Глава 4. Быстрые ручки ловят и бросают . — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 4. Быстрые ручки ловят и бросают .

2020-06-05 88
Глава 4. Быстрые ручки ловят и бросают . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фопель К.

ф 789 Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005. - 143 с.

Предлагаем вниманию читателей новое издание К. Фопеля - пять книг с общим подзаголовком «Подвижные игры для детей 3-6 лет». В этих книгах представлены групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательными, собранными. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.

В книге «Привет, ручки!» собраны игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки рук. Они помогут детям научиться бросать, ловить, совершать тонкие манипуляции с предметами, ощущать свои пальцы, кисти, плечи, координировать движения...

Книга адресована психологам, воспитателям, родшслнм.

> 1н-| г.1м1|1к--л. КмМшихсп, 1996.

1 II 1.' Ы1 1-41.1 I 1Н1»<| 14 К1 1ИС», 2005.

II Л (г|м нргпппкош, перевод, 2005.

3-89403-360-6 (нем.) 3-89403-362-2 (нем.) 1,4ИРМ 5-48563-030-7 (рус.)

От издательства........................................................................................ 8

Предисловие............................................................................................. 10

Введение................................................................................................... 12

Глава 1. Приятные контакты................................................................... 21

1. Катаем мяч..............................................................................................23

2. Магнит................................................................................................... 24

3.Шарик-подарок......................................................................................25

4. Горячая картошка...................................................................................26

5. Торт на день рождения.......................................................................... 27

6. Тихий омут............................................................................................. 28

/. Нежность................................................................................................ 30

8. Солнце, песок и море.............................................................................32

9. Рисуем фигуры...................................................................................... 34

10. Телефон-факс........................................................................................ 36

11. Два скульптора........................................................................................ 37

12. Кораблик в опасности........................................................................... 38

13. Близнецы............................................................................................... 40

14. Тряпичная кукла.................................................................................... 42

1$. Колыбель............................................................................................... 44

16. Капли дождя.......................................................................................... 45

17 Массаж в кругу...................................................................................... 46

Ш. Холодные руки.......................................................................................47

10. Автозавод.............................................................................................. 48

РО. Автомойка............................................................................................ 49

Глава 2. Умелые ручки............................................................................ 50

Л. Мне щекотно.......................................................................................... 51

11 (роугольники и квадраты......................................................................52

23. Король Тишины.................................................................................... 53

24. Легкое и тяжелое.................................................................................. 55

25. Тихий колокольчик................................................................................ 57

26. Китайская игра...................................................................................... 58

27. Прыгаем и рисуем................................................................................. 59

28. Монетки в фонтане............................................................................... 60

29. Директор цирка..................................................................................... 61

30. Каракатица............................................................................................62

31. Пиньята.................................................................................................. 63

32. Тушим пожар........................................................................................ 64

33. Строимся по росту................................................................................. 66

34. Одновременно!...................................................................................... 67

35. Охотники и зайцы................................................................................. 68

36. Л исток бумаги....................................................................................... 69

37. Колечко..................................................................................................70

38. Крутящиеся обручи............................................................................... 71

39. Звери из газеты...................................................................................... 72

40. Кто ищет,тот найдет..............................................................................74

Глава 3. Левая рука — правая рука.........................................................76

41. Ясли, детский сад, школа.......................................................................78

42. Щенок................................................................................................... 80

43. Две собачки.......................................................................................... 82

44. Танцующие платки................................................................................ 84

45. Разноцветные самолеты....................................................................... 85

46. Танец мотыльков...................................................................................87

47. Играющий котенок................................................................................ 88

48. Маленький круг.................................................................................... 89

49. Большой круг........................................................................................ 90

50. Собираем яблоки.................................................................................. 91

51. Похлопаем............................................................................................. 93

52. Маленький зверек................................................................................ 94

53. Общая картина..................................................................................... 96

54. Тянемся в разные стороны.................................................................... 97

Вытираемся.............

Волшебный коврик.

