Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения

2020-06-05 137
Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффекты влияния большой группы на личность.

1. В присутствии других людей изменяется психофизиологическое состояние личности – усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса. Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.

2. С увеличением числа членов группыпроисходит падение трудоспособности каждого отдельного члена (М. Рингельман). Люди прилагают меньше усилий, если они работают совместно, чем в случае индивидуальной ответственности – феномен социальной лени.

Механизмы управления большой социальной группой.

Стихийные группы и массовые движения.

 К кратковременным социальным группам относятся толпа, масса, публика.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий. Толпа эмоционально не предсказуема, не организована, стихийна, склонна к агрессии.

Масса более стабильное образование с довольно нечеткими границами, чем толпа. В ней есть элементы структуры и организации – митинг, манифестация.  В ней велика роль лидера. Масса достаточно разнородна, в ней тоже могут, как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Имеет определенную цель, управляема, соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ, но при этом подчиняется законам толпы.

В стихийных группах наблюдается сходство протекания коммуникативного и интерактивного процесса. Общественное мнение формируется из сплава информации СМИ и слухов, трактуется иногда ошибочно и выступает побудителем к действию.

ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ ГРУПП И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ

Интернет-сообщества в качестве группы людей с общими интересами являются относительно новыми инструментами потребителей! Их основные задачи - взаимодействие и общение между членами. Они могут проявлять активность и контактировать с другими участниками, с которыми у них общие интересы по определенным вопросам.

Виртуальное сообщество состоит не только из веб-сайта, где представлены различные темы, чаты и дискуссионные форумы. На его фоне проводится стратегия потребительской связи.

Виртуальные сообщества характеризуются по пяти признакам (Hagel J., Armstrong A. Net Gain, New York 1999).

Специфическая фокусировка интересов.

Специфическая фокусировка интересов способствует мотивации для создания сообщества.

Это может быть тематическая (спорт, экономика, культура) или географическая область (столица, страна), специфическое отраслевое знание (маркетинг, право).

Интеграция содержания и общения.

Виртуальные сообщества собирают огромное количество сведений о специфической фокусировке интересов и обрабатывают их для своих членов, которые могут воспользоваться ими различными способами. Они должны предоставить возможность «заполненности» своих сообщений для всех участников. В чатах и посредством электронной почты можно организовывать письменную и коммуникацию друг с другом, поэтому увеличивается значимость предоставленного материала.

Полезность сведений, предоставляемых участниками.

Члены сообщества имеют возможность распространять сведения, обмениваясь опытом, расширять спектр своих знаний.

Доступ к конкурирующим продавцам.

Поскольку виртуальные сообщества представляют интересы собственных членов, они стараются продемонстрировать самые разнообразные сведения. Их берут не только из своих источников, но и у конкурирующих продавцов. Благодаря этому пользователь получает более обоснованную и эффективную по затратам помощь в решении.

Коммерческая ориентация.

Виртуальные сообщества все чаще организовываются на коммерческой основе. Клиенты - не единственные, кто извлекает пользу из виртуальных средств. Для продавцов они являются средством расширения собственных рынков и увеличения оборота. Предприятия, которые имеют много информации о прежней деловой активности своих клиентов и потенциальных покупателях, поскольку уже взаимодействовали с ними посредством виртуального сообщества, лучше поймут их индивидуальные потребности. Если продавцы используют такие сведения рационально и приспосабливают для этого свою продукцию, у них появляется возможность расширить собственную клиентуру и достичь более высоких оборотов на каждого потребителя.

Первые виртуальные сообщества возникли в 1980-х годах к моменту начала распространения Интернета благодаря коммуникации между учеными в виде новостных групп. В них обменивались идеями и мнениями при проведении исследований, изучении различных областей знаний и досуга. Сообщения, которые размещали на таких «досках объявлений», со временем очень пригодились при поиске информации.

Целевая установка

Цель виртуального сообщества - вызвать чувство солидарности у пользователей и получить, таким образом, прибыль для всех, к примеру, посредством выгодной информации. В качестве основы важно определить четкую целевую установку и объединить идеи. Достижение цели зависит от определения потребностей членов сообщества, следует учитывать, в каких областях жизни оно должно обслуживать своих членов. Затем клуб может осуществлять стратегическое планирование.

