Основы гендерного воспитания. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основы гендерного воспитания.

2020-06-02 129
Основы гендерного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция №1

Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социаль-ный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я муж / женщина).
- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя муж/ жен).
- поведенческий или генд роли и специфика поведения (Я веду себя как м/ж).

Выделяют 3 гендерных типа:

Классификация гендерных типов.

Гендерный тип Характеристики мужчин Характеристики женщин маскулинность Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами феминность Ценят человеческие отношения, чувствительны Нежные, заботливые, верные андрогинность Сочетают чувствительность и продуктивность Могут решать мужские задачи,применяя женские средства (коммуникабель-ность, гибкость)

Маскулинность – выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

 

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с ком-муникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к под-держиванию активности, которая не требует усилий, длительное время;


Андрогинность – проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

Гендерные типы родителей проявляются и в детях:

Гендерные особенности мальчиков и девочек.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

1. Различия в работе и структуре головного мозга.
Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.

2. Разный темперамент.
Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее

 успокоить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.
Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к

эмоциональному состоянию окружающих, речь появляется раньше.

Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

ЛЕКЦИЯ № 2

Гендерное воспитание дошкольников: правила и противоречия

ЛЕКЦИЯ № 3

 

ГЕНДЕРНАЯ ДИСФОРИЯ

Гендерная дисфория характеризуется сильным персистирующим ощущением себя человеком другого пола, связанным с тревогой, депрессией, раздражительностью и часто с желанием жить с гендерными отличиями от пола, данного ему при рождении. Люди с расстройством гендерной идентичности часто считают, что они являются жертвами биологической случайности и жестоко заключены в тюрьму в теле, несовместимом с их субъективной гендерной идентичностью. Крайная форма гендерной дисфории называется транссексуализмом.

Гендерная дисфория

У большинства людей биологический (при рождении) пол, гендерная идентификация и гендерная роль соответствуют друг другу. Тем не менее, у людей с гендерной дисфорией имеется разной степени несоответствие между биологическим полом и гендерной идентичностью.

Гендерное несоответствие само по себе не считается расстройством. Однако в случаях, когда несоответствие между биологическим полом и ощущаемой гендерной идентичностью приносит значительный дискомфорт или приводит к неспособности нормально функционировать, весьма вероятен диагноз гендерной дисфории. Дискомфорт, как правило, является сочетанием тревожности, депрессии и раздражительности. У людей с тяжелой формой гендерной дисфории, часто называемых транссексуальными людьми или транссексуалами, могут возникнуть серьезные, сильно беспокоящие их длительные симптомы и сильное желание изменить свое тело медицинским и/или хирургическим способом, чтобы привести его в соответствие со своей гендерной идентичностью.

Хотя точные цифры отсутствуют, примерно 0,005-0,014% мужчин, с мужским полом при рождении, и от 0,002 до 0,003% женщин, с женским полом от рождения, соответствуют диагностическим критериям по расстройству гендерной идентичности, как указано в Диагностико-статистическом руководстве по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), Пятое издание (DSM-5).

Некоторые ученые утверждают, что диагноз гендерной дисфории – это не психическое расстройство, а в первую очередь заболевание, родственное расстройствам полового развития. С другой стороны, некоторые люди-трансгендеры рассматривают даже крайнюю форму гендерного несоответствия как всего лишь один из нормальных вариантов гендерной идентичности и гендерного выражения человека.

Этиология

Хотя гендерная идентичность в большей мере определяется биологическими факторами (например, генетические факторы, пренатальный гормональный фон), нельзя недооценивать роль и социальных факторов в формировании уверенной, непротиворечивой гендерной идентичности и гендерной роли (например, характер эмоциональной связи с родителями, отношения каждого родителя с ребенком). Некоторые исследования демонстрируют, что у обоих однояйцевых близнецов чаще встречается гендерная дисфория, чем у обоих двуяйцевых близнецов, что говорит о возможном наличии наследственного компонента для трансгендерной идентичности.

В редких случаях, транссексуализм обусловлен патологией развития половых органов (интерсексуальность [расстройства полового развития]) или генетической аномалией (например, синдром Тернера, синдром Кляйнфельтера).

Когда половая идентификация и воспитание неоднозначны (например, в случаях патологии развития гениталий или при генетических синдромах, изменяющих внешний вид половых органов, как синдром нечувствительности к андрогенам), у детей могут появиться сомнения по поводу своей гендерной идентичности и роли, хотя весомость внешних факторов точно не определена. Тем не менее, при однозначности половой идентификации и воспитания даже аномалии развития половых органов могут не повлиять на формирование гендерной идентичности ребенка.