ГГ/ Земля и Луна............................................

58. Танцующие руки......................................

Глава 4. Быстрые ручки ловят и бросают.

Ь9 Мышонок в пути......................................

60. Ненасытное чудовище.............................

61. Движение навстречу................................

62. Лиса и заяц...............................................

63. Быстрые мячи..........................................

64. Поймай зайца.........................................

65. Ловим вместе..........................................

66. Лягушки на пути домой..........................

67. Скачущий конь........................................

68. Пончик....................................................

69. Летающая белка......................................

70. Поп-корн-машина..................................

71. Поймай платок........................................

72. Хлопаем и топаем..................................

73. Снежный бой..........................................

74. Гигантские снежки.................................

75. Шар на двоих.........................................

76. Броски в цель.........................................

/7. Разносим газеты.....................................

78. Слоновье ухо..........................................

79. Уборка всаду.........................................

Приложение

Катаем мяч

Описание. Когда дети собираются в круг, у них раз­вивается чувство общности и принадлежности к группе. Если к тому же они вместе проговаривают стихи, то это чувство усиливается. Такая простая символическая деятельность, как перекатывание, передача и прием мяча, помогает детям уста­навливать контакт друг с другом.

Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу:

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы — большая лента.

Можем мы большими быть (подняли руки вверх),

Можем маленькими быть (руки вниз),

Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

А теперь сядьте на пол также по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот ребенок крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Марк в нашей группе!» После этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.

(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не про­пустить. Стихи читайте каждый раз, как собираете группу в круг.)

Магнит

Описание. Эта игра также подчеркивает принадлеж­ность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей.

Материалы: оживленная музыка, под которую дети водят хоровод, держась за руки; небольшой магнит и металли­ческие предметы.

Шарик - подарок

Описание. Это очень простая и поэтическая игра. На символическом уровне она позволяет детям почувствовать, как важно что-то получать в подарок и дарить самим.

Материалы: веселая, но не быстрая музыка, напри­мер, «Менуэт» Боккерини; воздушный шар.

Горячая картошка

Описание. Эта игра позволяет почувствовать и по­нять, что иногда в жизни неудача неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно она показывает, как легко помочь тому, кто в беде.

Материалы: одна картофелина. Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она — особенная. Теперь вам надо представить, что эта картофелина очень го­рячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то мы все представим, что он обжег пальцы. И что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Это ребенок, который сядет за кругом к нам спиной и время от времени будет кричать: «Стоп!», ког­да захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.)

Ай-яй-яй! Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за пле­чи и мягко покачают пару раз из стороны в сторону, пока ре­бенок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро-бы­стро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не закричат «Стоп!». (Позаботьтесь о том, чтобы роль стоп-часов исполняли несколько детей, сменяя друг друга.)

Торт на день рождения

Описание. Эта игра особенно своевременна, когда у кого-то из детей день рождения. Тогда вся группа участвует в «приготовлении» торта, и он становится по-настоящему не­повторимым.

Тихий омут

Описание. Игра подчеркивает чувство принадлеж­ности к группе, дает возможность использовать чувствитель­ность детских рук и ощутить тонкие нюансы прикосновений. Эта игра лучше всего подходит для малых групп от пяти до девяти детей. Если группа большая, разделите ее на подгруп­пы. Пусть первая подгруппа играет в первый день, а осталь­ные — в другой.

Материалы: плавная инструментальная музыка и повязка на глаза.

Солнце, песок и море

Описание. Это красивая игра, в которой дети учат­ся передавать информацию разными способами. В то же вре­мя дети могут поучиться касаться друг друга осторожно, нежно и аккуратно.

Материалы: бумага, карандаши на каждого ребенка. Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Разделитесь на пары и сядьте на пол один за другим. Представьте, что тот, кто сидит сзади, — это мел, а тот, кто впереди, — доска для рисования.

Мел будет прямо сейчас что-нибудь рисовать на доске, а доска должна представить, как выглядит картинка, нарисован­ная на ее спине.

