Игровые принципы в детских досуговых программах. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Игровые принципы в детских досуговых программах.

2020-06-04 276
Игровые принципы в детских досуговых программах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективность игры как средства творческого, физического и духовного развития личности особенно ярко проявляется в детском возрасте. Поэтому оптимальными формами работы с детьми в настоящее время являются игровые досуговые программы.

Теоретик игры Панфилов В.В. утверждает, что главное в игре - ощущение Радости. Во-первых, за это и корневая основа слов: РАдость, пРАздник, игРА. Во-вторых, «радость» включает в себя «наслаждение». А вот «наслаждение» не всегда бывает радо​стным. Радость - это основное чувство Игры. Игра, не может не приносить радости.

Игру можно разделить на двадцать два игровых принципа: игра,конкурс,аттракцион,аукцион,викторина,лотерея,потеха,забава,розыгрыш,прикол,затея,состязание,фант,хороводные игры,игры в кругу,игро-танцы,танцевальные игры,песня, игро-песня, комикс-игра (игровое представление), занятие.

Именно игра способствует решению целого ряда важных воспитательных задач. Знание игровых принципов помогает ориентироваться в многообразии игр и игрового общения [47,c.28].

Рассмотрим подробнее игровые принципы, используемые при организации досуга детей.

1.Игры. Сам игровой принцип игры делится на две основные - и самостоятельные и взаимосвязанные - части: дворовые игры, посиделочные игры. И дворовые, и посиделочные игры также делятся на свои составные части. Дворовые игры: пряточные («прятки»), беговые («салочки - пятнашки - горелки»), прыгательные («прыгалки - скакалки - классики») и т.п. Посиделочные игры: жмурочные, целовальные, словесные и т.п.

К сожалению, многие организаторы досуга забывают про данные формы, хотя они являются самыми популярными среди детей.

2.Следующий игровой принцип, который широко применяется в детских игровых программах – конкурс. Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. Главное отличие игрового принципа от конкурс​ного в том, что конкурсный принцип игры требует выявления лучшего. В игре лучшего выявлять не нужно. Как и игра, конкурс также делится на свои составные части. Это могут быть и массовые конкурсы, в которых участвуют вся детская аудитория (например, конкурс на лучший танец), с выделением и поощрением самых активных, оригинальных исполнителей, дуэтов, квартетов и т.п. И групповые, где в группах проводятся конкурсы с выбыванием проигравших, или - что сегодня более перспективно и важно – победителей. Победители или проигравшие выделяются или в ходе самой игры, или по реакции зрителей (например, по шумному приветствию), или каким-то другим приемом.

3.Аттракционный принцип игры - это, фактически, игровое оформление пространства, делится он на четыре направления: Межпространственное - игры, которые располагаются вертикально от земли или от пола вверх. Напольное - игры, которые располагаются горизонтально по полу или по земле. Потолочное - это игры, которые свисают от потолка вниз. Настенное - игры, которые располагаются на стенах игрового пространст​ва мероприятия - в фойе, коридорах и т.п. Аттракционный принцип - это все разновидности тиров, кегельбанов, горок, трамплинов, городков, мишеней, которые так популярны в настоящее время.

4. Викторинный принцип игры - сегодня самый популярный. Он также делится на свои подвиды: «тестовый» («Кто хочет стать миллионером?»), «кроссвордный» («Поле чудес»), «вопросный» («Что? Где? Когда?»). Хотелось бы отметить, что викторина не просто игра в ответы на вопросы. Викторина требует полного или достаточно объемного раскрытия темы.

В данном принципе могут широко использоваться: шарады - загадки, в которых загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов; кроссворды - игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно запол​нить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. В свою очередь кроссворд может быть настеннымдля коллективного разгадывания. Он становится тем, что мы называет игровым оформлением праздничного пространства. Кроссворд может быть индивидуальным,на отдельных листочках.

