Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-06-04 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Это проверка домашнего задания в виде упражнения. Все участники по мере психологической готовности выбирают из группы «психолога» - значимого другого, и, представив, что пришли к нему на прием со своей проблемой, которая мешает нормальному общению или дома, или на работе и т. д., рассказывают ему о том, что их, собственно, мучает. В качестве психолога может выступать и вся группа, если тот, к кому обратился человек со своей проблемой, не смог дать квалифицированную консультацию».
Основное упражнение этого занятия, которое в работе группы последнее, называется «Чемодан».
Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан” (ведь действительно скоро расставание. И нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни среди людей). В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, помогает человеку в общении с людьми, да и все остальные положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает этому человеку, в чем его отрицательные проявления, с чем ему необходимо активно поработать.
Как правило, эта отрицательная часть «чемодана» собирается с трудом, в этом случае могут помочь листы с описанием слабых сторон личности каждого участника, которые есть у руководителя, так как они были собраны на пятом занятии.
Практически это делается обычно таким образом: выбирается «секретарь», он берет лист бумаги, делит его вертикальной чертой пополам, на одной стороне вверху ставит знак «+», на второй знак «-». Под знаком «+» группа собирает все положительное, а секретарь записывает, под знаком «-», все отрицательное.
Мнение должно быть поддержано большинством группы, если есть возражения, сомнения, лучше воздержаться от записи спорного качества. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 6-7 характеристик и с той и с другой стороны.
|
Затем участнику, который выходил и все время, пока группа собирала ему “чемодан”, оставался в коридоре, зачитывается и передается этот список. У него есть право на один вопрос, если что-то уж очень непонятно.
Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так пока все члены группы не получат свой «чемодан». Работа трудная. но очень нужная для всех участников, и ее необходимо сделать.
После выполнения упражнения «Чемодан» нужна небольшая музыкальная пауза. Затем члены группы составляют соглашение (контракт) с самим собой, отвечая на следующие вопросы:
1. Что нового о себе я узнал во время занятий группы? ______________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Что нового я узнал о других людях?_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы? _______________________________________
______________________________________________________________________________________
4. Каким образом я собираюсь это сделать? _______________________________________________
______________________________________________________________________________________
Составленные соглашения складываются в заранее заготовленные конверты, на которых указывается точный почтовый адрес подписавшего этот «контракт» с самим собой. Все конверты сдаются руководителю. Ом через месяц вышлет их по указанным адресам. И у участников будет еще одна возможность «встретить» самого себя таким, каким каждый из них видит себя сейчас, в конце работы группы.
Руководитель проводит последнее анкетирование и обращается к группе: «У нас последняя возможность выяснить то, что особенно мучает и тревожит каждого... Это действительно последний круг в таком составе... Если вы хотите что-то сказать, говорите, группа вас слушает... Каждый может обратиться к любому в группе, руководителю, группе в целом...
|
Успехов и счастья вам в этой жизни среди людей! Если идея таких занятий покажется вам интересной, если проведенные занятия не охладили ваш пыл и ни удовлетворили ваших потребностей, вы можете сами продолжить разработку таких занятий.
У нас есть просьба к преподавателю ведущему эти занятия. Попробуйте описать, как проходили ваши встречи, а главное - оцените эффективность занятий, что дали они для развития социально-психологической компетентности участников. Автор был бы рад получить от вас обратную связь. Напишите о своей работе, недостатках, которые вы заметили в наших рекомендациях во время занятий.
Будем вам весьма признательны.
Словарь терминов, используемых в практике активного социально-психологического обучения.
Барьеры психологические - психическое состояние проявляющееся в неадекватном поведении субъекта, что препятствует выполнению им определенных действий, например, барьеры в общении, проявляющиеся в отсутствии эмпатии, гибкости межличностных социальных установок.
Вентиляция чувств - процесс, освобождающий индивида или группу от эмоциональных зажимов, защитных установок в той или иной области жизненного опыта.
Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную обусловленность и связь.
Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. д. в ходе взанмодействия с ним.
Восприятие межличностное - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важной особенностью является не столько восприятие качеств человека, сколько восориятне его во взаимодействии с другими людьми. Важнейшие механизмы межличностного восприятия.
Идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним.
Социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него.
Эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчуствования в его переживания.
Стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы.
Групповая динамика - совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений; к ним относятся принятие групповых решений, выработка групповых правил и ценностей, сплочение, конфликты, групповое давление и другие способы регулирования индивидуального поведения и т.д.
|
Групповое чувство - осознание членами группы того, что они составляют особую социальную единицу, в чем-то отличающуюся от других.
Защита психологическая - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, сзязанного с осознанием конфликта.
3начимый другой - лицо, которому непосредственно подражают и которое тем самым служит моделью для интерпритации норм.
Конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.
Контакт - установление возможности доверительного общения, характеризующееся отказом от защитных, социальных масок: возможен только как обоюдный процесс.
Личность - системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общении.
Обратная связь - искреннее предъявление информации о своем отношении к другому человеку.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Презентами - процесс и способы представления, ”подачи себя” окружающим людям.
Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации средствами наличного знания и опыта.
Разминка - процесс создания доброжелательной атмосферы для подготовки участников к ролевым играм и упражнениям, способствует снятию настороженности и установлению доверия.
|
Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.
Роль - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Ролевой обмен - обмен участников при выполнении заданий и упражнений теми ролями, которые они разыгрывают.
Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самораскрытие - передача достоверной информации о собственной личности другим людях.
Сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы).
Социально-психологическая компетентность - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.
ЛИТЕРАТУРА.
Арутюнин М.Ю.,Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком //Психология межличностного сознания.- М.,1981.
Атвагер И. Я вас слушаю.- М.,1985.
Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология.- Пг.,1922
Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению //Общение и деятельность.- Прага,1981
Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг - предпосылка развития общения учителя с учениками //Психологические и педагогические проблеммы взаимодействия учителя и учащихся.-М.,1980
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.,1982
Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций).-М.,1984
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств.Тренинг творческой психотехники.- М.- Л.,1967
Групповая психотерапия. Под.ред.Б.Д.Карвасарского,С.Ледера.- М.,1990
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-Л.,1985
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.- Мн.,1976
Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах.- Киев,1982
Ковалев Г.А. Механизмы и эффекты процесса активного социального обучения //Вопросы психологии межличностного познания и общения.- Краснодар,1983
Лоос В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов //Психологический журнал.- 1982.-Т.З.- №5
Межличностное восприятие в группе //Под ред. Г.М.Андресвой,А.И.Донцова.- М.,1981
Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшекласникам о них самих: Книга для учащихся.- М.,1990
Основы педагогического мастерства //Под ред. И.Я.Зязюна.- М.,1989
Петровская Л.А. Компетенция в общении: Социально-психологический тренинг.- М.,1989
Петровская Л.А.,Спиваковская А.С. Воспитание как общение - диалог //Вопросы психологии.- 1982.-№5
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. Пер. с англ. //Общ.ред. и вступ.ст.Л.А.Петровской.- М.,1990
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (Комплексная психологическая коррекция).- М.,1988
Форверг М.,Альберг Т. Характеристика Социально-психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.- №4
Цзен Н.В.,Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.- М.,1985
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. Под.ред. А.А.Бодалева,Г.А.Ковалева.- М.,1983
Пректный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению //Вопросы психологии межличностного познания и общения.- Краснодар,1983
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!