Представьте, что мы все поехали в очень интересное мес­то. Мы на море. Мы дышим прекрасным свежим ветерком, дующим с моря. Наблюдаем, как встает солнце над водой. Начинайте рисовать большое солнце на спине того, кто перед вами. Нарисуйте большой красивый круг... А теперь лучи сол­нца, идущие от него во все стороны...

Представьте, что мы идем вдоль пляжа и там много-много песчинок. Указательным пальцем нарисуйте на спине много-много маленьких песчинок...

А теперь представьте, что мы остановились и смотрим на море. Легкий ветерок создает веселые красивые волны на воде. Снова нарисуйте пальцем веселые волны на спине ребенка, сидящего перед вами...

Мы видим, как какой-то кораблик плывет по морю. Нари­суйте на спине этот кораблик...

А сейчас возьмите бумагу и карандаш и нарисуйте солнце и песок, волны и кораблик.

(Повторите игру через несколько дней со сменой ролей. Луч­ше сменить картину на аналогичную, достаточно простую, что­бы дети могли нарисовать ее на спине партнера.)

Представьте, что вы находитесь на берегу небольшого пру­да и бросили камушек в воду — поставьте точку на спине парт­нера... Вы видите, как от камушка, упавшего в воду, расходят­ся круги по воде, — нарисуйте круги, которые становятся все больше и больше... А теперь вы видите, как рыбка выпрыгну­ла из воды, ее побеспокоил камушек, — нарисуйте на спине прямую линию снизу вверх... А теперь вы видите, как рыбка падает обратно в воду — нарисуйте прямую линию сверху вниз... А теперь вы видите, что вода стала ровной как зеркало — положите обе ладони на спину партнера и поводите ими медленно из стороны в сторону.

32

33 Рисуем фигуры**

Описание. Дети могут потренироваться обменивать­ся тактильной и визуальной информацией, обсуждать размер, форму и особенности геометрических фигур. При этом разви­вается визуальная память. Кроме того, эта интересная игра требует от ребят способности сотрудничать.

Материалы: вам понадобятся 10 картонных листов формата 15 х 20 см, на которых нарисованы простые геомет­рические фигуры: круг, квадрат, треугольник, крест и т.д.(ромб, молния, спираль, овал)

Укрепите листы в ряд на магнитной доске или на стене, так чтобы их было видно всей группе.

О ОО О

Два скульптора

Описание. Эта игра дает детям возможность оценить важность сотрудничества и доверия в маленькой команде. Ког­да два скульптора работают вместе над одной статуей, они дол­жны пытаться согласовать свои представления о том, какой она будет.

В отличие от «Близнецов» (игра 13) здесь не надевают по­вязки на глаза.

Близнецы

Описание. Эта игра дает возможность проявить и проверить себя детям постарше. Ребята лепят скульптуру с модели, они сами решают, какие движения будут совершать руками, но должны делать это мягко и бережно. При этом они представляют трехмерные образы.

Когда дети освоят игру, лучшая тройка игроков может про­демонстрировать процесс создания скульптуры, а остальные будут наблюдать за ними.

Материалы: две повязки на глаза. Возраст участников: с 6 лет.

Инструкция детям. Сегодня я хочу показать вам особенную игру, в которую играют начинающие актеры, ког­да учатся своей профессии. Но я думаю, что и вы тоже смо­жете в нее сыграть.

Разбейтесь на тройки.

Один из вас скульптор, другой — модель, а третий — статуя.

Какая команда хочет сыграть первой? В нашей игре скуль­птор — слепой. Он может «смотреть» только руками. И все же я думаю, что такой художник создаст очень красивую статую. Сейчас мы завяжем глаза нашему скульптору. И нашей статуе, которую вылепит скульптор, тоже завяжем глаза — пусть она удивится, какой красивой ее сделает скульптор своими ловки­ми руками... Видеть будет только модель. Она принимает ка­кую-нибудь особенную позу и стоит так пару минут. Скульп-

тор какое-то время изучает модель, ощупывая ее. Затем он пытается сделать статую, которая стала бы близнецом модели...

