Ожидаемые результаты изучения данной программы. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ожидаемые результаты изучения данной программы.

2020-05-10 148
Ожидаемые результаты изучения данной программы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

дополнительного образования

«Шахматы»

Возраст детей: 10 -13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

Виноградов Виктор Фёдорович

учитель технологии, и изобразительного искусства

Тарко-Сале

2018

Пояснительная записка.

"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд".
В.В.Путин

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к художественно-эстетической направленности, по функциональному предназначению - учебно-позновательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная, является модифицированной, составлена на основе авторской программы Карасёвой В.Ж.

Актуальность программы. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.

Новизна программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

Целью программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.

Основные задачи, которые решает этот курс:
Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.

Методика. В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.

Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 10-13 лет. Общее количество часов 144, в неделю 4 часа. Набор детей проводится с 1 по 20 сентября в группу. Группа формируются по возрастному принципу численностью до 15 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Содержание учебного материала.

Тактика. Нападение

Тема №4.11: Создание удара, направленного на фигуру (2ч.)

Основные вопросы: Нападение на фигуру созданием удара: простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Тактику простого, вскрытого нападения и нападения развязыванием.

Будут уметь: Осуществлять комбинационные нападения на фигуры противника.

Тема №4.12: Устранение защищающего удара, направленного на фигуру (2ч.)

Основные вопросы: «Уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры».

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Устранять защищающие удары противника.

Тема №4.13: Нападение одной фигурой на несколько фигур (2ч.)

Основные вопросы: Вилки ферзём, конём, слоном.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять вилки ферзём, слоном, конём.

Тема №4.14: Сквозное нападение на фигуры (2ч.)

Основные вопросы: Сквозное воздействие дальнобойной фигуры: сквозной шах, сквозное нападение.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о сквозных воздействиях и нападениях.

Будут уметь: Осуществлять сквозное нападение.

Тема №4.15: Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур (4ч.).

Основные вопросы: Нападение двух фигур на одну или несколько фигур защищающейся стороны – двойное нападение.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять двойное нападение.

Тема №4.16: Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур (2ч.)

Основные вопросы: Один ход, как несколько приёмов нападения.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Планировать шахматные комбинации для осуществления одного хода, как несколько приёмов нападения.

Раздел 5. Защита

Тема №5.17: Создание удара, направленного на фигуру (2ч.)

Основные вопросы: Защита фигуры созданием удара: простая защита, вскрытая защита, защита развязыванием.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о защите фигуры, созданием удара.

Будут уметь: осуществлять защиту фигур созданием удара.

Тема №5.18: Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру (2ч.).

Основные вопросы: Защита фигуры избавлением от нападающего удара: «уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры», «отход фигуры».

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: осуществлять защиту фигур избавлением от нападающего удара.

Тема №5.19: Защита от нападения на несколько фигур (4ч.).

Основные вопросы: Приёмы защиты от нападения на несколько фигур: отходом, связыванием, прикрытием, созданием шаха.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять защиту от нападения на несколько фигур.

Раздел 7. Эндшпиль

Тема №7.23: Мат одинокому королю ладьёй и королём (2ч.)

Основные вопросы: Ближайшая оппозиция, способ оттеснения короля созданием шаха.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о ближайшей оппозиции.

Будут уметь: Ставить мат одинокому королю ладьёй и королём.

Тема №7.24: Правило квадрата (2ч.)

Основные вопросы: Проходная пешка, Король и пешка против короля. Пешечный прорыв.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о проходной пешке и пешечном прорыве.

Будут уметь: Оценивать является ли пешка проходной, осуществлять пешечный прорыв.

Тема №7.25: Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля (2ч.).

Основные вопросы: Практические занятия по оценке шансов и продвижению пешки к цели.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: осуществлять противодействие продвижению пешки противника или продвигать собственную.

Раздел 8. Дебют

тема №8.26: О преждевременных ходах ферзём(2ч.)

Основные вопросы: Гамбит, контргамбит. Разбор дебютов мастеров.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о гамбите и контргамбите.

