Конституционные суды республик — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Конституционные суды республик

2020-05-07 173
Конституционные суды республик 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституционные суды республик

Согласно статье 27 ФКЗ О судебной системе Российской Федерации:

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Функции

У Кон­сти­ту­ци­он­но­го (устав­но­го) суда несколь­ко функ­ций:

  • Проверка нормативно-правовых актов субъекта РФ: законы субъектов, указы президентов республик, постановления правительства субъектов, постановления законодательных (представительных) органов субъектов, приказы, инструкции, постановления министерства и ведомств субъектов РФ, нормативных актов органов мсу;
  • Толкование конституции (устава) субъекта РФ. Имеется тенденция к сокращению числа решений о толковании конституций (уставов) субъектов, связанная с тем, что законодательство после принятия конституции (устава) постепенно заполняется решениями (в том числе того же конституционного (уставного) суда) о толковании конституции (устава). Поэтому чем больше времени прошло с момента принятия Конституции (устава), тем меньше принимается решений об её толковании. Например, за 2011—2015 годы было принято только 10 постановлений о толковании конституций (уставов) субъектов РФ.

Правом обращения в конституционный (уставный) суд с запросом о толковании конституции (устава), как правило, наделены президенты республик, губернаторы и главы администраций субъектов Федерации, законодательные органы в целом и их палаты, а в Республике Башкортостан также 1/5 часть депутатов Палаты представителей и Правительство.

Но в некоторых регионах перечень субъектов, имеющих право на обращение с запросом о толковании конституции (устава), гораздо шире. Так, в Адыгее, Кабардино - Балкарии, такое право предоставлено и органам местного самоуправления.

Толкование конституции или устава конституционный (уставный) суд осуществляет в рамках особой процедуры. В ряде регионов определены правила допустимости запроса и пределы толкования.

Так, запрос о толковании Конституции Республики Башкортостан допустим, если обнаружилась неопределенность в понимании Конституции, которая может привести к неконституционному осуществлению полномочий органами государственной власти Республики или к принятию законов, не соответствующих Конституции. В Законе определены и пределы толкования Конституции. При этом установлено, что толкованию подлежат лишь те нормы, которые содержат права и обязанности государственных органов власти, органов местной власти и их должностных лиц. Другие понятия, содержащиеся в Конституции, толкованию не подлежат, кроме случаев, когда выяснение их смысла влияет на объем прав и обязанностей участников конституционно - правовых отношений.

Толкование конституции либо устава, осуществляемое в порядке конституционного судопроизводства, является нормативным и общеобязательным, о чем иногда прямо указывается в конституциях субъектов либо в законах о конституционных судах (Адыгея, Бурятия, Коми).

Часто необходимость толкования предопределяется наличием в конституции (уставе) субъекта Федерации коллизий и противоречий, насущной потребностью их разрешения путем придания конкретного содержания либо соотношения спорным нормам.

В этом плане представляет интерес дело о толковании п. 25 ст. 88 Конституции Республики Башкортостан. В соответствии с этим пунктом Государственное Собрание может отменять указы и распоряжения Президента в случае их несоответствия Конституции Республики. В то же время Конституционный Суд наделен правом рассматривать дела о конституционности нормативных актов Президента. Таким образом, акты Президента Республики могут быть предметом рассмотрения и Конституционного Суда, и Парламента. Конституционный Суд Башкортостана рассудил это противоречие исходя из принципа разделения властей: предусмотренное п. 25 ст. 88 Конституции Республики право Государственного Собрания отменять акты Президента Республики в случае их несоответствия Конституции и законам Республики следует толковать как право высшего законодательного органа отменять нормативные акты Президента, изданные по вопросам, требующим законодательного регулирования; иные споры, возникающие между высшими органами государственной власти, подлежат разрешению по правилам конституционного и иного судопроизводства.

Можно констатировать, что это постановление фактически установило новую правовую норму, разграничивающую компетенцию двух государственных институтов Республики.

