Перечень православных автокефальных церквей. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Перечень православных автокефальных церквей.

2020-06-02 106
Перечень православных автокефальных церквей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Иерусалимская. Основана в I в.

2. Антиохийская (с центром в Дамаске). Основана в I в.

3. Александрийская. Основана в I в.

4. Кипрская (с центром в Никосии). Основана в 1 в. Автокефалию получила в V в.

5. Элладская (с центром в Афинах). Основана в I в.

6. Константинопольская (с центром в Стамбуле). Основана в IV в.

7. Грузинская (с центром в Тбилиси). Основана в IV в.

8. Болгарская (с центром в Софии). Основана в Х в. Восстановила автокефалию в XIX в.

9. Русская (с центром в Москве). Основана в Х в. Автокефалию получила в XV в.

10. Сербская (с центром, в Белграде); Основана в IX в. Получила автокефалию в XIV в.

11. Румынская (с центром в Бухаресте). Получила автокефалию в XIX в.

12. Чехословацкая (с центром в Праге). Получила автокефалию в XX в.

13. Польская (с центром в Варшаве). Получила автокефалию в XX в.

14. Американская (с центром в Нью–Йорке). Получила автокефалию в XX в.

Прим.: Старообрядческая церковь, отделившаяся от Русской в XVII в., после Поместного Собора Русской Православной церкви (1971), на котором была признана законность «старых обрядов», по существу может считаться частью Русского православия[109]. Об Албанской автокефальной церкви в настоящее время сведений нет.

Древневосточные (дохалкидонские) церкви

Несторианская. Обособилась в V в. (Иран, Ср. Азия, Китай). Монофизитские церкви. Обособились в V в.

1. Армянская

2. Коптская (Египет)

3. Эфиопская

4. Иаковитская (Сирия)

5. Малабарская (Индия)

Общая численность членов древневосточных церквей ок. 18.000.000 чел.

Протестантизм

(общины, не имеющие апостольского преемства)

Протестантские церкви не зависят друг от друга. Большинство из них сотрудничает во Всемирном Совете Церквей, куда, впрочем, входят и православные (католики представлены только наблюдателями). Общая численность протестантов ок. 350.000.000 чел.

1. Вальденсы. Община образовалась в XII в.

2. Моравские братья. Община образовалась в XV в.

3. Старокатолики. Обособились в XIX в. Сохранили католическую традицию, за исключением доктрины о церковном едином первоиерархе (папе).

4. Англиканская Церковь. Обособилась в XVI в. Формально сохранила преемство, но ввела в свое учение ряд чисто протестантских элементов. Американская ветвь Англиканства — Епископальная Церковь США.

5. Лютеранская. Образовалась в XVI в.

6. Реформатская, или Кальвинистская (реформаты, конгрегационалисты, пресвитериане). Отделилась в XVI в.

7. Меннониты. Община образовалась в XVI в.

8. Баптисты. Община образовалась в XVII в.

9. Общество друзей, или Квакеры. Община образовалась в XVII в.

10. Методисты. Община образовалась в XVIII в.

11. Адвентисты. Община образовалась в XIX в.

12. Армия спасения. Образовалась в XIX в.

13. Христиане евангельской веры (пятидесятники). Частично слились с баптистами. Община зародилась в начале XX в.

14. Перфекционисты — одно из ответвлений пятидесятничества.

Прим.: Мы не упоминаем более мелких сект, а также — мормонов, свидетелей Иеговы и последователей «христианской науки», поскольку эти три общины отошли от основ христианского вероучения.

 

 

Краткая библиография

 

Тексты и переводы

Leitourgikon. Ierousalhm, 1956 (Служебник с греческим текстом вечерни, утрени и Литургии).

* * *

1. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 13. СПб., 18551856 (пер. Е. Ловягина; переизданы в 1947).

2. Божественная Литургия, рецензированная по чинам древних Литургий. М., 1923 (русск. пер.).

3. Православный богослужебный сборник. М., 1976.

4. Собрание древних литургий в русском переводе. СПб., 18741878.

5. Стихиры великопостных служб с переводом на русский язык. М., 1885.

