Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-06-02 | 1407 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция 12.1Европа и США после первой Мировой войны.
Недемократические режимы.
Составитель: Тройникова Е.В., преподаватель истории.
Цели и задачи:
1. Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы
2. На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитарного режима и условиях его формирования в европейских странах.
3. Раскрыть особенности тоталитарных и авторитарных режимов и подвести студентов к выводу о закономерности их утверждения в странах с нестабильной политической ситуацией и слабыми демократическими традициями.
Европа после Первой мировой войны
Территориальные изменения.
Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия, французы оккупировали Рейнский регион Германии. Угольные копи в Саарской области переходили к Франции на 15 лет. Мелкие территориальные приращения получили Бельгия и Дания и значительные - Польша. Данциг (Гданьск) стал вольным городом. Германия должна была выплачивать репарации. Запрещалась всеобщая воинская повинность в Германии, ей нельзя было иметь подводные лодки, военную и морскую авиацию, численность добровольной армии не должна была превышать 100 тыс. человек.
Договор с Австрией зафиксировал распад Австро-Венгрии и запрещал объединение Австрии с Германией. Часть территории Австро-Венгрии отходила к Италии, Польше, Румынии. Болгария лишалась некоторых земель в пользу Греции, Румынии и Югославии. Османская империя лишалась Палестины, Трансиордании, Ирака, Сирии, Ливана, Армении, почти всех владений в Европе. Однако после революции в Турции в 1918-1923 гг. и поражения Армении и Греции в войнах с Турцией она увеличила свою территорию.
|
В Европе возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Югославия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия. Германские колонии в Африке поделили между собой Англия и Франция, а также Южно-Африканский союз. Япония прихватила принадлежавшие Германии острова в Тихом океане и владения Германии в Китае. Часть Новой Гвинеи получила Австралия. Владения Турции на Ближнем Востоке поделили Англия и Франция. Была признана независимость Ирака.
Революция в Германии.
В Германии обострившаяся в годы войны обстановка переросла в ноябре 1918 г. в революцию. Она началась с разгона демонстрации моряков в Киле. Там образовался солдатский Совет и рабочий Совет. Затем такие Советы стали возникать и в других городах. В ряде мест власть оказалась в их руках. 9 ноября было объявлено об отречении императора и выборах в Национальное собрание. Власть оказалась в руках Совета народных Уполномоченных во главе с социал-демократом Ф. Эбертом. Было провозглашено установление 8-часового рабочего дня, расширены права профсоюзов. Однако левые социал-демократы во главе с К. Либкнехтом и Р. Люксембург, создавшие в декабре 1918 г. коммунистическую партию, выступали за углубление революции. В январе 1919 г. началась открытая борьба между правительством и рабочими, в Берлине вспыхнула всеобщая стачка. Войска подавили выступление, Либкнехт и Люксембург были убиты. Но выступления, забастовки продолжались. 13 апреля 1919 г. в Мюнхене провозгласили советскую республику, которая была разгромлена через две недели.
Правительство боролось с рабочими не только силой оружия. Оно попыталось учесть ряд их требований в Конституции, принятой летом 1919 г. Национальным учредительным собранием в Веймаре. Веймарская конституция устанавливала всеобщее избирательное право, большие полномочия получал президент. Последним революционным событием стало восстание рабочих в Гамбурге под руководством коммуниста Э. Тельмана в октябре 1923 г. Оно было подавленно.
|
Революция в Венгрии.
20 ноября 1918 г. в Венгрии образовалась Коммунистическая партия. Многие ее лидеры являлись участниками революции в России. Во главе партии стоял Бела Кун. Вечером 21 марта 1919 г. Будапештский Совет рабочих депутатов провозгласил Венгрию советской республикой. Сформировался Совет народных комиссаров. На местах всю власть сосредоточили в своих руках Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Были национализированы банки, промышленные предприятия, транспорт, земли помещиков. Антанта направила на борьбу с Венгрией войска Румынии и Чехословакии. 1 августа 1919 г. советская власть была ликвидирована. В результате выборов к власти пришел адмирал М.Хорти, который стал регентом страны, так как в Венгрии формально сохранялась монархия.
Коммунистическое движение.
Усиление рабочего движения, успехи, достигнутые рабочими во многих странах, события в России привели всюду к усилению роли социал-демократов. Внутри этого течения не было единства. Многие считали, что рабочие уже добились немалого и теперь необходимо закрепить эти успехи и добиваться дальнейшего прогресса путем постепенных реформ. Другие призывали к активным действиям, взятию власти по примеру большевиков. Сторонники такого курса начали создавать свои коммунистические партии. В марте 1919 г. делегаты от этих партий и близких к ним организаций собрались в Москве на Учредительный конгресс, объявивший о создании Коммунистического интернационала (Коминтерна). Его задачей объявлялась борьба за мировую революцию и создание всемирной советской республики. Коминтерн становился всемирным штабом революции, а национальные компартии считались его секциями. Руководящий орган Коминтерна - Исполком - находился в Москве. Коминтерн вел большую работу по пропаганде коммунистических идей, созданию коммунистических организаций, готовил выступления против правительств в разных странах.
