Библиотекарь: Шитова Наталья Валерьевна, — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Библиотекарь: Шитова Наталья Валерьевна,

2020-06-02 299
Библиотекарь: Шитова Наталья Валерьевна, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МКУК ЕГП ЕР «Ейская ЦБС»

Библиотека - филиал № 6

 

Советские герои-лётчики Великой Отечественной войны

Историческое информ-досье

Библиотекарь: Шитова Наталья Валерьевна,

Год.

2020 год Указом Президента России В.В. Путиным объявлен Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

И в преддверие этой даты наша библиотека предлагает вашему вниманию мероприятие на тему:  «Герои военного неба» о лётчиках-героях той поры.  Давайте вспомним  выдающихся советских асов Великой Отечественной войны, таких как  А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб, Г.А. Речкалов, В.И. Попков, А.П.Маресьев, Н.Ф.Гастелло, братья Глинки, Т.Т. Хрюкин, а также, девушек-лётчиц, Е.Д. Бершанскую и ее знаменитый полк, и кубанскую лётчицу Е.А. Жигуленко.  Именно для них спето много песен, написано множество книг и снято фильмов, отрывки из которых продемонстрированы в видеопрезентации.

Мероприятие представлено в формате информ-досье, из которого вы сможете подробнее узнать биографию лётчиков-героев войны, текст, которого находится под видеосюжетом.

 

Мы родились и выросли на мирной земле. Мы хорошо знаем, как шумят весенние грозы, и шумит за окном тёплый дождь, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видите чистое небо над головой, но в тот же миг оно может стать чёрным от вражеских самолетов. Вы видите, как строят новые дома, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

 

22 июня 1941 года в 4 часа утра мирная жизнь нашей страны была прервана вероломным нападением фашистской Германии. Над небом нашей Родины пролетали сотни вражеских самолётов на крыльях, которых были черные кресты.

 

 

Началась Великая Отечественная война (1941-1945) Советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

 

 

Тысячи граждан Советского Союза от детей до стариков, стали на защиту Родины.

 

 

 

Нападая на Советский Союз, гитлеровская Германия рассчитывала добиться быстрой победы благодаря своему превосходству в воздухе. Несмотря на это советские воздушные бойцы, защищая родную землю, смело бросались навстречу вражеским стервятникам, вступали в поединки и добивались в них победы. Такими были и герои неба, чьи имена увековечены в названиях улиц нашей необъятной Родины.

 

Сегодня мы расскажем о подвигах летчиков и летчиц, которые не щадя своей жизни, защищали небо нашей Родины.

Много славных героев, боровшихся против фашистских захватчиков, дала миру наша страна.

 

 

Среди них маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб (1920-1991). Родился на Украине в селе Ображиевка, Глуховского уезда, Черниговской губернии.

Лучший ас антигитлеровской коалиции, самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка.

По показателям коэффициента боевой активности Иван Никитович Кожедуб занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Такого показателя нет ни у одного лётчика в мире. Кожедуб лично сбил 62 самолёта противника за неполные 3 года участия в боевых действиях. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика

Но Иван Никитович знаменит не только общим числом сбитых самолётов, но за всю войну он ни разу не был сбит, хотя неоднократно горел и привозил пробоины.

У каждого лётчика в небе свой почерк. Был он и у Ивана Кожедуба – человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага, хладнокровие. Машиной он владел виртуозно. Все его полёты - это каскад всевозможных манёвров. Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта.

Другим уникальным подвигом Кожедуба является победа над новейшим немецким реактивным самолётом истребителем «Мессершмит 262»  и американским «Мустангом» ВВС США, который принял его за немецкий самолёт.

Первые воздушные бои в 1941 году показали явное превосходство пилотов Люфтваффе над советскими лётчиками, и молодой лётчик стал рисовать, записывать и детально анализировать все боевые вылеты свои и своих товарищей. Он сделал макеты всех немецких самолётов и знал досконально технические возможности самолёта.

Истребитель Ла-7 И. Н. Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино в Москве.

 

 

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем. В 1970 году ему присвоено звание генерал-полковника авиации.

А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.

Скончался Иван Никитович Кожедуб 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Бронзовый бюст выдающегося лётчика-аса установлен на родине в селе Ображиевка (Украина).

А также его именем названы улицы в городах Усть-Каменогорск, Алма-Ата и Шымкент в Казахстане, Салават, Балашиха, Семилуки (Российская Федерация), Днепр (Украина).

