Культуры педагогической деятельности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Культуры педагогической деятельности

2020-06-02 30
Культуры педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие

Дата: 02.04.20г.

По дисциплине:   Риторика в ДОУ

Тема занятия: Риторическая культура воспитателя дошкольного учреждения 

Цель: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений.

Задачи: Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

Выполнила: Свинолобова Людмила

Современная наука о речевом воздействии имеет следующую структуру:

Речевое воздействие

Риторика

Межличностное общение

Реклама   деловое             игровое          

1. Продолжите фразу:

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, в широком смысле – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке. Иногда под понятие речевого воздействия подводят также использование сообщений, построенных средствами так называемых паралингвистических (т.е. «окололингвистических») семиотических систем, к которым относятся, прежде всего, жесты, мимика и позы (так называемая кинесика, образующая ядро паралингвистики в традиционном понимании последней); эстетические коды словесного творчества (например, стилистические коды и систему интертекстуальных ссылок); а также, в случае письменной коммуникации, средства графического оформления текста (метаграфемика).

Риторика – (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.

Межличностное общение -аморфная сфера общения, которая характеризуется следующими признаками: неофициальность, спонтанность, неорганизованность, нерегулируемость, нерегламентируемость.

Реклама (от фр. réclame через нем. Reklame ) — направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему.

Деловое общение - вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Деловое общение — это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений.

Игровое общение – один из самых популярных видов общения. Его можно наблюдать среди компании сверстников. Уровень игрового общения предполагает неформальность беседы. Здесь уместны всевозможные шутки и несерьезные темы разговора. Собеседники в процессе такой беседы, например, дают советы друг другу, рассказывают жизненные истории, признаются в любви, планируют и обсуждают, как провести выходные и прочее. От такого вида общения, как правило, остаются только положительные и позитивные эмоции.

 

2. Обоснуйте актуальность проблемы риторической культуры воспитателя дошкольного учреждения.

С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования к представителю данной сферы деятельности. Эти требования включают и необходимые знания, умения, навыки, и определенные личностные качества, нормы отношения к разным составляющим профессиональной деятельности. Поскольку профессиональная культура существует в любой сфере деятельности, в педагогической сфере она носит особо выраженный характер, поскольку педагог по своей сути и социальному назначению является носителем такой культуры.

Культуру, характеризующую профессиональную деятельность учителя (воспитателя) называют педагогической культурой или культурой педагогической деятельности. Ее также называют педагогической этикой.

Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры. Вней воплощены духовные ценности образования и воспитания (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессионально-этические нормы) и материальные (способ обучения и воспитания), а также способы творческой педагогической деятельности, которые служат социализации личности в конкретных исторических условиях.

Педагогическая культура является профессиональной культурой учителя (воспитателя). Она представляет собой систему профессионально-этических ценностей, которые выступают регулятором социально-педагогических отношений (выполняют регулирующую функцию). Одновременно культура педагогической деятельности выполняет и нормативную функцию, поскольку в ней, как и в общей культуре существуют наипростейшие представления о том, как следует поступать, - нормы. Профессионально-педагогические нормы зафиксированы в функциональных обязанностях специалиста (о них есть специальная литература). Профессионально-педагогические нормы деятельности воспитателя дошкольного учреждения зафиксированы в книгах для заведующей, методиста дошкольного учреждения. Их мы можем видеть также и в профессиограмме дошкольного педагога.

Педагогическая культура учителя (воспитателя) является системным образованием, то есть имеет свою структуру.

Структура

Выразительность речи

И, наконец, устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей.

Следует иметь в виду, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное - в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

Подготовка конспекта выступления

О чень полезно вести записи по темам, которые вас интересу и могут стать предметом вашего публичного выступления. Вот сов Д. Карнеги: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги — так будет легче их собрать и расклассифицировать.

П редположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим разом.

· Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме.

· Отберите главное и вычеркните второстепенное

· Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов. Теперь посмотрите, чего вам не хватает.

С ледите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение были подкреплены вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т.д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Н адо также помнить некоторые требования к языку составляемого конспекта: лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и обдуманные вами мысли.

Репетиция выступления

О бсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которые не стесняетесь, готовыми всегда вас поддержать: Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...

