Лекция 12.1Европа и США после первой Мировой войны. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Лекция 12.1Европа и США после первой Мировой войны.

2020-06-02 1407
Лекция 12.1Европа и США после первой Мировой войны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 12.1Европа и США после первой Мировой войны.

Недемократические режимы.

Составитель: Тройникова Е.В., преподаватель истории.

Цели и задачи:

1. Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы

2. На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитарного режима и условиях его формирования в европейских странах.

3. Раскрыть особенности тоталитарных и авторитарных режимов и подвести студентов к выводу о закономерности их утверждения в странах с нестабильной политической ситуацией и слабыми демократическими традициями.

 

 

Европа после Первой мировой войны

Территориальные изменения.

Франции были возвращены Эль­зас и Лотарингия, французы оккупировали Рейнский регион Гер­мании. Угольные копи в Саарской области переходили к Франции на 15 лет. Мелкие территориальные приращения получили Бель­гия и Дания и значительные - Польша. Данциг (Гданьск) стал вольным городом. Германия должна была выплачивать репарации. Запрещалась всеобщая воинская повинность в Германии, ей нельзя было иметь подводные лодки, военную и морскую авиацию, чис­ленность добровольной армии не должна была превышать 100 тыс. человек.

Договор с Австрией зафиксировал распад Австро-Венгрии и запрещал объединение Австрии с Германией. Часть территории Австро-Венгрии отходила к Италии, Польше, Румынии. Болгария лишалась некоторых земель в пользу Греции, Румынии и Югосла­вии. Османская империя лишалась Палестины, Трансиордании, Ирака, Сирии, Ливана, Армении, почти всех владений в Европе. Однако после революции в Турции в 1918-1923 гг. и поражения Армении и Греции в войнах с Турцией она увеличила свою тер­риторию.

В Европе возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Че­хословакия, Югославия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Фин­ляндия. Германские колонии в Африке поделили между собой Англия и Франция, а также Южно-Африканский союз. Япония прихватила принадлежавшие Германии острова в Тихом океане и владения Германии в Китае. Часть Новой Гвинеи получила Авст­ралия. Владения Турции на Ближнем Востоке поделили Англия и Франция. Была признана независимость Ирака.

 

 

Революция в Германии.

В Германии обострившаяся в годы вой­ны обстановка переросла в ноябре 1918 г. в революцию. Она нача­лась с разгона демонстрации моряков в Киле. Там образовался солдатский Совет и рабочий Совет. Затем такие Советы стали возникать и в других городах. В ряде мест власть оказалась в их руках. 9 ноября было объявлено об отречении императора и выбо­рах в Национальное собрание. Власть оказалась в руках Совета на­родных Уполномоченных во главе с социал-демократом Ф. Эбер­том. Было провозглашено установление 8-часового рабочего дня, расширены права профсоюзов. Однако левые социал-демократы во главе с К. Либкнехтом и Р. Люксембург, создавшие в декабре 1918 г. коммунистическую партию, выступали за углубление рево­люции. В январе 1919 г. началась открытая борьба между прави­тельством и рабочими, в Берлине вспыхнула всеобщая стачка. Войска подавили выступление, Либкнехт и Люксембург были уби­ты. Но выступления, забастовки продолжались. 13 апреля 1919 г. в Мюнхене провозгласили советскую республику, которая была раз­громлена через две недели.

Правительство боролось с рабочими не только силой оружия. Оно попыталось учесть ряд их требований в Конституции, приня­той летом 1919 г. Национальным учредительным собранием в Вей­маре. Веймарская конституция устанавливала всеобщее избиратель­ное право, большие полномочия получал президент. Последним революционным событием стало восстание рабочих в Гамбурге под руководством коммуниста Э. Тельмана в октябре 1923 г. Оно было подавленно.

Революция в Венгрии.

