Форма текущего контроля успеваемости. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Форма текущего контроля успеваемости.

2020-06-04 120
Форма текущего контроля успеваемости. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 4
2. Структура и содержание дисциплины 7
2.1 Календарно-тематический план 7
2.2 Содержание разделов дисциплины 20
2.3. Семинарские занятия 36
2.4. Групповые занятия 40
2.5. Мелкогрупповые занятия 42
2.6. Индивидуальные занятия 49
2.7. Контролируемая самостоятельная работа (КСР) 54
2.8. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС) 55
2.7. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций 64
3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 67
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 73
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины 75

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины:

· раскрыть сущность режиссерского искусства, воспитать творческую индивидуальность режиссера.

Задачи дисциплины:

·  выработать у студента навыки самостоятельного, самобытного творческого мышления, основанного на гражданской позиции, художественном и эстетическом вкусе;

·  выработать у студента навыки художественно – творческой, постановочной деятельности в рамках концепции художественной целостности спектакля;

· сформировать навыки реализации замысла логикой творческого решения;

·  научить владеть средствами театральной выразительности на теоретическом и практическом уровне;

· сформировать навыки организации учебно-образовательной деятельности средствами театрального искусства на всех этапах творческой деятельности;

·  научить ориентироваться в современных направлениях, методиках передового опыта театрального творчества.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Режиссура» (Б1. Б.22) входит в блок 1, базовой части Федерального государственного образовательного стандарта 3+ высшего образования по направлению подготовки 61.03.02. « Народная художественная культура», профилю подготовки «Руководство любительским театром»

Изучение дисциплины «Режиссура» осуществляется в тесном взаимодействии с дисциплинами: «Сценическая речь», «Актёрское мастерство», «История театра», «Сценическое движение» и др.

 

 

Индекс комп-ции Компетенции выпускника Предшествующие  дисциплины Параллельные дисциплины Последующие дисциплины
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); Нет Нет Нет
ОПК-3 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК- 3). Нет Психология, Психология художественного творчества Нет
ПК-4 способностью реализовывать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры (ПК-4); Нет Педагогика любительского театрального коллектива. Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса..Методика работы с детским театральным коллективом, Детские и молодёжные театры Нет
ПК-7 способностью выполнять функции художественного руководителя этнокультурного центра, клубного учреждения и других учреждений культуры (ПК-7); Нет Организация и руководство любительским театральным коллективом. Художественное оформление спектакля. Грим. Психология художественного творчества. Театральный тренаж. нет
ПК-8 способностью руководить художественно-творческой деятельностью коллектива народного художественного творчества с учетом особенностей его состава, локальных этнокультурных традиций и социокультурной среды (ПК- 8); Нет Основы организации и руководства народным художественным творчеством. Вокал. Сценография и костюм. Музыкальное оформление спектакля. Ансамбль. Нет
ПК-15 способностью содействовать активному распространению в обществе информации о народной художественной культуре для повышения культурного уровня различных групп населения, формирования у них духовно- нравственных ценностей и идеалов, повышения культуры межнационального общения, сохранения этнокультурной идентичности разных народов (ПК-15); Нет Теория и история народной художественной культуры. История любительского театрального творчества. Актёрское мастерство. История искусств Алтая. История отечественной режиссуры. Нет
ПК-17 способностью участвовать в реализации научных, учебных, творческих программ в сфере народной художественной культуры, с активным использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, средств массовой информации (ПК-17). Нет Мировая художественная культура. Национально-культурная политика. Основы педагогики народного художественного творчества. Актёрское мастерство. Кино и театр нет

 

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования (ОК-7, ОПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-15, ПК-17)

Знать:

- профессиональную терминологию;

- теоретические основы режиссуры;

- сущность режиссуры; выразительные средства режиссуры;

- сущность спектакля как выражения приобретенного творческого опыта и гражданской позиции коллектива;

- компоненты спектакля, решение спектакля;

- режиссерский замысел, постановочный план;

- методики работы режиссера с актером над ролью;

- методы и этапы постановочной работы режиссера любительского театра.

