Минимум знаний, умений и навыков — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Минимум знаний, умений и навыков

2020-05-07 88
Минимум знаний, умений и навыков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ПО ПОДГОТОВКЕ СУДЕЙ СОРЕВНОВАНИЙ

«Школа безопасности»

Составитель:

                                             Поплевко А.В., заведующая отделом         

                                                                      ЦДиЮТиЭ г. Брянска

                                                                     

                           

Брянск 2015

Содержание

Введение 3
Минимум знаний, умений и навыков 6
Учебный план «Школа безопасности» 8
Содержание образовательной программы 9
Основы туристской подготовки 9
Топография и ориентирование 14
Основы гигиены и первая доврачебная помощь 16
Специальная подготовка 18
Рекомендуемая литература 21
   
   
   
   
   

 

Введение

Обучение безопасной жизнедеятельности - не самоцель. Оно неразрывно связано с проблемой достижения успеха в жизни, самореализации, самоутверждения, удовлетворе­ния разнообразных жизненных потребностей. Надо учить, не только избегать опасностей, но и решать жизненные проблемы, умело действовать при их возникновении. Это важно еще и потому, что трудности и экстремальные ситуации человеку создают не только приро­да, техника или окружающие его люди, очень часто он создает их себе сам.

   Умение противостоять трудностям, в первую очередь зависит от правильного представления об окружающем мире, об­ществе и взаимоотношениях в нем.

    Недостаточная подготовленность к экстремальным ситуациям может привести к тяжелым, а порой и трагическим последствиям. Чтобы избе­жать их, необходимо:

- знать виды экстремальных ситуаций, их особенности;

- уметь выполнять необходимые действия, не ухудшая их качество под влиянием своего психического состояния и обсто­ятельств экстремальных ситуаций;

- уметь выполнять действия, сообразные конкрет­ным экстремальным ситуациям;

- обладать экстремальной устойчивостью, чтобы безопас­но выходить из испытаний без негативных последствий для жизни и здоровья;

- быть способным настойчиво реализовать свои намерения и управлять своим поведением.

Подготовленный к экстремаль­ным ситуациям человек более уверен в себе, лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий и тем самым не по­зволяет застать себя врасплох. Особо следует отметить, что уверенные и профессио­нальные действия руководителя, командира группы придают силы всем, кто действует под их началом

С 1995 года совместными усилиями Минобразования и МЧС России организовано проведение соревнований «Школа безопасности» с целью пропаганды и обучения детей безопасному поведению, воспитания стремления к здоровому образу жизни. Впоследствии было официально создано детско-юношеское движение учащихся «Школа безопасности».

Данный курс разработан в том числе с целью подготовки квалифицированных судей для организации и проведения соревнований в рамках движения школа «Школа безопасности».

 Обучение безопасному поведению, адекватным действиям в экс­тремальных ситуациях, продуктивны только в процессе практической деятельности.

Обучение включает туристско-краеведческие уме­ния и навыки, что гарантирует необходимый уровень безопасности в природной среде. Затем, переход к изучению вопросов поведения при возникновении экстремальной ситуации. Обучающиеся получают возможность совер­шенствовать навыки поведения в социуме, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Таким образом, совершенствуя свою туристско-краеведческую подготовку, умения действовать в экстремаль­ных ситуациях, обучающиеся закрепляют жизненно важные навыки без­опасного поведения.

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся, студентов в возрасте от 17 лет и старше. Рекомендуемый состав группы 12 - 15 человек.

Программа  рассчитана на семестр, но в случае необходимости мо­жет быть реализована в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет 72 часа, причем большую часть составляют практические занятия. В частности, работа в качестве организаторов и судей районных, городских и региональных соревнований «Школа безопасности».

Организация учебно-тренировочного процесса по программе пред­усматривает проведение занятий на местности,  участие в походах, соревнованиях  (проводимых, в том числе за рамками часов, отведённых по программе). Используется методика «погружения» в проблему, для решения которой требуется коллективно-командное обсуждение комплекса задач за ограниченный временной отрезок с концентраци­ей средств и сил для достижения поставленной цели - выживания с наи­меньшими потерями.

Занятия проводятся как с полной группой, так и по микрогруппам (3-6 человек). Порядок изучения тем определяется пе­дагогом.