(Позаботьтесь о том, чтобы модель и статуя стояли непод­вижно, пока не будут сняты повязки. Скульптор должен увидеть свою работу. Обратите внимание детей на то, что близнецы, несмотря на сходство, все же уникальны.

Затем играют все тройки.)

Тряпичная кукла

Описание. В этой игре дети также получают опыт переживания того, что другие готовы позаботиться о них, под­держать, ласково и нежно обращаясь с ними. Эта игра разви­вает доверие в группе и сближает детей.

Материалы: плавная и медленная инструментальная музыка, например, «Ария» и «Пассакалья» Генделя.

Колыбель

Описание. Это хороший групповой ритуал, дающий детям возможность проявить нежность и заботу. Кроме того, ребята учатся сотрудничать друг с другом.

Материалы: плавная музыка, например, «Колыбель­ная» Брамса; одно одеяло.

Капли дождя

Описание. Это успокаивающая и расслабляющая игра, которая поддерживает в группе атмосферу взаимопомо­щи: выполняя это упражнение, дети помогают друг другу снять напряжение. Одновременно они тренируют ритмические дви­жения пальцев.

Массаж в кругу

Описание. Это замечательная возможность дать де­тям отдохнуть. Даже очень маленькие дети почувствуют, что могут своими ручками сделать приятное другому.

Холодные руки

Описание. Это очень хороший способ установления контакта между двумя детьми. Во второй половине игры мы усиливаем чувство общности всех участников группы. Перед игрой можно попросить детей помыть руки.

Материалы: крем для рук. Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Разделитесь на пары и сядьте на пол. Сейчас я пройду по комнате и каждому дам немножко волшебного крема, который сделает ваши руки теплыми и све­жими... Вотрите этот крем в руки и почувствуйте, как он дей­ствует...

Представьте, что в каждой паре один из вас не может даже пошевелить руками. Ваш партнер так долго играл со снегом, что его руки совершенно замерзли. И теперь вам надо помас­сировать и потереть эти холодные и замерзшие руки и с по­мощью волшебного крема сделать их теплыми и жизнерадост­ными... (1 минута.)

А теперь поменяйтесь: пусть у другого ребенка в паре руки будут замерзшие и негнущиеся, а его партнер сделает их теп­лыми и подвижными... (1 минута.)

А сейчас сделайте наш круг потеснее и протяните руки к центру, так чтобы вы касались других кончиками пальцев. Я еще добавлю волшебного крема, и ваши руки превратятся в малень­ких котят, которые лежат в одном лукошке, барахтаются и ка­рабкаются друг на друга, играют и греются вместе. Подумайте, как радуются котята, когда играют, тому, что они растут в се­мье, где всех котят очень любят. (1—2 минуты.)

47 19 Автозавод

Описание. Эта игра создает пространство для про­явления инициативы и фантазии. Дети должны касаться друг друга разными способами и одновременно так или иначе со­трудничать.

Автомойка

Описание. Это очень простая игра, которую любят дети. Она поддерживает общность группы и дружелюбную ат­мосферу в ней.

Глава 2 Умелые ручки

Малыши довольно долго действуют руками не так ловко, как хотелось бы этого их родителям. Проходят годы, пока дети начинают хорошо контролировать и координировать мелкую моторику ладоней и пальцев. Крупными мышцами тела дети, напротив, начинают управлять довольно рано. Взрослые должны учитывать темп развития и не требовать слишком многого от ребенка. С другой стороны, особенно важно, что­бы у ребенка были все возможности развивать ловкость своих ручек.

В этой главе мы собрали самые разные игры, которые воз­буждают любопытство детей и отвечают их желанию — уметь делать руками как можно больше, быть как можно более по­хожими на взрослых.

