Что делать, если ребенок невнимательный? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Что делать, если ребенок невнимательный?

2020-06-04 164
Что делать, если ребенок невнимательный? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что делать, если ребенок невнимательный?

 

Умение внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя присуще не всем детям: немало таких, кто не может и пяти минут работать сосредоточенно. Причины такого невнимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и быстрая утомляемость из-за плохого здоровья, и собственно психологическая неготовность (слабые, неразвитые возможности управления вниманием и памятью).

Способность действовать по инструкции, управлять учебным процессом складывается у детей, как правило, не раньше шести лет. Заставлять ребенка выполнять достаточно длительную работу, да еще требовать сосредоточенности на какой-либо деятельности - очень трудная задача, как для взрослого, так и для самого будущего первоклассника.

Что такое объем внимания?

Сколько объектов может одновременно зафиксировать наше внимание? Психологи обычно определяют объем внимания так: на короткое время (несколько секунд) человеку показывают несколько разных объектов (или изображение букв, цифр). Сколько из них запомнил человек - таков его объем внимания. Чаще всего человек обращает внимание на четыре - шесть объектов.

Методика «Домик»

Эта методика выявляет особенности развития внимания малыша, позволяет определить, умеет ли он точно копировать образец. Предложите ребенку следующее: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка. На этом листе нарисуй точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен! Если что-то нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».

Рассмотрите выполненное малышом задание. Обратите внимание на количество элементов, которые изображены неверно или не нарисованы вообще. Очень важно отметить следующее:

-как ребенок работает с образцом, часто смотрит на него или рисует по памяти;

-как часто отвлекается во время работы;

-сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Точное выполнение рисунка означает хорошо развитое внимание, умение действовать по инструкции. И наоборот, плохо выполненное задание выявляет слабые места.

 

Произвольное и непроизвольное внимание.

Непроизвольное-внимание возникает без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе наше непроизвольное внимание?

Во-первых, то, что привлекает внимание своими внешними свойствами: громкие и неожиданные звуки (гром, резкий визг тормозов, разорвавшаяся хлопушка); яркие световые явления (молнии, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды).

Во-вторых, все, что интересно конкретному человеку. Обычный человек не обратит внимания в лесу на какие-то следы. Но внимание охотника будет этими следами буквально поглощено.

Привлекательно для человека чаще всего то, что связано с его любимыми занятиями в жизни.

Совсем иначе возникает произвольное внимание. Чаще всего тогда, когда человек сам ставит перед собой определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения.

Задача по математике не производит такого сильного впечатления, как удар грома. Удар грома овладевает вниманием человека без усилий. Но чтобы решать математическую задачу, надо прилагать усилия, чтобы постоянно удерживать на задаче свое внимание.

Однако иногда решение какой-то задачи становится для человека столь интересным делом, что он может не услышать тот же удар грома. Тогда можно говорить о том, что его внимание в процессе решения задачи из произвольного превратилось вновь в непроизвольное.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

У ребенка плохая память. Как ему помочь?

Конечно, каждый отдельный случай требует индивидуального подхода. И поэтому для начала хорошо бы обратиться к специалисту-психологу. Необходимо выявить причины плохой памяти у малыша. Однако все равно какой-то вид памяти развит лучше остальных. Чаще всего это зрительная память. Ее в дальнейшем лучше и использовать для усвоения материала, другие виды памяти надо тренировать, развивать.

Игры, развивающие память

Игра «Исчезнувший предмет»

Ребятам предлагается запомнить игрушки, картинки или открытки, разложенные на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет какой-нибудь предмет и предлагает отгадать, что исчезло.

Игра «Что изменилось?»

Ребятам предлагается запомнить расположение игрушек или картинок, открыток, разложенных на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось на столе.

Сейчас огромное количество разнообразных развивающих игр. Главное, чтобы родители помнили: чем раньше начнется работа по развитию памяти малыша, тем легче ему будет учиться в школе.

Какие существуют приемы, помогающие хорошо запомнить какой-то учебный материал?

Для облегчения запоминания учебного материала существуют некоторые приемы.

Прием рифмы

Человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому, чтобы лучше запомнить какое-то правило, можно придумать рифму или простую фразу. Например, в русском языке есть такое правило: «ЖИ, ШИ пиши с буквой «И». Оно звучит в рифму, поэтому легко запоминается.

Часто бывает сложно запомнить все цвета радуги. Но существует такая считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной и той же буквы:

каждый - красный

охотник - оранжевый

желает - желтый

знать - зеленый

где - голубой

сидит - синий

фазан - фиолетовый

Прием парных ассоциаций

Важную информацию человек часто связывает с тем, что всегда хорошо помнит. Например, очень часто в качестве шифра для замка или камеры хранения человек выбирает год своего рождения. Это он никогда не забудет.

Прием «По местам»

Этот прием позволяет запомнить список предметов, поместив каждый из них на свое место. Например, для того чтобы не забыть купить нужные продукты в магазине, можно мысленно разместить их на кухне. Мясо кладут в холодильник, крупу - в шкаф, чай - на полку, фрукты - на стол. Потом останется только представить себе кухню, чтобы вспомнить список нужных продуктов. Вспомните вместе с ребенком, пользовались ли вы перечисленными приемами запоминания? В каких случаях? Запишите их.

ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ

Как должен уметь считать ребенок: на пальцах, палочках или в уме?