  • Разрешение споров о компетенции между органами власти. В некоторых регионах конституционные (уставные) суды разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ, между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. Такие полномочия имеют конституционные суды 6 республик (Чечни, Адыгеи, Северной Осетии, Якутии, Татарстана, Кабардино-Балкарии). Этими полномочиями на практике пользовались крайне редко — до 2016 года по всей России были приняты только 7 постановлений и 1 заключение тремя судами
  • Проверка вопросов, выносимых на референдум. По состоянию на 2016 год это полномочие имелось только у конституционных судов Адыгеи, Чечни и Якутии. На практике это право почти не используется — к 2016 году было по всей России принято только 2 постановления;
  • Предварительный конституционный контроль проектов актов, изменяющих конституцию (устав) субъекта РФ. По состоянию на 2016 год это полномочие имелось только у конституционных судов Адыгеи и Якутии. Это право использовалось редко. К 2016 году 5 заключений вынес Конституционный суд Республики Адыгеи

Компетенция конституционных судов закрепляется в конституциях республик Федерации и в принимаемых в соответствии с ними законах. Как правило, в них предусмотрены следующие полномочия:

а) контроль над конституционностью правовых актов субъектов Российской Федерации, их договоров с Российской Федерацией;

б) официальное толкование конституции или устава;

в) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти республики, края, области, а также между ними и органами местного самоуправления;

г) защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о конституционности закона субъекта Российской Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

д) защита конституции, устава от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях и другими должностными лицами.

В конституциях республик устанавливаются и другие компетенции: например,  Конституции Республики Марий Эл предусмотрено, что Конституционный суд осуществляет контроль за проведением выборов Главы республики.

Так, в соответствии со ст. 113 Конституции Республики Дагестан Конституционный Суд республики разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления.

Список субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный (уставный) суд субъекта РФ зависит от субъекта РФ. К их числу относятся:

  • Граждане, чьи права затронуты оспариваемым нормативно-правовым актом;
  • Депутаты парламента соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • Суды общей юрисдикции — во всех субъектах РФ, где созданы конституционные (уставные) суды. Исключение — конституционные (уставные) суды Башкортостана, Карелии, Санкт-Петербурга и Калининградской области
  • Иные органы.

Срок пребывания в должности судьи, а также порядок назначения судей зависит от субъекта, в котором находится суд. Об этом мы расскажем чуть позднее

В 2015 году на деятельность конституционных судов было потрачено из бюджетов субъектов Российской Федерации 560,2 млн руб. Всего эти судебные органы за 2015 год вынесли 44 постановления и 138 определений. Таким образом «средняя себестоимость» одного судебного решения суда субъекта Российской Федерации в 2015 году превысила 3 млн руб.

Республика Адыгея

Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рес­пуб­ли­ки Ады­гея дей­ству­ет на ос­но­ва­нии ст. 97 Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Ады­гея и За­ко­на Рес­пуб­ли­ки Ады­гея от 17.06.1996 г. № 11 (ред. от 08.11.2006 г.) «О Кон­сти­ту­ци­он­ном суде Рес­пуб­ли­ки Адыгея».

Из­би­ра­ет­ся Со­ве­том пред­ста­ви­те­лей Го­су­дар­ствен­но­го Со­ве­та-Хасэ Рес­пуб­ли­ки Ады­гея на ос­но­ве рав­но­го пред­ста­ви­тель­ства кан­ди­да­тов от за­ко­но­да­тель­ной, пред­ста­ви­тель­ной и су­деб­ной вет­вей го­су­дар­ствен­ной вла­сти сро­ком на 12 лет. Со­сто­ит из 3 судей.  Бюджет 10 млн рублей.

Последнее заключение 20 апреля 2011 года: Одобрил изменение пункта 4 статьи 7 Конституции республики Адыгея (вместо Президента республики Адыгея – глава республики Адыгея).