Уметь:

- профессионально – грамотно, художественно – образно оформлять результаты творческого труда;

- моделировать профессиональную деятельность во всех ее видах;

- качественно осуществлять руководство театральным коллективом;

- организовать репетиционный и учебно – творческий процесс;

- обучать участников основам актерского мастерства;

- подбирать высокохудожественный драматургический материал для репертуара коллектива;

- сохранять и развивать традиции самодеятельного театрального творчества;

Владеть:

- современными методами художественного воспитания, образования;

- современными творческими, педагогическими методами работы над спектаклем с различными возрастными группами;

- средствами художественно - творческой деятельности в театральном коллективе.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Календарно-тематический план

(1-8 семестр)очная форма обучения

Общая трудоёмкость 34 З.Е. / 1224 часов, в том числе:

аудиторная общая работа 665 часов, внеаудиторная СРС 559 часов

 

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,

Включая внеаудиторную СРС и

Трудоемкость (в часах)

Мелкогрупповыеы

индивидуальные

КСР

Внеаудиторная СРС

 

1

Экзамен

11

Раздел 2.

Режиссёрский этюд

 

12 Тема 2.1. Структура и композиция этюда.

2

1-3 2 2

10

 

 

ППР

13 Тема 2.2. Событие 4-6 1  

10

 

 

ППР

14 Тема 2.3. Конфликт 7-9 1  

10

 

 

 

15 Тема 2.4.Работа над этюдами - на организацию пространства; - на основе сюжета живописи; - на основе наблюдений; - на литературной основе. 9-18    

33

18

3

 

ТвП

16 Всего за 2 семестр 90   4 2

63

18

3

зачёт

17

Раздел 3 Инсценировка

18 Тема 3.1. Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии. 3 1 2  

 

 

2

УО-1

 

19 Тема 3.2. Принципы выбора репертуара

 

2-4    

6

2

2

 

20 Тема 3.3. Литературный анализ 5-6 1  

4

2

4

ППР

21 Тема 3.4. Событийно-действенный ряд 7-10 1  

20

4

4

ППР

22 Тема 3.5. Поиск сценического эквивалента авторскому посылу. Организация репетиционного процесса 10-18    

34

10

3

26

ТвП

23 Всего за 3 семестр 127   4  

64

18

3

38

зкзамен

24

Современная драматургия.

 

25 Тема 4.1. Режиссерское прочтение пьесы

4

1    

2

 

2

УО-1

26 4.2. Элементы замысла и воплощения 2    

2

2

2

УО-1

27 4.3. Идейно - тематический анализ пьесы 3-5 2 2

2

1

2

УО-1

28 4.4. Событийно – действенный ряд пьесы 6-7    

4

1

2

УО-1

29 4.5. Режиссерский анализ: жанр, атмосфера, среда 8    

2

1

2

УО-1

30 4.6. Метод действенного анализа пьесы 9-11 2  

4

1

2

ППР

31 4.7. Современная драматургия. Организация репетиционного процесса 12-18    

21

12

3

32

ТвП

32 Всего за 4 семестр 108   4 2

37

18

3

44

 

33

Раздел 5.

Экзамен

45

Раздел 6.

Зачёт

 
55

Зарубежная классика

 

 
56 Тема 7.1. Современная зарубежная режиссура

7

1-2 4 2

 

 

 

 

 
57 Тема 7.2. Действенный анализ пьесы и роли      

2

 

5

Курсовая работа

 
58 Тема 7.3. Метод физических действий      

2

 

5

ППР

 
59 Тема 7.4. Внутренний монолог. Второй план      

2

 

5

ППР

 
60 Тема 7.5. Зоны молчания как компонент сценической выразительности.      

2

 

5

ППР

 
61 Тема 7.6. Зерно пьесы и роли.      

2

 

5

ППР

 
62 Тема 7.7. Выразительные средства спектакля      

2

 

5

ППР

 
63 Тема 7.8. Среда. Способ существования      

2

 

5

ППР

 
64 Тема 7.9. Личность режиссера и профессия      

2

 

5

ППР

 
65 Тема 7 10. Реализация замысла через исполнителей      

20

18

36

62

ТвП

 
66 Всего за 7 семестр 198   4 2

36

18

36

102

Зачёт

 
67

Раздел 8.

Курсовой спектакль

 
68 Тема 8.1. Педагогические функции режиссера

8

1 2  

 

 

 

 

 
69 Тема 8.2. Обоснование выбора пьесы.  2    

1

 

 

5

 

 
70 Тема 8.3. Распределение ролей и творческая индивидуальность исполнителей.  3    

1

 

 

5

 

 
71 Тема 8.4. Режиссер - толкователь, режиссерский анализ. 4    

1

 

 

5

 

 
72 Тема 8.5. Организация работы над спектаклем 5    

1

 

 

5

 

 
73 Тема 8.6. Методика работы режиссера с актерами Значение этики К.С. Станиславского в работе над спектаклем 6    

1

 

 

10

ППР

 
74 Тема 8.7. Организация репетиций 7    

1

 

 

7

 

 
75 Тема 8.9. Режиссерское решение спектакля 8    

1

 