Диагностика

· Конкретные критерии DSM-5

Диагностика у детей

В дополнение к характеристикам, необходимым для всех возрастных групп, дети должны иметь ≥ 6 из следующих симптомов:

· Они очень хотят стать человеком другого пола или настойчиво заявляют, что они уже противоположного пола (или просто "другого" пола)

· Устойчивое предпочтение носить одежду другого пола, девочки также изъявляют нежелание носить типично женскую одежду

· Устойчивое предпочтение ролей противолопожного гендера в играх

· Устойчивое предпочтение игрушек, игр и занятий, типичных для другого пола

· Ярко выраженное стремление выбирать в качестве товарищей по играм лиц другого пола

· Категорический отказ от игрушек, игр и занятий, характерных для их пола от рождения

· Сильная неприязнь к собственному телу

· Сильное желание иметь первичные и/или вторичные половые признаки, соответствующие их гендерной идентичности

Кроссгендерная принадлежность – это не только желание получать преимущества от пребывания в теле противоположного пола. Например, если мальчик говорит, что он хочет быть девочкой, чтобы получать такое же особое внимание со стороны родителей, как его младшая сестра, это не говорит о наличии гендерной дисфории.

Лечение

· Психотерапия

· Для некоторых мотивированных пациентов: терапия гормонами противоположного пола, иногда операция по смене пола

Гендерно неконформное поведение, такое как ношение одежды противоположного пола, может не требовать лечения, если оно не сопровождается психологическим дискомфортом или функциональными нарушениями. Такое поведение само по себе не считается расстройством.

Если требуется лечение, оно должно быть направлено на то, чтобы помочь пациентам в принять свою идентичность, а не изменить свой взгляд на нее. Попытки изменения гендерной идентичности у взрослых оказались неэффективными и в настоящее время считаются неэтичными.

В большинстве Западных культур, большинство транссексуалов, которые обращаются за лечением, это мужчины от рождения, заявляющие о своей женской гендерной идентичности и испытывающие отвращение к своим гениталиям и другим мужским характеристикам. Однако из-за того, что качество лечения заметно улучшилось, смена пола с женского на мужской (транссексуализм Ж-М) всё чаще наблюдается в медицинской и психиатрической практике, хотя распространенность в западных культурах составляет около одной трети по сравнению со обратным транссексуализмом.

Основная цель транссексуалов при обращении за медицинской помощью состоит не в том, чтобы получить психологическую помощь, а в том, чтобы получить гормоны и/или провести хирургическую смену пола (с коррекцией вторичных половивых признаков или гениталий), чтобы поменять свою внешность согласно их гендерной идентификации. Комбинация психотерапии, гормональной терапии, жизни в условиях другого гендера в течение как минимум года и хирургической операции по смене пола может быть эффективна в тех случаях, когда расстройство правильно диагностировано и соблюдены международные стандарты лечения расстройств гендерной идентификации, разработанные Всемирной профессиональной ассоциацией медицинской помощи транссексуалам (WPATH).

Хотя пациенты с гендерной дисфорией больше не должны проходить курс психотерапии, прежде чем подвергаться гормональным и хирургическим процедурам по смене пола, врачи, оказывающие психиатрическую помощь, могут сделать следующее, чтобы помочь пациентам принять правильное решение:

· Диагностировать и начать лечение сопутствующих заболеваний (например, депрессия или расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ)

· Помочь пациентам справиться с негативными последствиями стигматизации (например, неодобрение, дискриминация)

· Помочь пациентам найти комфортное гендерное выражение

· Если это применимо, стоит способствовать изменению гендерной роли и раскрытию собственной принадлежности к сексуальным меньшинствам и процессу смены внешних половых признаков

Транссексуализм мужчина → женщина

Феминизирующие гормоны в умеренных дозах (например, трансдермальные пластыри с эстрадиолом от 0,1 до 0,15 мг/день) в сочетании с электролизом, голосовой терапией и другими феминизирующими процедурами могут облегчить процесс перехода на женскую гендерную роль. Феминизирующее гормоны благотворно воздействуют на симптомы гендерной дисфории, часто до появления каких-либо видимых изменений во вторичных половых признаках (например, рост груди, снижение интенсивности роста волос на теле и лице, перераспределение жира в область бедер). Некоторым пациентам достаточно феминизирующих гормонов, даже без психологической поддержки или хирургической операции, чтобы чувствовать себя достаточно комфортно в роли женщины.

