Условия формирования здоровьесберегающей среды — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Условия формирования здоровьесберегающей среды

2020-06-05 110
Условия формирования здоровьесберегающей среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

в образовательном учреждении Мельчевская основная общеобразовательная школа:

1. Позиционирование ОУ в качестве здоровьесберегающего учреждения

Ø Разработки программы обеспечения приоритета здоровья в ОУ

Ø учет в любом решении ОУ аспектов, связанных с влиянием данного решения на здоровье школьников

Ø проведение диагностики здоровья обучающихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья

Ø учет результатов мониторинга здоровья обучающихся при разработке программы развития школы

2. Изменение меры ответственности всех участников образовательного процесса за состояние их здоровья

Ø Внесение изменения в перечень должностных обязанностей учителей с учетом пунктов, касающихся их деятельности в сфере здоровья

Ø Введение в ОУ нормы индивидуальных соглашений с обучающимися, в которых прописаны обязанности учеников в деле заботы о собственном здоровье и участие в мероприятиях по помощи школе в обеспечении решения данной приоритетной задачи

Ø Заключение индивидуальных соглашений с родителями учащихся для усиления уровня их ответственности и подключения к работе школы в этом направлении

Основные блоки здоровьесберегающей деятельности по сохранению и укреплению здоровья в школе:

Блок профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся предполагает:

•   ведение карты здоровья каждого школьника и классов, что позволяет видеть статистику состояния здоровья по школе в целом:

•   регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья обучающихся:

•   использование в школе рекомендованных методов профилактики заболеваний

•   обсуждение данных мониторинга здоровья учащихся на педсоветах

•   создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

•   составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

•   проведение физкультминуток;

•   гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

•   четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

•   планомерная организация питания учащихся;

•   реабилитационную работу:

o  обязательное медицинское обследование;

o  мероприятия по очистке воды.

Блок просветительско-воспитательной работы предполагает:

•   организацию «Дней здоровья», внеучебной деятельности и воспитательной работы здоровьесберегающей направленности;

•   включение в учебный план образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

  Блок рациональной организации учебного процесса предполагает:

•   соблюдение гигиенических норм в организации учебной нагрузки;

•   использование приемов индивидуализации обучения;

•   строгое соблюдение гигиенических требований к использованию технических средств в учебном процессе;

•   использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

•   предупреждение проблем развития ребенка;

•   обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

•   развитие познавательной и учебной мотивации;

•   формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

•   совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;

•   организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Блок организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает:

•   регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

•   привлечение системы кружковой, внеклассной и внеучебной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся;

•   организация динамических перемен, физкультминуток на уроках;

•   эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (включая занятия ЛФК), родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Блок здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения предполагает:

•   соответствие помещения школы гигиеническим нормативам;

•   наличие в образовательном учреждении состава специалистов, обеспечивающих здоровьесберегающую работу

•   оснащенность физкультурного зала, спортплощадки, медицинского кабинета, школьной столовой.

Блок организации системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями предполагает:

•   проведение в образовательном учреждении постоянно действующих лекториев по различным вопросам роста и развития обучающихся и их здоровья;

•   повышение уровня знаний в области вопросов здоровьесбережения;

•   обеспеченность образовательным учреждением необходимой научно-методической литературой

Структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения Мельчевская основная общеобразовательная школа

Раздел 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровьесберегающей деятельности ОУ и готовность учителей к реализации здоровьесберегающей деятельности.

•   Позиционирование школы в качестве здоровьесберегающего образовательного учреждения

•   Вовлечение школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих школ, научно-педагогических и общественных организаций

•   Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе

•   Организация методической работы по повышению квалификации педагогичес-ких кадров в области здоровьесберегающего образования

•   Организация самоаудита школы - внутреннего мониторинга здоровьесберегаю-щей деятельности школы

Раздел 2. Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре образовательного учреждения.

•   Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОУ, земельному участку, зданию школы

•   Организация питания обучающихся

•   Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому режиму образовательного учреждения

•   Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и искусственному освещению

•   Выполнение здоровьесберегающих требований к состоянию и оборудованию учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических средств обучения.

Раздел 3. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе.

•   Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса

•   Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

•   Психологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса

Раздел 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности образовательного учреждения

•   Состояние физкультурно-спортивного комплекса образовательного учреждения

•   Организация уроков физвоспитания в образовательном учреждении

•   Физвоспитание в режиме дня школы

•   Внеклассная физкультурно-спортивная работа

•   Контроль за выполнением обучающимися образовательного учреждения нормативов двигательной активности

•   Комплексная оценка физической подготовленности обучающихся образовательного учреждения

Раздел 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов здорового образа жизни обучающихся.