Сторонники умеренных взглядов в социал-демократическом движении объединились в 1923 г. в Социалистический интернационал.
Кейнсианство.
Великий кризис 1929-1933 гг. заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества. В ряде государств в экономике на смену рыночным отношениям пришло государственное регулирование, а в политике - демократические органы власти заменялись тоталитарными. Однако рано или поздно эти страны потерпели крах. Более жизнестойким оказался другой путь, предложенный в 30-е гг. ХХ в. английским экономистом Дж. Кейсом. Этим путем пошли США, Великобритания, некоторые другие страны. После Второй мировой войны кейнсианство стало практическим руководством почти для всего несоциалистического мира. В основе теории Кейса лежит идея сочетания государственного регулирования с рыночной экономикой.
|
В 1936 г. Кейс, проанализировав причины экономических кризисов, предложил меры по их преодолению. Государство должно за счет своего бюджета поддерживать объем потребления и спроса на производимые товары, чтобы не допускать кризиса перепроизводства и безработицы. В условиях кризиса государство увеличивает расходы, понижает налоги и банковский процент, а в условиях быстрого развития экономики, напротив, сокращает расходы, повышает налоги и банковский процент. Одновременно Кейс предусматривал развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашении и компромиссов, которые бывают, выгодны всем сторонам.
«Новый курс» президента Ф.Рузвельта в США.
В 1929-1933 гг. объем промышленного производства в США сократился на 50 %, безработными стали 13 млн. человек. Президент-республиканец Герберт Гувер, исходя из положений либерализма, считал недопустимым помощь государства экономике в целом и отдельным гражданам. В ходе президентской кампании 1932 г. кандидат демократической партии Франклин Рузвельт, напротив, обещал американцам «новый курс» В отношениях государственной власти и общества, в основе которого была концепция Дж. Кейса.
В 1933 г. Рузвельт в течение ста дней провел несколько мероприятий, оказавших громаднейшее влияние на весь облик страны и на ее будущее. В результате вмешательства правительства в дела частных банков были стабилизированы банковская система и финансы страны. Осуществлена экстренная помощь безработным и нуждающимся. Для молодежи созданы трудовые лагеря, в которых занимались посадкой и благоустройством лесов в отдаленных районах, получая пищу, кров, 1 доллар в день. По предложению Рузвельта специально созданная государственная корпорация претворила в жизнь проект экономического и экологического возрождения громадного района в долине реки Теннесси.
|
По главное в программе Рузвельта заключалось в реорганизации функционирования всей экономики. По закону о восстановлении национальной промышленности (НИРА) были введены «кодексы честной конкуренции». Предприниматели каждой отрасли должны были выработать единые условия производства, которые ставили бы их в равное положение. Цены и объемы производства определялись с учетом объема рынка. «Кодексы» утверждал президент, и они становились законом. Усилиями правительства такими "кодексами" было охвачено 95 % промышленности. НИРА также регулировал взаимоотношения предпринимателей и рабочих, ограничивая произвол первых. Предусматривались крупные ассигнования на общественные работы и государственное строительство. Была оказана государственная помощь фермерам. НИРА и законы о регулировании сельского хозяйства действовали в течение двух лет и были признаны неконституционными Верховным судом США. Но эти законы сыграли решающую роль в выходе страны из кризиса и развитии экономики. На выборах в 1936 г. Рузвельт вновь одержал победу. В конце 30-х п. ХХ в. Рузвельт провел, несмотря на сопротивление конгресса и Верховного суда, многие социальные законы (о трудовых отношениях, о страховании, о справедливых условиях найма и т.д.). Рузвельт еще два раза избирался президентом.
Тоталитаризм).
Термин «тоталитаризм» был введен публицистами для обозначения ряда сходных политических режимов, установившихся в 20-30-е гг. ХХ в. Для этих режимов характерно сосредоточение верховной власти в руках вождя, запрет политических партий и организаций, кроме официальных, чрезвычайные полномочия органов безопасности, подавление всякой оппозиции и т.д. Существовал тоталитарный контроль над экономикой, которой руководили государственные чиновники, господствующая идеология внедрялась во все сферы жизни общества.
Тоталитарным обычно называют политический строй Германии, Италии и СССР. В настоящее время концепция тоталитаризма считается во многом устаревшей, поскольку она не объясняет существенных различий между данными странами. Так, в нацистской Германии основой идеологии являлся расизм. В Италии элементы расизма в фашистской идеологии не были определяющими, а в СССР расизм преследовался. Тем не менее, в публицистике и учебной литературе понятие тоталитаризма продолжает использоваться.
|
Ряд режимов называют авторитарными. Для этих режимов характерно существование сильной власти. Например, все монархические страны, где власть монарха не ограничена или ограничена несущественно, можно назвать авторитарными. В 20-30-е гг. ХХ в. авторитарными государствами стали и многие республики. В них страной фактически руководил один человек, власть которого являлась пожизненной, подавлялась оппозиция. Однако продолжали существовать некоторые партии, парламенты, рыночная экономика. К таким странам относились Испания, Португалия, почти все страны Восточной Европы, Латинской Америки и др.