 20 ноября 1918 г. в Венгрии образовалась Коммунистическая партия. Многие ее лидеры являлись участни­ками революции в России. Во главе партии стоял Бела Кун. Вече­ром 21 марта 1919 г. Будапештский Совет рабочих депутатов про­возгласил Венгрию советской республикой. Сформировался Со­вет народных комиссаров. На местах всю власть сосредоточили в своих руках Советы рабочих, солдатских и крестьянских депу­татов.

Были национализированы банки, промышленные предприя­тия, транспорт, земли помещиков. Антанта направила на борьбу с Венгрией войска Румынии и Чехословакии. 1 августа 1919 г. со­ветская власть была ликвидирована. В результате выборов к власти пришел адмирал М.Хорти, который стал регентом страны, так как в Венгрии формально сохранялась монархия.

Коммунистическое движение.

Усиление рабочего движения, ус­пехи, достигнутые рабочими во многих странах, события в Рос­сии привели всюду к усилению роли социал-демократов. Внутри этого течения не было единства. Многие считали, что рабочие уже добились немалого и теперь необходимо закрепить эти успехи и добиваться дальнейшего прогресса путем постепенных реформ. Другие призывали к активным действиям, взятию власти по при­меру большевиков. Сторонники такого курса начали создавать свои коммунистические партии. В марте 1919 г. делегаты от этих партий и близких к ним организаций собрались в Москве на Учредитель­ный конгресс, объявивший о создании Коммунистического интер­национала (Коминтерна). Его задачей объявлялась борьба за миро­вую революцию и создание всемирной советской республики. Ко­минтерн становился всемирным штабом революции, а нацио­нальные компартии считались его секциями. Руководящий орган Коминтерна - Исполком - находился в Москве. Коминтерн вел большую работу по пропаганде коммунистических идей, созда­нию коммунистических организаций, готовил выступления про­тив правительств в разных странах.

Сторонники умеренных взглядов в социал-демократическом дви­жении объединились в 1923 г. в Социалистический интернационал.

Кейнсианство.

 Великий кризис 1929-1933 гг. заставил пересмот­реть многие взгляды на развитие общества. В ряде государств в экономике на смену рыночным отношениям пришло государствен­ное регулирование, а в политике - демократические органы вла­сти заменялись тоталитарными. Однако рано или поздно эти стра­ны потерпели крах. Более жизнестойким оказался другой путь, предложенный в 30-е гг. ХХ в. английским экономистом Дж. Кей­сом. Этим путем пошли США, Великобритания, некоторые дру­гие страны. После Второй мировой войны кейнсианство стало прак­тическим руководством почти для всего несоциалистического мира. В основе теории Кейса лежит идея сочетания государственного ре­гулирования с рыночной экономикой.

В 1936 г. Кейс, проанализировав причины экономических кри­зисов, предложил меры по их преодолению. Государство должно за счет своего бюджета поддерживать объем потребления и спроса на производимые товары, чтобы не допускать кризиса перепро­изводства и безработицы. В условиях кризиса государство увеличи­вает расходы, понижает налоги и банковский процент, а в усло­виях быстрого развития экономики, напротив, сокращает расхо­ды, повышает налоги и банковский процент. Одновременно Кейс предусматривал развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашении и компромиссов, которые бывают, выгодны всем сторонам.

«Новый курс» президента Ф.Рузвельта в США.

 В 1929-1933 гг. объем промышленного производства в США сократился на 50 %, безработными стали 13 млн. человек. Президент-республиканец Герберт Гувер, исходя из положений либерализма, считал недо­пустимым помощь государства экономике в целом и отдельным гражданам. В ходе президентской кампании 1932 г. кандидат де­мократической партии Франклин Рузвельт, напротив, обещал американцам «новый курс» В отношениях государственной власти и общества, в основе которого была концепция Дж. Кейса.