Многие транссексуалы, желающие сменить пол с мужского на женский, обращаются за операцией по смене пола. Хирургическое вмешательство заключается в удалении полового члена и семенников и создании искусственного влагалища. Часть головки полового члена сохраняется в качестве клитора, который в большинстве случаев сохраняет чувствительность и способность к оргазму.

Решение о хирургической смене пола поднимает важные социальные вопросы. Многие из этих больных состоят в браке и имеют детей. Если у человека, меняющего пол и гендерную роль есть супруг или дети, весьма вероятно, что у него будут проблемы в отношениях с близкими, которые могут прекратить общение с трансгендером. Результаты исследований с последующим наблюдением показали, что генитальная хирургическая операция помогла некоторым транссексуалам стать счастливее и жить более продуктивно; этот метод оправдан в тех случаях, когда расстройство правильно диагностировано и проведено соответствующее лечение, человек сильно мотивирован и прожил как минимум 1 год в противоположной гендерной роли.

Как правило, бывает полезным посещение групп гендерной помощи, существующих в большинстве крупных городов.

Транссексуализм женщина → мужчина

Пациентки, желающие сменить пол на мужской, часто на ранней стадии заявляют о своем желании сделать мастэктомию, так как наличие женской формы груди затрудняет переход на мужскую гендерную роль; перевязывание молочных желез часто затрудняет дыхание.

Затем, после курса андрогенных гормонов (например, препаратов, содержащих эфир тестостерона, от 300 до 400 мг внутримышечно каждые 3 недели или эквивалентные дозы андрогенов в виде трансдермальных пластырей или гелей), могут быть проведены гистерэктомия и оофорэктомия. Препараты, содержащие тестостерон, делают голос более низким на постоянной основе, более характерным для мужского организма распределение мышц и жира, вызывают клиторомегалию и способствовуют росту волос на теле и лице.

Пациентки могут выбрать один из следующих вариантов:

· Искусственный фаллос (неофаллос), сформированный из кожи, взятой с внутренней стороны предплечья, ноги или живота (фаллопластика)

· Микропенис может быть сделан из жировой ткани лобкового возвышения, которую размещают вокруг увеличенного с помощью тестостерона клитора (метоидиопластика)

При любой процедуре обычно выполняется скротопластика; большие половые губы рассекаются, образуя полости, имитирующие мошонку, а для заполнения новообразованной мошонки вживляются импланты яичек.

Хирургия может помочь некоторым больным лучше адаптироваться к новой жизни. Как и в случае смены пола с мужского на женский, транссексуалы, меняющие женский пол на мужской, должны прожить в условиях мужской гендерной роли как минимум 1 год перед направлением их на необратимую хирургическую операцию на гениталиях.

Анатомические результаты хирургической операции по формированию неофаллоса часто менее удовлетворительны с точки зрения функции и внешнего вида, чем формирование неовлагалища у тех, кто меняет пол на женский, что может быть обусловлено относительно меньшим количеством обращений за хирургической операцией от желающих сменить пол с женского на мужской. Поскольку методы фаллопластики продолжают улучшаться, требования к фаллопластике увеличились.

Осложнения встречаются достаточно часто, особенно при операциях формирования уретры в неофаллосе. Эти осложнения могут включать ИМП, стриктуры уретры и отклонение струи мочи.

Основные положения

· Вопрос о том, следует ли рассматривать расстройство гендерной идентичности как психическое расстройство, является дискутабельным; некоторые ученые считают, что это прежде всего медицинское состояние, тогда как некоторые члены трансгендерного сообщества считают даже крайние формы гендерного несоответствия нормальным вариантом гендерной идентичности и свободой самовыражения.

· Расстройтсво гендерной идентичности диагностируют только в тех случаях, когда отмечается несоответствие между врожденным полом и воспринимаемой гендерной идентичностью, которое вызывает значительное страдание и/или значительное нарушение функций.

· Основная цель транссексуалов при обращении за медицинской помощью обычно состоит не в том, чтобы получить психологическую помощь, а в том, чтобы с помощью гормонального и/или хирургического лечения поменять свою внешность согласно их гендерной принадлежности.

· Для некоторых транссексуалов мужчина-женщина феминизирующие гормоны─это все, в чем они нуждаются, чтобы чувствовать себя достаточно комфортно в роли женщины.

