Рудольф штайнер «питание и сознание» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Рудольф штайнер «питание и сознание»

2020-05-07 820
Рудольф штайнер «питание и сознание» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТАЙНА КАРТОФЕЛЬНОЙ БОТВЫ.

Духовно-научное исследование, основанное на сообщениях Рудольфа Штейнера о влиянии картофеля на здоровье и жизнь человека.

Составитель Галина Райнина

Март 2016 г.

Сочи

(список работ Рудольфа Штейнера с предложенными ссылками на электронные версии расположен в завершении брошюры. Отрывки, представленные здесь, идут по прядку и имеют пометку, из какой книги перенесены).

 


ПОЧЕМУ ВЫ (лично Вы!) ЕДИТЕ КАРТОФЕЛЬ (томаты, бобы...) если ТОЧНО ЗНАЕТЕ о вреде, который наносится всему организму?

То, что от ПИТАНИЯ зависит наше СОЗНАНИЕ - неоспоримый факт!

СО - ЗНАНИЕ!

СО – с кем?- ЗНАНИЕ?

Очень ценна программная работа:

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР «ПИТАНИЕ И СОЗНАНИЕ»

Предлагаю только один отрывок, хотя интересно все!

"...Да, если человек является упорным грешником, тогда он останется им. Корень растения, который, пока он прикован к земле, производит на кого-то впечатление сытого банкира, сразу же, когда человек съедает его, преобразуется и стремится вверх, в то время, как то, что привело материю в свет, цветок, должно оставаться внизу. Так что мы в том, что в растении является корневым, имеем нечто, что, когда его употребляют в пищу, собственно через собственную сущность стремится к голове человека, в то время, как то, что лежит по направлению к цветку, остается в нижних областях; это в общем обмене веществ не поднимается к образованию головы.

И так мы имеем удивительный, чудесный спектакль, что, когда человек ест растительное, - ему, конечно, не нужно есть все растение целиком, потому что каждая часть растения содержит все растение; как говорилось, вы смотрите здесь на учение Гете о метаморфозе, - когда человек ест растение, оно превращается в нем в воздух, в воздух, который шагает сверху вниз в растительной форме, который сверху вниз определенным образом цветет.

Во времена, когда такие вещи знали благодаря древнему инстинктивному ясновидению, растения по их внешнему виду рассматривали на тот предмет, таковы ли они, чтобы они могли быть чем-то для головы человека, показали ли они сильно уже в корне, что они стремятся к духовному. Тогда то, что мы едим в них, в определенной степени достигнет головы человека при полном переваривании, и проникнет в голову, чтобы там стремиться к духовному Космосу и обрести с ним необходимую связь.

У растений, в которых сильная пронизанность астральным уже налицо, как, например, у бобовых, тогда даже плод останется в нижних сферах, не захочет подниматься до головы, но сделает из-за этого сон тяжелым, и тем самым сделает тяжелой голову, человек обнаружит это, когда проснется. Пифагорейцы хотели оставаться чистыми мыслителями, не прибегать к помощи пищеварения для головной функции; поэтому они запрещали бобы..." (книга 1)

************

 «… Картофель — корневой отросток, в котором задержаны силы, обра­зующие стебли и листву. Картофель — это не корень, а задержанный стебель.

Тако­му растению мы должны дать песчаную почву. Ибо в почве, богатой кремнием, космические силы задерживаются, прямо-таки улавливаются. К этому мы и должны стре­миться, имея дело, например, с картофелем: в самом кар­тофеле, под землёй, удержать силы цветения. 2 лекция

…Самое важное заключается в том, чтобы продукция сельского хозяйства, потребляемая человеком, служила бы ему наилучшим образом. Вы можете что-то вырастить в поле или в огороде, что выглядит блестяще, а при по­треблении его человеком только наполняет желудок, но никак не стимулирует внутреннюю активность организ­ма.

Но к этой цели — чтобы человек получал продукты питания, обладающие свойствами, наиболее важными для жизненности организма, — современная наука привести никак не может, потому что не знает путей к ней.

Томат — самое необщительное существо в растительном мире. Он не хочет принимать в себя ничего чужого, он отвергает удобрение, которое уже прошло через какой-то процесс переработки, он не хочет его принимать. С этим и связа­на его способность оказывать влияние на то в человечес­ком и животном организме, что в нем склонно к самосто­ятельности.