•   Организация образовательной работы в ОУ в рамках учебных дисциплин здоровьеохранного блока

•   Организация воспитательной работы в ОУ в области формирования культуры здорового образа жизни обучающихся

•   Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе образователь-ного учреждения.

Раздел 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде обучающихся

•   Программа профилактики употребления психоактивных веществ обучающи-мися.

•   Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся.

•   Организация безопасной поддерживающей образовательной среды.

Раздел 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования здорового образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания обучающихся)

•   Организация медицинского обслуживания обучающихся

•   Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся

Раздел 8. Организация системы мониторинга сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов.

•   Организация психологического сопровождения здоровьесберегающего образовательного процесса в ОУ

•   Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья

•   Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся

•   Оценка сформированности у обучающихся, их родителей и учителей школы мотивации ведения здорового образа жизни, обобщение аналитической информации в форме отчетов образовательного учреждения.

Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях образовательного учреждения:

Цель данной работы: привитие норм здорового образа жизни на основе отказа от вредных привычек, соблюдение режима дня, спортивного режима, использование оздоровительных сил природы

1. Гигиенические средства (санитарно-гигиенические средства здоровьесберегающие технологии)

Ø Требования к материально-техническому состоянию здания школы; организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов

Ø Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежании переутомления

Ø Организация рационального питания обучающихся – пища должна быть полноценной по химическому составу. Быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава

Ø  Соблюдение общего режима дня обучающихся – режима двигательной активности, режима питания и сна

Ø Формирование здорового образа жизни

Ø Личная и общественная гигиена; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.

Ø Организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций

2. Средства двигательной направленности (здоровьесберегающие технологии физкультуры и спорта)

Ø Уроки физкультуры с комплексами физических упражнений

Ø Физкультминутки на уроках и подвижные перемены

Ø Различные виды оздоровительной гимнастики(пальчиковая, дыхательная, для коррекции зрения и пр.), лечебная физкультура

Ø Эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры, психогимнастика, тренинги и др.

3. Медико-диагностические средства контроля за состоянием здоровья обучающихся (физиологические здоровьесберегающие технологии)

Ø Работа «Кабинета здоровья» (доврачебный скрининг с выявлением проблемных зон здоровья)

4. Средства организации благоприятной психолого-педагогической среды ОУ (психологические здоровьесберегающие технологии)

Ø Обеспечение положительного эмоционального климата в учебном коллективе и в процессе взаимодействия учитель-ученик

Ø Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер обучающихся в процессе их развития

5. Средства педагогического воздействия, организации учебного процесса (здоровьесберегающие образовательные технологии)

Ø Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс

Ø Системный подход к организации образовательной деятельности

Ø Модернизация содержания образования, разработка интегративных курсов здоровьесберегающей направленности для всех ступеней обучения

6. Профилактические и закаливающие средства (воспитательная работа по формированию ЗОЖ)

Ø Организация просветительского лектория

Ø Культурно-массовые мероприятия

Ø Работа с семьей обучающегося(пропаганда здорового образа жизни через систему занятий в родительском лектории)

Ø Массовые оздоровительные мероприятия с участием родителей (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии)

Модель личности ученика.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности «Школы здоровья». В качестве основополагающей линии развития нашей школы в этом направлении выбра-на концепция здоровьесберегающего образования. Школа должна стать «антропо-центричной», т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий является конк-ретный ученик, и, соответственно, все способы и формы организации школьной жиз-ни подчинены целям его всестороннего личностного развития. Модель технологий обучения в здоровьесберегающей школе существенно отличается от других сущест-вующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ученику большую сво-боду выбора в процессе обучения. В ее рамках не ученик подстраивается под сложив-шийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем ребенка. Это требует разработки новых подходов к организации учебного процесса в плане дальнейшего развития технологий индивидуализации обучения и здоровье-сбережения. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогической деятель-ности – это комплексная задача, требующая перестройки организации учебного процесса, которая может быть решена несколькими путями:

· вариативностью образовательной среды на основе принципов профилизации обучения;

· дифференциацией обучения;

· индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных особенностей учащихся;

· разработкой индивидуальных образовательных программ для детей с особен-ностями развития и педагогически запущенных детей;

· индивидуальными портфолио в системе дистанционного образования

Работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения учащихся.

Для этого была создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника первой ступени обучения Модель выпускника второй ступени обучения

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.