стакан-стаканы                   слива-сливы                           кольцо-кольца — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

стакан-стаканы                   слива-сливы                           кольцо-кольца

2020-05-10 99
стакан-стаканы                   слива-сливы                           кольцо-кольца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

огурец-огурцы                       кофта                                        ведро

помидор                                  шуба                                        окно

стол                                         шапка                                       лицо

шкаф                                       чашка                                       яйцо

мяч                                          ложка                                       полотенце

 

 

                                                                             6

 

Учим ребенка использовать имена существительные в ро­дительном падеже. Проведите игру с мячом «Есть — нет». Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. — А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. —...

У меня есть кубик. —...

У меня есть мяч. —...

У меня есть обруч. —...

У меня есть кукла. — А у меня нет куклы.

У меня есть кофта. —...

У меня есть подушка. —...

У меня есть коляска. —...

У меня есть лента. —...

У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.

У меня есть кольцо. —...

У меня есть колесо. —...

У меня есть полотенце. —...

У меня есть полено. —...

7

Упражняем ребенка в образовании формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку закон­чить предложения, подсказав ему недостающее слово.

На моей рубашке нет пуговицы.

У Кати нет новой... (кукла).

У стола нет... (ножка).

У цветка нет... (лепесток).

В лодке нет... (рыбак).

В корзине нет... (яблоко).

В буфете нет... (блюдце).

 

8

Обучаем ребенка образованию формы дательного падежа имен существительных. Предложите закончить начатые вами предло­жения. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом.

Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение; ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч вам.

Поварешка нужна повару.

Кисть нужна... (художник).

Гаечный ключ нужен... (шофер).

Иголка нужна... (швея).

Лопата нужна... (садовник).

Указка нужна... (учитель).

9

Продолжаем обучать ребенка образованию формы винитель­ного падежа имен существительных. Предлагаем закончить пред­ложения. Можно провести игру с мячом «Кого угостим?» Ребе­нок должен закончить начатое вами предложение, поймав мяч.

Травой угостим корову.

Морковкой угостим... (кролик).

Косточкой угостим... (собака).

Молоком угостим... (корова).

Пшеном угостим... (курица).

Овощами угостим... (свинья).

10

Упражняем ребенка в образовании формы творительного па­дежа имен существительных. Предлагаем ответить на вопросы.

 Чем дворник подметает улицу? (метла)                                                                                                                              Чем медсестра делает укол? (шприц)                                                                                                                                 Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)                                                                                                                          Чем повар режет морковь? (нож)                                                                                                                                                Чем садовник рыхлит землю? (грабли)                                                                                                                                    Чем маляр красит стены? (кисть)                                                                                                                                    Чем столяр строгает доски? (рубанок)

11

Продолжаем работу по обучению ребенка употреблению имен существительных в творительном падеже. Предлагаем закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?»

Медвежонка угощу медом.

Лису угощу... (рыба).                                                                                Лося угощу... (трава).                                                                                         Белку угощу... (шишки).                                                                                                          Кабана угощу... (желуди).                                                                                        Зайца угощу... (кора).

 

 

12

Учим ребенка считать до трех и согласовывать числи­тельные с существительными. Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с малышом.

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один баклажан...

Один стакан...

Один карман...

Одна груша, две груши, три груши.

Одна чашка...                                                                                           Одна ложка...                                                                                                   Одна кукла...

Одно ведро, два ведра, три ведра.

Одно кольцо...                                                                      Одно солнце...                                                                 Одно дерево...

 

13

Учим ребенка образовывать словосочетания из существи­тельных с числительными два и пять по образцу. Проведите игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание из существительного с числительным два; ребе­нок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же сущест­вительного, но с числительным пять и возвращает мяч вам.

Две вилки. — Пять вилок.

Две чашки...

Две ложки...

Две шапки...

Две крышки...

Два стола. — Пять столов.

Два носка...

Два дивана...

Два шкафа...

Два чайника...

Два яблока. — Пять яблок.

Два ведра...

Два окна...

Два дерева...