Мне щекотно

Описание. Это хорошая возможность познакомить­ся, запомнить имена других детей и научиться представлять себя группе. А если дети уже знакомы, ведущий может интег­рировать группу, усилить в каждом ребенке чувство принадлеж­ности к ней, учитывая его индивидуальность. Через простые движения дети передают воображаемые ощущения.

Треугольники и квадраты

Описание. Это спокойная игра, в которой дети учат­ся контролировать мелкую моторику, измерять расстояния и расширяют свои знания о геометрических фигурах. Игра дает детям возможность свободно сотрудничать друг с другом и способствует сосредоточенной и спокойной атмосфере.

Материалы: для каждого ребенка два незаточенных карандаша; изображения треугольника, квадрата.

Король Тишины

Описание. Воздушные шары вдохновляют детей на оригинальные движения. В первой части этого упражнения ребенок может один, медленно и контролируя свои движения, передвигать воздушный шар. Во второй части все шары уча­ствуют в групповой игре, в которой у ребят развиваются само­контроль и способность к концентрации. Эта игра очень нра­вится детям!

Материалы: плавная музыка для первой части игры, например, «Пассакалья» Генделя; для каждого ребенка наду­тый воздушный шар; стул.

Легкое и тяжелое

Описание. Это приятная деятельность, в ходе кото­рой даже маленькие дети, подключив свое воображение, мо­гут «поднимать» очень тяжелые предметы. При этом дети ре­шают, будут ли они обращаться за помощью к друзьям или нет. Игра укрепляет уверенность в себе и веру в собственные силы.

Тихий колокольчик

Описание. Дети должны точно контролировать дви­жения своей руки, при этом требуется концентрировать вни­мание. Игра помогает создать тихую, спокойную атмосферу в группе.

Прыгаем и рисуем

Описание. Это очень оживленная игра, в которой дети должны координировать самые разнообразные движения. Они с воодушевлением принимают правила игры, получая большое удовольствие от совместных действий.

Скорее всего дети накапают краски, поэтому будьте гото­вы к тому, что придется мыть пол.

Группа не должна быть слишком большой, чтобы удержи­вать ее под контролем.

Материалы: вам понадобятся несколько банок с краской для рисования пальцами и большой лист бумаги, на котором нарисована какая-нибудь геометрическая фигура, на­пример, круг. Бумагу нужно прочно прикрепить на стене на такой высоте, чтобы самый высокий ребенок, подпрыгнув, доставал кончиками пальцев вытянутой руки до верхнего края фигуры. Нижний край должен быть на высоте, которую доста­нет, подпрыгнув, самый маленький из детей.

Монетки в фонтане

Описание. Это интересная игра, которая на долгое время приковывает внимание детей и поддерживает в них же­лание добиться успеха. Дети должны выполнять различные тонкие движения пальцами и ладонями. Кроме того, они мо­гут потренироваться хорошо целиться.

Материалы: прозрачная емкость из стекла или пла­стика около 20 см высотой, наполненная водой, пятирублевая монета, которая лежит в центре на дне емкости, и для каждо­го ребенка по две десятикопеечные монеты.

Директор цирка

Описание. В этой игре дети чувствуют себя как в цирке при совместной подготовке циркового номера. От них требуются прежде всего скорость реакции и хороший контроль обеих рук.

Материалы: понадобится 10—15 м бельевой верев­ки; ее концы нужно крепко связать так, чтобы получился круг, где найдется место для каждого ребенка; если есть воз­можность, то еще старый цилиндр или шляпа для директора цирка.

Каракатица

Описание. Снова и снова все больше крабов превра­щаются в каракатицу, пока все дети не станут каракатицей. Эту игру дети искренне и горячо любят.

Пиньята

Описание. В эту игру с удовольствием играют дети в странах Латинской Америки. Она подходит прежде всего для особых случаев: дня рождения кого-нибудь из участников груп­пы или ведущего, наступления каникул и так далее.

Игра развивает визуальную память, чувство пространства и координацию движений рук и ног.