 

 

Именем Ивана Кожедуба назван скорый поезд № 118/117 сообщением Сумы — Москва, а также самолёт компании Аэрофлот Sukhoi Superjet (Сухой Суперджет) RRJ-95.

 

Скажу также об Александре Ивановиче Покрышкине (1913-1985). Родился в городе Новониколаевск, Томской губернии, Российской империи. Трижды Герой Советского Союза. Это поистине творец многих эффективных приемов воздушного боя.

Если большинство наших воздушных бойцов по-настоящему освоили вертикальный маневр в первой половине 1943 года, то Покрышкин применял его еще осенью сорок первого. В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений выдающийся лётчик проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

Майор Покрышкин разработал и лично испытал в бою новые приёмы воздушного боя. Новая тактика показала блестящие результаты. Если в начале войны до весны 1943 года лётчики сбили около 240 немецких самолёта, потеряв при этом 73 свои самолёта, то после введения новой тактики и до конца войны полк потерял всего 7 пилотов, уничтожив 452 вражеские машины.

Именно Покрышкин вывел уникальную формулу победы в воздушном бою: «Высота, скорость, манёвр, огонь».

Не удивительно, что он был единственный из лётчиков, при появлении, которого над полем боя немецкие радиостанции тревожно предупреждали: «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!».

Большинство военных побед выдающийся ас совершил на американском самолёте «Аэрокобра». Многие лётчики отказались от этой тяжёлой, но скоростной машины, но он оценил способности машины в своей тактике и полюбил её.

 Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в основном, ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространённым явлением.

В полку под командованием А. И. Покрышкина служили и другие прославленные лётчики, в том числе дважды Герои Советского Союза А. Ф. Клубов и Г. А. Речкалов, а также Герои Советского Союза И. И. Бабак, В. Е. Бондаренко, Г. Г. Голубев и другие.

«Парень из нашего города» - так называют новосибирцы Александра Ивановича Покрышкина, гордость сибиряков, трижды Герой Советского Союза, теоретик, во фронтовых условиях разработавший тактику советской истребительной авиации.

 В послевоенное время Александр Иванович Покрышкин, с 1944 года стал генерал-майором авиации. С января 1958 года — командующий 52-й воздушной истребительной армией ПВО. С августа 1959 года — командующий Киевской армией ПВО. С января 1972 года — председатель Центрального комитета ДОСААФ. С ноября 1981 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Член ВКП(б) с 1942 года.

 Скончался 13 ноября 1985 года в Москве на 73-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

Его именем названы улицы городов нашей страны: улица Покрышкина в Москве в районе метро «Юго-Западная», в Новосибирске, в Краснодаре, а также именем А. И. Покрышкина в 1998 году названа средняя общеобразовательная школа № 14 в станице Кавказской Кавказского района Краснодарского края.

Ещё одним прославленным пилотом военного времени был Григорий Андреевич Речкалов (1918-1990).

Родился в деревне Худяково (ныне посёлок Зайково), Ирбитский уезд, Пермская губерния, РСФСР.  

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.

Обнаруженный военно-медицинской комиссией дальтонизм накануне Великой Отечественной чуть было не поставил крест на участии в воздушных боях будущего Героя Советского Союза. Однако это не помешало лётчику - истребителю уже в первые дни войны сбить три вражеских самолета. Несмотря на длительное лечение в госпиталях после тяжёлых ранений, Речкалов смог не только вернуться в строй, но и в свои 22 года за две недели боёв в небе над Кубанью сбить 19 вражеских машин.

А в том же 1943-м освоил новый тип истребителей «Аэрокобра». Именно американская «Аэрокобра» стала рабочей машиной советского аса, на которой он сбил 44 самолета противника.

 

Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя и уничтожил 61 вражеский самолет. Данные о сбитых самолетах разнятся. По одним источникам, сбито 56 самолетов лично и 6 – в группе.

После войны Григорий Речкалов продолжал службу в военно-воздушных силах, в 1951 году окончил Военно-воздушную академию. После окончания академии подполковник Речкалов назначен заместителем командира 10-й истребительной авиадивизии, 1952 года назначен командиром 10-й авиационной дивизии 52-го истребительного авиакорпуса 57-й воздушной армии.

26 октября 1955 года награжден орденом Красной Звезды. В январе 1956 года назначен заместителем командира 236-й истребительной авиадивизии 34-й воздушной армии. В 1956 года командир 146-й истребительной авиадивизии 29-й воздушной армии Дальневосточного округа.