Чтобы определить целевую установку, Хагель и Армстронг в своей книге «Net ■ Gain» («Сетевая прибыль») классифицируют сообщества по видам общности членов. При этом они выделяют три типа.

Географические сообщества.

Такой вид сообщества образуется с учетом определенного географическогорегиона, где все участники имеют идентичный интерес в основном потому, что живут там. В таком сообществе, к примеру, могут предлагаться сведения омероприятиях в городе или области, существуют каталоги по темам: рестораны, культурные предложения, театральные критики, галереи, музеи, спортивные мероприятия и чаты для бесед о планах на выходные и т. д. Участники ценят такие источники, потому что это актуальная информация.

Демографические сообщества.

Демографические сообщества можно разделить по полу, периоду жизни или этническому происхождению. Допустим, сообщества для подростков, пожилых людей, сирот или иностранных граждан, проживающих на территории другой страны. Они могут обмениваться информацией с помощью чатов, «досок объявлений» или списков рассылки.

Пример

Предприятие Feierabend является обществом для пожилых людей и предлагает соответствующую информацию, услуги и предложения по коммуникации.

Сообщества по интересам.

Такие сообщества занимаются вопросами, представляющими какой-либо интерес для их членов. Для этого они связываются с другими сообществами, которые концентрируются на хобби и досуговых занятиях типа живописи, музыки, спорта или садоводства или на тематических интересах, предположим, связанных с религией, экономикой или политикой. Польза таких тематически ориентированных сообществ в том, что люди собираются вместе и им предо­ставляется доступ к специфическим сведениям.

Пример

Для родителей новорожденных малышей веб-сайт Hipp предлагает полезные сведения о продукции фирмы, а также полезные советы (например, диетолога) и возможность задавать вопросы непосредственно Hipp Elternservice («Родительское сервисное обслуживание Hipp»). Интерактивный магазин может способствовать финансированию клуба.

Несмотря на такую классификацию, организаторы не всегда имеют возможность влиять на развитие сообщества, со временем его целевая установка может совершенствоваться, возникнут подобщества, относящиеся к разным категориям.

Целевые группы

Целевую группу виртуального сообщества нельзя определить, в общем, вручную по определенным критериям сегментации, поскольку имеется различные категории. Чтобы создать виртуальное сообщество, привлекательное для целевой группы, фирма должна знать, какие темы интересуют людей.

Профессионально составленный и проведенный опрос помогает находить в интерактивном мире надежные сведения о мнениях и составе целевой группы. Для этого можно использовать электронную почту или веб-сайты. Чтобы привлечь новых заинтересованных лиц для интерактивного доступа и вступления в сообщество, необходимо тщательно скомпоновать традиционные вопросы.

Помимо этого, в виртуальном мире организуют дискуссионные группы, чтобы получить точные сведения о желаниях целевой группы. Их собирают в интерактивных чатах, которыми руководит один или несколько ведущих. Интерактивные дискуссионные группы предлагают веб-сообществу множество преимуществ. Согласно тенденции, издержки тут не выше, чем для автономной группы, легче охватить больший географический радиус. Кроме того, благодаря анонимности в сети, пользователи отвечают честно.

Польза

Самая важная цель при создании сообщества - объединить как можно больше членов. С одной стороны, это происходит за счет того, что предприятие может обращаться к точно определенной целевой группе и представлять себя в качестве компетентного партнера для ищущих информацию, предлагая коммуникационную платформу и возможности для обмена опытом. С другой стороны, предпринимателю выгодно, чтобы продолжительность пребывания на страницах сообщества была бы более длительной по сравнению с обычными веб-страницами, поскольку сведения и реклама могут значительно лучше восприниматься посетителями.

Генерирование потребительских данных помогает создавать изменяющиеся барьеры. Наблюдая за коммуникацией в виртуальном сообществе, предприятие может узнать о недостатках своей продукции и пожеланиях. Такие сведения помогают усовершенствовать ее, предложение предприятия постоянно оптимизируется и нацелено на потребности клиентов. На основе членского профиля автоматически происходит составление индивидуального выбора продукции. В конечном счете взаимодействие сообщества может согласовываться на профилях пользователей по их индивидуальным пожеланиям.