Н адо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать? Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами. Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей.

М ногократно произносите наедине трехминутные речи на темы, и которых вы хорошо разбираетесь; затем — перед друзьями.

М ожно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо, зеркало отвлекает. Для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык, да и зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

М ы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом повторить ее во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

В от наступает день вашего выступления. К нему нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте этим рекомендациям.

· Не бойтесь слушателей. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики».

· Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи.

· Скажите слушателям не все. Оставьте себе разные знания — мысль о них укрепит вашу уверенность.

· Не готовьтесь в день выступления. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами.

 

11. Подготовка речи происходит в следующей последовательности (включает 7 компонентов, перечислите их и кратко опишите):

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки кконкретному выступлению:

■выбор темы и определение целевой установки;

■подбор материалов;

■изучение и анализ отобранного материала;

■разработка плана выступления;

■работа над композицией;

■написание текста выступления;

■овладение материалом выступления.

Выбор темы и определение целевой установки — один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не всегда приходится самому выбирать тему речи. Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и зада-чи, стоящие перед ней, и т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения.

Поиск материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудито­рий материал по выбранной теме.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, сведе­ния, факты, примеры, иллюстрации для своей речи.

В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, организации, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Поиск материалов для ораторской речи требует времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой. Болыпую помощь в по-иске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время.

Очень важно научиться правильно работать с книгой. Прежде всего следует дать себе соответствующую установку. Она бывает самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т. д. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение - это сплошное чтение одних частей и выборочное - других.

Как показывает практика, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить поря-док, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.

План - взаимное расположение частей, краткая програм­ма какого-нибудь изложения.

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной.

При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кроме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме.

Композиция публичного выступления. Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начи-нается словами: «Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превос-ходстве стратегии и тактики». Действительно, история знает немало примеров, когда великие полководцы, уме-ло разработав стратегик) и тактику военных действий, одерживали победу над численно превосходящей армией противника. Как и сражение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к постав-ленной цели.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное вни­мание работе над композицией речи.

Овладение материалом выступления. При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст. Это давний спор; своими корнями уходящий в глубокую древность.

Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей. Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать, потому что «кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному». Римский ритор Квинтилиан уверял: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи».

Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считала, что речи должны быть предваритель-но написаны.

Конечно, писать текст выступления - дело нелегкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем создание текста активизирует мыслительную деятельность ора­тора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли.

 

12. Планы есть трех видов: простой, сложный, цитатный.

Простой план - это несколько нераспространенных предложений, связанных между собой темой. Например:

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

План

1. Актуальность экологического воспитания.

2. Задача экологического воспитания.

3. Содержание экологического воспитания.

4. Средства экологического воспитания.

5. Условия экологического воспитания.

Сложный план - это распространение простого плана путем расширения основных вопросов, вступление и выводы. Например:

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

План

1. Введение. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе.

2. Основная часть. Содержание экологического воспитания в дошкольном возрасте.

1. Цель и задачи экологического воспитания.

2. Средства экологического воспитания.

3. Условия экологического воспитания в ДОО.

III. Выводы. Зависимость качества экологического воспитания дошкольников от уровня подготовленности воспитателя к этой деятельности.

Цитатный план подобен простому, но вместо нераспространенных предложений используются цитаты, которые точно отражают суть освещаемому вопросу. Например:

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

План

1. «Экологическое воспитание - это формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, бережного отношения к природным ресурсам, правильного понимания проблемы взаимодействия общества с природой».

2. «Цель экологического воспитания - формирование системы научных

знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного и действенного отношения личности к окружающей середы».

3 Другие.

План записывается на отдельном листе. При этом он не есть нечто неизменное. В случае необходимости некоторые моменты плана могут корректироваться, а то и изыматься.

 

Составьте свой план (тема речи по выбору студента)

(Простой план)

Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

План

1. Актуальность нравственного воспитания.

2. Задача нравственного воспитания.

3. Содержание нравственного воспитания.

4. Средства нравственного воспитания.

5. Условия нравственного воспитания.

13. Еще ораторы античных времен выделяли в речи три части (назовите их):

1. совещательные (или политические),

 2. судебные

3. торжественные (эпидиктические)

 

14.  Чем проявляется л огическая культура оратора?