14

Обучаем ребенка порядковому счету, упражняем в образо­вании порядковых числительных, учим отвечать на вопрос «Который по счету?» Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сде­ланные вместе с ребенком.

Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка.

Первый мяч...

Первое ведро...

15

Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируйте внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом.

Чашка стоит на столе.

Цветок стоит в голубой вазе.

Стул стоит у стены.

Мяч закатился под стол.

Лампа висит над крыльцом.

Котенок спрятался за кресло.

Книга упала со стола.

16

Предложите ребенку вставить в предложения «маленькие слова» (предлоги).

Дедушка сидит в кресле.

Книги лежат... полке.                                                                                          Дерево растет... забора.                                                                                       Щенок залез... кровать.                                                                                   Солнце поднялось... морем.                                                                                                      Розы цветут... высоким забором.                                                                              Листья облетают... деревьев.

17

Предложите ребенку поиграть в игру «Есть — нет». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, что у вас есть; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть два мяча. — А у меня нет двух мячей.

У меня есть два кубика. —...

У меня есть два карандаша. —...

У меня есть два шара. —...

У меня есть две куклы. — А у меня нет двух кукол.

У меня есть две книги. —...

У меня есть две машинки. —...

У меня есть две рубашки. —...

У меня есть два яблока. — А у меня нет двух яблок.

У меня есть два ведра. —...                                                                                 У меня есть два кольца. —...

У меня есть пять мячей. — А у меня нет пяти мячей.

У меня есть пять кубиков. —...

У меня есть пять карандашей. —...

У меня есть пять шаров. —...

У меня есть пять кукол. — А у меня нет пяти кукол.

У меня есть пять книг. —...

У меня есть пять машинок. —...

У меня есть пять рубашек. —...

У меня есть пять яблок. — А у меня нет пяти яблок.

У меня есть пять ведер. —...

У меня есть пять колец. —...

18

Упражняя ребенка в образовании словосочетаний из чис­лительных с существительными, поиграйте в игру «Я вижу».

Я вижу два дома и пять домов.

Я вижу две розы и пять роз.

Я вижу два дерева и пять деревьев.

Для игры используйте существительные стол, шар, шкаф, кукла, рубашка, дорожка, яблоко, окно, лицо.

19

Предложите ребенку сосчитать предметы до десяти, пра­вильно образуя словосочетания из числительных с существи­тельными. Используйте предметные картинки или рисуйте вместе с ребенком.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Используйте следующие существительные: стакан, носок, цветок, лента, бочка, ягода, дерево, полено, окно.

 

20

Учим ребенка образовывать увеличительные существи­тельные.

У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а когтищи; не зубы, а зубищи.

У акулы не хвост, а хвостище; не плавники, а плавничи-щи; не клыки, а клычищи.

У орла не клюв, а клювище; не глаза, а глазищи; не когти, а когтищи.

21

Учим ребенка образовывать имена существительные со значением единичности. Можно провести упражнение в форме игры с мячом:

снег — снежинка

чай —...

горох —...

пух —...

песок —...

Учим ребенка использовать в активной речи имена прила­гательные и согласовывать их с именами существительными. Предлагаем подобрать как можно больше определений к каж­дому предмету:

помидор — красный, круглый, вкусный, сочный...

огурец...

мяч...

нож...

кубик...

морковь — оранжевая, длинная, сочная, сладкая...

репа...

кукла...

шуба...

солнце — жаркое, яркое, красное, ласковое...

ведро...

блюдце...

яблоко...

дерево...

лицо...

23

Продолжаем работу по обучению ребенка согласованию прилагательных с существительными. Предлагаем подобрать по несколько существительных к прилагательным. Проводим игру «Про что можно сказать?»:

красный мяч, шар, кувшин...

теплый...

сочный...

круглый...

высокий...

длинный...

 

красная вишня, чашка, кофта...

теплая...                                                                    сочная...                                                              круглая...

высокая...                                                   длинная...

красное солнце, яблоко, блюдце...

круглое...                                                                          горячее...                                                    тяжелое...