В этом смысле томату родственен картофель. Он тоже ведёт себя очень самостоятельно, в том самостоятельно, что чрезвычайно легко проходит через весь процесс пи­щеварения и проникает в мозг. И придает ему самостоя­тельность, самостоятельность даже по отношению к дру­гим членам тела.

И среди причин, способствовавших раз­витию материализма с тех пор, как в Европе стали зани­маться разведением картофеля, можно указать и на чрез­мерное потребление картофеля. Потребление картофеля нужно, лишь поскольку он стимулирует работу мозга, работу головы.

Но потребление картофеля не должно быть чрезмерным…» (книга 2, 8 лекция).

************

"...Видите ли, если вы рассматриваете репу как расте­ние в целом, то вы скажете: я вижу, что это растение в целом предрасположено к преимущественному разрас­танию корня. В репе этот корень составляет почти все. В этом растении именно корень представляет собой не­что интересное. Все другое, ботва, находящаяся сверху, большой роли не играет. Так, репа преимущественно подходит для того, чтобы в качестве пищевого продук­та обслуживать именно человеческую голову. И если вы чувствуете слабость в голове, пустоту в мозгу, не можете хорошо мыслить, то для вас окажется полезным на ка­кое-то время включать в свою диету репу. Но больше всего, конечно, это помогает детям.

Если теперь вы сравните с репой картофель, то выглядит он совсем иначе, нежели репа. Вам известно, что у картофеля есть ботва и у него есть то, что, собст­венно, идет в пищу — клубни; они находятся в земле. Взглянув на вещи поверхностно, можно было бы ска­зать: эти клубни и являются у картофеля корнем. Но это неправильно; эти образования не являются корня­ми. Если вы рассмотрите это более точно, то вы увиди­те: тут корни прикрепляются к клубням, находящимся в земле. Настоящими корнями являются те маленькие корешки, которые прикреплены к клубням; они легко отпадают. Когда картофель убирают, они отпадают, но если картофель убирают очень свежим, то их можно об­наружить всюду. Если мы берем клубни и едим их, мы имеем в них нечто подобное ботве или стеблю, так что только кажется, будто они образуются в качестве кор­ня: в действительности это стебель или ботва, листья которой трансформированы. Это нечто, находящееся на стадии между корнем и ботвой. Вот отчего карто­фель не содержит в себе столько солей, как, например, репа, не проявляет земного начала; хотя он и растет в земле, но родства с земным началом он не имеет. И со­держит картофель преимущественно углеводы; солей он содержит не так много, в основном углеводы.

Теперь мы должны сказать следующее: когда я ем ре­пу, то мое тело может, в сущности, оставаться настоящим лентяем; ведь в случае репы телу приходится только раз­мягчить эту репу слюной, образованной во рту, и затем применить свой желудочный сок, пепсин и так далее; то­гда важнейшие вещества, содержащиеся в репе, направ­ляются в голову. Человеку необходимы соли. Эти соли доставляются ему благодаря тому, что находится в корне растения, и особенно в корне такого растения, как репа.

Если же человек ест картофель, он тоже сперва дер­жит его во рту, потом в желудке; там из картофеля об­разуется крахмал, но это происходит только благодаря усилиям тела. Затем крахмал идет дальше в кишечник. Для того, чтобы все это при дальнейшем пищеварении перешло в кровь и могло достичь головы, телу необходи­мо снова приложить усилия, чтобы крахмал превратить в сахар. Ибо только тогда он может дойти до головы. Тут, следовательно, должны быть приложены большие силы. Видите ли, господа, если я должен прикладывать силу по отношению к чему-то внешнему, то я ослабеваю. Это тайна человека: если я рублю дрова, следовательно, расходую силы внешним образом, тогда я становлюсь слабее. Но когда я внутренним образом создаю в себе силу, чтобы углеводы превратить в крахмал, а крах­мал — в сахар, тогда я становлюсь сильнее. Именно так осуществляется тот процесс, посредством которого я снабжаю себя сахаром; принимая в пищу картофель, я становлюсь сильнее. Тут, следовательно, дело не в том, чтобы только наполнить себя продуктом питания, но в том, чтобы этот продукт развил в теле силы.

Так что можно сказать: питание корнями — ведь все корни таковы, что воздействуют на голову, хотя и не в такой степени, как свекловичные, — питание кор­нями дает телу то, что ему нужно. Продукты, которые до некоторой степени можно отнести к ботве, содер­жат углеводы, которые дают телу силы, необходимые ему для работы,.необходимые для движения.

