Лекции по темам к выполнению контрольной работы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Лекции по темам к выполнению контрольной работы

2020-05-07 127
Лекции по темам к выполнению контрольной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика и» включает в себя основные понятия, исходные методологические принципы и пути практического использования научных знаний в теоретической и практической областях её изучения и применения.

Существенное внимание уделяется изучению вопросов: классификации, диагностики и обеспечения надёжности человека-оператора, психологического исследования факторов ошибок и отказов человека-оператора в работе, психологических факторов обеспечения работоспособности в различных режимах информационной нагрузки и трудовой деятельности, психологических особенностей группового субъекта операторской деятельности.

Учебная программа по дисциплине направлена на интеграцию современных психологических знаний о факторах повышения эффективности труда, об особенностях труда как социально ценной продуктивной деятельности человека в целях повышения ее эффективности и совершенствования личности человека.

В рамках современной методологии системного подхода к исследованию трудовой деятельности рассматриваются общие требования эргономики к организации трудовой деятельности, к разработке средств трудовой деятельности, закономерности работы человека-оператора с информационными потоками, эргономические условия обеспечения надёжности человека-оператора.

Определение понятий «методология», «метод», «методика». Основные требования к выбору и применению методов и методик эргономического и инженерно-психологического исследования. Классификации методов инженерной психологии и эргономики. Анализ документации (регламентов, технологических карт и т.п.). Метод анализа ошибок и отказов человека- оператора. Алгоритмический способ описания и анализа трудовой деятельности (сущность и процедура метода).

Методы опроса. Беседа. Анкетирование. Метод обобщения независимых характеристик (МОНХ). Тесты. Эксперимент и моделирование в эргономике и инженерной психологии. Эксперимент: лабораторный, естественный, математический (расчетный). Наблюдение. Имитационное моделирование: особенности и примеры в инженерной психологии. Применение физиологических методов для регистрации физиологических функций человека в процессе труда.

Перспективы развития методов эргономики и инженерной психологии.

Понятие системы. Понятия: «система - человек-машина - среда", человек-оператор, операторская деятельность. Системоцентрический (техноцентрический) и антропоцентрический подходы к исследованию системы «Ч-М-С». Сравнительная характеристика параметров человека и машины. Принципы распределения функций между человеком и техникой.

Классификации системы «человек-машина». Оценка надёжности СЧМ. Отказы в работе СЧМ.

Условия обитания и организации труда как факторы надёжности системы «человек-машина»: техника и технология работы, режим ожидания, особенности информационных потоков.

Мероприятия повышения надёжности «Ч-О»:профессиональный отбор, подбор, расстановка оперативно-диспетчерского персонала; предрабочий контроль, обучение и тренировка, консультативное сопровождение.

Индивидуальные особенности человека-оператора (склонность к риску, ответственность, хронобиологический тип и др.), их проявление в условиях профессиональной деятельности Профессионально важные качества и праксические состояния как факторы надёжности «Ч-О». Динамика работоспособности в условиях режима ожидания, дисбаланса информационного обеспечения (недостаток, переизбыток, фрагментарность и т.д) Факторы эффективности труда. Функциональные состояния человека-оператора как факторы приёма и переработки информации. Разновидности и особенности влияния на эффективность профессиональной деятельности.

Операторская деятельность как особый вид профессионального труда. Основные функции человека-оператора: приём информации, хранение и переработка информации, принятие решений, управляющие действия человека-оператора. Приём и переработка информации Ч-О: оперативные единицы информации, процессы сенсорно-перцептивные, мнемические, аттенционные, формирования образов. Оперативные пороги. Кодирование и декодирование информации. Оперативные память, мышление,

Психофизиологические особенности приёма информации различными анализаторными системами. Взаимодействие анализаторных систем. Психофизиологические особенности сохранения информации.

Принятие решений на различных уровнях деятельности: перцептивно-опознавательном, рече- мыслительном.

Информационная и концептуальная модели в процессе принятия решения. Реализация решения: оперативные действия и взаимодействия; пропускная способность и емкость сенсомоторики (закон Хика).