24

Продолжаем работу по обогащению речи ребенка прила­гательными и обучению согласованию прилагательных с су­ществительными. Предлагаем подобрать подходящие по смыслу прилагательные в игре «Подскажи словечко».

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лед,...

Нож, как бритва,...

Шоссе, как стрела,...

Снег, словно пух,...

Трава, как изумруд,...

25

Продолжаем работу по обогащению речи ребенка именами прилагательными. Предлагаем подобрать к каждому сущест­вительному по два прилагательных так, чтобы одно обознача­ло цвет, другое — материал.

Дом красный кирпичный.  Блузка — белая шелковая.

Шарф...                                    Чашка...

Стол..                                       Полка...

Нож...                                       Машина...

Кувшин...                                 Шуба...

Мяч...                                       Дорога...

Ведро зеленое пластмассовое. Колготки желтые шерстяные.

Блюдце...                                 Носки...

Кольцо...                                  Тапки...

26

Продолжаем работу по обучению ребенка согласованию прилагательных с существительными. Предлагаем сказать о каждом предмете по образцу,     используя одни и те же названия цветов.

Шар — красный, зеленый,    Чашка красная, зеленая,

желтый.                                  желтая.

Флажок...                                Кофта...

Кубик...                                   Юла...

Мяч...                                      Лопатка...

Шарф...                                   Лента...

Яблоко — красное, зеленое,    Рукавицы красные, зеленые,

желтое.                                    желтые.

Ведро...                                   Трусы...

Кольцо...                                 Брюки...

Полотенце...                           Кубики...

Блюдце...                                Шары...

27

Обучаем ребенка образованию уменьшительных имен при­лагательных по образцу:

легкий — легонький

мягкий высокий широкий глубокий мелкий

28

белый — беленький

старый

теплый

 добрый

сладкий

 узкий

 

                                                                      28

 

Продолжаем работу по обогащению речи ребенка прила­гательными. Учим образовывать относительные прилагатель­ные.

 

Стакан из стекла — стеклян­ный.               

Стол из дерева —...                                                                                                                                       Коробок из картона — картон­ный.

Сок из лимона —...

Кофта из шерсти — шерстяная.

Дорожка изо льда —...                                                                                                                                                       Сапоги из резины --- резиновые.

Бусы из рябины -

 

                                                                   29

 

Продолжаем работу над словарем ребенка. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:

длинная (дорога)

широкая

маленькое

большая

короткий

низкое

узкая

высокий

круглое

желтая

овальное

30

Продолжаем работу по обогащению словаря ребенка. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:

деревянные — ложки, кубики, столы, скамейки, двери...

кожаные...

пластмассовые...

металлические...

стеклянные...

шелковые...

шерстяные...

меховые...

31

Поиграйте с ребенком в игру «Наоборот», обучая подбору слов-антонимов — прилагательных с противоположным зна­чением.

Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.

Дерево высокое, а куст...                                                                            Суп горячий, а мороженое...                                                                                         Река длинная, а ручей...                                                                                                              Книга толстая, а тетрадь...                                                                           Дорога широкая, а тропинка...                                                                 Орехи крупные, а семечки...                                                                         Папа молодой, а дедушка...

                                                        

 

                                                                                                                                    32

 

Обучаем ребенка образованию сравнительной степени прилагательных. Предлагаем поиграть в игру «Подскажи сло­вечко», закончить предложения по данному образцу:

Небо синее, а море еще синее.

Тропинка длинная, а дорога еще...

Вечер темный, а ночь еще...

Я сильный, а папа еще...

Дуб высокий, а сосна еще выше.

Березка тонкая, а рябина еще...

Африка большая, а Америка еще...

Река глубокая, а море еще...

33

Обучаем ребенка образованию притяжательных прилага­тельных по образцу:

хвост лисы — лисий хвост

нос лисы —...

глаза лисы —...

усы лисы —...

лапа лисы —...

ухо лисы —...

лай собаки — собачий лай

след собаки —...

шкура собаки —...

лапа собаки —...

глаза собаки —...

чутье собаки —...

пасть медведя — медвежья пасть

голова медведя —...