Самое главное, чего хотят участники от сообщества, так это возможность получать информацию. Они обмениваются собственными знаниями, могут беседовать с экспертами и пополнять свои знания. Кроме того, общение до­ставляет им удовольствие.

Содержание сообщества.

Разнообразные сведения, размещаемые на «досках объявлений», частных домашних страницах и в чатах сообщества, всегда интересны новичку. Впоследствии уже они наполняют сообщество дальнейшим содержанием.

Членские профили.

Чем больше общаются участники, тем легче создать детализированные профили преференции об информационном поведении, интересах и привычках в покупках. Информация и предложения индивидуализируются, это привлекает членов. Достигается большая степень удовлетворения потребителей, их становится больше, и возрастает их лояльность.

Сделки.

С увеличением числа участников в сообщество можно передавать все больше информации о продукции и услугах. С одной стороны, разнообразные и довольно специализированные предложения помогают увеличить количество сделок и доходность предпринимателя сообщества, а с другой - повышаете степень привлекательности для новых участников!

Издержки виртуального сообщества, неважно - для структуры или действующего предприятия, строятся с многочисленных разрозненных позиция. Основными являются расходы на персонал, маркетинг и технику.

Квиртуальным сетевым сообществам делинквентного поведения могут быть отнесены: экстремистские религиозные секты, группы политических и экономических террористов, традиционные и новые организованные в оффлайне организованные преступные сообщества, некоторые молодежные группы экстремистской технократической направленности и т.д.

БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 

Как отмечалось ранее, большая социальная группа представляет собой большое по количеству социальное объединение, образованное на основании какого-либо социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессии, социального и экономического положения, убеждений или любых других признаков.При этом данная общность может иметьустойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Виды социальных групп. Большие социальные группы можно классифицировать по времени существования; по характеру организованности-неорганизованности; по признаку контактности взаимодействия; по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью; по целям.

По времени существования выделяют длительно существующие группы (студенческая группа, школьный класс) и кратковременные группы (митинг, толпа, публика). По характеру организованности можно выделить стихийные группы и организованные. По признаку контактности взаимодействия – условные и реальные.

Исследователи считают, что для всех больших социальных групп характерны некоторые общие признаки: специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи и традиции; интересы, ценности, потребности; наличие специфического языка.

В качестве примера можно привести футбольных болельщиков, собравшихся на матче любимых команд.

Уровни развития больших групп. Г. Г. Дилигенским выделено три уровня развития большой социальной группы:

Типологический уровень. На этом уровне члены группы имеют сходные характеристики, что может иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляет основания для создания психологической общности. Например, студенты Крыма.

Уровень идентификации. Члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Студенты понимают, что входят в новую общность.

Уровень солидарности (интегрированности). Члены группы осознают общность своих интересов, готовы к совместным действиям. Студенты, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями. На общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику своей деятельности. Предпринимательство сформировалось как социальная общность и социальное движение в России.

Уровень развития социально-психологической общности групп представляет психологическую составляющую общественно-исторических явлений.

Механизмы саморегуляции больших социальных групп. Механизмами саморегуляции в социальной психологии называют групповые эффекты, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. К таким механизмам относят:

1) реакцию человека на присутствие других людей;

2) чувство принадлежности к группе.

Реакция личности на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе инициируется механизмами социальной фасилитации и ингибиции, конформности и подражания.

 Механизм социальной фасилитации – возрастание мотивации выполнения поставленной задачи в присутствии других людей (открыт Н. Триплеттом). При этом эффект присутствия может положительно влиять на мотивацию и тогда это – социальная фасилитация, и отрицательно – социальная ингибиция.

Механизмы конформности и подражания. Одним из наиболее важных механизмов является механизм конформности. В психологии неоднократно проводились эксперименты, показывающие влияние мнения большинства на мнение личности (М. Шериф, С.Аш, Р.Крачвильд).

В большой социальной группе одним из наиболее развитых механизмов является механизм подражания.

Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта: « эффект сопричастности»; «эффект эмоциональной поддержки».

Эффект сопричастностивыражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.

Эффект эмоциональной поддержкипроявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Если этого не происходит, то разрушается чувство «Мы».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.