Диагностика и становление интеллекта — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Диагностика и становление интеллекта

2020-04-03 130
Диагностика и становление интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема диагностики интеллектуальных способностей. Тесты интеллекта и их оценка: тест Д.Векслера; тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра; тест «Включенные фигуры» Г.Уиткина; методика оценки степени когнитивной дифференцированности-глобальности (Н.И.Чуприкова, Т.А.Ратанова).

Групповые различия интеллекта. Интеллектуальные способности женщин и мужчин. Расовые различия. Влияние социально-экономическое положения и структуры семьи на развитие интеллекта.

Индивидуальные различия интеллекта.

Становление интеллекта. Развитие интеллекта в течение жизни.

 

Психология творческих способностей

Понятие творческих способностей (креативности). Становление взглядов на природу творчества и творческих способностей.

Творческие способности и деятельность. Соотношение сознательного и бессознательного в творческом акте (В.Н.Пушкин, Я.А.Пономарев). Фазы творчества (Т.Рибо, Дж.Уоллес, А.М.Блох).

Характеристика основных концепций креативности (Дж.Гилфорд, П.Торренс, М.Воллах, Н.Коган, С.Медник, Р.Стернберг, В.Н.Дружинин и др.). Исследование творческих способностей в процессуально-деятельностной парадигме (Д.Б.Богоявленская).

Основные показатели креативности: гибкость, беглость, оригинальность, разработанность (П.Торренс).

Творческие способности и личностные особенности: основные области исследований. Анализ черт и мотивов креативных личностей (Р.Кеттел, М.Коллинз, В.Н.Дружинин, Т.В.Галкина, Л.Г.Хуснутдинова). Креативность в контексте самоактуализации (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс). Исследование креативности личности на границе с психиатрией (Ч. Ломброзо, Ф.Пост, Г.Айзенк).

Развитие креативности. Фазы развития креативности («первичная» креативность, «специализированнная» креативность). Факторы, влияющие на формирование креативности. Инвестиционная теория развития креативности (Р.Стернберг).

Диагностика творческих способностей. Диагностика невербальной креативности (тест П.Торренса). Диагностика вербальной креативности (тест С.Медника).

 

Проблема соотношения интеллектуальных и творческих способностей

Сопоставительный анализ различных подходов на проблему соотношения интеллектуальных и творческих способностей (Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г-Айзенк, М.Воллах, Н.Коган, Р.Стренберг, М.И.Фидельман, Д.Б.Богоявленская, М.С.Егорова и др.).

Модель «интеллектуального порога» (Дж.Гилфорд, П.Торренс, В.Н.Дружинин).

 

2.5. Специфика развития интеллектуально-творческого потенциала школьников в рамках предметов общеобразовательного цикла

Проведение «круглого стола» по вопросам организации занятий в общеобразовательной школе с применением полученных знаний по развитию интеллектуально-творческого потенциала личности.

Анализ развивающих программ.

Моделирование занятий по интеллектуально-творческому развитию школьников. Проигрывание фрагментов занятий.

 

Обучаемость как общая способность

Понятие обучаемости (Л.С.Выготский, З.И.Калмыкова, Т.В.Егорова, А.К.Маркова, М.А.Холодная). Показатели обучаемости (темп продвижения, легкость освоения, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность, экономичность, работоспособность, выносливость и др.). Виды обучаемости: эксплицитная и имплицитная (В.Н.Дружинин).

Обучаемость, умственное развитие, успеваемость. Обучаемость и обученность. Уровень обучаемости.

Диагностика обучаемости: методика «Классификация геометрических фигур» (А.Я.Иванова); методика «Диагностическая программа» (Ю.Гутке, У.Волраб); методика расчета показателей обучаемости по результатам тестовых испытаний с дозированной внешней помощью (И.И.Нахимович).

ТЕМА  3.  ДЕТСКАЯ   ОДАРЕННОСТЬ:   ПРОБЛЕМА, ДИАГНОСТИКА, РАЗВИТИЕ

Психология одаренности

Одаренность как психолого-педагогическая категория и ее соотношение с категориями «задатки», «способности», «интеллект». Природа детской одаренности

Концепции одаренности (А.Бине, Д.Векслер, Дж.Равен, Дж.Гилфорд, П.Торенс, Дж.Рензулли; Б.М.Теплов, СЛ. Рубинштейн, Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин).

Виды одаренности: по виду деятельности (спортивная, музыкальная, лидерская, литературно-поэтическая и др.), по степени сформированности-(актуальная, потенциальная), по форме проявления (явная, скрытая), по широте проявлений в различных видах деятельности (общая и специальная), по особенности возрастного развития (ранняя и поздняя). Признаки одаренности. Особенности развития познавательной и психо-социальной сферы одаренных детей.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.