Материалы: бумажный пакет из-под покупок, луч­ше всего, если он будет очень большим и дети его заранее украсят. В эту «сумку» («пиньяту») складываются различные сладости: леденцы, конфеты, печенье и так далее.

Сумку нужно подвесить на ленту или веревку на такую высоту, чтобы дети, прыгая, смогли достать до нее тростью (палочкой).

Также нужна трость (палочка) длиной около 50 см и одна

повязка на глаза.

Тушим пожар

Описание. В этой игре дети безопасным для себя способом, наливая воду в бумажный стаканчик, могут потре­нировать очень сложный навык: вращать кистями рук, подни­мать, сгибать и разгибать их.

Чтобы дети не боялись пролить воду, можно играть на ули­це в теплый солнечный день. Периодически повторяйте игру, чтобы дети заметили, как растет их ловкость и умелость.

Материалы: вам понадобятся две емкости для воды и бумажный стаканчик для каждого ребенка.

Строимся по росту

Описание. Обычно дети очень внимательно следят за тем, как увеличивается их рост. В этой игре у них появля­ется возможность без посторонней помощи точно оценить свой рост по отношению к другому ребенку. Их руки помогают им в измерениях.

Материалы: покажите детям ряд кубиков, один выше другого, чтобы дети точно поняли суть задания. Еще понадобится повязка на глаза для каждого ребенка.

Листок бумаги

Описание. В этой игре с партнером дети учатся при­слушиваться друг к другу и контролировать свои руки.

детей.

Материалы: один лист бумаги А4 для каждой пары

Колечко

Описание. Это очень симпатичная игра, в которой дети учатся прятать в ладонях что-нибудь маленькое и береж­но обращаться с руками другого ребенка. Она создает энергич­ную атмосферу в группе и очень нравится малышам.

Материалы: монетка (копейка), горошина, колечко и тому подобное. В эту игру можно играть как за столом, так и на полу.

Возраст участников: с 3

Лет.

Инструкция детям. Я хочу предложить вам интерес­ную игру. Двое детей выйдут сейчас за дверь. А когда они вер­нутся, то будут искать у нас колечко.

Один из вас должен спрятать колечко в своих ла­донях. Остальные также складывают ладошки. После этого мы зовем ребят, стоящих за дверью. Они идут по кругу и аккурат­но открывают ладошки других, чтобы найти колечко. Кто пер­вым из них найдет колечко, тот громко кричит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — и называет того, у кого спря­тано колечко. И теперь уже этот ребенок решает, у кого будет спрятано колечко в следующем круге игры.

Крутящиеся обручи

Описание. В этом упражнении дети могут потрени­роваться делать вращательные движения прямыми руками, а также согласовывать свои движения с движениями партнера или вращающегося обруча. Как только дети освоят это совме­стное движение, игра может быть использована для создания спокойной, сосредоточенной и расслабляющей атмосферы.

Материалы: для каждой пары детей один обруч. Возраст участников: с 6 лет.

Инструкция детям. Я хочу показать вам один фокус. Вам нужно разделиться на пары. Каждая пара берет обруч. Один ребенок из пары вешает обруч на руку и подает ее сво­ему партнеру как для рукопожатия. Кто-то из вас начинает крутить обруч, а затем вы вместе двигаете сцепленными рука­ми так, чтобы обруч продолжал крутиться. Если это у вас хо­рошо получается, то попробуйте сделать так, чтобы обруч не только крутился, но и перемещался от плеча одного ребенка к плечу другого и обратно. Потренируйтесь, подумайте, что для этого нужно делать.

70

Звери из газеты

Описание. Дети всегда очень удивляются и радуют­ся, когда привычные предметы и материалы удается исполь­зовать необычным способом. В этой игре они пробуют так рвать газетную бумагу, чтобы при этом получались силуэты животных. Ребята получают возможность потренировать тон­кие движения пальцев. Это красивая и творческая игра на со­трудничество.

Материалы: несколько старых газет и книжек с кар­тинками, в которых животные изображены достаточно схема­тично.