О картофеле уже говорил; он в то же время все-та­ки ослабляет человека, поскольку последнему прихо­дится тратить на него слишком много сил: он главным образом действует на человека так, что тот не получает силы на продолжительное время. Однако принцип, из­ложенный мною, относится именно к картофелю.

Насколько плох как средство питания картофель, настолько же хороши все зерновые; пшеница, рожь и так далее..."

"...Вы знаете, в новое время появились всевозможные глупости, особенно в отношении питания. Эти глупо­сти сегодня входят в моду. Есть так называемое сырое­дение; при этом вообще не хотят ничего больше гото­вить, а хотят есть все в сыром виде. Почему возникают такие вещи? Потому что материалистическая наука не в состоянии помочь людям узнать такие вещи, узнать, как обстоит тут дело; а знакомиться с духовной наукой они просто не желают. Поэтому они и выдумывают. Все сыроедение в целом есть ни что иное, как фантастика. В течение некоторого времени еще можно подвергать тело такому, я бы сказал, истязанию — поскольку телу приходится затрачивать слишком много сил, — упот­ребляя только сырую пищу; но в тем большей степени окажется оно обессиленным потом. 6 лекция

+ Видите ли, наши предки в Европе в XII—XIII веках или еще раньше кое в чем отличались от нас. Обычно на это не обращают внима­ния! Среди всего, чем они отличались от нас, было и то, что они вообще не ели картофеля. Картофель был введен только позднее. Но питание картофелем оказа­ло сильное влияние на людей. Видите ли, если человек ест зерновые, то его легкие и сердце становятся особен­но сильными. Это усиливает легкие и сердце. У челове­ка в этом случае здоровая грудная клетка, это идет ему на пользу. Он не так зациклен на мышлении; большее значение имеет, например, дыхание; он также проявля­ет выносливость при дыхании. 7 лекция

+ Теперь об употреблении в пищу картофеля. Кар­тофель в меньшей степени обеспечивает сердце и лег­кие, картофель поднимается в голову — во всяком слу­чае, как я сказал вам, только в нижнюю часть головы, не в верхнюю ее часть — он входит в нижнюю часть головы, в результате чего человек начинает мыслить слишком критически. Посмотрите, почему в более отдаленное время было меньше газетчиков? Да и кни­гопечатания тогда еще не было. Вы только подумай­те, сколько по всему миру приходится размышлять только для того, чтобы выпустить газету! Да, таким многомыслием — хотя оно совсем и не нужно, его уж чересчур много — таким многомыслием мы обязаны картофельному рациону! Ведь человек, который ест картофель, постоянно испытывает побуждение мыс­лить. Он не способен ни на что иное, кроме размыш­лений. Из-за этого его легкие и сердце становятся слабыми; туберкулез, туберкулез легких стал особенно широко распространяться только тогда, когда начали питаться картофелем! И люди наиболее ослаблены в тех местностях, где почти ничего, кроме картофеля, не культивируют, где люди живут одним картофелем.

Итак, картофель! Если сегодня кому-нибудь при­ходится говорить о том — а говорить об этом должен естествоиспытатель или медик, — как, в сущности, дей­ствует картофель, когда его съедают, что же делает та­кой человек? Вы ведь знаете, картофель стал пищевым продуктом, и было бы крайне трудно в некоторых облас­тях отучить людей от привычки питаться почти исклю­чительно картофелем (в России, наоборот, было труд­но приучить население к этому продукту — примеч. перев.). Так что же делает современный естествоиспы­татель, если хочет проверить, какова питательная цен­ность картофеля? Он исследует, какие вещества содер­жатся в картофеле. В лаборатории можно, конечно, ис­следовать, что за вещества содержатся в картофеле. Там обнаруживают углеводы, которые состоят из углерода, кислорода и водорода, образующих определенную упо­рядоченную структуру. Затем открывают и то, что в че­ловеческом организме это вещество преобразуется, что, в конце концов, оно становится одним из видов Сахаров, но на этом исследование прекращается. Продвинуться дальше не удается. Видите ли, если мы, желая вскарм­ливать какое-либо животное молоком, даем ему это молоко в цельном виде, то животное развивается очень хорошо. Но если мы разложим это молоко на составные части, исследуем, из чего оно состоит, и вместо молока бу­дем скармливать животному эти химические составные части, то животное околеет, оно не сможет этим питать­ся. На чем это основано? Это основано на том, что когда эти химические составные части объединены в молоке, тут действует еще нечто иное. Так что и в картофеле дей­ствует нечто иное, нежели то, что имеется в его чисто химических составных частях. Там присутствует духов­ное. Повсюду, во всей природе действует духовное.