Под логической культурой оратора подразумевают такие проявившиеся в речи качества мышления оратора, как способность определенно (т. е. ясно и недвусмысленно) изложить содержание основных идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное (т. е. опирающееся на аргументы) изложение материала.

15. В чем заключается функция оратора?

Ораторскоеискусствовыступает в нескольких социальных функциях:

1. Это средство публичного обмена мыслями и мнениями, обогащающее людей.

2. Оно имеет ярко выраженную познавательную функцию, являясь средством распространения знаний и обмена опытом.

3. Это средство передачи информации, имеющее пропагандистские (агитационные) функции.

4. Управлять, руководить возможно лишь общаясь, поэтому ораторское искусство является особой формой руководства людьми.

5. Мы передаем не только информацию, знания, но и свои эмоции, стараясь словом выразить свои эмоции, - отсюда столь сильна эмоциональная функция ораторского искусства.

 

 

Список литературы:

1. Стернин, И.А. Практическая риторика (5-е издание, 2008г.)

2. Стернин, И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011. Тираж 500 экз. - 169 с.http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf

3. Тимонина И.В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность. Учебное пособие. 2014г.

4. Лопаткина, С.В. Риторика: учебно-методический комплекс: курс лекций / С.В.Лопаткина. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – 65с.

5. Иванченко Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности: учебное

Практическое занятие

Дата: 02.04.20г.

По дисциплине:   Риторика в ДОУ

Тема занятия: Риторическая культура воспитателя дошкольного учреждения 

Цель: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений.

Задачи: Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

Выполнила: Свинолобова Людмила

Современная наука о речевом воздействии имеет следующую структуру:

Речевое воздействие

Риторика

Межличностное общение

Реклама   деловое             игровое          

1. Продолжите фразу:

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, в широком смысле – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке. Иногда под понятие речевого воздействия подводят также использование сообщений, построенных средствами так называемых паралингвистических (т.е. «окололингвистических») семиотических систем, к которым относятся, прежде всего, жесты, мимика и позы (так называемая кинесика, образующая ядро паралингвистики в традиционном понимании последней); эстетические коды словесного творчества (например, стилистические коды и систему интертекстуальных ссылок); а также, в случае письменной коммуникации, средства графического оформления текста (метаграфемика).

Риторика – (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.

Межличностное общение -аморфная сфера общения, которая характеризуется следующими признаками: неофициальность, спонтанность, неорганизованность, нерегулируемость, нерегламентируемость.

Реклама (от фр. réclame через нем. Reklame ) — направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему.

Деловое общение - вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Деловое общение — это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений.

Игровое общение – один из самых популярных видов общения. Его можно наблюдать среди компании сверстников. Уровень игрового общения предполагает неформальность беседы. Здесь уместны всевозможные шутки и несерьезные темы разговора. Собеседники в процессе такой беседы, например, дают советы друг другу, рассказывают жизненные истории, признаются в любви, планируют и обсуждают, как провести выходные и прочее. От такого вида общения, как правило, остаются только положительные и позитивные эмоции.

 

2. Обоснуйте актуальность проблемы риторической культуры воспитателя дошкольного учреждения.

С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования к представителю данной сферы деятельности. Эти требования включают и необходимые знания, умения, навыки, и определенные личностные качества, нормы отношения к разным составляющим профессиональной деятельности. Поскольку профессиональная культура существует в любой сфере деятельности, в педагогической сфере она носит особо выраженный характер, поскольку педагог по своей сути и социальному назначению является носителем такой культуры.

Культуру, характеризующую профессиональную деятельность учителя (воспитателя) называют педагогической культурой или культурой педагогической деятельности. Ее также называют педагогической этикой.

Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры. Вней воплощены духовные ценности образования и воспитания (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессионально-этические нормы) и материальные (способ обучения и воспитания), а также способы творческой педагогической деятельности, которые служат социализации личности в конкретных исторических условиях.

