РФ более гибкой, а деятельность в регионах – более оперативной [28].

Судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования. Кроме того, он имеет право вызывать стороны исполнительного производства, запрашивать и получать от них объяснения, информацию; проводить проверку, в том числе финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; входить в нежилые помещения, занимаемые должниками; с письменного разрешения старшего судебного пристава входить без согласия должника в жилое помещение; накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить оценку имущества; производить розыск должника, его имущества, ребенка; взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы.

В настоящее время ФССП России наиболее тесно взаимодействует с различными правоохранительными органами (подразделения полиции, налоговые и таможенные органы) по следующим направлениям: - принудительное исполнение судебных решений, в том числе связанных с взысканиями имущественного характера; - направление соответствующим органам и организациям предписаний, исполнение которых необходимо для принудительного исполнения судебных актов и обеспечения установленного порядка деятельности судов; - истребование документов, необходимых для принудительного исполнения судебных актов. Так, например, сотрудники органов внутренних дел обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

При этом следует отметить, что судебные приставы-исполнители, наделенные правом применения различных мер принуждения, фактически не имеют надежных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, предусмотренных для правоохранительных органов, хотя работа в ФССП РФ в значительной степени сопряжена с угрозами для жизни и здоровья ее сотрудников. В настоящее время система правоохранительных органов до конца не сформирована, и вопрос закрепления статуса правоохранительного органа за Федеральной службой судебных приставов остается открытым. Отнесение данной службы к правоохранительным органам даст возможность законно использовать новые механизмы и возможности применения мер воздействия в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений [26. С.78].

Среди таких возможностей можно предусмотреть наделение ФССП России полномочиями на проведение оперативно - розыскных мероприятий. В связи с этим считаем, что назрела необходимость усовершенствования статуса судебных приставов и перевод их в категорию правоохранителей. При этом в рамках нового статуса они должны получить материальные и социальные гарантии, аналогичные гарантиям сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и ряда других служб. Сегодня в процессе осуществления исполнительного производства существенное внимание уделяется использованию электронных ресурсов. Обратиться в ФССП РФ и ее территориальные органы можно через сеть «Интернет», также действует телефон доверия. Внедряется практика обмена информацией в электронном виде с кредитными организациями, задолженность по исполнительному производству можно оплатить с помощью электронных платежных систем КиВи, Город, Веб-мани. Обмен информацией по запросам судебных приставов-исполнителей, постановлений о наложении обременения на имущество должника между ФССП России, МВД России, Росреестром, ФНС России и другими государственными органами осуществляется в электронном виде. Введение электронного документооборота и обмена информацией между приставом и другими организациями существенно повышает эффективность исполнения судебных актов.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.