В 1933 г. Рузвельт в течение ста дней провел несколько меро­приятий, оказавших громаднейшее влияние на весь облик страны и на ее будущее. В результате вмешательства правительства в дела частных банков были стабилизированы банковская система и фи­нансы страны. Осуществлена экстренная помощь безработным и нуждающимся. Для молодежи созданы трудовые лагеря, в которых занимались посадкой и благоустройством лесов в отдаленных рай­онах, получая пищу, кров, 1 доллар в день. По предложению Руз­вельта специально созданная государственная корпорация пре­творила в жизнь проект экономического и экологического воз­рождения громадного района в долине реки Теннесси.

По главное в программе Рузвельта заключалось в реорганиза­ции функционирования всей экономики. По закону о восстанов­лении национальной промышленности (НИРА) были введены «кодексы честной конкуренции». Предприниматели каждой отрасли должны были выработать единые условия производства, которые ставили бы их в равное положение. Цены и объемы производства определялись с учетом объема рынка. «Кодексы» утверждал пре­зидент, и они становились законом. Усилиями правительства та­кими "кодексами" было охвачено 95 % промышленности. НИРА также регулировал взаимоотношения предпринимателей и рабо­чих, ограничивая произвол первых. Предусматривались крупные ассигнования на общественные работы и государственное строи­тельство. Была оказана государственная помощь фермерам. НИРА и законы о регулировании сельского хозяйства действовали в те­чение двух лет и были признаны неконституционными Верховным судом США. Но эти законы сыграли решающую роль в выхо­де страны из кризиса и                развитии экономики. На выборах в 1936 г. Рузвельт вновь одержал победу. В конце 30-х п. ХХ в. Рузвельт провел, несмотря на сопротивле­ние конгресса и Верховного суда, многие социальные законы (о трудовых отношениях, о страховании, о справедливых условиях найма и т.д.). Рузвельт еще два раза избирался президентом.

Тоталитаризм).

 Термин «тоталитаризм» был введен публициста­ми для обозначения ряда сходных политических режимов, уста­новившихся в 20-30-е гг. ХХ в. Для этих режимов характерно со­средоточение верховной власти в руках вождя, запрет политичес­ких партий и организаций, кроме официальных, чрезвычайные полномочия органов безопасности, подавление всякой оппози­ции и т.д. Существовал тоталитарный контроль над экономикой, которой руководили государственные чиновники, господствую­щая идеология внедрялась во все сферы жизни общества.

Тоталитарным обычно называют политический строй Герма­нии, Италии и СССР. В настоящее время концепция тоталитариз­ма считается во многом устаревшей, поскольку она не объясняет существенных различий между данными странами. Так, в нацист­ской Германии основой идеологии являлся расизм. В Италии эле­менты расизма в фашистской идеологии не были определяющи­ми, а в СССР расизм преследовался. Тем не менее, в публицистике и учебной литературе понятие тоталитаризма продолжает исполь­зоваться.

Ряд режимов называют авторитарными. Для этих режимов ха­рактерно существование сильной власти. Например, все монархи­ческие страны, где власть монарха не ограничена или ограничена несущественно, можно назвать авторитарными. В 20-30-е гг. ХХ в. авторитарными государствами стали и многие республики. В них страной фактически руководил один человек, власть кото­рого являлась пожизненной, подавлялась оппозиция. Однако про­должали существовать некоторые партии, парламенты, рыноч­ная экономика. К таким странам относились Испания, Португа­лия, почти все страны Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Авторитарные режимы.

 В середине 30-х гг. ХХ в. в Европе воз­никли многие диктаторские и авторитарные режимы. В Венгрии диктатор Хорти сумел к 1931 г. окончательно подавить революци­онное движение. К 1934 г. революционное движение было подав­лено и в Австрии. В 1935 г. была установлена диктатура Ю. Пилсуд­ского в Польше. Характерной чертой диктаторских режимов было то, что правление в них осуществляли аристократы, генералы, земельные магнаты. Нередко диктаторами становились монархи (Югославия, Болгария).

Большинство государств с авторитарными режимами было втя­нуто в экономическое сотрудничество с Германией. Стала модной пропаганда войны. Многие европейцы, особенно молодежь, счи­тали, что именно во время войны проявляются лучшие качества гражданина - боевой дух, повиновение вождю и патриотизм.