Авторитарные режимы.
В середине 30-х гг. ХХ в. в Европе возникли многие диктаторские и авторитарные режимы. В Венгрии диктатор Хорти сумел к 1931 г. окончательно подавить революционное движение. К 1934 г. революционное движение было подавлено и в Австрии. В 1935 г. была установлена диктатура Ю. Пилсудского в Польше. Характерной чертой диктаторских режимов было то, что правление в них осуществляли аристократы, генералы, земельные магнаты. Нередко диктаторами становились монархи (Югославия, Болгария).
Большинство государств с авторитарными режимами было втянуто в экономическое сотрудничество с Германией. Стала модной пропаганда войны. Многие европейцы, особенно молодежь, считали, что именно во время войны проявляются лучшие качества гражданина - боевой дух, повиновение вождю и патриотизм.
Гражданская война в Испании и установление диктатуры Франко.
В апреле 1931 г. в Испании установилась республика. К концу 1935 г. все левые силы объединились в мощный Народный фронт. В феврале 1936 г. республиканцы одержали победу на выборах в парламент.
В июле 1936 г. генералы-монархисты во главе с Ф.Франко подняли мятеж против республиканского правительства. Завязались бои, как в самой Испании, так и в ее колониях. Мятежников открыто поддержали Германия и Италия. 15 августа сформировалось «национальное правительство», которое потребовало установления в стране военной диктатуры во главе с Франко. Началось наступление мятежников против сил республиканского правительства. С весны 1937 г. германские и итальянские войска все чаще начинали принимать непосредственное участие в боевых действиях на стороне войск Франко.
С начала мятежа Франция и Англия проводили политику «невмешательства» и не поставляли оружие в Испанию. Эта политика играла на руку мятежникам, поскольку ни Германия, ни Италия не прекращали поставок оружия Франко.
С осени 1936 г. помощь Испании начал оказывать Советский Союз. Республиканской армии поставлялись оружие и боеприпасы, в войне участвовали военные специалисты, добровольцы из СССР. Одновременно создавались интернациональные бригады из сторонников левых антифашистских взглядов из всех стран мира. В 1937 -1938гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с середины 1938 г. франкисты начали всюду теснить республиканцев. Распри и столкновения в их лагере усугубляли положение. После потери Барселоны в феврале 1939 г. ухудшилось снабжение республиканцев оружием. В марте, возник заговор в рядах командования республиканцев. Войска Франко вошли в Мадрид, к 1 апреля заняли всю территорию Испании. В стране установилась диктатура Франко.
Вопросы для повторения учебного материала:
1. Какие территориальные изменения произошли в результате Первой мировой войны?
2. Опишите ход и результаты революционных событий в Европе после Первой мировой войны.
3. Дайте характеристику экономического развития западных стран в 20-30 е годы 20 го века.
4. В чем состоит суть кейнсианства?
5. В чем состояли причины установления недемократических режимов в большинстве стран мира в 20-30- е гг 20 в?
6. Как фашисты пришли к власти в Италии?
7. Как нацисты пришли к власти в Германии?
8. Какую политику проводили фашистские режимы? Почему они пользовались поддержкой населения?
Источники литературы:
Основная литература:
В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История для профессий и специальностей технического, естественно – научного, социально- экономического профилей».Часть2
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/index.php
Дополнительная литература:
https://infourok.ru/lekciya-po-kursu-vseobschey-istorii-evropa-i-ssha-proftehnicheskoe-obrazovanie-2831670.html
https://revolution.allbest.ru/history/00792463_0.html
Выполнить задания по теме лекции в рабочей тетради:
1. Дописать предложения:
А) После Первой мировой войны в Европе появились новые государства……………
Б) В 1918 году в Венгрии образовались Коммунистическая партия во главе
В) «Новый курс» в отношениях государственной власти и общества американцам обещал……….
2. Соедините подходящие по смыслу слова:
гестапо | Кейнсианство |
Бенито Муссолини | 1923 |
Методы государственного регулирования | 1938 |
Социалистический рабочий интернационал. | тайная полиция |
Хрустальная ночь | фашисты |
Антидемократические режимы
Демократический
Лекция 12.1Европа и США после первой Мировой войны.
Недемократические режимы.
Составитель: Тройникова Е.В., преподаватель истории.
Цели и задачи:
1. Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы
2. На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитарного режима и условиях его формирования в европейских странах.
3. Раскрыть особенности тоталитарных и авторитарных режимов и подвести студентов к выводу о закономерности их утверждения в странах с нестабильной политической ситуацией и слабыми демократическими традициями.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!