· Транссексуалы должны прожить в противоположной гендерной роли как минимум 1 год до того, как будет рассмотрена операция по смене пола.

 

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит на протяжении всего этапа онтогенеза. Каждый этап вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущего мужчину и женщину.

С начала нашего столетия понятие идентификации вошло в тезаурус зарубежной и отечественной психологии, данный феномен исследуется с позиции различных теорий личности.

Проблеме половой идентификации детей уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них можно отметить Е. Бажина, Р. Грина, В.Е. Каган, И.С. Кона, Л. Колберг, Е. Макобби и других.

Прежде чем мы подробно остановимся на психологических аспектах половой идентификации детей, необходимо уточнить терминологию и содержание основных понятий.

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «идентичный» означает «тождественный, сходный», а значит, предполагает наличие сходных, похожих признаков. Понятие «идентичность» широко используется в социологических и психологических исследованиях. Г.М. Андреева дает два определения понятию идентификация, которое в переводе с латинского языка «Identificare» имеет значение «отождествлять» и представляет собой: 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом значении понятие «идентификация» понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия. Второе значение понятия «идентификация» представляет процесс пристраивания поведения в соответствии и по подобию объекта идентификации.

Под половой идентификацией понимается – третье звено структуры самосознания. Она несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол, как на социальную роль, а также включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане [6].

Согласно В.С. Мухиной, осознание своей половой идентификации - это чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать престиж своего пола в рамках культуры своего этноса.

Следует отметить, что за понятием половых различий стоит широкий крут разнородных характеристик - от развития анализаторов до самоуважения. И.С. Кон полагает, что авторы были методически придирчивы: неподтвержденность различий психологами неравнозначна их отсутствию. Он выделяет несколько различий, подтверждаемых культурными и межвидовыми исследованиями, имеющих значение врожденных фактов: преобладание агрессивности у лиц мужского пола и эмоционально-экспрессивный женский стиль жизни.

Хотя идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно в течение всей жизни, большинство исследований в этой области фокусируются на детском и подростковом возрастах, известных своими острыми кризисными периодами самосознания и самоутверждения.

Уже в раннем детстве у человека начинают складываться зачатки его личности, развивающиеся впоследствии в систему представлений о самом себе, или «образ Я». В этот образ входит как осознание своих физических, интеллектуальных, моральных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное отношение к внешним факторам и окружающим людям.

Одним из основных компонентов личности является осознание «Я» - идентичности, т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди также признают это. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не - Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Расширение и обогащение образа «Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с различением своих игровых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т.д. И хотя такое развитие соответствующим образом меняет структуру эго-идентичности, оно сопровождается, тем не менее, «субъективным чувством непрерывной самотождественности» [4].

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом: «девочки (мальчики) так себя не ведут», «ты мальчик - должен терпеть», «ты девочка - должна следить за чистотой» и т.д. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.

Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям. Это относится как к их сегодняшним половым ролям (дошкольник, «маленький мальчик», старший брат, «помощник» и т.д.), так и к ролям других младших и старших детей и взрослых.

В раннем возрасте родители и окружающие ребенка люди интересуются его возрастом больше, чем он сам. Хотя в этом возрасте дети часто заученно отвечают на вопрос, сколько им лет, осознавать свой возраст они начинают только к 3-4 годам.

Существуют разные взгляды на причины полового разделения [7]. Возникновение групп на половой основе объясняется биологической предрасположенностью, что облегчает взаимодействие мальчиков с мальчиками и девочек с девочками. Д.Г. Фридман предложил гипотезу, утверждая, что различия в темпераменте мальчиков и девочек с ранних лет определяют, как во что и с кем они будут играть [5]. Однако М.О. Бранен и Э.К. Хастон показали, что дети могут различать мужчин и женщин начиная с 5 месяцев и выбор соответствующей полу игрушки возникает в том же возрасте. Это свидетельствует о том, что половые роли объясняются социальными влияниями: мальчики и девочки сначала учатся выбирать различные занятия и игрушки, а потом объединяются на основе этих предпочтений [2].

Иной точки зрения придерживались С.Х. Эркиесс, К.М. Сьюпер, Б. Торн. Они считали, что основной причиной разделения полов является влияние структурных признаков окружения, а именно: размер группы и вид деятельности детей, находится ребенок в школе или дома, придается ли значение его полу [1]. Полностью объяснить природу половых ролей можно, вероятно, только сочетая структурный подход с биологическим и социальным. Однако, половая роль - это не абсолютный набор предписаний и моделей, верный в любой ситуации, а целый комплекс ролей, ролевой репертуар, каждая роль которого имеет свои предписания и модели.