Гражданская война в Испании и установление диктатуры Фран­ко.

В апреле 1931 г. в Испании установилась республика. К концу 1935 г. все левые силы объединились в мощный Народный фронт. В феврале 1936 г. республиканцы одержали победу на выборах в парламент.

В июле 1936 г. генералы-монархисты во главе с Ф.Франко подня­ли мятеж против республиканского правительства. Завязались бои, как в самой Испании, так и в ее колониях. Мятежников открыто поддержали Германия и Италия. 15 августа сформировалось «на­циональное правительство», которое потребовало установления в стране военной диктатуры во главе с Франко. Началось наступле­ние мятежников против сил республиканского правительства. С весны 1937 г. германские и итальянские войска все чаще начи­нали принимать непосредственное участие в боевых действиях на стороне войск Франко.

С начала мятежа Франция и Англия проводили политику «не­вмешательства» и не поставляли оружие в Испанию. Эта политика играла на руку мятежникам, поскольку ни Германия, ни Италия не прекращали поставок оружия Франко.

С осени 1936 г. помощь Испании начал оказывать Советский Союз. Республиканской армии поставлялись оружие и боеприпа­сы, в войне участвовали военные специалисты, добровольцы из СССР. Одновременно создавались интернациональные бригады из сторонников левых антифашистских взглядов из всех стран мира. В 1937 -1938гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с середины 1938 г. франкисты начали всюду теснить рес­публиканцев. Распри и столкновения в их лагере усугубляли поло­жение. После потери Барселоны в феврале 1939 г. ухудшилось снаб­жение республиканцев оружием. В марте, возник заговор в рядах командования республиканцев. Войска Франко вошли в Мадрид, к 1 апреля заняли всю территорию Испании. В стране установи­лась диктатура Франко.

 

Вопросы для повторения учебного материала:

 

1.  Какие территориальные изменения произошли в результате Первой мировой войны?

2. Опишите ход и результаты революционных событий в Европе после Первой мировой войны.

3. Дайте характеристику экономического развития западных стран в 20-30 е годы 20 го века.

4. В чем состоит суть кейнсианства?

5. В чем состояли причины установления недемократических режимов в большинстве стран мира в 20-30- е гг 20 в?

6. Как фашисты пришли к власти в Италии?

7. Как нацисты пришли к власти в Германии?

8. Какую политику проводили фашистские режимы? Почему они пользовались поддержкой населения?

Источники литературы:

 Основная литература:

 В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История для профессий и специальностей технического, естественно – научного, социально- экономического профилей».Часть2

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/index.php

Дополнительная литература:

https://infourok.ru/lekciya-po-kursu-vseobschey-istorii-evropa-i-ssha-proftehnicheskoe-obrazovanie-2831670.html

https://revolution.allbest.ru/history/00792463_0.html

Выполнить задания  по теме лекции в рабочей тетради:

1. Дописать предложения:

А) После Первой мировой войны в Европе появились новые государства……………

  Б) В 1918 году в Венгрии образовались Коммунистическая партия во главе

   В) «Новый курс» в отношениях государственной власти и общества американцам обещал……….

2. Соедините подходящие по смыслу слова:

гестапо Кейнсианство
Бенито Муссолини 1923
Методы государственного регулирования 1938
Социалистический рабочий интернационал. тайная полиция
Хрустальная ночь фашисты

Антидемократические режимы

  Авторитарный Тоталитарный

Демократический

                       

 

 


 


 

Лекция 12.1Европа и США после первой Мировой войны.

Недемократические режимы.

Составитель: Тройникова Е.В., преподаватель истории.

Цели и задачи:

1. Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы

2. На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитарного режима и условиях его формирования в европейских странах.

3. Раскрыть особенности тоталитарных и авторитарных режимов и подвести студентов к выводу о закономерности их утверждения в странах с нестабильной политической ситуацией и слабыми демократическими традициями.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.