А в 1957 году награжден четвертым орденом Красного Знамени. 1958 года генерал-майор Речкалов назначен начальником отдела боевой подготовки Новосибирского корпуса ПВО. В 1959 году он был уволен в запас.

Умер 22 декабря 1990 года в Москве. Похоронен на кладбище посёлка Бобровский Сысертского городского округа Свердловской области.

 

 

На родине Героя в Зайково установлен бронзовый бюст и открыт музей на ул. Коммунистическая, 170.

15 августа 2015 года музей преобразован в музейно-патриотический комплекс, на открытии которого истребители-перехватчики МиГ-31 совершили «полёт памяти» в честь Григория Речкалова. Имя Героя носит школа № 1 в Зайково, где учился Григорий Речкалов, на школе установлена мемориальная доска. Бюст Речкалова Г. А. установлен на бульваре Победы в городе Ирбите Свердловской области. В Екатеринбурге (Свердловске), где учился и работал Григорий Андреевич, его именем названа улица в Верх-Исетском районе.

 

Маресьев Алексей Петрович (1916-2001).

 

Родился 7 (20) мая 1916 года, в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне – Волгоградская область).

Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах. Маресьев окончил восемь классов в Камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.

Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме – здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства – начал заниматься в аэроклубе. В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта. В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно. Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом – возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.

4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы. Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим.

 Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Казалось, о небе можно забыть навсегда. Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп – невероятный по тем временам случай! После того как Маресьев поднялся в воздух на протезах, до окончания войны им было сбито ещё семь самолётов врага. В скором времени слава про подвиг Маресьева разнеслась по всему фронту. Примерно в это время произошла первая встреча Алексея Петровича с фронтовым корреспондентом газеты "Правда" Борисом Полевым. Подвиг лётчика Маресьева вдохновил Полевого на создание его знаменитой книги "Повесть о настоящем человеке" (1946). В ней Маресьев выступил прообразом главного героя.

В 1948 году вышел художественный фильм о подвиге Маресьева, режиссера Александра Столпера. В роли главного героя Павел Кадочников.

За участие в фильме ряд актёров фильма и оператор-постановщик были удостоены Сталинской премии в 1949 году.

За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения.

После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы.

 За два дня до официального дня рождения великого лётчика, 18 мая 2001 года, в Театре Российской армии должен был состояться концерт по случаю восьмидесятипятилетнего юбилея Маресьева. За некоторое время до начала мероприятия у Алексея Петровича произошёл инфаркт, после которого его не стало.

Похоронен Алексей Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

В самом центре города Камышина – на пересечении улиц Ленина и Некрасова, в Волгоградской области стоит памятник легендарному лётчику-истребителю Алексею Петровичу Маресьеву, установленный в мае 2006 года. Автором монумента является заслуженный художник России - Сергей Щербаков. Идея возведения памятника рядом с домом, где родился и вырос легендарный лётчик, возникла у жителей Камышина после смерти Алексея Петровича в мае 2001 года.

 

 

Именем героя Маресьева названы многие города нашей Родины, вот некоторые из них: Москва, Горно-Алтайск, Пенза, Новочеркасск, Новошахтинск и другие.

 

Глинка Дмитрий Борисович (1917- 1979).

Советский лётчик-истребитель, Дважды Герой Советского Союза, гвардии полковник, военный лётчик 1-го класса.

Родился 10 декабря 1917 года в посёлке Александров Дар (ныне в черте Кривого Рога), Украина, в шахтёрской семье. С 1937 года в рядах РККА, окончил лётную школу в 1939 году. С января 1942 года лейтенант Д. Б. Глинка в действующей армии. Боевое крещение получил в Крыму, в составе 45-го ИАП. Отличился в боях на Кубани.

Весной 1943 года на Кубани немцы предприняли наступление с Таманского полуострова. За так называемой "Голубой линией" противник сосредоточил массу своих войск, а на аэродромах Таманского полуострова, в Крыму и на юге Украины - большое количество бомбардировочной и истребительной авиации.

В небе Кубани развернулось грандиозное воздушное сражение.

10 марта полк Глинки Д.Б. был брошен в сражение на Кубани. Здесь полк стал Гвардейским - 100-м ГвИАП, а помощник командира по воздушно - стрелковой службе Гвардии капитан Д. Д. Глинка проявил себя выдающимся мастером вертикального маневра.