В викторинном принципе не маловажную роль играет загадка - очень древняя игровая форма. Через «загадку» шли и освое​ние мира, и познание его секретов, и особый взгляд на быт, и раз​витие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Все загадки, делятся на две части: старинные загадки (соз​даваемые и накопленные многими поколениями нашего народа), современные загадки (создаваемые сегодня и в народной среде, и писателями, и ведущими - игровиками). Старинные и современные загадки также подразделяются на загадки по​знавательные и загадки развлекательные.

Каждый ребенок любит подарки и сюрпризы, и с большой радостью принимает их.

5. Лотерея – это тот игровой принцип, который может принести эту радость. Бывают лотереи: беспроигрышные в виде тира (что «выбил», то и получи), театрализованные и другие. Лотерейный игровой принцип хорош, как встречальная форма на детской игровой программе. Например, детей могут встретить персонажи программы и предложить билетик, по которому можно выиграть «приз», «улыбку от всей души», «фокус-покус», «доброе пожелание» и др. Игра, в которой надо с завязанными глазами срезать приз, висящий на нитке - это тоже одна из форм лотерейного игрового принципа. Лотерея имеет огромное количество форм, которые легко и удачно входят в канву любой программы.

6. Не очень широко используется в детских досуговых программах такой игровой принцип, как затея. Она необходима для включения детей, особенно для тех, кто не проявляет интереса к происходящему, в игровую атмосферу. Вот для них и нужно придумывать и за​тевать что-то неожиданное, новое действие.

7. Следующий принцип, широко распространенный среди организаторов детского досуга - состязательный - это: все виды эстафет, все поединковые схватки; дворовые виды спорта, настольные игры и многое другое. Необходимо назвать отличия состязания от конкурса: если в конкурсах участвуют группы людей, то в состязаниях - команды. Основная разница здесь в том, что «группа» - это слу​чайный набор людей, а «команда» - уже отобранные люди. Если в конкурсах фигурируют призы, то в состязаниях – награды.

8. Очень разнообразны хороводные игры – популярный игровой принцип. Хороводные игры - это коллективные игры или игры, развивающие такое понятие, как «коллективизм», так как в них дети вместе соучаствуют, помогают, радуются. Хороводная игра - это прямой контакт: руки об руки друг друга, рукой за руку друга, руки на плечи друг другу. Хороводная игра - это развитие коллективного мышления, коллективного взаимодействия, взаимной поддержки, «чувства локтя». Хороводной игрой могут быть и «змейки», и «круги», и «паровозики», и «ручейки», и т.п.

9. Для организаторов детских программ интересен принцип - «игры в кругу» - четкое и точное геометрическое определение: в кругу. Как правило, они рассчитаны на личное, индивидуальное участие каждого человека. Но нужно отметить, что здесь опять большую роль играет коллектив. Панфилов отмечает: «Круг» понятие сакральное, мистическое. Да, каждый - сам за себя, но есть при этом жесткий каркас – круг».Поэтому: игры в кругу - это игры, развивающие личностные начала, но без отрыва от общества (коллектива).

10. Игро-танцы и танцевальные игры – любимы и детьми и взрослыми. Это два разных игровых принципа. Название каждого игрового принципа состоит из двух слов. Смотрим: какое слово стоит на первом месте. Это слово и есть доминанта данного игро​вого принципа: «игро-танцы» - значит «игра» здесь главное, а «танец» - под​спорье. «Танцевальная игра» - главенствует «танец», а «игра» является укра​шающей его деталью. К танцевальным играм относятся такие танцы, как «Бамп», «Танец малень​ких утят», «Сиртаки», «Летка-енька», «Маленькие утята», «Ламбада», все виды «Кадрили» и другие танцы, пляски, танцевальные забавы и потехи народов России и мира Опыт показывает, что дети с удовольствием танцуют и играют одновременно.

11. Песня, как игровой принцип, является и прекрас​ным ненавязчивым «манком» в досуговой программе: стоит только запеть хорошую песню, как дети ее подхватывают, а значит включаются в действие.