 

Республика Башкортостан

Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан дей­ству­ет на ос­но­ва­нии ст. 106 Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан и За­ко­на Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан от 27.10.1992 г. № ВС-13/7 (ред. от 21.04.2008 г.) «О Кон­сти­ту­ци­он­ном суде Рес­пуб­ли­ки Башкортостан»

Судьи из­би­ра­ют­ся на долж­ность Го­су­дар­ствен­ным Со­бра­ни­ем Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан по пред­став­ле­нию Главы Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан сро­ком на 12 лет. Пре­дель­ный воз­раст пре­бы­ва­ния на долж­но­сти судьи — 65 лет. Со­сто­ит из 5 судей.

По со­сто­я­нию на 1 марта 2016 года Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан за весь пе­ри­од своей де­я­тель­но­сти вынес 32 постановления. На со­дер­жа­ние суда в бюд­же­те ре­ги­о­на преду­смот­ре­но 24,4 млн руб.

Республика Дагестан

Конституционный Суд Республики Дагестан был образован первым среди субъектов России, 27 декабря 1991 года.

Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан дей­ству­ет на ос­но­ва­нии ст. 93 Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан и За­ко­на Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан от 02.02.2010 года № 8 «О Кон­сти­ту­ци­он­ном суде Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан».

Судьи на­зна­ча­ют­ся на долж­ность На­род­ным Со­бра­ни­ем Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан по Пред­став­ле­нию Главы Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан на неогра­ни­чен­ный срок. Пре­дель­ный воз­раст пре­бы­ва­ния в долж­но­сти судьи — 70 лет. В настоящий момент со­сто­ит из 4 судей.

По со­сто­я­нию на 1 марта 2016 года Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан за весь пе­ри­од своей де­я­тель­но­сти вынес 24 постановления. На со­дер­жа­ние суда в бюд­же­те ре­ги­о­на преду­смот­ре­но 22,0 млн руб.

Конституционный суд Дагестана признал антиконституционным ч.1 закона № 98 "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан". В том числе на этот закон ссылался местный минюст, отказывая в проведении митингов в поддержку арестованного журналиста "Черновика" Абдулмумина Гаджиева.

Отменённая статья закона запрещала проводить митинги в непосредственной близости от органов власти и органов местного самоуправления. В суд с просьбой проверить этот закон на соответствие конституции обратился юрист Арсен Магомедов и журналист Идрис Юсупов.

Республика Ингушетия

Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия дей­ству­ет на ос­но­ва­нии ста­тьи 96 Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия и За­ко­на Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия от 28 де­каб­ря 2001 года № 10-РКЗ «О Кон­сти­ту­ци­он­ном Суде Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия». Суд со­здан Ука­зом Пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия от 8 де­каб­ря 2009 года № 273 и начал функ­ци­о­ни­ро­вать с 1 ян­ва­ря 2010 года.

Конституционный Суд Республики Ингушетия состоит из 5 судей. Председатель, заместитель председателя и судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия назначаются на должность Народным Собранием Республики Ингушетия по представлению Главы Республики Ингушетия. Конституционный Суд Республики Ингушетия вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей. Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия назначается на должность на срок десять лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия шестьдесят пять лет.

По со­сто­я­нию на 1 ап­ре­ля 2019 года Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия за весь пе­ри­од своей де­я­тель­но­сти вынес 21 постановление. Рас­хо­ды на со­дер­жа­ние суда со­ста­ви­ли 11,6 млн руб.

Республика Карелия

Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия дей­ству­ет на ос­но­ва­нии ст. 68 Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия и За­ко­на Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия от 07.07.2004 г. № 790-ЗРК (ред. от 27.12.2004 г.) «О Кон­сти­ту­ци­он­ном Суде Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия».

Судьи на­зна­ча­ют­ся на долж­ность За­ко­но­да­тель­ным Со­бра­ни­ем Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия по пред­став­ле­нию Главы Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия пер­во­на­чаль­но сро­ком на 3 года, а по ис­те­че­нии этого срока — на неогра­ни­чен­ный срок. Из­на­чаль­но со­сто­ял из 5 судей, од­на­ко с 6 июля 2010 года число судей сократилось до трёх.