И мы видим, что если мы подходим с позиций ду­ховной науки — антропософия является лишь одним из возможных ее имен, — если мы действительно, подходя с позиций духовной науки, исследуем эффективность картофеля как средства питания человека, мы прихо­дим к тому, что картофель в пищеварительных органах переваривается не полностью. Картофель не полностью переваривается в пищеварительных органах; через лим­фатическую систему, через кровь он поднимается в голову, причем по отношению к картофелю голове приходит­ся служить в качестве пищеварительного органа. Голова становится своего рода желудком, если человек ест слиш­ком много картофеля; голова тоже переваривает.

Вследствие этого такое средство питания, как карто­фель, весьма существенно отличается от здоровых про­дуктов, например от хлеба. Если человек ест здоровый хлеб, тогда все, что как вещественное содержится в зерне, во ржи, пшенице, здоровым образом переваривается в его пищеварительном тракте. В результате в голову посту­пает лишь духовное начало ржи, пшеницы и так далее.

Никакая чисто естественная наука не в состоянии узнать эти вещи; их можно узнать только, когда иссле­дуется духовное содержание данной вещи. Так откры­вается то, что в новое время человечество подверглось разрушению, из-за употребления в пищу картофеля. Становится очевидным, что в последние столетия осо­бый вклад в общее ослабление здоровья людей внесло увлечение картофелем. Этот весьма грубый пример по­казывает, как можно духовно исследовать все, что пре­подносит естественная наука, если ее берут за основу.

Но я хочу сказать вам еще кое-что; с этой точки зрения любая субстанция, пришедшая в мир, может подвергнуться проверке на предмет ее духовного содержания. Только благодаря этому могут быть по­лучены лекарственные средства. Так духовная наука особым образом создает фундамент для медицины..." (книга 3).

************

... В картофеле главным образом содержится крахмал. Этот крахмальный клейстер превращается внутри нас сначала в декстрин, а затем в сахар. Так что, употребляя в пищу картофель, вы, по существу, питаетесь сахаром, потому что картофельный клейстер, крахмальный клейстер превращается в человеческом организме в сахар. Ведь, не правда ли, особенно много этого сахара содержится в винограде, а тем самым и в алкоголе. Все воздействие алкоголя на человека основано помимо собственно алкоголя, на содержащемся в нем сахаре. И опять-таки из алкоголя в человеческом организме производится сахар.

...Задача головы состоит преимущественно в том, чтобы бороться с тенденцией сахара и крахмала. Чего хотят сахар и крахмал? Тут вам надо посмотреть хотя бы на виноград. Ведь не правда ли, когда наступает осень, люди убирают виноград, виноградные гроздья. Их отжимают, а затем начинается брожение. Перебродивший продукт используется затем как вино. Вследствие того, что вино именно благодаря брожению становится вином, оно преодолевает этот процесс брожения. (Если бы процесс брожения не был преодолен, остановлен, вино превратилось бы в уксус – прим. перев.). Но если вино попадает в желудок, из него образуются вещества входящие в состав продуктов питания. Итак, существуют вещества, которые имеют тенденцию к брожению; это крахмал и сахар. Крахмал и сахар в человеческом организме по преимуществу стремятся к брожению, хотят забродить. Если вы пьете алкоголь, то тогда этот алкоголь изгоняет из головы те силы, которые в человеке препятствуют брожению крахмала и сахара, возникающего из крахмала. Рассмотрим всю эту историю более подробно. Допустим, что 22 января вы наелись картофеля, наелись бобов и выпили к тому же алкоголь. Что ж, прекрасно. Если бы вы не пили алкоголь, ваша голова оставалась бы трезвой. Картофель и бобы содержат крахмал и сахар, который образуется из крахмала: голова имела бы силы чтобы нормальным образом воспрепятствовать брожению крахмала и сахара. Но поскольку вы приняли алкоголь, голова утратила способность препятствоватьброжению получаемых из картофеля крахмала и сахара; картофель и бобы, а также другие продукты, зерновые, например, начинают бродить внутри вас.