Примечание. Типикон (Устав), а также основные богослужебные книги на церковнославянском языке (Следованная Псалтирь, Окгоих, Триоди, Общая Минея, Часослов) имеются в новых изданиях Московского Патриархата. Кроме них, изданы «Богослужебные указания» и службы на отдельные праздники (Успение, Всех святых, в земле Российской просиявших, и др.). Месячные Минеи есть лишь в старых и зарубежных изданиях.

Литература

6. Антонов Н., свящ. Храм Божий и церковные службы. Учебник богослужения для средней школы. СПб., 1912.

7. Арранц М. Как молились древние византийцы (диссертация). Л., Дух. Акад., 1979.

8. Арсеньев Н. О Литургии и таинстве Евхаристии. Париж, 1927.

8а. Афанасьев А., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952

9. Боголепов А. Рождество, Страстная и Пасха в православном богослужении. 1973.

10. Божественная Литургия (объяснение). Брюссель. «Жизнь с Богом», 1963.

11. Божественная Литургия (серия статей разных авторов, помещенная в «Журнале Московской Патриархии» за 19771979 гг.).

12. Булгаков С., прот. Настольная книга для священноцерковнослужителей. СПб., 1900.

13. Вениамин (РумовскийКраснопевков), архиеп. Новая Скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утвари церковной. СПб., 1908.

14. Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную Литургию. СПб., 1895.

15. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной Церкви. Сущность, система, история, II т. НьюЙорк, 1980.

16. Георгиевский А. И. Божественная Литургия. М., 1949.

17. Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии (есть во всех полных собр. соч. Гоголя и отдельные издания).

18. Голубцов А. П. Литургия в первые три века христианства. — «Богословский вестник», 1913.

19. Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I. Казань, 1884.

20. Желудков С., свящ. Литургические заметки. М., 1971 (машинопись; часть книги издана в «Вестнике Русского Христианского Движения» в Париже).

21. Закон Божий. Вторая книга о православной вере. Париж, ИМКАПРЕСС (YMCAPRESS), 1952

22. Зандер В. Христос — Новая Пасха. Брюссель, 1964.

23. Ильин В. Запечатанный гроб. Пасха нетления. Объяснение служб страстной недели и Пасхи. Париж, ИМКАПРЕСС (YMCAPRESS), 1926.

24. Его же. Всенощное бдение. Париж, ИМКА, 1927.

25. Кавасила И. Изъяснение Божественной Литургии. Пер. с греч. — ЖМП, 1971, № 1, 3, 5.

26. Карабинов И. Евхаристическая молитва (Анафора). СПб., 1908.

27. Катанский А. История Литургии нашей православной Церкви и очерк истории древних национальных литургий Запада. СПб., 18681870.

28. Кеклидзе, прот. Литургические памятники. Тифлис, 1908.

29. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947.

30. Муравьев А, Письма о богослужении. Париж.

31. 1963. Настольная книга священнослужителя. T.I. M., 1977.

32. Никольский Н., прот. Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви. СПб., 1907 (переизд. Рим, 1960).

33. Орлов М. Круг церковных праздников. — ЖМП, 1970, № 9, 10

34. Писания св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. богослужения. СПб., 1857.

35. Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, 1915.

36. Его же. Христианские праздники. Кн. 16. Киев, 1916.

37. Спасский Ф. Русское литургическое творчество. 1951.

38. Успенский Н. Д. Анафора (опыт историколитургического анализа). — Богословские Труды. Сб. 13. М., 1975 (там же указаны и все работы Н. Д. Успенского по литургике, вышедшие до 1975 г.).

39. Его же. Литургия Преждеосвященных Даров. — Богословские Труды. Сб. 15. М., 1976..:.

40. Его же. Чин всенощного бдения. — Богословские Труды. Сб. 19. М., 1978.

41. Флоренский П., свящ. Из богословского наследия (Лекции по философии культа). — Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977.

42. Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. Париж, ИМКА, 1961.

 

СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ (см. рис. на с. 2122 и 3637)

 

АВТОКЕФАЛИЯ (греч. — самовозглавление) — независимый статус поместной национальной церкви, имеющей собственного предстоятеля (патриарха или митрополита).