При суде дей­ству­ет на­уч­но-кон­суль­та­тив­ный совет

По со­сто­я­нию на 1 марта 2016 года Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия за весь пе­ри­од своей де­я­тель­но­сти вынес 117 постановлений. На со­дер­жа­ние суда в бюд­же­те ре­ги­о­на преду­смот­ре­но 17,1 млн руб.

Республика Коми

Конституционный суд Республики Коми действует на основании ст. 96 Конституции Республики Коми и Закона Республики Коми от 31.10.1994 г. № 7-РЗ (ред. от 08.05.2007 г.) «О Конституционном Суде Республики Коми».

Судьи избираются Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми на неограниченный срок. Состоит из 5 судей. Конституционный Суд Республики Коми вправе осуществлять свою деятельность при наличии не менее трех пятых его состава.

По состоянию на 1 марта 2016 года Конституционный суд Республики Коми за весь период своей деятельности вынес 103 постановления. На содержание суда в бюджете региона за 2015 год предусмотрено 26,2 млн руб.

Республика Марий Эл

Республика Марий Эл

Конституционный суд Республики Марий Эл действует на основании ст. 95 Конституции Республики Марий Эл и Закона Республики Марий Эл от 11.03.1997 г. № 14-З (ред. от 21.11.2007 г.) «О Конституционном Суде Республики Марий Эл».

Судьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл сроком на 12 лет. Состоит из 5 судей.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Республики Марий Эл могут вноситься Главе Республики Марий Эл депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл, Верховным Судом Республики Марий Эл, Арбитражным Судом Республики Марий Эл, научными и образовательными организациями в Республике Марий Эл.

Государственное Собрание Республики Марий Эл рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Республики Марий Эл на очередной сессии после получения представления Главы Республики Марий Эл.

Каждый судья Конституционного Суда Республики Марий Эл назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Республики Марий Эл считается лицо, получившее большинство голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл.

По состоянию на 1 марта 2016 года Конституционный суд Марий Эл за весь период своей деятельности вынес 22 постановления. На содержание суда в бюджете региона за 2015 год предусмотрено 16,5 млн руб.

Республика Саха

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) учрежден в Конституции Якутской-Саха ССР 1978 года в редакции от 17 октября 1991 года. Закон Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия)» был принят Постановлением Верховного Совета Республики Саха (Якутия) 7 февраля 1992 года

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) состоит из пяти судей. Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия) назначается на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на пять лет из числа судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия). Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия) имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на пять лет из числа судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия).

Судья Конституционного суда Республики Саха (Якутия) назначается на должность на срок пятнадцать лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного суда Республики Саха (Якутия) - семьдесят лет. Назначение на должность судьи Конституционного суда Республики Саха (Якутия) на второй срок не допускается.

Общественный резонанс вызвало постановление КС Республики Саха от 21 октября 2016 по делу о толковании положений статьи 42 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) своим Постановлением официально разъяснил следующее:

Положения части 1 статьи 42 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) по своему конституционно-правовому смыслу означают признание территории Якутии родной землей и исторической родиной якутского народа, источником его экономического благополучия, уникальной культурной и языковой идентичности, а конституционно-правовой статус Республики Саха (Якутия) формой его социально-политической и государственно-правовой организации, как исторически своеобразной национальной общности в составе Российского государства. Многие посчитали это признанием коренным народом только якутов.

Однако, Конституционный суд Якутии вынес свое определение по запросу депутата Ил Тумэн (парламента) Якутии Михаила Габышева («Справедливая Россия»). «Существовала неопределенность в формулировке, где говорилось о коренном народе и гарантировались его права, но без указания, кто является коренным народом. Такое положение дел приводило к появлению различных и даже взаимоисключающих трактовок в общественно-политическом дискурсе, на что избиратели обратили внимание депутата»

Чеченская Республика

Конституционный Суд Чеченской Республики состоит из пяти судей, в том числе Председатель, заместитель Председателя и трое судей.