Если говорить об игро – песне, то в данном игровом принципе - «песня» является подспорьем игре. Песня помогает игре. Например, широко используются известные всем игры «Бояре», «Каравай» и др.

12. Необходимо назвать ещё один принцип - «Игровое представление». Суть его такова: если дети в определенный момент программы становятся «актерами» - это и есть то, что стоит в названии данного игрового принципа. Дети уже не играют в игры, а участвуют в импровизационном представ​лении. То есть они действуют, с помощью ведущих как актеры. Игровое представление, как игровой принцип, имеет свое сценическое разнообразие. Это могут быть: зримый анекдот, пантомима, сказка-подсказка, ролевые игры и т.п.

Приведенные в данной работе игровые принципы - не бывают в чистом виде. Они все переплетены друг с другом. Именно поэтому игры, включенные в детскую досуговую программу, делают её единой, целостной и разнообразной.

В проведении игровых досуговых программ необходимы определенные подходы. Остановимся на некоторых из них.

Первый подход: гадальный. Гадальный подход применяется во многих играх: это и «чет - нечет», и всевозможные встречальные лотереи и др. Гадальный подход хорош тем, что он возбуждает особый интерес и активи​зирует участие детей в играх и конкурсах.

Второй подход: условный. В основе любой игры всегда есть условие. Панфилов утверждает, что условие (условность) - это особенный, воображаемый, символический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры. Именно условием игры отличаются друг от друга.

Одним из самых интересных подходов является смеховой. В природе смеется только человек. Животным это не дано. Смех - это очень мощный манок. Если во время вашего выступления люди смеются или улыбаются, значит, вы как игровик, ведущий - на правильном пути. «Особенно важно, чтобы смех (хороший, добрый смех) присутствовал на детских праздниках, на детских концертах, на детских мероприятиях. Я заостряю на этом внимание, потому что сегодня детские сюжетно-игровые программы становятся все правильнее и все скучнее» - отмечает Панфилов В.В.

В связи с этим можно привести интересный факт: ученые обнаружили, в каком полушарии мозга находится «центр смеха» (оказалось, в правом). Нашли и «материальные» доказательства лечебного эффекта. По​этому, применяя в своей работе смеховой подход, мы не только развлекаем людей, но и оздоровляем их. Тем более надо этот подход применять при работе с детьми.

Теперь остановимся на понятиях «манок» и «провокация». «Манок» - это прием, которым ведущий - игровик вовлекает в действие детей. В основном, манок используется как прием индивидуального включения ребенка в игру. Манком может быть все: имя ребенка; цвет его одежды или какая-то ха​рактерная узнаваемая черта; не отгаданная или отгаданная загадка; недоговоренная реплика вопрос с обратной связью; предмет или игровой реквизит. Например, можно предложить детям жетоны разного цвета, использовать карточки с цифровым обозначением,

Сравним понятие «манок» и «провокация». «Провокация» - это игровая технология вызова у детей (в массе, а не поодиночке, как с помощью манка) нужных чувств или нужных действий. При этом вся детская аудитория делает то, что нужно ведущему - игровику или персонажу игрового спектакля.

Обогащая досуговую программу данными игровыми принципами, организаторы добьются успеха и популярности среди детской аудитории.

В ходе изучения научно – методической литературы по работе с детьми в педагогике, психологии, социально – культурной деятельности автор выделяет основные принципы проведения детских игровых программ: ребенок должен быть в центре игровой деятельности; каждому ребенку дается право выбора; игра – дело добровольное; каждый ребенок — индивидуальность и имеет право на уважение; игра — это взаимодействие взрослых и детей. Забота и внимание к каждому ребенку должны демонстрироваться все время; равноправие, доступность игры для всех детей, толерантность и особое внимание к тем, кто испытывает трудности; право на безопасную игру; игра должна происходить в соответствии с законом о детской безопасности, охране детских прав, здоровья и благополучия; игра, доступная для всех.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.