Allegro scherzando                                                                 С. Цинцадзе. Струнный квартет № 4 — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Allegro scherzando                                                                 С. Цинцадзе. Струнный квартет № 4

2020-06-05 186
Allegro scherzando                                                                 С. Цинцадзе. Струнный квартет № 4 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Росо allegro                                                      Б. Мартину. Соната для скрипки и ф-п. № 3

В современной нотации метрическая основа выражается в тактовой системе, внешне обозначаемой вертикальными тактовыми чертами. Тактом называется отрезок времени, заключённый между соседними «сильными долями» Как и размеры, такты подразделяются на простые, сложные однородные и сложные смешанные. Простые такты включают в себя одну метрическую ячейку, сложные представляют собой соединение простых. Подобно тому как доли метра, подразделяясь на сильные и слабые, образуют такт, в свою очередь такты, благодаря равномерному чередованию тяжёлых и лёгких тактов, могут объединяться в группы. В следующем примере такты явно представляют собой чередование тяжёлых и лёгких, определяемое ритмическим и гармоническим содержанием:

34 [Allegro molto e con brio]                                                                Л. Бетховен. Соната № 5, ч. I

В данном примере все тяжёлые такты (1, 3, 5 и 7) выделяются долгими звуками на сильных долях и сменой гармонии. В чередовании тяжёлых и лёгких тактов проявляет себя так называемый метр высшего порядка.

В зависимости от видов тактов производится группировка длительностей в них (см. § 23—25), а также складываются схемы дирижирования.

В простых и сложных тактах количество взмахов руки при дирижировании совпадает с количеством долей в такте, причём на основные сильные доли всегда приходится нисходящее движение:

Дирижёрские схемы

Двухдольная

трёхдольная четырёхдольная  пятидольная  или шестидольная

Примечание: Все приведённые схемы даны для правой руки. Схемы для левой руки — симметричны им, то есть являются зеркальным отражением жестов правой руки.

При быстром темпе простые такты иногда дирижируются «на раз», то есть одно нисходящее движение руки приходится на каждый такт (его сильную долю). В сложных тактах быстром темпе движения руки соответствуют сильным долям входящих в них простых тактов. Так, например, при размере 6/8 может использоваться двухдольная схема, где взмахи руки приходятся на сильную и относительно сильную доли. В размере 9/8 может быть использована трёхдольная, а в размере 12/8 — четырёхдольная схемы.

↑§ 18. Различные виды ритмического движения

В одних и тех же метрических условиях возможны самые разнообразные формы ритмического движения. Выше говорилось о некоторых общих предпосылках музыкальной выразительности двухдольного и трёхдольного метров. Однако они могут быть реализованы лишь во взаимодействии метра и ритма. Наибольшая согласованность действия метра и ритма достигается тогда, когда сильным метрическим долям соответствуют долгие длительности, а слабым — короткие. В этом случае действие метроритма оказывается наиболее эффективным, а собственно ритм — наиболее чётким.

В тех случаях, когда долгие звуки не совпадают с сильными долями, образуется смещение акцентов с сильных на слабые доли, называемое синкопой:

35 Allegro giocoso                                                           П. Чайковский. Времена года, Июнь

В приведённом примере более мелкие длительности приходятся на сильные доли такта, тогда как на слабой доле (второй) оказываются более крупные длительности. Благодаря этому образуются акценты на вторых долях (подчёркнутые и знаком акцента>). Синкопе в данном случае способствует и смена гармонии на второй доле с продолжением ее на третьей.

Различают два вида синкоп: межтактовую и внутритактовую. Синкопа образуется при несовпадении сильных долей с долгими звуками и слабых долей с короткими звуками внутри такта. При межтактовой синкопе на последней слабой доле такта берётся длительность, продолжающаяся на ближайшей сильной доле следующего такта:

36 [Andante con Variazioni                                            Л. Бетховен. Соната № 12, ч. I, вар. IV

В этом примере на третьих долях оказываются более крупные длительности — четверти   которые, естественно, продолжаются на сильных долях следующих тактов, образуя межтактовые синкопы. Аналогичный эффект образуется и в том случае, когда вместо продолжения длительности, взятой на последней слабой доле, на сильной доле оказывается пауза. Такая безударная сильная доля также образует синкопу:

37 [ Langsam, sehr ruhig ]                                                           Ф. Лист «Всюду тишина и покой»

Разновидностью внутритактовой синкопы является синкопа внутридольная:


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.