 

5

 

 
76 Тема 8.10. Художественная целостность спектакля 9    

1

 

 

5

 

 
77 Тема 8.11. Образ спектакля 10    

1

 

 

5

 

 
78 Тема 8.12 Создание постановочного плана 11 2  

1

5

10

ППР

 
79 Тема 8.13. Работа с художником 12    

1

 

5

 

 
80 Тема 8.14. Работа с композитором 13    

1

 

5

 

 
81 Тема 8.15. График репетиций. Осуществление репетиционного процесса дипломного спектакля 14-18    

10

5

18

36

ТвП

 
82 Всего за 8 семестр 162   4  

22

10

18

108

Экзамен

 
83 Форма промежуточной аттестации

2,6,7c – зачет;

1,3,5,8с – экзамен;

7-курсовая работа

84 Общая трудоемкость

1224

32

10

420

132

71

559

                                           

Заочная форма обучения

(1 – 10 семестр)

Общая трудоёмкость 34 З.Е. / 1224 часов, в том числе:

аудиторная общая работа 128 часов, внеаудиторная СРС 1060+36/ 1096 часов

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы,

Включая внеаудиторную СРС и

Трудоемкость (в часах)

Групповые

мелкогрупповыеы

Индивидуальные

Внеаудиторная СРС

 

1

Зачёт

11

Раздел 2.

Режиссёрский этюд

 

12 Тема 2.1. Структура и композиция этюда.

2

   

2

1 10

ППР

 

13 Тема 2.2. Событие    

 

0,5 5

ППР

14 Тема 2.3. Конфликт    

 

0,5 5

ППР

15 Тема 2.4.Работа над этюдами - на организацию пространства; - на основе сюжета живописи; - на основе наблюдений; - на литературной основе.    

 

 

2

10

ТвП

16 Всего за 2 семестр 36    

2

2

2

30

Д/зачёт

17 Раздел 3 Инсценировка      

 

   

 

18 Тема 3.1. Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.

3

1  

 

  10

УО-1

Контрольная работа

19 Тема 3.2. Принципы выбора репертуара    

 

2 10

 

20 Тема 3.3. Литературный анализ 0,5 1

 

2 5 ППР  
21 Тема 3.4. Событийно-действенный ряд 0,5 1

 

2 5 ППР  
22 Тема 3.5. Поиск сценического эквивалента авторскому посылу. Организация репетиционного процесса    

 

4

2

20 ТвП  
23 Всего за 3 семестр 66 2 2 10

2

50    
24

Современная драматургия.

 

 
25 Тема 4.1. Режиссерское прочтение пьесы    

 

1 7 УО-1  
26 4.2. Элементы замысла и воплощения    

 

1 7 УО-1  
27 4.3. Идейно - тематический анализ пьесы 1  

 

1 7 УО-1  
28 4.4. Событийно – действенный ряд пьесы    

 

1 7 УО-1  
29 4.5. Режиссерский анализ: жанр, атмосфера, среда    

 

1 7 УО-1  
30 4.6. Метод действенного анализа пьесы 1  

 

1 7 ППР  
31 4.7. Современная драматургия. Организация репетиционного процесса    

2

 

2

50 ТвП    
32 Всего за 4 семестр 104 2  

2

6

2

92 д/зачёт  
33

Раздел 5.

Раздел 6.

Зарубежная классика

56 Тема 7.1. Современная зарубежная режиссура

7

112

2  

 

  10

 

57 Тема 7.2. Действенный анализ пьесы и роли    

 

1 5

 

58 Тема 7.3. Метод физических действий    

 

1 5

ППР

59 Тема 7.4. Внутренний монолог. Второй план    

 

  5

ППР

60 Тема 7.5. Зоны молчания как компонент сценической выразительности.    

 

  5

ППР

61 Тема 7.6. Зерно пьесы и роли.    

 

1 5

ППР

62 Тема 7.7. Выразительные средства спектакля    

 

  5

ППР

63 Тема 7.8. Среда. Способ существования    

 

1 5

ППР

64 Тема 7.9. Личность режиссера и профессия    

 

  5

ППР, ТвП

65 Тема 7 10. Реализация замысла через исполнителей    

2

2

2

50

ТвП

66 Всего за 7 семестр 2  

2

6

2

100

Зачёт

    67

Раздел 8.

Курсовой спектакль

 

68 Тема 8.1. Педагогические функции режиссера

8

2  

 

  20

 

69 Тема 8.2. Обоснование выбора пьесы.     

 

 

1

20

 

70 Тема 8.3. Распределение ролей и творческая индивидуальность исполнителей.     