Кто ищет, тот найдет

Описание. Это разносторонняя игра, которая при­дает детям энергии, а также сближает участников группы и повышает их доверие друг к другу. Дети могут использовать свои способности ориентироваться и «видеть» руками.

Игра проходит на четко ограниченном, небольшом игровом пространстве.

Материалы: для каждого ребенка, кроме одного, повязка на глаза.

Левая рука — правая рука

Многие дети уже к трем годам отдают предпочте­ние какой-то одной руке. Хорошо, когда мы знаем, какая рука у ребенка ведущая, но не стоит ломать голову над тем, какая сторона тела доминирует у ребенка. Естественно, у многих детей бывает ведущий глаз или ведущая нога, но они могут принадлежать разным сторонам тела.

Совсем маленькие дети поначалу используют обе руки оди­наково, в соответствии с хватательным рефлексом. Уже у двух­леток мы можем иногда распознать ведущую руку, а в трехлет­нем возрасте более 70% детей определяются с ведущей рукой. Наконец, в возрасте около 11 лет 94% детей обнаруживают, какую руку они предпочитают при выполнении трудных зада­ний. Относительно быстрый выбор ведущей руки связан с осо­бенностями воспитания и культурными нормами, которые счи­тают правую руку «правильной» для письма, еды, бросания и так далее. С другой стороны, мы знаем, что около 90% взрос­лых во всех культурах используют именно правую руку при выполнении заданий, требующих ловкости. Примечательно, что среди мальчиков больше левшей, чем среди девочек.

Интерес родителей и педагогов к проблематике «правиль­ной» ведущей руки связан с их желанием легче научить детей читать и писать. Однако мы до сих пор не можем точно ска­зать, имеют ли леворукие дети или амбидекстры какие-нибудь дополнительные сложности при обучении. Лучшее, что мы, взрослые, можем сделать, — это помочь маленьким детям раз­вить ловкость обеих рук, вне зависимости от того, какая рука

76

ведущая. Естественно, также важно, чтобы дошкольники хо­рошо усвоили понятие «правое/левое» и пользовались им. Что­бы никого не обойти вниманием, мы представляем в этой главе прежде всего такие игры, которые побуждают детей использо­вать обе руки. Постепенно вводите понятия левого/правого, учитывая уровень развития детей. Однако чтобы дети могли сами выбрать, с какой руки им начинать действовать, говори­те: «Сделайте... одной рукой, а теперь другой».

Ясли, детский сад, школа

Описание. Эта игра дает детям возможность потре­нироваться выдерживать напряжение, справляться с удачей и неудачей, а также очень простым способом поучиться ориен­тироваться в правой и левой сторонах своего тела.

Ребята любят эту игру, поскольку она отвечает их желани­ям, в образной форме выражая важные этапы их развития, в ней они могут использовать свою интуицию, да и вообще она очень увлекательна.

бенка.

Материалы: галька-голыш, стул для каждого ре-

Две собачки

Описание. Дети могут действовать двумя руками одновременно и поучиться различать их назначение. Ребята снова представляют маленьких собачек и слушают медленную плавную музыку. Малыши могут выразить свою нежность и заботу и побыть в роли «родителей» животных. Эта красивая подвижная игра очаровывает детей и одновременно помогает расслабиться.

Материалы: два шифоновых платка разного цвета для каждого ребенка, несколько ковриков и плавная музыка, например, «Анданте С-Виг» Моцарта.

Разноцветные самолеты

Описание. Эта игра дает детям возможность потя­нуться с головы до ног. Ребята могут поучиться координиро­вать руки в положении высоко над головой.

Каждому ребенку понадобится ваша помощь на старте, чтобы «самолеты» могли стартовать и приземляться один за другим.

Материалы: для каждого ребенка цветной шифоно-

вый платок.

Возраст участников:

С 5 лет.

Инструкция детям. Я хочу предложить вам игру, в которой вы побудете самолетами. Я помогу каждому из вас на старте. Смотрите внимательно, когда я буду вам показывать, как самолет готовится к старту...