… … …Как в животе человека «сидит» эфирное тело, как в средней части человека «сидит» астральное тело, так в человеческой голове «сидит», помещается «я», «я» как таковое; последнее не будет отрицать ни один человек. Дело в том, что это «я» как таковое имеет дело с тепловым элементом точно так же, как физическое тело имеет дело с твердым, эфирное тело - с жидкостью, а астральное тело – с газообразным. Дело в том, что человек всем, что зависит от его собственного «я», приводит в движение тепловое начало. Это во всех подробностях можно конкретно проследить в человеческом организме. «Я» как таковое связано также с кровью, вот почему кровь производит тепло. Однако, «я» как таковое, то, что человек переживает в своем сознании, связано также и с выделениями желез внутренней секреции. Поэтому гормональные выделения, выделения желез внутренней секреции связаны с теплом. «Я» как таковое является также и тем, что препятствует брожению, действуя из сверхчувственного посредством сил головы. Можно сказать так:

эфирное тело борется с гниением белковых веществ,

астральное тело борется с прогорканием жиров,

«я» борется с брожением сахара и крахмала.

В этом состоит причина, по которой я должен был сказать вам однажды, что чрезмерное употребление картофеля наносит вред голове. Чрезмерное употребление картофеля оказывает на человека следующее влияние. Видите ли, картофель содержит мало белков. Из-за низкого содержания белков он является хорошим продуктом питания для человека. Вследствие низкого содержания белков картофель, - если только человек умеренно употребляет его вместе с другими продуктами, - является хорошим средством питания. Однако, картофель содержит чрезвычайно много крахмала, который должен внутри человека превратиться в сахар; сначала в декстрин, а потом в сахар. Когда-то я уже говорил вам; если человек ест слишком много картофеля, его голова вынуждена слишком много работать; это естественно, поскольку голова должна препятствовать процессу брожения. Вот почему возникает слабость головы у тех людей, которые едят слишком много картофеля, вынуждая свою голову страшно перенапрягаться, чтобы справиться с брожением картофеля. Конкретно, средняя часть головного мозга слабеет; только передняя часть головного мозга остается исправной, она меньше подвергается перенапряжению, чтобы справиться с брожением картофеля. Именно из-за того, что картофельная диета столь широко распространилась в новое время, возник материализм, поскольку источник материализма находится в переднем мозгу.

Специфика тут такова: считают, что материализм вытекает из логики. Однако, в некотором отношении материализм в новое время есть ни что иное, как следствие употребления картошки! Не правда ли, людям едва ли нравилось жить на одной картошке, но вот материализм они приняли потом охотно. … … … Но отсюда вы можете сделать вывод: развиваемая здесь духовная наука познает, что представляет собой материализм на самом деле. Материализм ничего не знает о материальном; духовная наука непосредственно познает, что картошка является истинной созидательницей материализма. Она очень коварна, эта картошка, она лукава и пронырлива вплоть до безобразия. Ибо, видите ли, человек ест только картофельные клубни, но не картофельные глазки, - их действительно вредно есть, - и цветки он тоже тем более не может есть, поскольку картофель принадлежит к семейству пасленовых, а у них цветы ядовиты. Но что представляет собой яд? Я уже говорил вам в последний раз: в больших дозах яд убивает, в малых дозах, в тонком разведении он является лекарственным средством. Сам по себе картофель содержит очень много крахмального клейстера, он почти целиком состоит из этого крахмального клейстера. Сам по себе картофель не мог бы жить, поскольку крахмальный клейстер стал бы наносить ему страшный вред; поэтому он в то же время вытягивает из (окружающего) мира яд, тем самым ликвидируя вредные воздействия в себе самом. Вот почему я называю его изворотливым и хитрым. Картошка сама обладает ядом, благодаря которому она устраняет наносимый ей вред. Но для человека картофельный яд особенно вреден; человек не получает яд с картошкой, но она предоставляет ему только то, с чем она сама вынуждена бороться посредством яда (то есть свой крахмал – прим. перев.). Поистине, вполне можно сказать: картошка – хитрое, пронырливое существо! Человеку должно быть ясно, что если он ест слишком много картошки, средняя часть его головного мозга ослабевает, истощается, причем даже органы чувств могут пострадать в результате избыточного употребления картофеля.

