Коучинг - откуда и зачем . Истоки коучинга — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Коучинг - откуда и зачем . Истоки коучинга

2020-06-02 112
Коучинг - откуда и зачем . Истоки коучинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Идти вперед — значит потерять душевный покой, остаться на мес­те — значит потерять себя. В самом высоком смысле движение вперед означает постижение себя.

Серен Кьеркегор, датский философ

В восьмидесятых годах XX века финансовый аналитик Томас Лео­нард заметил, что его клиенты получают гораздо большую отдачу от его советов по налоговому и финансовому планированию, когда он углубляется с ними в беседы на личные темы, не относящиеся непо-

30


средственно к рассматриваемой проблеме. Так он понял, что финансы тесно связаны с другими областями жизни и его клиенты хотят от него того, что можно назвать «планированием жизни», — помощи в опре­делении того, что на самом деле они хотят от жизни. Томас Леонард ввел слово «коуч», в качестве термина, обозначающего консультиро­вание по достижению жизненных целей. Считается, что как отдельная профессия коучинг окончательно сформировался в начале 90-х годов XX века. В Америке профессия коуча официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей. Предшественниками и истоками коучинга считаются:

1. Гуманистический подход в психотерапии.

2. Работы Дэниела Гоулмена в сфере эмоционального интеллекта.

3. Сократовские методы диалога.

4. Методики наиболее продвинутых спортивных тренеров.

Многие теоретики и практики психологии с начала столетия вли­яли на развитие и эволюцию области коучинга. Символическое мыш­ление, на котором делал ударение Фрейд, очень полезно для коучей. Они часто помогают клиентам открывать их сильные стороны, кото­рые могут лежать замаскированными или похороненными в их бес-

31


сознательном и обнаружиться, когда начинаешь разбирать жизнь осознанно и целенаправленно.

Многие теории Карла Юнга и Альфреда Адлера предшествовали современному коучингу. Адлер представлял себя как личного учите­ля. Он видел в каждом человеке создателя и творца своей жизни, и часто привлекал своих клиентов к постановке целей, планированию жизни и изобретению своего будущего, что является рабочим прин­ципом коучинга. Юнг верил в «ориентацию будущего» и телеологи­ческую теорию, гласящую, что мы можем создавать наше будущее через видение и целенаправленную жизнь. Его работы фокусирова­лись на жизни после 40 лет, и он концентрировался на многих жиз­ненных проблемах более позднего возраста. Юнг часто проводил по­добие коучинга со своими клиентами через «обзор жизни» и стимулировал их жить сознательно, выражая свои природные даро­вания и таланты: двигаться к индивидуальности, «живя с целью».

Однако психотерапия впоследствии соотнеслась с медицинской моделью, трактующей клиентов как пациентов, у которых есть бо­лезни и которые нуждаются в диагнозе и лечении. Многих людей в прошлом лечили от того, что на самом деле являлось симптомами жизненной проблемы, нуждающейся в решении. Этим случаям при правильном подходе не требовались диагнозы или предположения па­тологий.

В 1951 году Карл Роджерс написал свою легендарную книгу «Тера­пия, ориентированная на клиента», сдвинувшую консультирование и психотерапию к отношениям, в которых предполагается, что у клиен­та есть способность изменяться и расти благодаря клиническому со­зданию терапевтического союза. Этот союз возникал из конфиденци­альной среды, дающей клиенту то, что Роджерс называл безусловным положительным отношением. Это в перспективе было значительным шагом к тому, что сегодня называется личностным коучингом.

Абрахам Маслоу проводил исследования, спрашивал и наблюдал за людьми, которые жили энергично и с чувством цели, и постоянно искали пути психологического роста, реализации своего потенциа­ла. В 1968 году он написал монографию «К психологии существова­ния». Маслоу писал о потребностях и мотивации, как и его предше­ственники, но с новой точки зрения. Он исходил из того, что человек изначально является существом, ищущим здоровья и счастья. И ког­да препятствия для личностного роста устранены, переходит к само­актуализации, любопытству и творчеству. Маслоу полагал, что потреб­ности на этом уровне лежат в области развития Высшего Я.

Это философское изменение произошло в поколении, которое от­вергает мысль об устранении симптомов болезни, а ищет целостной и

32


целенаправленной жизни. Коучинг — это особая форма консультиро­вания, творческое партнерство двух личностей, в котором упор дела­ется на желании клиента создать полноценную личную и профессио­нальную жизнь. Отношения коучинга позволяют клиенту исследовать пути к большему успеху и реализовать свои здоровые мечты и жела­ния, прожить свою жизнь в соответствии с целью и на более высоком уровне самовыражения. Коучинг помогает людям раскрывать свои намерения и осуществлять их, а не просто мечтать о них.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО - ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ

Это направление в психотерапии наименее однородно. К нему относят экзис­тенциальную психотерапию, дазайнанализ, логотерапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальттерапию, психоимажинативную терапию (J. Shorr), эмпири­ческую психотерапию (A. Whitaker), эмпирическую психотерапию (Е. Gendlin), пер­вичную терапию (A. Janow), биоэнергетический анализ (A. Lowen), структурную ин­теграцию (J. Rolf), аутогенную тренировку (высшей ступени), трансцендентальную медитацию, дзен- и психоделическую психотерапию.

Представители гуманистического направления в психотерапии склонны видеть че­ловека существом прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, по­стоянно повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к по­зитивному росту. Поэтому усилия психотерапевта в этом случае направлены на паци­ента, а не просто на лечение болезни. Представители этого направления используют такие широкие понятия, как самоопределение и творчество, и методологию, стремя­щуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека.