Будут уметь: Осуществлять некоторые виды гамбитов.

Тема №8.27: О препятствии фигуре своими же фигурами (2ч.)

Основные вопросы: Индексная классификация дебютов. Испанская, итальянская партии, защита двух коней, сицилианская защита, староиндийская защита.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Дебюты отдельных видов партий.

Будут уметь: играть испанскую, итальянскую партию, староиндийскую защиту.

Тема №8.28: О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля (2ч.).

Основные вопросы: Открытая линия. Дурацкий мат. Защита Петрова, Венская партия, защита Алёхина.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о диагоналях, по которым осуществляется атака на короля.

Будут уметь: Играть защиту Алёхина, защиту Петрова, Венскую партию.

Тема №8.29: О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат (2ч.)

Основные вопросы: «Ахиллесова пята» короля (f7). Дебют королевской пешки, центральный дебют. Цуцванг.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о цугцванге.

Будут уметь: играть дебют королевской пешки и королевский дебют.

Тактика.

Тема №10.31: Операции, основанные на превосходстве количества ударов (4ч.).

Основные вопросы: Создание большего, чем у противника количества ударов на критический пункт, порядок занятия этого пункта атакующими фигурами.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: добиваться материального преимущества путём создания ударов на критический пункт.

Тема №10.32: Одновременное нападение на несколько объектов (6ч.)

Основные вопросы: Нападение на фигуру и одновременное создание угрозы мата в один ход другой фигурой; сочетание простого и вскрытого нападения, где одним из объектов является критический пункт; подготовка и осуществление вилки, создание двойной связки.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Планировать комбинации для нападения на несколько объектов и осуществлять их для достижения материального преимущества.

Тема №10.33: Операции по освобождению поля или линии (4ч.)

Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами во имя освобождения критического поля или линии для последующего мата или для получения материального преимущества.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: осуществлять рациональные жертвы во имя освобождения критического поля.

Тема №10.34: Операции по завлечению фигуры (4ч.)

Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами для завлечения короля или иной фигуры для последующего мата или материального преимущества.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для завлечения и уничтожения фигуры противника.

Тема №10.35: Операции по отвлечению защищающей фигуры (6ч.).

Основные вопросы: Отвлечение защищающей фигуры рациональной жертвой своей фигуры для последующего мата, создания вилки и материального преимущества.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для отвлечения защищающей фигуры противника.

Тема №10.36: Операции по развязыванию нападающей фигуры (4ч.).

Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами для развязывания нападающей фигуры и получение материального преимущества.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для развязывания нападающей фигуры.

Тема №10.37: Уничтожение или связывание защищающей фигуры (4ч.)

Основные вопросы: Рациональные жертвы для устранения защищающего удара на критический пункт.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для устранения защищающего удара на критический пункт.

Тема №10.38: Операции по привлечению фигуры (4ч.)

Основные вопросы: Привлечение фигур обороняющейся стороны на соседнее с королём поле для осуществления мата с необходимой жертвой фигуры или без жертв.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Привлекать фигуру обороняющейся стороны на соседнее с королём поле для осуществления мата.

Тема №10.39: Операции, основанные на промежуточном ходе (2ч.).

Основные вопросы: Прерывание череды очевидных ходов одной из сторон промежуточным ходом (шах, контрудар, контрнападение), который резко меняет направление событий.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Прерывать череду очевидных ходов промежуточным ходом.

Тема №10.40: Операции, основанные на недостаточной защищённости крайней горизонтали (2ч.).

Основные вопросы: Отвлечение защищающей короля фигуры с крайней горизонтали. Рассмотрение типичных позиций; закрепляющие игры.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Отвлекать защищающую короля фигуру с крайней горизонтали для достижения мата.

Тема №10.41: Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали (2ч.).

Основные вопросы: Создание угрозы мата с предпоследней горизонтали, подготовка и осуществление фронтального, флангового удара или удара с тыла.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Создавать угрозу мата с крайней горизонтали.

Тема №10.42: Операции по разрушению пешечного прикрытия короля (2ч.)