нос медведя —...

хвост медведя —...

лапы медведя —...

тело медведя —...

рога коровы — коровьи рога

хвост коровы —...

нос коровы —...                                                                                  вымя коровы —...                                                                                         глаза коровы —...

                                                                      34

 

Упражняем ребенка в образовании относительных прила­гательных:

сок из вишни — вишневый сок

варенье из сливы —...

повидло из айвы —...

компот из апельсина —...

котлеты из моркови — морковные котлеты

салат из свеклы —...

икра из баклажана —...

сок из огурца —...

35

Обогащаем речь детей прилагательными, обозначающими моральные качества людей. Проводим упражнение «Закончи предложения».

Человек, который никогда не обманывает, — честный человек.

Человек, который часто лжет, —...человек, (лживый)

Человек, который стремится к достижению цели, —... че­ловек, (целеустремленный)

Человек, который умеет настоять на своем, добиться нуж­ного результата, —... человек, (настойчивый)

Человек, который отличается упорством,—... человек, (упор­ный)

Человек, который любит трудиться, —... человек, (трудо­любивый)

Человек, который не любит трудиться, —... человек, (ле­нивый)

36

Упражняем ребенка в согласовании притяжательных мес­тоимений с существительными. Предлагаем называть окру­жающие предметы, добавляя слова мой, моя, мое, мои.

Мой мяч, моя рубашка, мое полотенце, мои тапки...

 

                                                                        37

 

Обучаем ребенка изменению глаголов по числам. Предла­гаем сказать по образцу:

 Он сидит. — Они сидят.                                                                                                                                           Он лежит. — Они...                                                                                                                                                     Он строит. — Они...                                                                                                                                                               Она поет. — Они...                                                                                                                                                         Она рисует. — Они...                                                                                                                                                   Она играет. — Они...

 

38

Учим ребенка образовывать форму повелительного накло­нения глаголов. Предлагаем сделать это по образцу. Можно провести упражнение в виде игры с мячом:

сидеть — сиди

ходить — ходи

бегать — бегай

спать — спи

петь — пой

пить — пей

бить — бей

лить — лей

рисовать — рисуй

читать — читай

танцевать — танцуй

стоять — стой

вырезать — вырезай

 

39

Обучаем ребенка изменению глаголов по родам в прошед­шем времени. Предложите сказать по образцу:

 Он пел. — Она пела. — Они пели.                                                                                                             Он сидел. — Она.... — Они...                                                                                                                                   Он танцевал. — Она.... — Они...

Он рисовал. — Она.... — Они...                                                                                 Он строил. — Она.... — Они...

 

40

Обучаем ребенка образованию отглагольных существи­тельных. Предложите закончить высказывания.

 Моя мама учит детей, она учительница.                                                                                                            Мой брат строит дома, он...                                                                                                                                    Моя тетя продает продукты, она...                                                                                                                                  Мой папа водит троллейбус, он...                                                                                                                                 Моя сестра убирает класс, она...

41

Формируем у ребенка умение образовывать возвратные гла­голы (глаголы с частицей -ся). Можно провести упражнение в форме игры с мячом:

раздевать — раздеваться

умывать — умываться

причесывать — причесываться

мыть — мыться

застегивать — застегиваться

42

Упражняем ребенка в образовании формы будущего вре­мени глаголов по данному образцу:

пою — буду петь                                                                                                                                                           рисую — буду рисовать                                                                                                                                                         читаю — буду читать                                                                                                                                                                играю — буду играть                                                                                                                                                            бегаю — буду бегать                                                                                                                                                   ем — буду есть

 

 

Учим ребенка образовывать глаголы с разными пристав­ками. Предложите ему построить гараж из кубиков и поста­вить в гараж машинку, соорудить мост, дом и т. п. Совершайте действия с машинкой, а ребенок пусть их комментирует, до­говаривая начатое вами предложение. Если ребенок затрудня­ется, дайте образец ответа и попросите повторить его.

Машина из гаража выезжает.

Машина от гаража...

Машина на мост...

Машина по мосту...

Машина с моста...

