Модель личности эффектитвного консультанта — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Модель личности эффектитвного консультанта

2020-05-07 147
Модель личности эффектитвного консультанта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хотя исследований в этой области достаточно много, однако однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "искренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990):

- доверие к людям;

- уважение ценностей другой личности;

- проницательность;

- отсутствие предубеждений;

- самопонимание;

- сознание профессионального долга.

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

A. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами.

Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), исследовавший черты "хорошего консультанта" с позиции клиентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.

Если продолжить обзор многочисленных источников литературы о свойствах личности, которые необходимы консультанту, чтобы оказывать помощь, представлять собой катализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека, мы приблизимся к модели ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой программы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить.

Рассмотрим факторы, способные составить остов такой модели.

Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор.

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность — сомнительной. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окружающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Kennedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют "ткань" консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать – все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования – соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее, следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некоторым кажется, что выражение положительных чувств обязывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, отклонение их, поэтому более безопасной представляется отсрочка углубления межличностных отношений. Эффективному консультанту чужды такие страхи, он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет заранее обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Такой наивный оптимизм может стать причиной "холодного душа" в повседневном консультировании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу "хорошо", но не идеально. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Эмпатия является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.

 Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант – это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.

Этапы работы по запросу

(Экспериментально-психологический подход Й.Шванцера)

1. Изучение практического требования – запроса.

2. Формулировка психологической проблемы.

3. Выдвижение гипотезы (гипотез) о причинах нарушений в развитии, поведении, деятельности ребёнка.

4. Выбор модели исследования. Определение методов, методических средств, необходимых для выявления и оценки решающего фактора.

5. Формулировка заключений или психологический диагноз.

6. Разработка программы психокоррекционной работы, с учетом поставленного психологического диагноза.

            Требования к составлению коррекционных программ              

1. Осмыслить содержание психологического диагноза (Какие конкретно сферы личности затронула проблема клиента – потребностно-мотивационную сферу, познавательную сферу, эмоционально- чувственную и т.д.

   Восстановить в памяти теоретический материал по выбранной проблеме.)

2. Постановка цели коррекционной работы.

3. Определить круг задач, позволяющих конкретизировать поставленную цель.

4.  Выбор стратегии и тактики проведения психокоррекционной работы.

     ( Продумать «дальние» перспективные формы желаемых пребразований в личности клиента (клиентов) и конкретные пути их реализации.)

5. Определить форму коррекционной работы: индивидуальная, групповая, смешанная.

6. Отобрать необходимые методики и техники.

7. Определить общее время психокоррекционной работы, частоту встреч,

 длительность коррекционного занятия.

8. Составить программу с описанием каждого занятия.

9. Подготовить необходимый для занятий материал, оборудование и помещение, в котором будут проходить занятия.

    Самоанализ коррекционной работы студента-практиканта (обобщенный по всей программе и протокола отдельного занятия)

1 Анализ цели психокоррекционной программы и отдельного занятия (Определить, насколько психологический диагноз соответствует поставленной цели коррекционной работы)

2 Отметить, произошло ли в ходе коррекционной работы уточнение цели (всей психокоррекционной программы или отдельного занятия) или её видоизменение.

3 Эффективность проведенных психокоррекционных занятий (описать эмоциональный фон занятий, отметить качество выполнения обучающимися отдельных тренинговых упражнений, отметить достоинства и недостатки своей работы, объяснить их причины, указать на продуктивность и непродуктивность коррекционной работы в целом, а также отдельных методов, техник и упражнений.

 4 Отметить, испытывал ли студент-практикант какие-либо трудности в ходе работы, какие именно? Чем эти трудности были обусловлены, смог ли студент-практикант их преодолеть, каким образом?

5 Можно ли было предложить какой-либо другой подход или технологию для решения данной проблемы.

  Алгоритмы выполнения отдельных навыков  

  Правила установления дистанции с клиентом

         Для того, чтобы клиенту в общении со студентом-практикантом было комфортно, в первую очередь, необходимо соблюдать индивидуальную дистанцию с клиентом, не внедряться на его личную территорию. Для этого следует соблюдать несколько правил.

1. Надо учитывать настроение клиента и его установки на психолога (насколько клиент насторожен, закрыт, тревожен)

2. Если клиент вас опасается, не приближайтесь к нему близко (личное пространство – расстояние вытянутой вперед руки)

3. Дистанция зависит от природных особенностей клиента. Есть люди от рождения мало тактильные, отрицающие близкий физический контакт и ласки.

4.  Необходимо учитывать также и возраст клиента. Дети-дошкольники и дети младшего школьного возраста нуждаются в более тесном тактильном контакте (ребенка можно приобнять, ласково потрепать по плечу и т.п.) А подростки, напротив, стараются увеличить дистанцию и избегают телесных контактов, с ними надо быть сдержанными в проявлении даже сочувствующих ребенку тактильных движений.