Педагогическая культура является профессиональной культурой учителя (воспитателя). Она представляет собой систему профессионально-этических ценностей, которые выступают регулятором социально-педагогических отношений (выполняют регулирующую функцию). Одновременно культура педагогической деятельности выполняет и нормативную функцию, поскольку в ней, как и в общей культуре существуют наипростейшие представления о том, как следует поступать, - нормы. Профессионально-педагогические нормы зафиксированы в функциональных обязанностях специалиста (о них есть специальная литература). Профессионально-педагогические нормы деятельности воспитателя дошкольного учреждения зафиксированы в книгах для заведующей, методиста дошкольного учреждения. Их мы можем видеть также и в профессиограмме дошкольного педагога.

Педагогическая культура учителя (воспитателя) является системным образованием, то есть имеет свою структуру.

Структура

культуры педагогической деятельности

Культура взаимоотношений                           Культура внешнего

(культура общения, деятельности)                                 вида

 

С детьми С родителями  Осанка Одежда Прическа Макияж Мимика Пантомимика

 

Формированию культуры педагогической деятельности воспитателя прежде всего способствует психолого-педагогическая, предметная и общекультурная подготовка в профессиональном учебном заведении (педагогическом колледже, институте, университете).

 Важной составляющей культуры взаимоотношений воспитателя с детьми является также умение воспитателя управлять своим эмоциональнымсостоянием: сдержанность, внешняяуверенность в своих действиях и поступках.

Одним из показателей такого умения, как мы выяснили из сравнительной характеристики двух моделей взаимоотношений взрослого и ребенка, является сдержанность педагога: умение не раздражаться, ни в коем случае

не повышать свой голос до крика, не допускать словесных оскорблений в адрес ребенка, а также рукоприкладства, физических наказаний.

Другим показателем служит внешняя уверенность педагога во всем, что он делает, осуществляет, предпринимает. Очень часто деятельность под пристальным взглядом воспитанников, их родителей, администрации дошкольного учреждения отражается на стройности мыслей воспитателя (особенно молодого специалиста), состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии («ноги деревенеют», «руки, как палки»), психическом состоянии (страшно быть смешным, казаться неумелым). Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящую работу с детьми, то есть умения управлять своим эмоциональным состоянием.

Таким образом, показателями культуры взаимоотношений воспитателя с воспитанниками можно считать следующие составляющие:

- умение использовать личностно-ориентированную модель взаимного общения в учебной и воспитательной работе;

- умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Во многих психолого-педагогических исследованиях, предполагающих выявить, какого воспитателя больше всего любят дети, на вопрос: «Какой тебе нравится воспитатель?» малыши в первую очередь говорили: «Красивый». Этот факт ярче всех других доказательств свидетельствует о том, что внешний вид педагога требует к себе особенного внимания.

Красоте и выразительности внешнего вида воспитателя способствует осанка. Она выражает внутреннее достоинство личности. Согнутый человек не производит впечатления силы, в то время как правильная осанка (умение не сутулиться, прямая походка) указывают на внутреннюю силу педагога, его внушительную внешность независимо от роста. Эстетика позы не терпит

плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула. Воспитателю необходимо выработать манеру правильно стоять перед детьми, ненавязчиво двигаться по группе. Движения должны быть сдержанными, элегантными, нерезкими. Выработке правильной осанки помогают занятия физкультурой, спортом; также очень важен самоконтроль воспитателя, умение взглянуть на себя со стороны, глазами детей в первую очередь.

Немаловажное значение имеет и одежда педагога. Нельзя требовать от детей и родителей аккуратности, опрятности, если сам воспитатель не соответствует этим требованиям. Главное требование к его одежде – скромность (подразумевает отсутствие излишеств) и элегантность. Воспитатель во всем должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки. Вычурный фасон платья, слишком яркий цвет костюма не должны присутствовать во время рабочего дня. И, конечно же, одежда должна быть аккуратной: чистой, выглаженной. 

Несколько слов следует сказать о прическе и макияже воспитателя. Дети обращают на них большое внимание. Особенно на прическу, - она всегда должна иметь опрятный вид. Волосы должны выглядеть чистыми, расчесанными, красиво уложенными. Нельзя допускать замысловатых причесок, частых смен цвета волос, так как это отвлекает внимание детей. Не следует накладывать и чрезмерно яркий макияж. Слишком яркий, а также включающий множество цветовых решений, дополнительные аксессуары навряд ли может быть приемлемым для воспитателя. В то же время лицо всегда должно быть ухожено.