В дошкольном возрасте процесс полоролевой идентификации протекает включая в себя три аспекта: когнитивный ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержание типичного ролевого поведения (Т.А. Репина, Д.Н. Исаев, И.С. Кон, В.Е. Каган, Н.Е. Татаринцева, С.О. Филиппова); эмоциональные половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В. Колесов, Л.Е. Семёнова); поведенческий усвоение типичной для пола модели поведения (И.С. Кон, Т.А. Репина, И.И. Таран). Возраст и половая принадлежность, важнейшие индивидуальные особенности человека (Б.Г. Ананьев).

В дошкольном возрасте с удивлением дети узнают, что их родители и даже пожилые люди, бабушки и дедушки, когда-то были маленькими. Начинает приходить осознание того, что когда-то и им предстоит повзрослеть, что они будут учиться, затем трудиться, станут мамой или папой, постареют.

Самая простая модель половых ролей построена по альтернативному принципу «или-или». В ней мужская роль ассоциируется с силой, энергичностью, агрессивностью, рассудочностью и т.п., а женская - со слабостью, пассивностью, нежностью, миролюбивостью, эмоциональностью и другими. В этой модели женщине отводится подчиненная, зависимая роль. Но по мере того, как половое разделение труда переставало быть главным принципом организации общества, реальная модель маскулинности - фемининности обретала черты континуальности, предполагавшей, что мужчина может быть сильным и энергичным, не будучи при этом грубым и агрессивным, а женская нежность совсем не обязательно пассивна. Альтернативность остается правилом для обучения («мальчики не плачут», «девочки не дерутся»), а в реальной жизни достаточно, чтобы у женщины (девочки) преобладала над маскулинностью, а у мужчины (мальчика) – наоборот [2].

В дошкольном возрасте (3-6 лет) начинается активное усвоение детьми половых ролей, осознание ими необратимости пола, принятие норм полоролевого поведения.

В младшем школьном возрасте понимание детьми соответствующих полу социальных ожиданий продолжает углубляться. Их мышление становится более гибким, поэтому детям легче признать, что мужчины и женщины могут сочетать разные типы поведения, и принять отступления от половых стереотипов. Одной из причин большей гибкости мышления в раннем школьном возрасте может быть понимание постоянства пола, осознание необратимости половой принадлежности. Дети обычно предпочитают соответствующие их полу занятия и роли. Они начинают подражать определенному поведению, к которому окружающие относятся с одобрением.

Большое значение имеет собственный опыт полоролевого поведения, которое моделируется реально или в играх. Если это поведение доставляет радость и удовлетворение, что зависит от отношения взрослых, то соответствующая роль усваивается более успешно. В целом, основной источник усвоения половых ролей детьми - образ жизни взрослых. Чем отчетливее выделены эти роли, и чем больше они удовлетворены, тем лучше для ребенка. Противоречивость половой роли, например, маскулинность матери, дезорганизует ролевое поведение ребенка [3].

Проявление типов поведения, ролей, характеристик личности, которые составляют культурные определения мужественности и женственности, сложны и многообразны. Следует отметить, что в этом смысле мальчики находятся в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Так, мать традиционно проводит больше времени с маленьким ребенком, чем отец. В связи с этим, как для девочки, так и для мальчика первичной оказывается идентификация с матерью, то есть феминная. В плане становления половой идентичности мальчикам предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. Однако, решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок в жизненной среде (воспитатели детского сада, врачи, учителя) – женщины. В итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, свойственном мужской половой роли, чем женской [5]. Научные данные свидетельствуют о том, что для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо.

Таким образом, если достижение полоролевой идентичности дается девочке легче, чем мальчику, формирование полоролевых предпочтений (более высокой оценки всего женского) оказывается существенно затрудненным.

Представители теории когнитивного развития предполагают, что раннее полоролевое научение связано с изменениями в когнитивном развитии, дети рано, почти независимо от семенного окружения, узнают о половых стереотипах. Э. Колберг предполагал, что дети начинают относить себя к девочкам или мальчикам в результате действия общей тенденции к формированию категорий. Затем они начинают искать информацию о занятиях, ценностях, поведении, которое отличает мальчиков от девочек.