Занятия по данной программе способствуют приобретению воспитанниками знаний о своем крае; технике и так­тике туризма (в избранном виде); об ориентировании на местности; ока­зании первой медицинской помощи; о социально-психологических ас­пектах поведения человека в обществе; о действиях в экстремальных си­туациях природного характера и в социуме. Это позволяет заложить фундамент знаний, умений и навыков, для развития своих способностей, избе­гать попадания в экстремальные ситуации и адекватно, продуктивно дей­ствовать в случае их возникновения.

Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся, ин­дивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в группе в период подготовки, проведения походов и соревнований. Ребята участвуют в планировании, анализе и ре­ализации действий по решению тактических и технических задач. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма.

Реализация программы предполагает организацию деятельности в со­ответствии с требованиями следующих нормативных документов:

«Инструкция по организации и проведению туристских походов, экс­педиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации»;

«Правила подготовки и проведения соревнований «Школа безопасности»;

«Правила соревнований по спортивному туризму»;

«Правила соревнований по спортивному ориентированию»;

«Правила организации и проведения туристских соревнований уча­щихся Российской Федерации».

 

Типографии и ориентирование

2.1. Понятие о топогра­фической и спортив­ной картах Понятие о масштабе карты. Оформление карт. Их отли­чительные свойства. Разли­чия топографических и спортивных карт.  Группы условных знаков. Определение масштаба и расстояния по карте. Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте 2.2 Компас. Навигатор. Работа с компасом Устройство компаса. Четы­ре действия с компасом. По­нятие «ориентиры» Выполнение прямой и обратной засеч­ки Ориентирование карты по компасу.. Движение по азимуту с помощью компаса 2.3. Способы ориентирования Действия в случае потери ориентиров­ки Стороны горизонта. Поня­тие азимута и его определе­ние. Ориентирования с помощью карты, направления движения. Движение по азимуту, ле­генде, обход препятствий. Измерение азимутов,  Определение ориентиров движения, способов при­вязки, точки стояния, сторон гори­зонта по небесным свети­лам. 2.4. Соревнования по СО Виды соревнований. Правила проведения соревнований по СО Участие в соревнованиях

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  

«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

/пп Наименование тем и разделов Всего
1. Основы туристской подготовки 32
1.1 Личное и групповое туристское снаряжение 2
1.2 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги 2
1.3 Питание в туристском походе 2
1.4 Подготовка к походу, путешествию Обязанности членов туристской группы по должностям 3
1.5 Подведение итогов туристского путешествия 3
1.6 Техника и тактика в туристском походе 8
1.7 Туристские слеты и соревнования 12
2. Топография и ориентирование 18
2.1 Топографическая и спортивная карта 6
2.2 Компас. Навигатор. Работа с компасом и навигатором 2
2.3 Способы ориентирования. Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки 4
2.4 Соревнования по ориентированию 6
3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь 10
3.1 Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений 2
3.2 Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 4
3.3 Приемы транспортировки пострадавшего 4
4 Специальная подготовка 12
4.1 Психологические основы выживания в природных условиях Основные правила поведения в экстремальных ситуациях 2
4.2 Всероссийское движение и соревнования «Школа безопасности» 4
4.3 Экстремальные ситуации в природной среде Организация поисково-спасательных работ силами группы 6
  ИТОГО: 72

Содержание образовательной программы

«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

1. Основы туристской подготовки

Питание в туристском походе

Значение, режим и особенности питания в многодневном походе.

Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и сублимированных про­дуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений.

Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода.

Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход. Фасовка и упаковка продуктов

Расчет калорийности дневного рациона. «Карманное» пита­ние. Витамины.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Расчет калорийности дневного рациона в различных вариан­тах. Приготовление пищи на горелке, костре.

Подготовка к походу, путешествию

Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспе­диций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации.

Подбор группы и распределение обязанностей.

Пути подъезда к началу маршрута и отъезда при его завершении. Воз­можность пополнения продуктов в походе. Изучение маршрута похода с помощью отчетов групп, прошедших этот маршрут. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их преодоления.

Оформление походной документации. Утверждение маршрутов много­дневных походов в МКК.

Подготовка снаряжения.

Смета расходов на подготовку и проведение похода.

Безопасность - основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Ответственность каждого участника похода перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.

Роль маршрутно-квалификационных комиссий в оценке подготовленности групп. Обязательность выполнения рекомендаций МКК и поиско­во-спасательной службы.

Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов. Поря­док движения группы в населенном пункте, вдоль дорог, при пересече­нии дорог.

Обязанности членов туристской группы по должностям
Командир группы, его обязанности и права. Руководство действиями членов группы в пределах полномочий, определенных руководителем группы. Контроль выполнения членами группы своих обязанностей по должностям в период подготовки похода, проведения его и подведения итогов. Принятие решений в случае замещения руководителя группы или разделения группы.

Заместитель командира по питанию (завпит). Составление меню и списка продуктов. Приобретение, фасовка продуктом и распределение их между членами группы. Выдача продуктов дежурным. Контроль расходования продуктов и перераспределение их между членами группы во время похода.

Заместитель командира по снаряжению. Составление списка необходимого группового снаряжения. Подготовка снаряжения к походу. Распределение его между членами группы. Контроль исправности снаряжения. Подбор ремнабора. Ремонт снаряжения в подгото­вительный период и в походе.

Проводник (штурман). Подбор и хранение в походе картографическо­го материала. Изучение района похода и разработка маршрута. Состав­ление графика движения. Ориентирование в походе. Нанесение на кар­ту дополнительной информации.

Краевед. Подбор и изучение краеведческой литературы о районе похо­да. Пополнение сведений в период похода. Ведение краеведческих на­блюдений по заданию. Другие краеведческие должности: метеоролог, эколог, гидролог и т.д.

Санитар. Подбор медаптечки. Хранение медикаментов. Контроль со­блюдения гигиенических требований в походе. Оказание первой довра­чебной помощи пострадавшим и заболевшим.

Фотограф. Подготовка фотоматериалов. Фотографирование в походе характерных точек маршрута и деятельности группы.

Ответственный за отчет о походе. Изучение маршрута. Ведение запи­сей о прохождении маршрута (техническое описание). Составление отче­та о походе совместно с другими членами группы.

Практические занятия

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, прове­дения и подведения итогов походов.

Проработка маршрута похода. Составление подробного плана-графика похода. Заполнение маршрутной документации. Составление сметы расходов.

Подготовка писем в адрес образовательных учреждений по уточне­нию сведений о районе похода и о возможности остановки (ночлега) во время похода.

1.5. Подведение итогов туристского путешествия, похода
Отчеты ответственных за свою работу. Обработка собранных материа­лов. Разбор действий участников похода и группы в целом. Подготовка маршрутной ленты, фотографий,  технического описания маршрута по дням. Составление отчета о походе. Подготовка презентации по итогам похода.

Ремонт и сдача туристского инвентаря и снаряжения.

Практические занятия

Подготовка и составление отчета о походе. Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Подготовка отчетного вечера, выставки или газеты
по итогам похода.      

Топография и ориентирование

Практические занятия

Разбор причин возникновения конфликтов. Выполнение заданий без руководства педагога (под руководством командира группы).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев АЛ. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ,1996.

Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография.     М, Профиздат, 1985.

Бардин Е.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981.

Берман А.Е. Путешествия на лыжах. - М.: ФиС, 1968.

Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. - М.: ФиС, 1990.

Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе.-М.:ЦРИБ «Ту­рист», 1983.

Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. - М.: ФиС, 1974.

Волович В.Г. Академия выживания. - М.: ТОЛК, 1996.

Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М.: Знание,1990.

Выживание в экстремальных условиях. - М.: ИПЦ «Русский рари­тет», 1993..

Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. - М.: ИД «Вокруг света», 1994.

Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристско­го похода. - М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

Захаров П. П. Инструктору альпинизма. - М.: ФиС, 1988.

Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентирова­нию-М.: ФиС, 1978.

Казанцев АЛ. Организация и проведение соревнований школьников по спортивному ориентированию на местности. - М.: ЦДЭТС МП РСФСР, 1985.

Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Изд. 2-е. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.

Константинов Ю.С, Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. М.: ФЦДЮТиК,

2005.

Коструб АЛ. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат,1997.

Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники №1,2.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994.

Куликов В.М., Константинов Ю.С Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1997.

Лукоянов

Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопас­ности». - М.: Гуманит.-изд.центр ВЛАДОС, 2000.

Маслов А.Г., Константинов Ю.С, Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учебное пособие. -М.: Академия "004,

Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. - М.: ФСОРФ, 1997

Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. М.: ФиС, 1989.

Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы. - М.: ЦРИБ «Турист», 1981.

Правила организации и проведения туристских соревнований уча­щихся Российской Федерации. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

Ротштейн Л.М. Школьный туристский лагерь. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1993.

Столяренко A. M. Экстремальная психопедагогика. - М.: 2002.

Тыку л В.И. Спортивное ориентирование. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1990.

Шибаев А.В. В горах. Программированные задания. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

Шибаев А.В. Переправа. Программированные задания. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Шибаев АЛ. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Школа альпинизма. - М.: ФиС, 1989.

Штюрмер ЮА. Опасности в туризме, мнимые и действительные. - М.: ФиС, 1983.

Штюрмер ЮА. Профилактика туристского травматизма. - М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

Энциклопедия туриста. - М.: Научное издательство «Большая Россий­ская энциклопедия», 1993.

Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ПО ПОДГОТОВКЕ СУДЕЙ СОРЕВНОВАНИЙ

«Школа безопасности»

Составитель:

                                             Поплевко А.В., заведующая отделом         

                                                                      ЦДиЮТиЭ г. Брянска

                                                                     

                           

Брянск 2015

Содержание

Введение 3
Минимум знаний, умений и навыков 6
Учебный план «Школа безопасности» 8
Содержание образовательной программы 9
Основы туристской подготовки 9
Топография и ориентирование 14
Основы гигиены и первая доврачебная помощь 16
Специальная подготовка 18
Рекомендуемая литература 21
   
   
   
   
   

 

Введение

Обучение безопасной жизнедеятельности - не самоцель. Оно неразрывно связано с проблемой достижения успеха в жизни, самореализации, самоутверждения, удовлетворе­ния разнообразных жизненных потребностей. Надо учить, не только избегать опасностей, но и решать жизненные проблемы, умело действовать при их возникновении. Это важно еще и потому, что трудности и экстремальные ситуации человеку создают не только приро­да, техника или окружающие его люди, очень часто он создает их себе сам.

   Умение противостоять трудностям, в первую очередь зависит от правильного представления об окружающем мире, об­ществе и взаимоотношениях в нем.

    Недостаточная подготовленность к экстремальным ситуациям может привести к тяжелым, а порой и трагическим последствиям. Чтобы избе­жать их, необходимо:

- знать виды экстремальных ситуаций, их особенности;

- уметь выполнять необходимые действия, не ухудшая их качество под влиянием своего психического состояния и обсто­ятельств экстремальных ситуаций;

- уметь выполнять действия, сообразные конкрет­ным экстремальным ситуациям;

- обладать экстремальной устойчивостью, чтобы безопас­но выходить из испытаний без негативных последствий для жизни и здоровья;

- быть способным настойчиво реализовать свои намерения и управлять своим поведением.

Подготовленный к экстремаль­ным ситуациям человек более уверен в себе, лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий и тем самым не по­зволяет застать себя врасплох. Особо следует отметить, что уверенные и профессио­нальные действия руководителя, командира группы придают силы всем, кто действует под их началом

С 1995 года совместными усилиями Минобразования и МЧС России организовано проведение соревнований «Школа безопасности» с целью пропаганды и обучения детей безопасному поведению, воспитания стремления к здоровому образу жизни. Впоследствии было официально создано детско-юношеское движение учащихся «Школа безопасности».

Данный курс разработан в том числе с целью подготовки квалифицированных судей для организации и проведения соревнований в рамках движения школа «Школа безопасности».

 Обучение безопасному поведению, адекватным действиям в экс­тремальных ситуациях, продуктивны только в процессе практической деятельности.

Обучение включает туристско-краеведческие уме­ния и навыки, что гарантирует необходимый уровень безопасности в природной среде. Затем, переход к изучению вопросов поведения при возникновении экстремальной ситуации. Обучающиеся получают возможность совер­шенствовать навыки поведения в социуме, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Таким образом, совершенствуя свою туристско-краеведческую подготовку, умения действовать в экстремаль­ных ситуациях, обучающиеся закрепляют жизненно важные навыки без­опасного поведения.

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся, студентов в возрасте от 17 лет и старше. Рекомендуемый состав группы 12 - 15 человек.

Программа  рассчитана на семестр, но в случае необходимости мо­жет быть реализована в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет 72 часа, причем большую часть составляют практические занятия. В частности, работа в качестве организаторов и судей районных, городских и региональных соревнований «Школа безопасности».