Если человек, будучи ребенком или совсем молодым юношей ест слишком много картошки, средняя часть его голоного мозга становится чрезвычайно слабой. Но ведь средняя часть головного мозга является исходным пунктом, источником важнейших органов чувств. В среднем мозгу находится область четверохолмия, там находится зрительный, глазной нерв и тому подобное; даже зрение может ослабнуть из-за чрезмерного употребления картофеля, поскольку именно в среднем мозгу располагается зрительный центр. Некоторые возникающие в старости глазные болезни происходят оттого, что в детстве человек ел слишком много картофеля. У человека возникает слабость зрения, слабость глаз. Действительно, дело обстоит так, что раньше люди в Европе значительно реже страдали возрастным снижением зрения, нежели сейчас. Причина этого состоит опять-таки в том, что помимо прочего, воздействующего на глаза – такие воздействия как электрический свет и тому подобное не так сильны, так как действуют не изнутри, - именно чрезмерное употребление картофеля очень вредно для глаз, для глазного нерва, оно плохо влияет даже на возможности органов вкуса – даже на органы вкуса! Видите ли, тут происходит следующее. Допустим, что уже в детстве человек ест слишком много картофеля. В более позднем возрасте у такого человека очень часто наблюдается, что он не знает, достаточно ли он съел, сыт ли он, поскольку вкус у него нарушен из-за употребления картофеля. В то же время человек, употреблявший не слишком много картофеля, инстинктивно знает, когда он насытился. Итак, инстинкт связан в большей степени со средним мозгом, и портится из-за чрезмерного потребления картофеля. Это особенно сильно проявляется в новое время.

Из всего сказанного мною вам вы видите: человек, чтобы быть достаточно сильным, должен быть наделен способностью, во-первых, преодолевать загнивание белковых веществ, во-вторых, - преодолевать прогоркание жиров, и, в-третьих, преодолевать брожение сахара и крахмала…

представьте, господа, что вы едите картофель. Картофель главным образом претерпевает превращение уже во рту, ведь крахмал вообще является важнейшим средством питания, он служит не только для того, чтобы крахмалить рубашки. Картофель состоит почти из одного крахмала. На пути изо рта в желудок и в кишечник картофель постепенно превращается в сахар. Из картофеля сначала возникает декстрин, и затем сахар. Картофель лишь во рту не слишком вкусен; в кишечнике он становится необычно сладок, поскольку он там превращается в сахар. Но когда в кишечнике картофельный крахмал превращается в сахар, когда печень затем превращает картофельный или какой-либо иной сахар в человеческий сахар, это внутренний сахар передается затем всему телу, становится вследствие этого теплее; которое обретает свою внутреннюю теплоту. Но для того, чтобы это могло произойти, должно нормально работать астральное тело. Если же оно работает не нормально, то процесс превращения в человеческий сахар не осуществляется правильным образом, но животный и растительный сахар идет прямо в почки. Сахар выделяется, а у человека возникает диабет, сахарная болезнь… (книга 4)

************

 

Можно уже кое-что сказать по исследованию нами этого вопроса:
ПОЧЕМУ ВЫ (лично Вы!) ЕДИТЕ КАРТОФЕЛЬ (томаты, бобы...) если ТОЧНО ЗНАЕТЕ о вреде, который наносится всему организму?

Наше исследование идет в двух плоскостях.

Первое.

Этот вопрос о вреде, приносимом картофелем (томатами, бобами, грибами...) здоровью человека обсуждается активно на страничке ВК: https://vk.com/im?sel=c7

Мы с друзьями установили, что да, о вреде картошки для всего организма, практически всем известно, но... ПРИВЫЧКА, ДОСТУПНОСТЬ и некая КОМПРОМИСНОСТЬ, приводят к тому, что ДА! картофельные блюда становятся реже в рационе, в основном остаются в супах...  НО! Члены семьи, особенно дети, если где-то уже попробовали или картофель ранее - не желают отказываться из-за какого-то гипотетического вреда, который будет в каком-то гипотетическом будущем. И, многим, кто не занимается духовной наукой, по сути, все равно. В лучшем случае... И такой вот итог получился при активном обсуждении: нужны усилия, попытки для изменения ситуации! Мотивация слабая! На что, участвующий в разговоре антропософский врач, психолог сформулировал резюме: "Следование мотивации, в случае картофеля, подкрепляется только сознанием, опыт переживаемый приходит не сразу. А если это не подкрепляется эффективностью видимой и переживаемой, мотивация только тлеет. Либо должно быть ну очень пробужденное сознание...." Тогда, в случае картофеля (томатов, бобов, грибов...) и в том, что у нас есть, ЕСТЬ!, антропософия - мы выбираем... ПРОБУЖДЕННОЕ СОЗНАНИЕ!