Терапевтический союз психотерапевта и объекта психотерапии не является отно­шениями врача и пациента (как в динамической психотерапии) или учителя и студен­та (как в поведенческой психотерапии), а представляет отношение одного человечес­кого существа к другому. Представители этого направления, в особенности экзистен­циально-ориентированные, касаясь методов и технических приемов психотерапии, подчеркивают, что для этого ее вида важнее не то, что психотерапевт делает, а смысл (контекст) психотерапии, и не то, что психотерапевт говорит, а то, что он собой пред­ставляет (кем он является). В связи с этим сами методы психотерапии в рассматрива­емом ее направлении отличаются достаточной неопределенностью. Цель всех техни­ческих приемов может быть сформулирована как стремление к проникновению в фе­номенологический мир пациента.

Психотерапевты школы Роджерса (С. Rogers) и классического экзистенциализма выстраивают, по сути, вербальные взаимоотношения с пациентом. Другие школы гу­манистического направления в психотерапии часто невербальны в своем подходе. Они (например, гештальттерапия) видят сверхинтеллектуализацию как часть пробле­мы пациента, т. е. проявление защиты против переживаний и чувств, и не принимают ее в качестве терапевтического приема. Психотерапевты пытаются сосредоточить ак­тивность на рефлексии, предпочитают действие слову или, как минимум, комбиниру­ют действие с интроспекцией. Их цель заключается в развитии осведомленности пациента о телесных ощущениях, позах, напряжении и движениях с акцентом на со­матических процессах. Приемы, выражающие самопереживания в таких школах, опи­раются на сочетание прямой конфронтации с драматизацией, то есть разыгрывание ролей, переживание фантазий в терапевтической обстановке. В большинстве мето­дов тренировки воли и внимания центральное место занимает сосредоточенность на

33


специальном произнесении слов, что, например, служит основанием для возникнове­ния трансцендентального состояния. Сходны с этим и методики медитации.

В гуманистическом направлении в психотерапии можно выделить три основных подхода:

• философский подход, когда используются экзистенциальные принципы как осно­ва для проведения психотерапии. В процессе взаимного диалога врача и пациен­та проводится вербальная психотерапия (например, клиент-центрированная те­рапия и логотерапия);

• соматический подход, который основывается на применении невербальных мето­дов, ведущих к сосредоточению внимания пациента на субъективных телесных стимулах и сенсорных реакциях;

• духовный подход, а центре которого — конечное утверждение Я как трансценден­тального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до косми­ческого уровня, что, в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Богом). Достигается это с помощью, например, трансцендентальной медитации или духовного синтеза, который мо­жет осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации (например, психосинтез).

Работа в парадигме экзистенциально-гуманистической психотерапии направлена на высвобождение личностных ресурсов, делающих жизнь более полноценной и про­дуктивной. В основе данного подхода лежат идеи заботы, поиска, субъективности, внут­реннего осознания, переживания чувств и эмоциональной вовлеченности, отражающие бытие человеческой личности. Цель психотерапии заключается в том, чтобы активизи­ровать интерес человека к собственной жизни, развить его способность заботиться о себе, творчески измениться, осознавая и используя свои внутренние потенциалы.

В настоящее время экзистенциально-гуманистической направление в психотера­пии представлено как в США, так и в ряде европейских стран. В России оно развива­ется в последнее десятилетие.

Гуманистическая человекоцентрированная психотерапия более, нежели любая другая практика такого рода, заслуживает названия системы «внутренней роботы», т. е. работы человека с самим собой, совершаемой в пространстве собственного внут­реннего мира (конечно же, при активном соучастии в этой работе психотерапевта). В этой связи становится понятным, почему именно эту разновидность психотерапев­тической практики выбирают для себя те клиенты, для которых их собственный субъек­тивный, внутренний мир не менее важен, чем мир внешний, объективный, для которых характерна общая интровертированная установка и относительно высокий уровень сенситивности, вербального и общего интеллектуального развития.

Современная психотерапевтическая практика в русле человекоцентрированного подхода продолжает развиваться и совершенствоваться, она включает не только ин­дивидуальную, но и групповую работу (например, «группы встреч» — разновидность групповой психологической работы в целях стимулирования личностного роста учас­тников в атмосфере безусловного позитивного принятия и конгруэнтности), не только вербальные, но и невербальные техники самоисследования (например, «экспрессив­ную психотерапию» — работу с клиентом средствами живописи, ваяния, танца, пе­ния — см. N. Rogers, 1993).

Важно признать основные различия между коучингом и психоте­рапией. Терапия в основном касается преимущественно прошедших событий человека и болезненных событий (травм), которые заставили

34


его обратиться к психотерапии (лечению). Коучинг больше касается настоящих событий человека и ищет пути к более желательному буду­щему. Коучинг уделяет мало времени прошлому, за исключением ко­ротких визитов в него, и упор здесь ставится на будущее человека.

Работы Дэниэла Гоулмена были прорывом в изучении эффектив­ности использования человеческих ресурсов. Весь девятнадцатый век вершинами и падениями духа занимались только философы и писа­тели. Вслед за философами и писателями на передний план исследо­ваний выдвинулись медики. Когда, наконец, стало ясно, что скаль­пель — не самый удачный инструмент для разгадывания тайн интеллекта и определения эффективности его применения, эстафету первооткрывателей перехватили психологи.

В 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн предложил знаме­нитый коэффициент «IQ», позволяющий «измерять» интеллектуаль­ные способности человека. Тесты, конечно, дали лучшие результаты, чем измерения черепа. «IQ», несомненно, показывал нечто, худо-бед­но соотносящееся с общим мнением об «идиотах» и «здравомысля­щих» людях. Однако и тестирование при всем изобилии новых тес­тов не дало ответа на вопрос: что же за свойство такое — интеллект и как лучше им правильно пользоваться?



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.