 

 

 

20

 

71 Тема 8.4. Режиссер - толкователь, режиссерский анализ.   2

 

 

1

20

 

72 Тема 8.5. Организация работы над спектаклем    

2

6

 

100

 

73 Всего за 8 семестр 194 2 2

2

6

2

180

Курсовая работа

74 Тема 8.6. Методика работы режиссера с актерами Значение этики К.С. Станиславского в работе над спектаклем

9

1 2

 

 

 

20

ППР

75 Тема 8.7. Организация репетиций    

 

 

 

100

 

76 Тема 8.9. Режиссерское решение спектакля 1  

 

 

 

20

 

77 Тема 8.10. Художественная целостность спектакля    

4

8

2

46

ТвП

78 Всего за 9 семестр 204 2 2

4

8

2

186
79 Тема 8.11. Образ спектакля

10

2  

 

 

 

20

 

80 Тема 8.12 Создание постановочного плана   2

 

2

2

100

ППР

81 Тема 8.13. Работа с художником    

 

2 20

 

82 Тема 8.14. Работа с композитором    

 

2 20

 

83 Тема 8.15. График репетиций. Осуществление репетиционного процесса дипломного спектакля    

4

10 114

ТвП

84 Всего за 10 семестр 300 2 2

4

16

2

274

Экзамен

85 Общая трудоемкость   18 12 20

58

20

1060
                         

** Форма оценочного средства:устный опрос (УО): собеседование (УО-1), зачет (УО-3), экзамен по дисциплине (УО-4); творческий показ (ТвП); подготовка к выступлению (ПдВ); просмотр практических работ (ППР), контрольная работа (КР), курсовая работа (Курс.Р.).

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 2. Режиссёрский этюд

Тема 2.2. Событие

Событие. Понятие события и действенного факта. Событие и предлагаемое обстоятельства. Процессуальный характер события. Здесь. Сейчас. Конфликтный характер существования в событии. Событие – основная структурная единица сценической жизни.

Студент должен:

знать понятия: тема, идея, конфликт, проблема;

уметь выстроить событие;

 владеть навыками организации сценического события.

Тема 2.3. Конфликт

Конфликт. Понятие конфликта. Связь конфликта с темой, проблемой, идеей. Последовательность развития действия – материализация конфликта.

Студент должен:

знать понятия: тема, идея, конфликт, проблема;

уметь выстроить событие;

 владеть навыками организации сценического события.

Тема 2.4.Работа над этюдами

- на организацию пространства;

- на основе сюжета живописи;

- на основе наблюдений;

- на литературной основе.

Студент должен:

знать понятия: тема, идея, конфликт, проблема;

уметь выстроить событие;

 владеть навыками организации сценического события.

Раздел 3. Инсценировка

Тема 5.7. Жанр пьесы

Жанр пьесы и жанр спектакля. Их различие. «Концепция жизни» автора и «концепция жизни» режиссера. Способ существования, как особый душевный настрой, сопутствующий импровизационному самочувствию актера.

Знать и понимать то социальное чувство, которое вызывает та или иная пьеса. Знать пути подхода актера к необходимому для данной пьесы способу существования.

Уметь найти угол зрения режиссера на проблему автора пьесы и отношение к персонажам, т. е. определить жанр.

Владеть способом существования через точно найденный жанр. Уметь репетировать импровизационным способом. Владеть признаками общения со зрительным залом: способом общения со зрительным залом, отбором предлагаемых обстоятельств, отношением к обстоятельства

Тема 8.11. Образ спектакля

Студент должен знать идею смысла и идею формы,

Уметь заразить замыслом исполнителей,

Владеть видением пластической идеи спектакля, что приведет к рождению зрительского образа.

Тема 8.12. Разработка постановочного плана

Структура постановочного плана Проект Постановочного плана. Структура.

Видение пьесы.

Постановочный план – развернутое исследование режиссера, творческого процесса создания спектакля. Структура постановочного плана:

1. Обоснование выбора пьесы

2. Анализ пьесы (литературный)

·Проблема;

·Тема;

·Идея;

·Жанр.

3. Перевод пьесы в другой вид искусства (спектакль)

4. Режиссерский анализ пьесы (1 этап)

·ведущее предлагаемое обстоятельство.

·Исходное событие.

·Центральное событие.

·Главное событие

·Сверхзадача.

·Сквозное действие.

·Конфликт (с определением предмета борьбы).

·Событийно – действенный ряд.

5. Режиссерский анализ пьесы (2 этап)

·Среда.

·Способ существования.

·Атмосфера.

·Жанр спектакля

6. Решение и его реализация.