Машина к дому...

Машина вокруг дома...

Машина через дорогу...

44

Закрепляем умение образовывать глаголы с различными приставками. Вместе с ребенком сделайте из бумаги бабочку или птичку. Используйте для игры вазу с цветами или горшок с комнатным растением. Вы совершаете действия с птичкой или бабочкой и начинаете предложение; ребенок заканчивает предложение, образуя приставочный глагол.

Бабочка с цветка слетает.

Бабочка от цветка...

Бабочка вокруг цветка...

Бабочка через вазу с цветами...

Бабочка от вазы...

Бабочка к вазе...

Бабочка на цветок...

45

Упражняем ребенка в образовании глаголов с противопо­ложным значением. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом:

надевать — снимать

наливать —...

завязывать —...

зашнуровывать —...

насыпать —...                                                                            складывать —...                                                                            вносить —...                                                                                                     открывать —...

46

Учим ребенка образовывать притяжательные прилагатель­ные. Предложите послушать высказывания и ответить на во­просы.

У папы есть сын. Чей это сын? {Папин.)                                                                              У Марины есть сарафан. Чей это сарафан?                                                                             У мамы есть шуба. Чья это шуба?                                                                                                  У тети есть туфли. Чьи это туфли?                                                                                                У Сережи есть пальто. Чье это пальто?                                                                                        У бабушки есть очки. Чьи это очки?                                                                                          У дедушки есть кресло. Чье это кресло?                                                                                                           У дяди есть машина. Чья это машина?

 

47

Учим ребенка образовывать наречия от прилагательных. Предложите закончить высказывания.

Конь скачет (быстрый) быстро.                                                                                                                      Черепаха ползет (медленный)...                                                                                                                           Собака лает (громкий)...                                                                                                                                                 Звонок звенит (звонкий)...                                                                                                                                                 Ветер дует (сильный)...                                                                                                                                                   Самолет улетел (далекий)...                                                                                                                                 Воздушный змей поднялся (высокий)...

 

48

Упражняем ребенка в образовании однокоренных слов. Предложите ответить на вопросы:

Как зовут маму котенка? — Кошка.                                                                                                                 Как зовут папу котенка? — Кот.                                                                                                                              Как зовут сестер и братьев котенка? — Котята.

Как назвать усы кошки? — Кошачьи.                                                                                                                                  Как назвать маленького кота? — Котишко.                                                                                                         Как назвать большого кота? — Котище.                                                                                                                           Как называется комок из снега? — Снежок.                                                                                                                             Как называют фигуру из снега? — Снеговик.                                                                                                       Как называются хлопья снега? — Снежинки.                                                                                                           Как называются первые весенние цветы? — Подснежники.                                                                                 Как называют явление, когда выпадает много снега? — Снегопад.

Как надо сказать про парк, который засыпан снегом? — Заснеженный.

49

Упражняем ребенка в подборе слов-синонимов. Предло­жите подумать, как можно сказать по-другому:

бросать — кидать — швырять — метать

идти — плестись — тащиться — ползти

бежать — нестись — лететь — мчаться

тянуть — тащить — волочить

плакать — реветь — выть — рыдать

имя — прозвище — кличка — название

доктор — врач — лекарь

волшебник — колдун — чародей

буря — ураган — буран — шторм

холм — бугор — горка — курган — возвышенность

толстый — жирный — пухлый

трудный — тяжкий — тяжелый

главный — основной — первостепенный

маленький — малый — крошечный — крохотный — мел­кий — небольшой

интересный — забавный — занятный

50

Обучаем ребенка образованию действительных причастий по образцу. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом.

Человек, который поет, — поющий человек.                                                                                                                    Луг, который покрыт цветами, — цветущий луг.                                                                                            Девочка, которая смеется, — смеющаяся девочка.                                                                                                                                         Мальчик, который улыбается, — улыбающийся мальчик.                                                                                                     Девочка, которая плачет, — плачущая девочка.                                                                                              Мальчик, который бежит, — бегущий мальчик. 

 

Литература: Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб: «Детство-Пресс», 2001.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.