Экспериментальное изучение ощущений и восприятия — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Экспериментальное изучение ощущений и восприятия

2020-05-10 880
Экспериментальное изучение ощущений и восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экспериментальное изучение ощущений и восприятия

I. Экспериментальное изучение ощущений. Психофизика: концепции Фехнера и Стивенса.

Ощущением называют отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения образуют чувственную ткань человеческого познания. Первым экспериментатором, изучавшим ощущения был Густав Теодор Фехнер. В 1860 г. он основал науку психофизику, которая изучает отношения между интенсивностью стимула и ощущением. Фехнер ввел понятия сенсорных порогов:

Порог располагается в точке, где возрастающая интенсивность стимула дает определённый эффект, вызывает ощущение (абсолютный порог) или изменение ощущения (разностный порог).

Абсолютный порог Фехнер измерял методом границ – раздражение усиливают, пока не появится ощущение, и уменьшают силу, пока оно не исчезнет. Затем берут среднее между двумя значениями.

Разностный порог определяют аналогично, пока человек не почувствует разницу в ощущениях, при этом находят едва заметные различия (ЕЗР) стимуляции. На основе определения ЕЗР Фехнер построил графики для ощущений яркости и громкости:

Графики описывались законом Вебера-Фехнера («основным законом психофизики»)

Между силой раздражителя и силой ощущения – логарифмическая зависимость: S = a logІ+b,

S – сила ощущения, І– сила раздражителя,  а и b - константы

Этот закон был подтвержден на нейронах животных, поэтому его называют законом объективной психофизики. Широкий диапазон интенсивности стимулов кодируется в узком диапазоне разрядов нейрона.

В дальнейшем определили соотношения между стимулом и ощущением на основе впечатления субъекта. Оценка в этом случае не поддается проверке («во сколько раз стимул сильнее стандартного?»), потому такой подход был назван субъективной психофизикой.

 

На болевой стимул ощущение возрастает резко. Для других модальностей ощущение растет медленнее

Более адекватным является закон Стивенса

Между силой раздражения и силой ощущения – степенная зависимость:

S = a (І- R)х, где R – пороговая интенсивность, х – показатель степени, меняющейся в зависимости от модальности раздражителя.

Причина различий двух законов: нервная импульсация изменяется по пути от рецепторов до высших отделов мозга. На периферии нервной системы – логарифмическая зависимость, в коре – степенная. Закон Стивенса учитывает отношение наблюдателя к измеряемой величине!

 

II. Экспериментальное изучение восприятия. Восприятие пространства и сложных зрительных образов.

Восприятием называют психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определенным принципам и содержащим в качестве одного из элементов самого наблюдателя. При восприятии объектов мы учитываем их взаимное расположение и удалённость, т.е. топологическое и метрическое отношения. Восприятие пространства – восприятие топологических и метрических соотношений между предметами окружающего мира.

Существует не одно, а много пространств:

 1. Математические пространства строятся на основе аксиом (эвклидово, топологическое, неэвклидово).

2. Физические пространства – существуют реально. Астрономическое пространство является неэвклидовым. Однако физическое пространство, в котором мы живём, можно рассматривать как евклидово

3. Живые существа воспринимают внешний мир сенсорными органами, им присуще определённое перцептивное пространство. Перцептивное пространство данного существа зависит от физического мира, в котором оно живет (воздушный или подводный) и от сенсорной системы, которой оно располагает. Перцептивный мир дельфина иной, чем наш. Из всех перцептивных пространств человека наиболее изучено зрительное. Причины – зрительная информация наиболее богата, лучший источник информации об удаленном пространстве. Для построения трехмерного мира нам необходимо восприятие глубины. Имеются следующие механизмы оценки глубины:

1. Использование зрительных признаков (монокулярные показатели).

a. Учет величины объектов (человек, или дерево – позволяют оценить расстояние до предметов рядом с ними).

b. Наличие промежуточных предметов (предмет, частично скрывающий другой, расположен ближе).

c. Перспектива – параллельные линии кажутся пересекающимися в бесконечности – линейная перспектива.

d. Освещенные участки кажутся более выпуклыми – роль теней. Но, на процессе восприятия сказывается наш опыт – лица всегда выпуклые.

Теория была подтверждена рядом экспериментов, в том числе с «параллельными аллеями». Человек должен был в темном зале расставить светильники в два ряда так, чтобы эти ряды казались параллельными. На самом деле линии параллельными не получалсь.

Древнерусская живопись учитывала неэвклидовость зрительного пространства (по Борису Викторовичу Раушенбаху)

Экспериментальное изучение ощущений и восприятия


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.