Конституционный суд Чеченской Республики действует на основании ст. 100 Конституции Чеченской Республики и Конституционного закона Чеченской Республики от 24.05.2006 г. № 2-РКЗ «О Конституционном суде Чеченской Республики».

В соответствии со статьей 9 Конституционного закона Чеченской Республики от 24.05.2006 № 2-ркз «О Конституционном Суде Чеченской Республики», Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Чеченской Республики могут вноситься Главе Чеченской Республики депутатами Парламента Чеченской Республики, а также представительными органами местного самоуправления, высшими судебными органами республики, юридическими научными и учебными заведениями.

Парламент Чеченской Республики рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Чеченской Республики в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Главы Чеченской Республики.

Каждый судья Конституционного Суда Чеченской Республики назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Чеченской Республики считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа избранных депутатов Парламента Чеченской Республики. Если предложенная кандидатура на должность судьи Конституционного Суда Чеченской Республики не получила требуемого количества голосов, то в течение двадцати дней представляется новая кандидатура.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Чеченской Республики представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Главой Чеченской Республики в Парламента Чеченской Республики не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Конституционный Суд Чеченской Республики является постоянно действующим органом. Заседания Конституционного Суда Чеченской Республики проводятся по мере надобности.

Полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет.

Интересный факт: По состоянию на 1 марта 2016 года Конституционный суд Чеченской Республики за весь период своей деятельности вынес лишь 1 постановление. При этом на содержание суда в бюджете региона за 2015 год предусмотрено 35,4 млн руб.

Конституционные суды республик

Согласно статье 27 ФКЗ О судебной системе Российской Федерации:

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Функции

У Кон­сти­ту­ци­он­но­го (устав­но­го) суда несколь­ко функ­ций:

  • Проверка нормативно-правовых актов субъекта РФ: законы субъектов, указы президентов республик, постановления правительства субъектов, постановления законодательных (представительных) органов субъектов, приказы, инструкции, постановления министерства и ведомств субъектов РФ, нормативных актов органов мсу;
  • Толкование конституции (устава) субъекта РФ. Имеется тенденция к сокращению числа решений о толковании конституций (уставов) субъектов, связанная с тем, что законодательство после принятия конституции (устава) постепенно заполняется решениями (в том числе того же конституционного (уставного) суда) о толковании конституции (устава). Поэтому чем больше времени прошло с момента принятия Конституции (устава), тем меньше принимается решений об её толковании. Например, за 2011—2015 годы было принято только 10 постановлений о толковании конституций (уставов) субъектов РФ.

Правом обращения в конституционный (уставный) суд с запросом о толковании конституции (устава), как правило, наделены президенты республик, губернаторы и главы администраций субъектов Федерации, законодательные органы в целом и их палаты, а в Республике Башкортостан также 1/5 часть депутатов Палаты представителей и Правительство.

Но в некоторых регионах перечень субъектов, имеющих право на обращение с запросом о толковании конституции (устава), гораздо шире. Так, в Адыгее, Кабардино - Балкарии, такое право предоставлено и органам местного самоуправления.

Толкование конституции или устава конституционный (уставный) суд осуществляет в рамках особой процедуры. В ряде регионов определены правила допустимости запроса и пределы толкования.

Так, запрос о толковании Конституции Республики Башкортостан допустим, если обнаружилась неопределенность в понимании Конституции, которая может привести к неконституционному осуществлению полномочий органами государственной власти Республики или к принятию законов, не соответствующих Конституции. В Законе определены и пределы толкования Конституции. При этом установлено, что толкованию подлежат лишь те нормы, которые содержат права и обязанности государственных органов власти, органов местной власти и их должностных лиц. Другие понятия, содержащиеся в Конституции, толкованию не подлежат, кроме случаев, когда выяснение их смысла влияет на объем прав и обязанностей участников конституционно - правовых отношений.

Толкование конституции либо устава, осуществляемое в порядке конституционного судопроизводства, является нормативным и общеобязательным, о чем иногда прямо указывается в конституциях субъектов либо в законах о конституционных судах (Адыгея, Бурятия, Коми).