5. Дистанция зависит от внутреннего самоощущения человека. При высокой самооценке человек гораздо охотнее сокращает расстояние между собой и партнером, чем при низкой.

6. Строя общение следует помнить и об основных позициях общающихся: «сверху» - авторитарное взаимодействий, «рядом» - доверительное, демократическое взаимодействие, «снизу» - заискивающее взаимодействие.

             Навыки активного слушания

1. Выслушайте внимательно, слова клиента. Попытайтесь определить характер его переживаний (обида, тревога, раздражение и т.д.).

2. Выскажите сочувствие переживаниям клиента. Обратите внимание на форму, в которой Вы выражаете свое сочувствие. Она должна содержать точное указание на характер переживаний клиента и начинаться высказывание должно примерно так: «Вас обижает эта ситуация», «Вы испытываете раздражение, когда...», а не «Вы обижены», «Вы раздражены». Последние варианты могут усилить напряжение и негативные переживания клиента.

3. Если вы не можете понять, что же переживает клиент, то выразить сочувствие можно повторив последние слова клиента в утвердительной форме. Например, ребенок говорит: «М.М. вечно ко мне придирается!».

Пс.: «М.М. к тебе придирается».

Обратите внимание – не должно быть вопросительной интонации в высказываниях психолога.

4. Когда вы повторяете слова клиента желательно пользоваться синонимами, их повторяя. В нашем примере: «М.М. к тебе относится несправедливо».

5. Помните, что если мы выражаем сочувствие, то в наших словах не должно быть оценивания поведения клиента и вопросов к нему по поводу происходящих событий.

6. Не надо забывать, что, выражая сочувствие клиенту, мы снимаем у него лишнее напряжение, создаем условия для безопасности и возможности свободных высказываний  

                                   Пассивное слушание.

   Пассивное слушание применяется, когда клиент готов говорить и говорит активно. Оно заключается в том, что психолог просто внимательно и с пониманием смотрит на клиента, слушает его, временами поддерживает сообщаемую клиентом информацию вербально или невербально.

                        Навыки прояснения смысла в высказываниях клиента

1. При организации беседы с клиентом следует использовать понятные партнеру по общению слова и выражения, говорить с ним на «одном языке».

2. Если психолог желает уточнить информацию, сообщаемую клиентом, он должен обратиться к нему с вопросом в такой форме: «Правильно ли я вас понимаю, вы хотели сказать то-то и то?»

3. Разговаривая с клиентом, следует избегать двусмысленности в высказываниях, не использовать длинных и витиеватых фраз.

  Рефлексивный анализ деятельности студента-практиканта

   Самоанализ коррекционной работы студента-практиканта.

1. Отметить, какие виды деятельности были проделаны студентом, эффективность каждого вида работы.

2. Анализ цели психокоррекционной программы в целом и цели каждого в отдельности занятия. (Определить, насколько психологический диагноз соответствовал поставленной цели коррекционной работы).

3. Отметить, произошло ли в ходе коррекционной работы уточнение цели (программы или отдельного занятия), её видоизменение, какой характер оно носило, чем было обусловлено.

4. Указать, насколько эффективно были проведены психокоррекционные занятия (описать эмоциональный фон занятий, отметить качество и смысл выполнения обучающимися отдельных тренинговых упражнений, выделить достоинства и недостатки, продуктивность и непродуктивность коррекционной работы в целом, отдельных методов, техник и конкретныхупражнений.

5. Отметить, испытывал ли студент-практикант какие-либо трудности в ходе психокоррекционной практики, какие именно? Чем они были обусловлены? Удалось ли практиканту их преодолеть, каким образом?

6. Показать, можно ли было предложить какой-либо другой подход, технологию для решения данной проблемы. Указать на возможные преимущества другого подхода.

7. Анализ проведенного воспитательного мероприятия, его психолого-педагогическая эффективность.

8. Общая оценка проделанной работы. Отметить, что особенно удалось и получилось сделать. Отдельно остановиться на ошибках, допущенных в ходе работы. Обязательно указать, каким образом допущенные ошибки можно исправить.

9. Указать, какие сильные стороны студенту-практиканту удалось обнаружить в себе, что особенно легко и хорошо получалось, а что мешало работе. Что следует еще развить в себе, чему еще необхордимо научиться.

8. Требования к отчету.

9. Подведение итогов практики. Критерии оценивания практики

Образец индивидуального плана студента-практиканта

 

Индивидуальный план составляется с учетом ежедневной работы практиканта на базе практики в установленные сроки.

Дата Содержание работы Отметка о выполнении
14.01.14 1. Консультация у руководителя и методиста практики. 2. Беседа с администратором учреждения об организации и особенностях работы психологической службы. 3. Составление плана работы. Выполнено   Выполнено   Выполнено
15.01.14 1. Работа по запросу: проведение консультативной беседы. 2. Работа в библиотеке по проблематике запроса. 3. Ведение учетной документации Выполнено   Выполнено   Выполнено

 

 

Образец дневника практики


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.