АГНЕЦ (слав. — ягненок) — средняя часть просфоры (см.), вынимаемая для совершения Евхаристии.

АКАФИСТ (греч. — несидение) — молитвословия, которые можно слушать стоя в противоположность кафизмам (см.), при чтении которых полагалось сидеть. А. состоит из 12 кондаков (см.) и 12 икосов (см.). Первый А. был написан в VII в.

АЛЛИЛУЙЯ (евр. — хвалите Господа) — припев к псалмам и гимнам. Восходит к временам В.З.

АЛТАРЬ (лат. — жертвенник), или ПРЕСТОЛ, — деревянный (реже металлический или каменный) стол, на котором совершается Литургия (см.). А. также называется все пространство вокруг престола (см.).

АМВОН (греч. — возвышение) — в современных храмах это центральная часть солеи (см.), расположенная напротив царских врат (см.).

АМИНЬ (евр. — истинно, верно) — возглас, которым обычно заканчивается каждая молитва. При общественном богослужении слово А. произносит народ (или хор).

АНАЛОЙ (точнее АНАЛОГИЙ) — высокий столик с покатым верхом. Употребляется для богослужебных книг и икон.

АНАФОРА (греч. — возношение), или КАНОН ЕВХАРИСТИИ, — последование молитв, которые читают и поют во время таинства Евхаристии (см.).

АНТИДОР (греч. — вместо дара) — остатки просфоры (см.), из которой вынут Агнец (см.).

АНТИМИНС — частица мощей (см.), вшитая в ткань. А. лежит на алтаре. На А. совершается Евхаристия.

АНТИФОН (греч. — противогласие) — песнопения, которые поются на два хора. Аное пение ведет начало из Иерусалимского Храма. В Церковь введено св. Амвросием Медиоланским (IV в.).

АПОСТОЛ — книга, содержащая Деяния и Послания св. апостолов, разделенные на зачала (см.). А. употребляется при богослужении.

АПСИДА — ниша в восточной стене храма, где находится алтарь (см.).

АРТОС (греч. — квасной хлеб) -хлеб, освящаемый на Пасху в воспоминание братских трапез. Раздается обычно в субботу Светлой недели.

ВОЗДУХ — плат, или «покровец», которым покрывают потир (см.) и дискос (см.) во время Литургии (см.).

ВОНМЕМ (славянск. — будем внимательны) — богослужебный возглас, призывающий к вниманию.

ГЛАСЫ — система из 8ми церковных мелодий, разработанная св. Иоанном Дамаскином и св. Феодором Студитом. Г. меняются в зависимости от вида песнопения: ирмоса (см.), тропаря (см.) и т. д. Г. меняются также каждую неделю. Собрание Г. называется Октоихом, или «Восьмигласником».

ГОРНЕЕ МЕСТО — пространство к востоку от престола. Обычно там находится кресло епископа.

ДАРОНОСИЦА — небольшой металлический ковчежец (ящик), в который помещают запасные (преждеосвященные) Св. Дары для причащения больных на дому (см.).

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — ковчежец, изготовленный обычно в виде храма, в котором хранят запасные (преждеосвященные) Св. Дары. Находится на престоле (см.).

ДЕИСУС (правильно ДЕИСИС, греч. — моление). Ряд икон, в центре которых триптих: Христос, справа от Него Богоматерь, слева — Иоанн Креститель, молитвенно простирающие руки ко Христу.

ДИКИРИЙ — подсвечник в две свечи, который вместе с «трикирием» употребляется во время архиерейского богослужения.

ДИСКОС — небольшое блюдо, на котором полагают евхаристического Агнца (см.). В наши дни Д. для удобства крепится на подставке (см.).

ДОГМАТИК — церковное песнопение в. честь Богоматери, которое поется на всенощной накануне воскресенья (перед «Свете тихий»). Название Д. связано с его содержанием (догматическое учение о Боговоплощении). Всего Д. — 8, по числу 8 гласов.

ДЬЯЧОК — старинное, вышедшее из употребления название псаломщика (см.).

ЕВХАРИСТИЯ (греч. — благодарение) — одно из важнейших таинств Церкви, Вечеря Господня, на которой освящаются хлеб и вино. Принимая их, верующие соединяются с Самим Христом, с Его Плотью и Кровью.