Организация учебно-тренировочного процесса по программе пред­усматривает проведение занятий на местности,  участие в походах, соревнованиях  (проводимых, в том числе за рамками часов, отведённых по программе). Используется методика «погружения» в проблему, для решения которой требуется коллективно-командное обсуждение комплекса задач за ограниченный временной отрезок с концентраци­ей средств и сил для достижения поставленной цели - выживания с наи­меньшими потерями.

Занятия проводятся как с полной группой, так и по микрогруппам (3-6 человек). Порядок изучения тем определяется пе­дагогом.

Занятия по данной программе способствуют приобретению воспитанниками знаний о своем крае; технике и так­тике туризма (в избранном виде); об ориентировании на местности; ока­зании первой медицинской помощи; о социально-психологических ас­пектах поведения человека в обществе; о действиях в экстремальных си­туациях природного характера и в социуме. Это позволяет заложить фундамент знаний, умений и навыков, для развития своих способностей, избе­гать попадания в экстремальные ситуации и адекватно, продуктивно дей­ствовать в случае их возникновения.

Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся, ин­дивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в группе в период подготовки, проведения походов и соревнований. Ребята участвуют в планировании, анализе и ре­ализации действий по решению тактических и технических задач. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма.

Реализация программы предполагает организацию деятельности в со­ответствии с требованиями следующих нормативных документов:

«Инструкция по организации и проведению туристских походов, экс­педиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации»;

«Правила подготовки и проведения соревнований «Школа безопасности»;

«Правила соревнований по спортивному туризму»;

«Правила соревнований по спортивному ориентированию»;

«Правила организации и проведения туристских соревнований уча­щихся Российской Федерации».

 

МИНИМУМ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Разделы и темы Знания Умения и навыки

1. Основы туристской подготовки

1.1. Личное и групповое туристское снаряже­ние Требования, предъявляе­мые к туристскому снаря­жению. Перечень личного и группового снаряжения для походов выходного дня Составление перечня личного и группового снаряжения для похода с учетом погодных условий.        за снаряжением
1.2. Организация турист­ского быта. Привалы и ночлеги Основные требования к месту привала и бивака. Порядок работы по развер­тыванию и свертыванию лагеря. Типы кос­тров и их назначение. Безопасность. Выбор места для прива­ла, бивака. Установка палатки и размещение в ней вещей. Разведение костра. Заготовка дров
1.3 Питание в туристическом походе Основные требования к продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов в походе. Принцип составления меню и списка продуктов. Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.
. 1.4. Подготовка к похо­ду, путешествию Порядок подготовки к по­ходу. Источники сведений о районе похода Перечень должностей членов туристической группы и их основные обязанности.   Составление плана под­готовки, графи­ка движения в походе. е Выполнение обязанностей по должностям в период похода
1.5.. Подведение итогов похода Порядок подведения итогов Составление отчета о походе. Ремонт снаряжения.
1.6 Техника  и тактика в туристском походе Меры безопасности в походе, при преодолении естественных препятствий. Общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления. Использование самостраховки. Преодоление препятствий Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь.
1.7 Туристические слеты, соревнования Основные сведения по подготовке и проведению туристических соревнований. Виды туристических соревнований Участие в туристических соревнованиях в качестве судьи, участника

Типографии и ориентирование

2.1. Понятие о топогра­фической и спортив­ной картах Понятие о масштабе карты. Оформление карт. Их отли­чительные свойства. Разли­чия топографических и спортивных карт.  Группы условных знаков. Определение масштаба и расстояния по карте. Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте 2.2 Компас. Навигатор. Работа с компасом Устройство компаса. Четы­ре действия с компасом. По­нятие «ориентиры» Выполнение прямой и обратной засеч­ки Ориентирование карты по компасу.. Движение по азимуту с помощью компаса 2.3. Способы ориентирования Действия в случае потери ориентиров­ки Стороны горизонта. Поня­тие азимута и его определе­ние. Ориентирования с помощью карты, направления движения. Движение по азимуту, ле­генде, обход препятствий. Измерение азимутов,  Определение ориентиров движения, способов при­вязки, точки стояния, сторон гори­зонта по небесным свети­лам. 2.4. Соревнования по СО Виды соревнований. Правила проведения соревнований по СО Участие в соревнованиях

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.