·Работа режиссера с актером,

·Темпо – ритм спектакля (диаграмма).

·Поиск образности в спектакле.

7. Композиция спектакля.

·Соединение частей в целого.

·Работа со сценографом.

·Работа с композитором.

·Цвет и свет в спектакле.

8. График репетиционного процесса (приложение).

Студент должен:

Знать структуру постановочного плана, содержание разделов;

Уметь анализировать пьесу: литературный анализ, событийно- действенный, режиссерский анализ;

Владеть навыками практического воплощения разделов- этапов постановки спектакля.

Дипломный спектакль

Студент должен знать, как организовать творческий, организационный процесс работы над спектаклем.

Уметь создать творческую атмосферу и дисциплину.

Владеть последовательностью организации творческого процесса.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Очная форма обучения

 

Номер темы дисциплины Краткое содержание семинарских занятий
Тема1.4. Предлагаемые обстоятельства «если бы»     1. Значение предлагаемых обстоятельств в работе над ролью. 2. Обострение предлагаемых обстоятельств в работе над ролью. Список литературы 1. Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра / Б.Е.Захава. – М.: Просвещение, 1978. 2. Кнебель, М.О. О действенном анализе пьесы и роли / М.О.Кнебель. – М.: Искусство, 1982. 3. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания / К.С.Станиславский. – М.: Искусство, 1988.
Тема 2.1. Структура и композиция этюда 1. 1. Режиссерский этюд. Структура, композиция. 2. 2. Разработка этюда на основе жизненного факта, события, наблюдения, жизненного явления, факта биографии. Умение сформулировать тему, идею, проблему, конфликт. Умение организовать событие. Список литературы: 1. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания / К.С.Станиславский. – М.: Искусство, 1988 2.Андрейчук, Владимир Александрович. Режиссура и актёрское мастерство: сборник лекций по дисц. "Режиссура", "Актёрское мастерство" для студентов спец-тей "Актёрское искусство", "НХТ", квалиф. "Режиссёр любит. театра, препод." / В.А. Андрейчук АлтГАКИ. - Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2007. - 279 с.
Тема 4.3. Идейно-тематический анализ пьесы 1. Понятие сквозного действия. Сквозное действие пьесы и роли. 2. Взаимосвязь сверхзадачи и сквозного действия в контексте учения К.С.Станиславского Список литературы 1. Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра / Б.Е. Захава. – М.: Просвещение, 1978. 2. Кнебель, М.О. О действенном анализе пьесы и роли / М.О. Кнебель. – М.: Искусство, 1982. 3. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания / К.С.Станиславский. – М.: Искусство, 1988.  
  Тема 5.7. Жанр пьесы     1. Понятие жанра в литературе. 2. Понятие жанра в режиссуре. 3. Различие жанра в литературном анализе и в режиссерском анализе. Поиск режиссерского определения жанра. Список литературы: 1. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера /Б.Е. Захава – М., Просвещение. 5 – е издание. 2008. 2. Мастерство актера и режиссера. 1-4 курс. Учебное  пособие. – М.: ГИТИС, 2009. 3. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли.
Тема 7.1. Современная зарубежная режиссура     1. Зерно пьесы как эмоциональное и интеллектуальное ядро замысла. 2. Этапы формирования замысла 3. Сплав компонентов спектакля – движение сценического образа. Список литературы: 1. Гончаров, А.А. Выразительность в поиске Книга первая, Книга вторая / А.А. Гончаров – М.: искусство 1997. 2. Товстоногов Г. Зеркало сцены 1 О профессии режиссера / Г. Товстоногов – Л.: Искусство, 1980. 3. Додин Л. Путешествие без конца Диалог с миром / Л.Додин - С-П.: Балтийские сезоны 2009.
8.12. Создание постановочного плана Структура постановочного плана: 1. Обоснование выбора пьесы. 2. Анализ пьесы (литературный). 3. Перевод пьесы в другой вид искусства 4. Режиссерский анализ пьесы ()первый этап. 5. Режиссерский анализ пьесы (второй этап). 6. Решение и его реализация. 7. Композиция спектакля. Список литературы: 1.Андрейчук, Владимир Александрович. Постановочный план спектакля: учеб.-метод. пособие / В.А. Андрейчук. - Барнаул: АГИИК, 2003. - 128 с. 2.Андрейчук, Владимир Александрович. Режиссура и актёрское мастерство: сборник лекций по дисц. "Режиссура", "Актёрское мастерство" для студентов спец-тей "Актёрское искусство", "НХТ", квалиф. "Режиссёр любит. театра, пре

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.311 с.