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроение движениями мускулов лица. Нередко выражение лица оказывает на воспитанников более сильное воздействие, чем слова. Оно должно соответствовать характеру речи педагога и отношений с детьми. В зависимости от ситуации лицо должно уметь выражать массу чувств. Выразительные детали мимики – брови, глаза, рот. Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза – зеркало пустой души», - писал К.С. Станиславский. Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, полу, потолку. Нужно не допускать «бегающих глаз», или, наоборот, их безжизненной статичности («каменное лицо»). Во время занятия и в течение всего дня необходимо держать в поле зрения всех детей. Таким образом, визуальный контакт – техника, которую надо сознательно развивать. Следующая выразительная деталь – брови. Поднятые, они выражают удивление, сдвинутые – сосредоточенность, неподвижные – спокойствие или равнодушие, находящиеся в движении – восторг. Широкий диапазон чувств выражает рот: улыбка – радость и одобрение; опущенные уголки губ – грусть, сочувствие.

Дети читают лицо воспитателя, угадывая его отношение к ним, настроение, поэтому лицо должно уметь не только выражать, но и скрывать чувства.

Пантомимика – следующий источник бессловесной коммуникации и одновременно компонент внешнего вида педагога. Прежде, чем о ней вести речь, давайте обратимся к понятию «пантомима». В энциклопедии ему дано следующее определение: пантомима – вид сценического искусства, вкотором основные средства создания художественного образа состоят из пластики, жестов, мимики. Происходит это понятие от греческого слова «пантомимос», что в переводе означает «все воспроизводящий подражанием».

Пантомимика же включает движения (рук, ног, головы, других частей туловища) и мимику. Таким образом, прежде всего, это театральное понятие, потому что именно актер, в первую очередь, применяет ее в своем искусстве. Но не только он. Педагог тоже. Он тоже артист и, как писал А.С. Макаренко, должен уметь играть. Поэтому и ему необходима пантомимика. Она помогает выделить главное, рисует описываемый воспитателем образ. Пожалуй, основное значение имеет жестикуляция – движения рук. Они хорошо помогают педагогу, однако могут и мешать восприятию дошкольниками учебного материала (например, вредная привычка учителя вертеть в руках посторонние предметы). Жест наставника должен быть органичным и сдержанным, усиливая основную мысль или чувство. Различают жесты описательные (изображают, иллюстрируют ход мыслей) и психологические (выражают чувства). Описательные жесты нужны меньше, чем психологические, но, к сожалению, используются чаще. В жесте, как и в мимике, главное – естественность. Жестикуляция должна быть без резких широких взмахов и острых углов. Скупая, она предпочтительнее, чем слишком бурная. Кроме движений рук в педагогической работе широко используются и другие движения: покачивание головой, шаг вперед (усиливает значимость излагаемой информации), шаг назад (уменьшает значимость информации и как бы дает возможность слушателям отдохнуть). Все жесты обычно дополняются выразительными движениями различных деталей мимики, что в целом и создает пантомимическое воздействие на воспитанников.

Следует помнить, что основная задачавнешнего вида воспитателя – стать эффективным средством воздействия на воспитанников.

 

 

3. Термин риторика сочетает в себе различные аспекты (раскройте их):

практический – это о теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо.

академический - наука об ораторском искусстве

дидактический - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову

 

4. Классическая риторика пользуется следующими основными понятиями (раскройте их):

Логос - (от др.-греч. λόγος — слово, мысль, смысл, понятие, число) — понятие древнегреческой философии, означающее одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его в философском смысле и, по существу, отождествлявший его с огнем как основой всего (согласно Гераклиту, огонь является первоосновой мира, или архе, и его основным элементом, или стойхейоном), называл логосом «вечную и всеобщую необходимость».

Этос - (греч. ἦθος «нрав, характер, душевный склад») — многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии.

Пафос - (греч. πάθος «страдание, страсть, возбуждение, воодушевление»), или пате́тика (греч. παθητικός «чувствительный, страстный, пылкий, возбуждённый») — приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоцио


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.