О курении и никотиновой зависимости — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

О курении и никотиновой зависимости

2020-06-04 130
О курении и никотиновой зависимости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для большинства людей эпизодическое курение (то, что списывается на «баловство») рано или поздно перерастает в привычку, а затем зависимость. Одним из проявлений синдрома зависимости в целом и табакокурения в частности является реализация какого-либо разрушающего поведенческого стереотипа, не смотря на очевидные негативные последствия в различных сферах жизни человека (сферы здоровья, личной и семейной жизни, профессиональной деятельности, взаимоотношений с обществом). Данные статистики показывают, что пробующие сигареты подростки в будущем пополняют ряды никотин-зависимых людей, которые вследствие сформировавшейся зависимости уже не могут отказаться от курения, вынуждены приносить прибыль табачным корпорациям и при этом ещё расплачиваться своим здоровьем. Получается, что никотиновая зависимость удерживает курящих людей в клиентской базе этих корпораций и создаёт условия для их развития. Очевидно, что именно подростки являются потенциальными клиентами и целевой аудиторией табачных корпораций и маркетологов табачного бизнеса.

Некоторые особенности подросткового периода определяют податливость к различного рода негативным влияниям, в том числе явной или скрытой пропаганде курения.

В частности, присущий подросткам дух бунтарства с требованиями прав и свободы, неограниченной родителями и обществом, понимание этой самой свободы как потакание своим желаниям («Что хочу, то и делаю»), стремление продемонстрировать свою взрослость и мнимую самостоятельность, может иррациональным образом выразиться в курении сигарет. На самом деле, быть взрослым и самостоятельным- это быть ответственным за свои поступки, в том числе взять ответственность за свою успеваемость в школе и выбор будущего пути, стать для самого себя и мамой и папой, то есть научиться, как мама, заботиться о себе и ладить с людьми и, как папа, научиться себя защищать и решать взрослые вопросы. Быть свободным, согласно философу, психоаналитику Эриху Фромму- стремиться к максимальному развитию способностей своей личности.

Не признание авторитетов и в тоже время зависимость от мнения других (особенно сверстников), стремление стать частью чего-то большего (той же самой компании сверстников) при отсутствии ценностей здоровья, саморазвития, семьи и нравственных идеалов делает подростка заложником постоянно меняющейся моды, чужих, часто вредоносных убеждений, подражания лидерам, среди которых могут оказаться отрицательные герои. Создать привлекательный образ несчастного курящего человека как главного героя какого-то сериала, не вполне адекватного и при этом харизматичного, циничного, хамоватого, гениального в своей профессиональной сфере и не состоятельного в личной жизни- типичный маркетинговый подход по привитию определённых параметров личности,  паттернов мышления и поведения, атрибутов «яркой кинематографической жизни» подрастающему поколению. Подросток, отождествляющий себя с подобным киногероем, близким по психологической структуре (интеллектуально развитым, но эмоционально не зрелым; дисгармоничным, с внутренними противоречиями; проблемами в личной жизни) без должного критичного отношения копирует его стиль жизни, в том числе стереотип курения и другие неконструктивные способы преодоления стресса.

Наше мировоззрение и то, как мы живём, как мы относимся к самим себе и окружающим, определяется нашим жизненным опытом. К сожалению, у многих подростков опыт ограничивается регулярным погружением в различные сайты интернет-пространства и виртуальным общением. В отсутствие чётких целей при использовании интернета опыт таких ребят будет хаотично определяться тем содержанием, которое будет незаметно навязываться заинтересованными лицами. Кроме того, пропуская через себя гигабайты разнородной, часто противоречивой и агрессивной, преимущественно визуальной информации, которую подросток не успевает критически осмыслить и структурировать, он обрекает себя на состояние информационной интоксикации, пресыщенности, утрату способности обобщать материал, отличать главное от второстепенного, полезное от вредного.

Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» писал, что «современный человек живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет; тогда как на самом деле он хочет того, чего должен хотеть в соответствии с общепринятым шаблоном». Именно такие шаблоны «продвинутой жизни» (включая курение) становятся системой отчёта для подростка в отсутствие его собственной системы принципов и ценностей.

 

Психолог Скиннер экспериментально доказал, что запрет не устраняет не желательное поведение, а видоизменяет его, причём мало-прогнозируемым образом. Например, запрещаем курить открыто, будут курить тайно. Объясняется это тем, что поведение определяется не только сознательными, но и часто не осознаваемыми установками. Поэтому профилактика курения в молодёжной среде представляется более перспективной путём снижения спроса на табачную продукцию со стороны самих подростков.

 

Что мы, как родители, можем сделать для своих детей, чтобы уберечь их от употребления психоактивных веществ? Существуют 4 основные меры профилактики различных видов зависимостей:

1. Здоровое общество, в котором человек имеет возможность жить в соответствии со своим потенциалом, максимально развивать свои способности. Этот пункт включает ответственность каждого из нас за тот личный пример жизни, который мы демонстрируем подрастающим поколениям.

2. Психотерапия обоих родителей ещё до зачатия ребёнка.

Данный тезис основан на психоаналитической концепции, что человек не решённые проблемы своей жизни (в том числе из детства) бессознательно проецирует на отношения с другими людьми- супруга, детей, коллег, начальника и т.д.

По статистике 2/3 разводов приходится на первые 2 года брака. Чаще всего это происходит из-за того, что люди, не достигшие психологической зрелости и вступающие в брак, не могут быть опорой для самих себя, а тем более для семьи: вместо этого они пытаются компенсировать свои недостатки или решать собственные проблемы за счёт супруга. Семья для них становится непосильным бременем и рано или поздно распадается. Особенно драматично, если в этой семье успевают родиться дети, на которых отражается несостоятельность людей и как супругов, и как родителей.

Поэтому профилактика проблем различного характера у потенциальных детей возможна путём достижения собственной зрелости, своевременного решения личностных проблем. Психологическое консультирование и психотерапия помогают справиться с этими задачами.

Любое событие в семье (сепарация от родителей, совместный быт, рождение детей, финансовые проблемы, болезнь кого-то из членов семьи) является кризисом, который проверяет союз супругов на прочность: для кого-то это возможность преодолевать эгоцентризм, меняться и развиваться, созидать счастливую жизнь, для кого-то- очередной веский повод для развода. Поэтому личностная зрелость или не зрелость изначально определяют курс будущих отношений.

3. Семья, основанная на взаимной любви и уважении. Если концепция «здорового общества» представляется труднодостижимой и даже утопичной, то здоровое общество в масштабе семьи всё-таки претендует на реалистичность.

Семьи бывают разные- функциональные и дисфункциональные. Функциональные- это семьи, члены которых счастливы и развиваются. В таких семьях присутствуют любовь и такие базовые элементы для её развития, как взаимопонимание, ответственность, взаимоуважение и забота. Функциональная семья является необходимым условием для гармоничного развития детей.

Дисфункциональные семьи- это союз людей, которым психологически (и даже физически) тяжело жить вместе, но и без друг друга они обходиться не могут. В таких семьях манипуляции и различные психологические игры заменяют искреннее и доверительное общение, члены семьи не развиваются, а болеют (в том числе психосоматическими расстройствами), страдают неврозами и зависимостями, находят опору не в себе и самой семье, а в стереотипах ухода от реальности (употребление психоактивных веществ, трудоголизм, интернет-зависимость, сериалы, отношения на стороне и т.д.) Психологический груз прошлого, отсутствие модели счастливой семьи и гармоничных отношений, конструктивных способов преодоления стресса, системы нравственных ценностей определяют дисгармоничное развитие ребёнка, закладывают установки не любви к себе и саморазрушения, что в будущем закрепляется в патологических способах адаптации к жизни. Курение, в таком случае, будет лишь одним из аспектов саморазрушающего стиля жизни.

Своевременно начатая семейная психотерапия даёт шанс на улучшение семейных отношений.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.