ЕКТЕНИЯ (греч. — прошение, усердное моление) — ряд призывов к молитве, произносимых диаконом (или священником).

ЕЛЕЙ — масло оливы (или другое растительное масло), которое употребляется в церкви для помазания. Знак Божия благословения, как указано в Библии.

ЕПИКЛЕЗИС — призывание Св. Духа, часть евхаристических молитв (см. анафора).

ЕПИТРАХИЛЬ (греч. — нашейник) — отличительный знак иерейского сана.

ЖЕРТВЕННИК — стол, находящийся слева от престола (см. алтарь). На нем совершается проскомидия (см.).

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА — читается священником в конце Литургии, «за амвоном».

ЗАЧАЛА — рубрики, на которые разделен текст церковнославянской Библии.

ЗВЕЗДИЦА — два металлических полукружия, которые устанавливаются на дискосе (см.), чтобы воздухи (см.) не прикасались к Агнцу (см.).

ИЕРЕЙ — греческое наименование священника (архиерей — епископ).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ — псалмы, которые поются антифонно (см.) в начале Литургии и читаются после великопостных часов (см.).

ИКОНОСТАС (греч. — место, где стоят иконы) — ряд икон, отделяющий алтарное пространство от храма. И. бывают одноярусные и многоярусные.

ИКОС — церковная песнь, или молитва, в которой прославляется подвиг святого или празднуемое событие.

ИПОДИАКОН — церковнослужитель, помощник диакона. Носит стихарь, повязанный крестообразно орарем (см.). И. прислуживает при епископе.

ИРМОС — греческое название песен канона утрени (см. канон).

ИСПОЛЛА ЭТИ, ДЕСПОТА (греч. — многая лета, Владыко) — приветствие, которое поется епископу.

КАНОН (от арам. кане — правило) — обозначает: 1) перечень книг, принятых Церковью в качестве Св. Писания; 2) чинопоследование евхаристических молитв, анафора (см.); 3) цикл молитв и песнопений утрени (состоит из 9 песен).

КАНУН — 1) день перед праздником; 2) столик с изображением Распятия и подсвечниками, перед которым служатся панихиды.

КАФИЗМА (греч. — чтение, при котором сидят) — чтение зачал (см.) из Псалтири на утрени.

КЛИРОСЫ — правая и левая стороны солеи, на которых обычно стоят певчие.

ЛИТИЯ — поминальная молитва: 1) краткая панихида; 2) обряд, который совершается в западной части храма во время праздничной всенощной. На Л. освящают хлеб, пшеницу, вино и елей (см.).

ЛИТУРГИЯ (греч. — общее дело; общее служение): 1) общее название для всякого богослужения; 2) служба, центром которой является таинство Евхаристии (см.).

МИНЕЯ (греч. — месячник) — книга, включающая молитвы и гимны святым в порядке дней их празднования. Миней 12, по одной на месяц. Четьи–Минеи — жития святых, расположенные в календарном порядке. Общая Минея содержит службы тем святым, для которых нет особых чинопоследований в месячных М.

МИРО — благовонное масло, освящаемое патриархом или митрополитом раз в год (в Великий четверг). Употребляется для таинства Миропомазания.

МИТРА (греч. — повязка, тюрбан) — парчовый головной убор епископа, а также архимандрита или заслуженного священника.

МОЩИ (слав. — прах, мертвое тело): 1) всякое тело усопшего; 2) останки святых, в каком бы виде они ни сохранились.

НЕДЕЛЯ — славянское название воскресенья. Русское слово «неделя» — поцерковнославянски «седмица» (см.).

ОГЛАШЕННЫЕ — люди, которые проходят подготовку к крещению.

ОМОФОР — длинная широкая полоса материи с изображениями крестов. Знак архиерейского сана.

ОРАРЬ (от лат. ораре — молиться) — вышитая или цветная лента, знак диаконского сана. Надевается через плечо. Во время ектении (см.!!!) диакон поднимает О. Этот обычай сохранился от тех времен, когда в церкви пели все верующие, а диакон регентовал.