Летая на "Аэрокобре" с бортовым номером "21", выдающийся ас сеял настоящий ужас среди пилотов противника. В течение нескольких недель (к маю 1943 года) он сбил 21 вражеский самолёт, став одним из самых результативных лётчиков в этой битве. Здесь же, на Кубани, в большом бою, где участвовало более 100 самолётов с обеих сторон, появился тактический приём, прозванный лётчиками Кубанская "этажерка". В чём заключается этот приём. Ударная группа самолётов патрулировала на высоте вероятного подхода бомбардировщиков противника с задачей не допустить бомбометания. Строй ударной группы состоял из 2-х пар и строился по фронту с интервалами между парами 250 - 300 метров. В парах самолёты строились так: интервал до 200 метров, дистанция 50 - 75 метров.

Весной 1943 года в непрерывных и жестоких боях на Кубани Дмитрий Глинка сбил ещё до десятка фашистских машин. Слава о его подвигах дошла до самого сердца страны - до Москвы. Президиум Верховного Сонета СССР издал Указ о присвоении старшему лейтенанту, ныне капитану, Дмитрию Глинке звания Героя Советского Союза.

К апрелю 1943 года Глинка Д.Б. помощник командира воздушно - стрелковой службы 45-го истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) старший лейтенант Д. Б. Глинка совершил 146 боевых вылетов и сбил 15 самолётов противника. 24 апреля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К августу 1943 года помощник командира по воздушно - стрелковой службе 100-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия) Гвардии капитан Д. Б. Глинка совершил 183 боевых вылета, провёл 62 воздушных боя и лично сбил 29 самолётов противника.

24 августа 1943 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.

После окончания войны продолжал служить в ВВС, командовал полком. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Был заместителем командира истребительной авиационной дивизии. С 1960 года Гвардии полковник Д. Б. Глинка - в запасе. Жил в Москве, работал в Гражданской авиации. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва.

 Умер 1 марта 1979 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Бронзовый бюст установлен в Кривом Роге. Его имя присвоено улице в городе Брянка Ворошиловградской области (Украина).

Имя Дмитрия Глинки присвоено самолёту Sukhoi Superjet 100 с номером RA-89046, а также бронзовый памятник-бюст Глинке в Кривом Роге; улица Глинки в Кривом Роге, имя на Стеле Героев в Кривом Роге.

Борис Борисович Глинка (1914- 1967), старший брат Дмитрия Борисовича Глинки, был также удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 14 (27) сентября 1914 года в городе Кривой Рог Днепропетровской области (Украина), в семье рабочего. В 1928 году окончил 7 классов, в 1929-м - пошёл работать на шахту. В 1934 году окончил горный техникум, работал сменным техником. Одновременно учился в аэроклубе. В 1936 году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в городе Херсоне и был оставлен в ней лётчиком - инструктором. С 31 декабря 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П. Д. Осипенко. Служил в ней лётчиком - инструктором.

С июня 1941 года лейтенант Б. Б. Глинка в действующей армии. С марта 1943 года по июнь 1944 года служил в 45-м ИАП (100-м ГвИАП); с июня по июль 1944 года - в 16-м ГвИАП. Воевал на Крымском, Северо - Кавказском, Закавказском, 4-м, 2-м и 1-м Украинском фронтах.

К концу апреля 1943 года адьютант эскадрильи 45-го истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) лейтенант Б. Б. Глинка совершил 200 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 10 самолётов противника.

24 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

14 июля 1944 года сбит в воздушном бою, из-за полученных травм больше не летал. Всего выполнил около 300 боевых вылетов, сбил 31 самолёт противника. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалью "За боевые заслуги" и другими.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил в Борисоглебском военно - авиационном училище, затем в Центре подготовки космонавтов. Гвардии полковник Б. Б. Глинка умер 11 мая 1967 года после тяжёлой болезни. Похоронен в Звёздном городке Московской области.

В посёлке Чкаловский (улица Ленина, дом 9), где в 1961 - 1967 годах жил прославленный воздушный ас Герой Советского Союза Борис Борисович Глинка, установлена мемориальная доска.

 

 Беззаветно сражаясь за нашу Советскую Родину, братья Глинки к этому времени сбили 31 немецкий самолёт. Дмитрий сбил 21 немецкую машину, и Борис - 10.

Братья Глинка: Дмитрий (слева) и Борис. 1944 год.