Управляющие действия человека-оператора. Характеристика рабочих движений. Функциональная связь восприятия и движений

Исторические вехи развития учения о надёжности человека- оператора. Понятие и критерии надёжности человека-оператора. Общие и специфические требования к человеку-оператору. Классификация факторов надежности человека-оператора. Основные направления обеспечения надежности человека- оператора. Влияние человека-оператора на надёжность системы ЧМС. Надёжность человека-оператора в различных режимах работы. Штатные и нештатные (особые и экстремальные) условия операторской деятельности. Отрицательные праксические состояния (эмоциональная напряженность, дистресс, профессиональное выгорание, монотония): диагностика и профилактика. Профессиональный отбор, подбор и расстановка оперативно-диспетчерского персонала. Инженерно-психологические основы безопасности персонала, безаварийности техники и экологической чистоты окружающей среды. Виды и причины опасности. Субъективное чувство и реальная возможность опасности. Защищенность и незащищенность от опасности в инженерной психологии. Ошибки, типология ошибок в работе оператора. Инженерно-психологическая экспертиза аварий (приемы и примеры). Основные проблемы и задачи инженерной психологии безопасности.

Классификация и общие требования к СОИ, Разновидности СОИ (индикаторы, приборные панели, мнемосхемы). Индикаторы по критерию модальности сигнала отображения. Психофизиологические признаки сигнала индикации по критерию модальности. Индикаторы визуального отображения информации визуального отображения информации. Основные способы кодирования информации. Специфические требования анализаторных (зрительной, слуховой, тактильной) систем к СОИ. Основные требования к проектированию стрелочного индикатора.

Знаковые индикаторы. Требования к конструированию. Образно-изобразительные (картинные) индикаторы. Индикаторы акустического отображения информации. Построение систем отображения информации.

Двигательные задачи человека-оператора. Классификация и общие требования к органам управления. Наименования и назначение различных органов управления. Разновидности органов управления(манипуляторы, рычаги, штурвалы и др.). Сравнительная характеристика органов управления Принципы проектирования и выбора органов управления.

Основные определения и понятия. Признаки группового труда (группового субъекта трудовой деятельности). Факторы эффективности групповой деятельности. Успешность коллективной операторской деятельности: психологическая совместимость и сработанность.

Факторы групповой мотивации труда. Факторы снижения эффективности групповой деятельности.

Профессиональные оперативные взаимодействия в группах операторов. Коллектив (группа) операторов — экипаж, расчет, звено и т.п. Деятельность коллектива операторов как сочетание индивидуальных и коллективных ценностей его членов. Индивидуальные, коллективные (синергетические и несинергетические) и комбинированные оперативные задачи. Речевые взаимодействия, их особенности и оптимальная организация совместимость и сработанность группы операторов. Перспективные проблемы и задачи социальной инженерной психологии.

Определения основных понятий: проектирование, проектирование СЧМС, проектирование инженерно-психологическое системы «Ч-М-С». Основные задачи инженерно-психологического проектирования. Общие инженерно-психологические требования к проектированию систем «человек-машина». Антропометрические характеристики человека в инженерно-психологическом проектировании.

Модули инженерно-психологического проектирования.

Проектирование рабочего места человека-оператора: построение пульта управления, зоны досягаемости, особенности интерьера рабочего места. Неблагоприятные последствия нарушения требований антропометрии и биомеханики. Проектирование системы освещения рабочего пространства.

 Отраслевые особенности проектирования в инженерной психологии (авиационная, железнодорожная, автотранспортная, морского флота, промышленная).

Психологические основы профессиональной подготовки оперативно-диспетчерскогоперсонала.Основные принципы формирования тренинговых программ для оперативно-диспетчерского персонала.

Подготовка резерваоперативно-диспетчерскогоперсонала.

Этапы профессионализации оператора — профориентация, педагогические профотбор и профподготовка в вузе, профессиональный отбор, профадаптация и обучение в условиях производства, повышение квалификации и переподготовка на новую операторскую специальность. Обучение оператора: его особенности при первоначальном, производственном обучении и переподготовке. Поэтапное формирование умственных действий (П. Я. Гальперин), анализ кривых обучения (А. И. Галактионов) и трансформационная теория обучения (В. Ф.Венда) применительно к профподготовке операторов; тренировки и тренажеры. Актуальные проблемы и задачи педагогической инженерной психологии

Рабочее место: понятие, классификация. Эргономические требования к организации проектирования рабочего места Технико-эстетические факторы организации рабочего места и зоны рекреации. Режим труда и отдыха человека-оператора. Виды контроля состояния человека-оператора.

Профилактика перегрузок человека-оператора. Мероприятия профилактики перегрузок человека-оператора. Профилактика недогрузок человека-оператора. Мотивация трудовой деятельности и надёжность человека-оператора. Мотивация трудовой деятельности и работоспособность.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.