Часто необходимость толкования предопределяется наличием в конституции (уставе) субъекта Федерации коллизий и противоречий, насущной потребностью их разрешения путем придания конкретного содержания либо соотношения спорным нормам.

В этом плане представляет интерес дело о толковании п. 25 ст. 88 Конституции Республики Башкортостан. В соответствии с этим пунктом Государственное Собрание может отменять указы и распоряжения Президента в случае их несоответствия Конституции Республики. В то же время Конституционный Суд наделен правом рассматривать дела о конституционности нормативных актов Президента. Таким образом, акты Президента Республики могут быть предметом рассмотрения и Конституционного Суда, и Парламента. Конституционный Суд Башкортостана рассудил это противоречие исходя из принципа разделения властей: предусмотренное п. 25 ст. 88 Конституции Республики право Государственного Собрания отменять акты Президента Республики в случае их несоответствия Конституции и законам Республики следует толковать как право высшего законодательного органа отменять нормативные акты Президента, изданные по вопросам, требующим законодательного регулирования; иные споры, возникающие между высшими органами государственной власти, подлежат разрешению по правилам конституционного и иного судопроизводства.

Можно констатировать, что это постановление фактически установило новую правовую норму, разграничивающую компетенцию двух государственных институтов Республики.

  • Разрешение споров о компетенции между органами власти. В некоторых регионах конституционные (уставные) суды разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ, между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. Такие полномочия имеют конституционные суды 6 республик (Чечни, Адыгеи, Северной Осетии, Якутии, Татарстана, Кабардино-Балкарии). Этими полномочиями на практике пользовались крайне редко — до 2016 года по всей России были приняты только 7 постановлений и 1 заключение тремя судами
  • Проверка вопросов, выносимых на референдум. По состоянию на 2016 год это полномочие имелось только у конституционных судов Адыгеи, Чечни и Якутии. На практике это право почти не используется — к 2016 году было по всей России принято только 2 постановления;
  • Предварительный конституционный контроль проектов актов, изменяющих конституцию (устав) субъекта РФ. По состоянию на 2016 год это полномочие имелось только у конституционных судов Адыгеи и Якутии. Это право использовалось редко. К 2016 году 5 заключений вынес Конституционный суд Республики Адыгеи

Компетенция конституционных судов закрепляется в конституциях республик Федерации и в принимаемых в соответствии с ними законах. Как правило, в них предусмотрены следующие полномочия:

а) контроль над конституционностью правовых актов субъектов Российской Федерации, их договоров с Российской Федерацией;

б) официальное толкование конституции или устава;

в) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти республики, края, области, а также между ними и органами местного самоуправления;

г) защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о конституционности закона субъекта Российской Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

д) защита конституции, устава от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях и другими должностными лицами.

В конституциях республик устанавливаются и другие компетенции: например,  Конституции Республики Марий Эл предусмотрено, что Конституционный суд осуществляет контроль за проведением выборов Главы республики.

Так, в соответствии со ст. 113 Конституции Республики Дагестан Конституционный Суд республики разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления.

Список субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный (уставный) суд субъекта РФ зависит от субъекта РФ. К их числу относятся:

  • Граждане, чьи права затронуты оспариваемым нормативно-правовым актом;
  • Депутаты парламента соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • Суды общей юрисдикции — во всех субъектах РФ, где созданы конституционные (уставные) суды. Исключение — конституционные (уставные) суды Башкортостана, Карелии, Санкт-Петербурга и Калининградской области
  • Иные органы.

Срок пребывания в должности судьи, а также порядок назначения судей зависит от субъекта, в котором находится суд. Об этом мы расскажем чуть позднее

В 2015 году на деятельность конституционных судов было потрачено из бюджетов субъектов Российской Федерации 560,2 млн руб. Всего эти судебные органы за 2015 год вынесли 44 постановления и 138 определений. Таким образом «средняя себестоимость» одного судебного решения суда субъекта Российской Федерации в 2015 году превысила 3 млн руб.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.