Основные вопросы: Рациональные жертвы атакующей стороны ради разрушения пешечного строя, прикрывающего короля и осуществление мата.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Разрушать пешечное прикрытие короля.

Тема №10.43: Операции, основанные на возможности превращения пешки (2ч.).

Основные вопросы: Отвлечение или уничтожение фигуры, контролирующей путь продвижения пешки иногда с необходимыми для этого жертвами.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Освобождать путь для продвижения пешки путём отвлечения или уничтожения фигуры противника.

Тема №10.44: Операции, основанные на возможности возникновения пата (2ч.).

Основные вопросы: Создание патовой ситуации слабейшей стороны путём жертвы «балластных» фигур.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Сводить проигрышную партию к «ничьей» путём достижения пата.

Раздел 11. Эндшпиль

Тема №11.45: Типичные ситуации пешечного эндшпиля (2ч.).

Основные вопросы: Дальняя вертикальная, горизонтальная и диагональная оппозиции. Маневрирование королями в ситуациях с определившейся пешечной структурой.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о дальней горизонтальной или вертикальной оппозиции.

Будут уметь: решать ситуации пешечного эндшпиля.

Тема №11.46: Король и ферзь против короля и пешки (2ч.)

Основные вопросы: Маневрирование фигур при данном соотношении. Рассмотрение типичных ситуаций.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Маневрировать фигурами при соотношении король и ферзь против короля и пешки.

Тема №11.47: О разнообразии средств и позиционной ничьей (2ч.).

Основные вопросы: Решение задач на выбор средств и достижение цели в различных ситуациях.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Применять на практике всё разнообразие средств, для достижения конечной цели игры в шахматы – «мата».

Тема №11.48: Легкофигурный эндшпиль (2ч.)

Основные вопросы: Слоновый или коневой эндшпиль с присутствием пешек.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять слоновый или коневой эндшпиль с присутствием пешек.

Тема №11.49: Дебюты гроссмейстеров (4ч.).

Основные вопросы: Примеры дебютов различных партий.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Примеры дебютов партий различных гроссмейстеров.

Будут уметь: Использовать опыт мастеров шахмат в своей игре.

Календарный учебный график.

Дата начала занятий -25 сентября, с 1-20 сентября запись детей в кружок. Учебных недель 36, включая школьные каникулы. Проведение турниров в январе, мае месяце.

Программа

дополнительного образования

«Шахматы»

Возраст детей: 10 -13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

Виноградов Виктор Фёдорович

учитель технологии, и изобразительного искусства

Тарко-Сале

2018

Пояснительная записка.

"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд".
В.В.Путин

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к художественно-эстетической направленности, по функциональному предназначению - учебно-позновательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная, является модифицированной, составлена на основе авторской программы Карасёвой В.Ж.

Актуальность программы. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.

Новизна программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

Целью программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.

Основные задачи, которые решает этот курс:
Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.

Методика. В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.

Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 10-13 лет. Общее количество часов 144, в неделю 4 часа. Набор детей проводится с 1 по 20 сентября в группу. Группа формируются по возрастному принципу численностью до 15 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты изучения данной программы.

По итогам обучения по программе «Шахматы», обучающиеся

Будут знать:

- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;

- Правила игры в шахматы;

- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;

- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;

Будут уметь:

- играть в шахматы;

- участвовать в соревнованиях различных уровней;

- достойно вести себя в случае проигрыша.

Важнейшим предполагаемым результатом данной программы является: Развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем, а также воспитание гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и тактических приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты.

2.Учебно-тематический план.