Таким образом, половая принадлежность индивида - сложная многоуровневая система, которая складывается в процессе индивидуального развития. Любой человек должен усвоить некоторую систему предписаний, модель поведения, свойственную мужчине иди женщине, то есть половую роль Процесс осознания и усвоения детьми половых ролей предопределен психологическими различиями мальчиков и девочек.

По данным Н.И. Ловцова [3] у детей имеются существенные различия в речевом развитии. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь. Даже изначально неречевые задания они могут решать речевым способом. Но их ответы более однообразны, и видимо их мышление более однотипно. Среди мальчиков выделяется больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от взрослых, так как они реже раскрывают его в словах. Психологи считают, что мальчики превосходят девочек в пространственных умениях, так как выполнение пространственно - зрительных задач требует поиска. Исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственного мышления, имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек ее нет даже к 13 годам [6]. В своей работе авторы отмечают, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигая новые идеи, они лучше работают, если нужно решить новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики.

Говоря о становлении половой сферы личности, невозможно обойти вниманием тот культурологический фон, на основе которого отдельные культурологические знания и значения присваиваются человеком и, интернализируясь, становятся личностными смыслами, детерминирующими мировосприятие, миропонимание и программы поведения и деятельности.

Есть основания предполагать, что ведущее значение в процессе становления позитивной половой идентичности принадлежит взрослым, которые помогают осознать ребёнку его собственную половую принадлежность и начинают сознательно и бессознательно обучать ребенка его половой роли в соответствии со стереотипами маскулинности и феминности, принятыми в данном обществе. Конечно, формирование у ребёнка представлений о своей половой роли происходит, прежде всего, в семье. Семья как элемент общества во все времена играла ведущую роль в воспитании нравственных чувств ребенка, его социального поведения. В семье ребенок учится социальным ролям, которые ему предстоит выполнять в будущем. Полоспецифическое отношение к детям со стороны родителей, определяет содержание половой идентичности мальчиков и девочек. В.С. Мухина, говоря о роли взрослых в половой идентификации ребенка, указывает на то, что ребенок подражает всему, как полезным формам поведения, так и вредным (брань, курение и др.) [2]. А.И. Захаров отмечает, что родитель того же пола выступает как необходимая и наиболее доступная модель обучения соответствующему полу поведения [1]. Формирование позитивной половой идентичности, соответствующей своему полу, зависит также от родительских ожиданий. Известно, что если до пяти лет родители обращаются с мальчиком, как с девочкой, и наоборот, то вероятность транссексуального развития ребенка возрастает и часто становится необратимой [8].

В своих исследованиях учёные отмечают, что становление половой идентичности затруднено в современных условиях нашего общества. В последнее десятилетие усилился кризис семьи как социального института.

Так же хотелось бы заметить, что в современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации детьми полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек размываются границы между женскими и мужскими ролями. Полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания.

Предпринимаемые попытки воспитания недостаточно эффективны, так как накопленный ценный опыт игнорируется, упрощается или не учитывает реалий жизни, вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями (В.В. Абраменкова, И.С. Лаптева, Г.Н. Михайлович, И.В. Смирнова).

Подводя итог, мы можем обобщить, что современные исследования половой идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Формирование этой системы детерминировано, с одной стороны, физиологическими процессами роста и развития и, с другой, происходит посредством половой социализации, понимаемой как передача устойчивых форм социального поведения в соответствии с половой ролью. Весь этот процесс растянут во времени, начинается с момента рождения ребенка и предполагает формирование половой идентичности как интегративного образования личности, имеющего свои особенности и возможности на каждом этапе возрастного развития.

Таким образом, у детей уже в дошкольном детстве складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что, как и любой познавательный процесс, половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.

Литература

1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе// Вопросы психологии.- 1987.- №5.

2. Белопольская. Н.Л. Половозрастная идентификация: методические исследования детского самосознания. – М: Когнито-Центр, 2001. – 24 с.

3. Бендас, Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С.87-95.

4. Буракова, М. Маскулиность и феминность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. Март 2000.- Минск, 2000. - С.18-21.

5. Здравомыслова-Стоюнина, О. Общество сквозь призму гендерных представлений // Женщина. Гендер. Культура. - М., 1999. - С.184-193.

6. Каган, В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Докт.дис. - Л., 1991.

7. Кон, И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -2001.-№2. -С. 47-57.

8. Ловцова, Н.И. Аспекты гендерной идентичности // Культура, власть, идентичность: Новые подходы в социал<

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.