Второе.

Как раз о том, КАК способствовать пробужденности сознания и проводятся эти духовно-научные исследования по работам Рудольфа Штейнера. На сайте http://antroposarij.narod.ru/index/stranica_11/0-15

Продолжим.

************

" То, что мы едим, мы едим только для того, чтобы иметь побуждение.

...Корень растения имеет родство с головой. Цветок растения имеет родство с кишечником и так далее. Обдумав это, мы тем самым прольем свет на значение картофеля. Ведь у картофеля есть клубни; они не вполне стали корнями. Следовательно, если человек ест много картофеля, то он ест растение, которое имеет недоразвитый корень. Если человек ограничивает себя картофельной диетой и ест слишком много картофеля, то его голова не обеспечивается в достаточной степени. Пища остается внизу, в пищеварительном тракте. Дело обстояло так, что при картофельном рационе у людей в Европе их голова и головной мозг оказывались обделенными. Эти связи можно увидеть, только занимаясь духовной наукой. При этом говорят себе: с тех пор, как в Европе питание картофелем становилось все более преобладающим, голова человека утратила свои способности.

Картофель возбуждает по преимуществу язык и глотку. Если мы, взяв картофель как растение в целом, пройдем по нему сверху вниз, то мы не совсем доходим до корня; точно так же и у человека; если мы не совсем доходим до головы, остаемся на уровне языка и глотки, то именно эта зона оказывается особенно стимулированной действием картофеля. По этой причине картофель в качестве гарнира, приправы кажется людям очень вкусным; ведь он возбуждает то, что находится под головой, голову же оставляет незагруженной. (Речь идет о симметрии, возникающей при воздействии той или иной части растения на ту или иную часть организма: если корень растения действует на саму голову, то клубень картофеля — как переходная часть от стебля к корню, действует на нижнюю часть головы, область языка и глотки, — примеч. перев.).

Если же едят красную свеклу, господа, получают от этого сильное побуждение к тому, чтобы много мыслить. Это человек делает совсем бессознательно. Если человек ест картофель, то получает при этом побуждение, очень скоро начать есть снова. В случае картофеля быстро наступает голод, так как картофель не совсем доходит до головы. Красная свекла же вызывает быстрое насыщение, поскольку она, фактически, — это весьма важно, — доходит до головы, она играет для головы важнейшую роль, так как сильно активизирует в ней ее деятельность, если правильным образом поступает в голову. Людям, естественно, страшно неприятно, когда им приходится мыслить, вот почему они картофель любят больше, чем красную свеклу, так как картофель не возбуждает мышления. Так человек становится ленивым. Он не испытывает побуждения к мышлению, он становится ленивым в мышлении. Напротив, красная свекла очень сильно побуждает мышление, поскольку она является настоящим корнем. Она очень сильно побуждает к мышлению, но побуждает так, что человек, в сущности, хочет мыслить; если же у человека нет желания мыслить, то он не любит красную свеклу. Если человек нуждается в побуждении к мышлению, то ему надо использовать побудители, содержащие особенно много солей, например, редьку. Если у кого-либо недостаточно подвижности в голове, то ему будет полезно, — для некоторого усиления подвижности в мыслях, — добавлять к своему рациону редьку.

Так вы видите проявление столь необычной вещи: можно сказать, что редька побуждает мышление. — Человеку даже не нужно самому проявлять активность в мышлении; если он ест редьку, то мысли приходят, причем сильные мысли, они даже могут вызывать, кроме того, мощные сновидения. Мысли не приходят к тому, кто ест много картофеля, напротив, к нему приходят отягчающие его сновидения. Те, кому приходится постоянно есть картофель, становятся хронически усталыми, вялыми, им постоянно хочется спать и видеть сны. Вот почему большое культурно-историческое значение, большое историческое значение имеет то, какие средства питания получают люди.

…Картошка — это, конечно, не единственное, есть множество иных факторов, но я привел именно картошку, поскольку это очень яркий пример.