ОТПЕВАНИЕ — так в просторечии называется чин молитв над умершим.

ОТПУСТ — краткая молитваблагословение, произносимая священником по окончании церковной службы.

ПАНАГИЯ — небольшая икона, которая носится на груди епископом как знак его сана.

ПАНИХИДА — молитва за усопших.

ПАРЕМИЯ (греч. — чтение) — чтение из Ветхого Завета за всенощной.

ПАТРИАРХ — епископ, возглавляющий поместную автокефальную (см.) церковь.

ПОДРИЗНИК — см. стихарь.

ПОЛИЕЛЕЙ — торжественная часть всенощной, когда зажигаются светильники.

ПОТИР — евхаристическая чаша (см.).

ПРАВИЛО МОЛИТВЕННОЕ — молитвы, расположенные в определенном порядке: утренние, вечерние, ко причащению и пр.

ПРЕДСТОЯТЕЛЬ — епископ (или священник), совершающий Евхаристию, а также глава поместной автокефальной (см.) Церкви.

ПРИДЕЛ — дополнительное помещение в храме с алтарем. В древности его пристраивали («приделывали»), откуда и название. П., так же как и центральный храм, посвящается празднику или святому.

ПРИТВОР — западная часть храма, его преддверие. В древности там стояли оглашенные (см.) и кающиеся. П. обычно расписан картинами из Ветхого Завета.

ПРОКИМЕН (греч. — предваритель) — стих из псалма, которым предваряется чтение или пение в храме.

ПРОСКОМИДИЯ — приготовление к Литургии (см.), совершаемое на жертвеннике (см.) в алтаре (см.).

ПРОСФОРА (греч. — приношение) — в современной практике небольшой хлеб (см.). Сверху на П. стоит либо печать со словами ИС ХС НИКА (Иисус Христос побеждает), либо изображение Богоматери (реже — святых). Большая литургическая П. предназначается для Агнца (см.).

ПСАЛМОДИЯ — распевноречитативное чтение Св. Писания.

ПСАЛОМЩИК — церковный чтец. В отдельных случаях епископ совершает над ним «посвящение в чтецы».

САККОС — см. стихарь.

СВЕТИЛЕН — молитва, ведущая свое происхождение от древнего обряда благословения светильника (на вечерней службе).

СЕДМИЦА — церковнославянское название недели (см.).

СОЛЕЯ — возвышение перед иконостасом. Центральная часть С. называется амвоном, боковые части — клиросами.

СТИХАРЬ — длинная одежда священнослужителей (хитон). У диакона и иподиакона (см.) С. имеет широкие рукава. Сходный покрой имеет саккос епископов. У священников хитон — с узкими рукавами, называется подризником.

СТИХИРЫ — песнопения, посвященные празднику; поются за всенощной.

ТРЕБНИК — богослужебная книга с чинопоследованием треб (см.).

ТРЕБЫ — в просторечии так называются все таинства (кроме Евхаристии (см.) и Рукоположения, а также молебны, панихиды (см.), отпевания (см.), освящение домов и пр.

ТРИОДЬ — богослужебная книга, включающая чинопоследование служб предпасхального периода (Триодь постная) и послепасхального: от Пасхи до Петрова поста (Триодь цветная).

ТРОПАРЬ — краткое песнопение, посвященное празднику или святому.

ФЕЛОНЬ (риза) — верхнее богослужебное облачение без рукавов. Прежде употреблялось епископами и священниками. Теперь в Ф. служит только священник.

ЦАРСКИЕ ВРАТА — врата в иконостасе, находящиеся между престолом (см. алтарь) и амвоном (см.).

ЧАСЫ — у древних евреев сутки делились на четыре часа (или части) — первый, третий, шестой и девятый. По этому образцу составлены церковные Ч., включающие чтение псалмов и молитв. Ч. соединяют утреню с Литургией.

ШЕСТОПСАЛМИЕ — шесть избранных псалмов, которые читаются в начале утрени.

ЭКУМЕНИЗМ (греч. экумена — населенная земля) — сотрудничество Церквей различных исповеданий, целью которого является сближение и в конечном счете соединение всех христиан.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.