Нет сейчас человека на Кубани, который бы не слышал о подвигах братьев Глинок. Люди беззаветной храбрости и отваги, они стали гордостью советской авиации.

Дмитрию и Борису Глинкам посвящена одна из частей документально-исторического фильма «Легенды войны» (2019) компании Wargaming и Star Media, а также Всесоюзный турнир по настольному теннису, посвящённый братьям Глинкам. 

 

Гастелло Николай Францевич (1907- 1941).

Родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве, в рабочем районе Пресня. Его отец - Франц Павлович Гастелло, белорус по происхождению, выходец из бедной крестьянской семьи.

Его юность сложилась так же, как и у миллионов сверстников – учёба в городском училище, затем эвакуация из голодной Москвы в Башкирию, снова учёба, комсомол и первые трудовые навыки, полученные в заводских цехах. Всё это прошёл молодой Николай Гастелло. Подвиги героев Гражданской войны были тем примером, на котором формировалось его гражданское сознание.

В мае 1932 года в стране производился набор молодёжи для службы в военно-воздушных частях Вооружённых сил, и Николай стал одним из курсантов авиационной школы, располагавшейся в Луганске. Накалявшаяся с каждым годом международная обстановка не позволяла долго задерживаться на учебной скамье, и уже через год Гастелло был направлен в эскадрилью тяжёлых бомбардировщиков, базировавшуюся в Ростове на Дону.

Великую Отечественную войну Н. Гастелло встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. До этого он успешно освоил управление самолетом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс». Ровно через 2 дня Николай Францевич Гастелло пошел еще на один величайший подвиг, стоивший ему жизни. 26 июня 1941 года, в сорока километрах от г. Минска он выполнял боевой вылет в составе четырех самолетов. Летчикам было приказано подвергнуть бомбардировке механизированные моточасти гитлеровцев, прорвавшихся в район Молодечино-Радошкевичи.

На других воздушных суднах вместе с ним на задание вышли старший лейтенант Воробьев и штурман-лейтенант Рыбас, которые и стали очевидцами совершенного им подвига, достигнув, вражескую колонну на Минском шоссе (часть немецких машин заправлялась на обочине), они открыли по ней огонь, нанеся большой урон противнику. Но немцы быстро спохватились и обрушили на советские самолеты зенитную артиллерию. Один из снарядов попал в бензобак судна Гастелло и стал быстро приближаться к кабине. Попытка спастись с парашютом означала плен. И тогда Николай Гастелло, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин и А. А. Бурденюк решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Как позже сообщало Совинформбюро, взорвались десятки гитлеровских цистерн и машин, посеяв ужас и панику среди врага.

Подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов.

Отважному бойцу Н.Ф.Гастелло, обессмертившему себя в памяти потомков, дали звание Героя Советского Союза посмертно.

 

На развилке дорог под городом установлена мемориальная стела о подвиге Гастелло. Также памятники герою-лётчику установлены во многих городах нашей страны: Москве, Муроме (Владимирская область), Ростове-на-Дону (Ростовская область), Уфе (Республика Башкортостан). Именем Н.Ф.Гастелло названы школы, улицы и даже целые посёлки нашей Родины, а также в нашем родном городе Ейске есть улица Гастелло.

Попков Виталий Иванович (1922- 2010), родился в Москве, РСФСР.

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, командир звена 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии. Дважды Герой Советского Союза.

Виталий Иванович Попков увлёкся авиацией самого детства, делал авиамодели в аэроклубе. Весной 1941 года он стал выпускником Чугуевского военно-авиационного училища, где был оставлен инструктором.

В первые дни Великой Отечественной подопечных Попкова перевели в Батайскую авиашколу, а затем в Азербайджанскую ССР. Пять раз подряд молодой авиаинструктор просил отправить его на фронт, и его желание было удовлетворено. Осенью 1941 года Попкова определили в 5-й Гвардейский истребительный авиаполк. Виталий Иванович прошёл славный боевой путь, сражался под Москвой и Сталинградом, на Дону и на Курской дуге, участвовал в операции по форсированию Днепра, участвовал в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Югославии и Австрии, принимал участие в Берлинской операции. Легендарный маэстро воевал до последних минут войны, встретив окончательную победу над врагом в небе Праги 12 мая 1945 года.

 

 

Истребитель Ла-5ФН Виталия Попкова. 5-й ГвИАП, зима 1944 - 1945 годов.