...Человек, в сущности, живет благодаря продуктам четырех видов: это белки, которые он принимает во всех своих продуктах питания; в наиболее, так сказать, характерной и особенно представительной форме белок содержится в курином яйце, но он содержится также и во всех продуктах питания. Итак, первое — это белки. Кроме того человек употребляет жиры, причем он употребляет жиры чисто животного происхождения, хотя жиры опять-таки содержатся во всех продуктах. Вы знаете, другие продукты превращаются в жиросодержащие продукты, так, например, молоко превращается в творог, сыр и тому подобное. Третьим видом продуктов питания являются те, которые мы называем углеводами, к ним относятся продукты растительного происхождения. Хотя, конечно, мы берем их и из других средств питания, но в наибольшей степени углеводы содержаться в таких продуктах как пшеница, рожь, чечевица, бобы, есть они и в картофеле, причем в его составе они содержатся в наибольшей степени. Последний вид продуктов необходимых для жизни человека, — хотя человек рассматривает их лишь в качестве приправы, они, тем не менее, особенно важны, совершенно необходимы для жизни, — это соли. Мы употребляем наши соли в форме поваренной соли, однако соли содержатся опять-таки во всех продуктах питания. Так что мы можем сказать: для того, чтобы человек мог жить, его питание должно состоять из белков, жиров, углеводов и солей.

Я хочу описать вам, что же означают для человека эти различные виды продуктов питания, которые мы, — поскольку мы употребляем разнообразное, смешанное питание, — получаем в различной форме. Возьмем, прежде всего соли… (и, далее, по тексту!)

Картофель, будучи съеден, попадает в желудок и в кишечник. Но там он не может быть как следует переработан; вместе с кровью он в недопереваренном, непереработанном виде поднимается наверх. Приходя сюда в подобающий ему слой головного мозга, картофель должен здесь же, в головном мозге, подвергнуться дальнейшей переработке, вместо того, чтобы сразу же быть направленным вниз, что происходит с высоко переработанными (уже в желудке и кишечнике, — примеч. перев.) пшеницей и рожью. Следовательно, если мы едим настоящий ржаной или пшеничный хлеб, мы уже в желудке и кишечнике перевариваем его в достаточной степени; мы не утруждаем свою голову, перекладывая на нее необходимость переваривать его, он уже готов к распределению по телу. Напротив, если мы употребляем в пищу картофель или выпеченные из него лепешки, то наша голова должна служить в качестве (дополнительного) пищеварительного аппарата для картофеля.

Однако, если голова вынуждена служить лишь в качестве пищеварительного аппарата для картофеля, она лишается способности мыслить, поскольку для мышления ее силы должны оставаться свободными: нижняя часть тела должна освободить ее от забот по пищеварению. Следовательно, если человек употребляет слишком много картофеля, — а это имеет место все больше и больше со времени завоза картофеля и распространения его в Европе, — голова все больше и больше отключается от процесса мышления. Человек все в большей степени теряет способность мыслить посредством средней части головы, он все больше думает лишь посредством передней ее части. Но эта передняя часть головы находится в зависимости от солей, которые все больше ведут к тому, что человек становится чисто рассудочным материалистом…" (книга 5).

************

...Когда ребёнок получает представление о том, что собственно является картофелем, это означает чрезвычайно многое. Ведь картофель - это, собственно, не корень, картофель - это запутавшийся в комок ствол, запутанный стебель. Сухая почва, которой вынужден обходиться картофель, то, что должно устремляться в ботву, вытягивает назад, в землю. Из ботвы нужно узнать, насколько родственным почве остаётся растение в своём произрастании, как долго почва сохраняет свои импульсы действенными в растении. Нужно быть в состоянии проследить это плебейское врастание картофеля в сухую почву…

Всё то, что здесь рассматривается - чрезвычайно сложно, и людям очень тяжело проникать во все ответвления того, что здесь рассматривается. Это принадлежит к сложнейшим задачам серьёзного, не такого, как это сегодня принято, но - серьёзного научного исследования, познать, например всё то, что происходит, если человек отправляет себе в рот картошку или кусок ростбифа. Оба процесса - бесконечно многообразны, но - совершенно различны, и нужно знать множество частностей, желая основательно охватить эти вещи.

Для нашего рассмотрения, к примеру, будет достаточно намека на то, что здесь происходит, если я скажу Вам следующее. Представьте себе - ребёнок поглощает картофель. Он ощущает вкус этого картофеля прежде всего в голове, т.е. в органах вкуса, и этот вкус теперь действует. Несмотря на то, что он теперь уже больше не пронизывает весь


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.