Ребенок должен постепенно совершенствоваться в счете, т. е. переходить от счета предметов моторными способами к счету глазами.

Кроме умения считать, будущий первоклассник обязательно должен знать последовательность чисел и понимать выражения: «перед каким числом», «после какого числа», «до какого числа», «за каким числом».

Очень важно закрепить знание числового ряда через последовательное изображение предметов в строго определенном направлении — слева направо.

Например: первым слева будет яблоко, вторым - банан, третьим - груша, четвертым - вишня, пятым - ананас, шестым - земляника, седьмым - лимон, восьмым - помидор, девятым - слива, десятым - огурец.

Дидактические игры

Игра «Назови соседа»

Цель: закрепить знание числового ряда 0 – 10.

Задачи:

- учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка;

- правильно заполнять пропуски в числовом ряду в пределах первого десятка;

- учить восстанавливать ряд чисел в прямом и обратном порядке;

- развивать память, речь;

- воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре;

- воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре;

- активизировать словарь за счет слов: «между», «справа», «слева», «перед», «после», «за».

Ход игры:

1.Ребенок выбирает карточку с вагончиком, называет цифры, находит пропущенное число на маленькой карточке и закрывает пустое окошко. Использует слова: между, справа, слева, перед, после, за.

2. Игра в группе от 2 человек. Водящий показывает большую карточку и просит назвать пропущенное число. Например: «Какое число стоит между числами 4 и 6?», или «Какое число будет следующим в ряду 5, 6…?» Игроки выбирают нужную карточку и показывают ее водящему. Задание можно сделать более интересным внеся элемент соревнования. Кто быстрее покажет или назовет недостающее число?

Игра: «Считай не ошибись»

Цель: з акреплять знания порядка следования чисел натурального ряда.

Задачи: у пражнять в прямом и обратном счете.

Ход игры:

В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Игра Числовая лесенка»

Цель: продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.

Ход игры.

Ведущий, обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли вы, в каком порядке идут числа? Посмотрите на числовую лесенку. Рассмотрите ее внимательно. Она вам подскажет, в каком порядке идут числа, какие числа больше, какие - меньше. Сколько ступенек у лесенки? Пересчитаем их по порядку. Я буду называть ряд, а вы называйте который он по счету? Какое самое большое число на числовой лесенке? Какие числа идут до него? Сколько кружков в пятом ряду? Какое число идет до 5?6 больше или меньше 5? 5 больше, какого числа? А какого числа оно меньше? Посмотрите, какое число идет до 3 и поле 3? 2 больше или меньше 3? А 4 больше или меньше 3? Сколько кружков в 9 ряду? Какое число идет до 9? Какое после 9? 8 больше или меньше 9? Почему?» и. т. д.

Игра «Убери число»

Цель: р азвивать внимание, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; совершенствовать навыки счета, закрепить обратный счет - от 10, последовательность построения числового ряда – до 10.

Ход игры:

Выложить в ряд фишки с цифрами, соответствующие цифрам от 1 до 10. Ребенок переворачивает фишки, которые нужно убрать. Я – число 3. Убери, пожалуйста, моих соседей. Я – число 5. Убери число, которое больше меня на 2.Я – число 10. Убери 2 числа передо мной. Я – число 6. Убери число, которое меньше меня на 1. Я – число 1. Убери число, которое больше меня на 2.

Игра «Убираем цифры»

Цель: з акреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.

Задачи: формирование логического мышления.

Ход игры:

Игрой «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку и т.д.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: у чить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Задачи: закреплять порядковый счет; представление о количественных отношений между числами.

Ход игры:

В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.

Игра «Сколько»

Цель: р азвитие умения внимательно вслушиваться и различать тонкие звуковые нюансы.

Задачи: упражняет детей в счете.

Ход игры:

На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку: «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов. Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».

Что делать, если ребенок невнимательный?

 

Умение внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя присуще не всем детям: немало таких, кто не может и пяти минут работать сосредоточенно. Причины такого невнимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и быстрая утомляемость из-за плохого здоровья, и собственно психологическая неготовность (слабые, неразвитые возможности управления вниманием и памятью).

Способность действовать по инструкции, управлять учебным процессом складывается у детей, как правило, не раньше шести лет. Заставлять ребенка выполнять достаточно длительную работу, да еще требовать сосредоточенности на какой-либо деятельности - очень трудная задача, как для взрослого, так и для самого будущего первоклассника.

Что такое объем внимания?

Сколько объектов может одновременно зафиксировать наше внимание? Психологи обычно определяют объем внимания так: на короткое время (несколько секунд) человеку показывают несколько разных объектов (или изображение букв, цифр). Сколько из них запомнил человек - таков его объем внимания. Чаще всего человек обращает внимание на четыре - шесть объектов.

Методика «Домик»

Эта методика выявляет особенности развития внимания малыша, позволяет определить, умеет ли он точно копировать образец. Предложите ребенку следующее: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка. На этом листе нарисуй точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен! Если что-то нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».

Рассмотрите выполненное малышом задание. Обратите внимание на количество элементов, которые изображены неверно или не нарисованы вообще. Очень важно отметить следующее:

-как ребенок работает с образцом, часто смотрит на него или рисует по памяти;

-как часто отвлекается во время работы;

-сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Точное выполнение рисунка означает хорошо развитое внимание, умение действовать по инструкции. И наоборот, плохо выполненное задание выявляет слабые места.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.