Под командованием В. И. Попкова в уникальной эскадрилье, состоявшей из 14 лётчиков, 11 получили звание Героя Советского Союза, а сам Попков В.И. стал Дважды Героем Советского Союза. После создания любительского оркестра эскадрилью стали называть «поющей».

Т. 4-65-62

 

 

           Режим работы:

С 10.00 до 18.00

Выходной – Понедельник.

МКУК ЕГП ЕР «Ейская ЦБС»

Библиотека - филиал № 6

 

Советские герои-лётчики Великой Отечественной войны

Историческое информ-досье

Библиотекарь: Шитова Наталья Валерьевна,

Год.

2020 год Указом Президента России В.В. Путиным объявлен Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

И в преддверие этой даты наша библиотека предлагает вашему вниманию мероприятие на тему:  «Герои военного неба» о лётчиках-героях той поры.  Давайте вспомним  выдающихся советских асов Великой Отечественной войны, таких как  А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб, Г.А. Речкалов, В.И. Попков, А.П.Маресьев, Н.Ф.Гастелло, братья Глинки, Т.Т. Хрюкин, а также, девушек-лётчиц, Е.Д. Бершанскую и ее знаменитый полк, и кубанскую лётчицу Е.А. Жигуленко.  Именно для них спето много песен, написано множество книг и снято фильмов, отрывки из которых продемонстрированы в видеопрезентации.

Мероприятие представлено в формате информ-досье, из которого вы сможете подробнее узнать биографию лётчиков-героев войны, текст, которого находится под видеосюжетом.

 

Мы родились и выросли на мирной земле. Мы хорошо знаем, как шумят весенние грозы, и шумит за окном тёплый дождь, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видите чистое небо над головой, но в тот же миг оно может стать чёрным от вражеских самолетов. Вы видите, как строят новые дома, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

 

22 июня 1941 года в 4 часа утра мирная жизнь нашей страны была прервана вероломным нападением фашистской Германии. Над небом нашей Родины пролетали сотни вражеских самолётов на крыльях, которых были черные кресты.

 

 

Началась Великая Отечественная война (1941-1945) Советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

 

 

Тысячи граждан Советского Союза от детей до стариков, стали на защиту Родины.

 

 

 

Нападая на Советский Союз, гитлеровская Германия рассчитывала добиться быстрой победы благодаря своему превосходству в воздухе. Несмотря на это советские воздушные бойцы, защищая родную землю, смело бросались навстречу вражеским стервятникам, вступали в поединки и добивались в них победы. Такими были и герои неба, чьи имена увековечены в названиях улиц нашей необъятной Родины.

 

Сегодня мы расскажем о подвигах летчиков и летчиц, которые не щадя своей жизни, защищали небо нашей Родины.

Много славных героев, боровшихся против фашистских захватчиков, дала миру наша страна.

 

 

Среди них маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб (1920-1991). Родился на Украине в селе Ображиевка, Глуховского уезда, Черниговской губернии.

Лучший ас антигитлеровской коалиции, самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка.

По показателям коэффициента боевой активности Иван Никитович Кожедуб занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Такого показателя нет ни у одного лётчика в мире. Кожедуб лично сбил 62 самолёта противника за неполные 3 года участия в боевых действиях. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика

Но Иван Никитович знаменит не только общим числом сбитых самолётов, но за всю войну он ни разу не был сбит, хотя неоднократно горел и привозил пробоины.

У каждого лётчика в небе свой почерк. Был он и у Ивана Кожедуба – человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага, хладнокровие. Машиной он владел виртуозно. Все его полёты - это каскад всевозможных манёвров. Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта.

Другим уникальным подвигом Кожедуба является победа над новейшим немецким реактивным самолётом истребителем «Мессершмит 262»  и американским «Мустангом» ВВС США, который принял его за немецкий самолёт.

Первые воздушные бои в 1941 году показали явное превосходство пилотов Люфтваффе над советскими лётчиками, и молодой лётчик стал рисовать, записывать и детально анализировать все боевые вылеты свои и своих товарищей. Он сделал макеты всех немецких самолётов и знал досконально технические возможности самолёта.

Истребитель Ла-7 И. Н. Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино в Москве.

 

 

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем. В 1970 году ему присвоено звание генерал-полковника авиации.

А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.

Скончался Иван Никитович Кожедуб 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Бронзовый бюст выдающегося лётчика-аса установлен на родине в селе Ображиевка (Украина).

А та<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.