(Попросите одного из детей помочь вам в демонстрации. Ре­бенок держит платок за соседние углы большим и указательным пальцами, вытянув руки над головой. Затем он встает на цы­почки и сильно вытягивает руки вверх над головой. Чем меньше ребенок, тем важнее попросить его это сделать. Для такой ра­стяжки требуется немного смелости. Стойте позади ребенка, ухватите два других угла платка и слегка потяните платок на себя так, чтобы над ребенком получилась «крыша», параллельная потолку. Обратитесь к этому ребенку.) Ты у нас — первый са­молет. Когда я скажу: «Внимание, приготовились, марш...», беги вперед. Я отпущу платок, ты сделаешь большой круг по

85 комнате и вернешься обратно. Если ты будешь внимателен, то заметишь, как платок парит над тобой в воздухе. Можешь про­тянуть руки чуть вперед, и ты увидишь, как он летит. Мы все посмотрим, как здорово самолет полетит по комнате. Когда ты будешь возвращаться, то приземлишься здесь у нас, выклю­чишь мотор и посидишь на полу.

Готов к старту? Внимание, приготовились, марш!

(Помогайте каждому ребенку на старте и комментируйте полет с признанием и одобрением.)

86

Танец мотыльков

Описание. Это очень простая добрая игра, которая благодаря подходящей музыке и легким движениям платков хорошо действует на детей. Дети концентрируют внимание на разных сторонах тела.

Материалы: для каждого ребенка цветной шифоно­вый платок; плавная музыка, например, «Ария» или «Пасса-калья» Генделя.

Играющий котенок

Описание. Игра побуждает детей использовать не­ведущую руку. В ней важно, чтобы движения обеих рук были дифференцированными. В будущем это поможет детям осво­ить чтение и письмо.

Большое достоинство работы с платками состоит в том, что все движения делаются намного медленнее, так что дети с не­высокой скоростью реакции могут без особых проблем выпол­нять сложные задания. С мячом эта игра стала бы слишком трудной.

Материалы: для каждого ребенка легкий шифо­новый платок; плавная музыка, например, «Прелюдия С-Виг» Баха.

Маленький круг

Описание. В этой игре детей также побуждают пользоваться неведущей рукой. При этом ребята сотруднича­ют друг с другом, развивая способность к эмпатии и внима­тельность.

Детям очень нравится, когда им удается найти общий ритм для движений платка. Это переживание становится для них еще более впечатляющим, если происходит на фоне спокойной медленной музыки.

Материалы: для каждой пары детей один цветной шифоновый платок; медленная музыка, например, «Ария» Ген­деля.

Похлопаем

Описание. В этом упражнении, в простом ритме похлопывая себя губкой по разным частям тела, дети могут действовать обеими руками попеременно. Важно, чтобы вы ак­тивно участвовали в игре и увлекли детей. Повторите корот­кие ритмичные стихи и отбейте ритм на три счета ногами по полу. Переходите от одной части тела к другой, убедившись, что дети хорошо повторяют ваши движения.

Материалы: для каждого ребенка одна губка. Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Возьмите каждый по одной губ­ке и сядьте в круг на пол. Сейчас мы начнем похлопывать губ­кой по разным частям своего тела. Я буду участвовать в этой игре и проговаривать стихи, которые вам подскажут, как часто надо касаться своего тела. Повторяйте за мной то, что я делаю:

Губкой коснемся Своей головы Легко и свободно, Раз, два, три...

(Повторите стихи еще раз. Пока вы говорите, отбивайте ногой по полу ритм на три счета и дальше называйте другую часть тела. Кое-где дети должны использовать неведущую руку: плечо — другое плечо, колено — другое колено, мысок — другой мысок, локоть — другой локоть /губку в другую руку/, спина / губка в одной руке, затем в другой/, попка /губка в одной руке, затем в другой/.)

Маленький зверек

Описание. В


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.