N п/п

Содержание программы

Количество часов

Формы деятельности

Всего Теория Практика
1 Основные принадлежности и правила игры в шахматы.        
1.1 Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение; 2 1 1 Опрос
1.2 О ходах фигур и о поле под ударом 2 1 1 Анализ деятельности
1.3 О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат» 2 1 1 Анализ деятельности
1.4 Шахматная партия; рокировка 4 1 3 Сеанс одновремен-ной игры
2 Техники матования короля        
2.5 Матование одинокого короля 2 1 1 Анализ деятельности
2.6 Мат без жертвы материала 2 1 1 Анализ деятельности
2.7 Шахматная комбинация 2 1 1 Конкурс
3 Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.        
3.8 Основы дебюта 4 2 2 Анализ деятельности
3.9 Основы миттельшпиля 4 2 2 Анализ деятельности
3.10 Основы эндшпиля 4 2 2 Блицтурнир
4 Второй уровень мастерства. Тактика. Нападение        
4.11 Создание удара, направленного на фигуру 2 1 1 Анализ деятельности
4.12 Устранение защищающего удара, направленного на фигуру 2 1 1 Анализ деятельности
4.13 Нападение одной фигурой на несколько фигур 2 1 1 Анализ деятельности
4.14 Сквозное нападение на фигуры 2 1 1 Анализ деятельности
4.15 Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур 4 1 3 Анализ деятельности
4.16 Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур 2 1 1 Конкурс
5 Защита        
5.17 Создание удара, направленного на фигуру 2 1 1 Анализ деятельности
5.18 Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру 2 1 1 Анализ деятельности
5.19 Защита от нападения на несколько фигур 4 2 2 Конкурс
6 Создание угрозы мата        
6.20 Создание угрозы мата в один ход: двумя фигурами, одна из которых ферзь 2 1 1 Анализ деятельности
6.21 Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя 2 1 1 Анализ деятельности
6.22 Противодействие угрозы мата в один ход 2 1 1 Конкурс
7 Эндшпиль        
7.23 Мат одинокому королю ладьёй и королём 2 1 1 Анализ деятельности
7.24 Правило квадрата 2 1 1 Анализ деятельности
7.25 Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля 2 1 1 Конкурс
8 Дебют        
8.26 О преждевременных ходах ферзём 2 1 1 Анализ деятельности
8.27 О препятствии фигуре своими же фигурами 2 1 1 Анализ деятельности
8.28 О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля 2 1 1 Анализ деятельности
8.29 О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат 2 1 1 Анализ деятельности
9 Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства        
9.30 Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН 6   6 Шахматный турнир
10 Третий уровень мастерства. Тактика.        
10. 31 Операции, основанные на превосходстве количества ударов. 4 1 3 Анализ деятельности
10. 32 Одновременное нападение на несколько объектов 6 1 5 Анализ деятельности
10. 33 Операции по освобождению поля или линии 4 1 3 Анализ деятельности
10. 34 Операции по завлечению фигуры 4 1 3 Анализ деятельности
10. 35 Операции по отвлечению защищающей фигуры 6 1 5 Анализ деятельности
10. 36 Операции по развязыванию нападающей фигуры 4 1 3 Анализ деятельности
10. 37 Уничтожение или связывание защищающей фигуры 4 1 3 Анализ деятельности
10. 38 Операции по привлечению фигуры 4 1 3 Анализ деятельности
10. 39 Операции, основанные на промежуточном ходе 2 1 1 Анализ деятельности
10. 40 Операции, основанные на недостаточной защищённости крайней горизонтали 2 1 1 Анализ деятельности
10. 41 Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали 2 1 1 Анализ деятельности
10. 42 Операции по разрушению пешечного прикрытия короля 2 1 1 Анализ деятельности
10. 43 Операции, основанные на возможности превращения пешки 2 1 1 Анализ деятельности
10. 44 Операции, основанные на возможности возникновения пата 2 1 1 Конкурс
11 Эндшпиль        
11. 45 Типичные ситуации пешечного эндшпиля 2 1 1 Анализ деятельности
11. 46 Король и ферзь против короля и пешки 2 1 1 Анализ деятельности
11. 47 О разнообразии средств и позиционной ничьей 2 1 1 Анализ деятельности
11. 48 Легкофигурный эндшпиль 2 1 1 Анализ деятельности
11. 49 Дебюты гроссмейстеров 4 1 3 Анализ деятельности
12 Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства        
12. 50 Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН 8   8 Шахматный турнир
    144 52 92  

Содержание учебного материала.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.