Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-05-07 | 151 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Основу индийской экономики составляло сельское хозяйство с его высокой нормой прибавочного продукта. К середине XVII в. индийское земледелие находилось на относительно высоком уровне развития. Крестьяне собирали по два-три урожая в год, применяли удобрения, орошали свои поля. Природные условия позволяли выращивать более интенсивные культуры, в первую очередь рис. Плодородные почвы давали возможность следующего соотношения: прибавочный продукт составлял от 1/3 до 2/3 валового сбора зерна. Российские исследователи, сторонники «опережающего» развития Европы, считают, что для «восточного феодализма характерна большая производительность труда, чем для западного»[4]. Высокие урожаи риса крестьяне собирали благодаря искусственному орошению. В случае неурожая земледельцы уходили на промыслы. Набор инвентаря в разных районах Индии был неодинаков: наиболее примитивным он был в Бенгалии, наиболее сложным комплект инвентаря был в Махараштре. Например, в этом районе использовались соха, плуг, борона, что-то вроде сенокосилки, множество орудий ручного труда. Разнообразный инвентарь использовался на орошаемых землях, он был связан с системой поливки; очень сложная была кожаная сбруя. Общая стоимость такого инвентаря составляла 30-40 рупий.
Народы, населяющие Индостан накануне нового времени находились на различных стадиях общественного развития – от разложения родового строя до развитых форм социальной градации и государственности. Термин «феодализм» применительно к Индии в современном отечественном востоковедении употребляют редко, чаще исследователи пишут о «государственном феодализме» или «восточном феодализме». Действительно, для Индии XVII – XVIII вв. было характерно вмешательство государства во все сферы жизни общества при сохранении государственной формы собственности на землю. Это выражалось в том, что государство присваивало себе определенную долю урожая в виде налога-ренты практически со всей земли, заставляя земледельцев платить налог в натуральной форме, позже – в денежном эквиваленте. Таким образом, обработка земли превращалась в государственную повинность. Государство же выражало монополию на землю всего класса землевладельцев, обеспечивая и самое себя и всех промежуточных земельных собственников.
|
Что собой представлял «класс» землевладельцев? В Индии было три группы землевладельцев:
1) крупные (субадары и джагирдары);
2) средние (заминдары);
3) мелкие (раджпуты).
Это официальные названия, а в народных сказках индийский землевладелец – раджа (князь).
К первой группе относился султан, ему принадлежала 1/8 часть общего земельного фонда; субадары – наместники провинций; особенно многочисленной прослойкой крупных землевладельцев были джагирдары. Джагирдары – это люди, имеющие джагиры, то есть пожалования за несение военной, административной или другой службы. Джагирдары составляли самую влиятельную и богатую часть общества. Они были вершителями судеб государства. Но век их был недолог. Могольские султаны одной рукой давали им обширные земли, а другой – тут же их отнимали. Поэтому индийцы говорили: «Джагирдар получил назначение и идет в свою провинцию верхом на слоне. Однако он сел лицом к хвосту слона, чтобы скорее увидеть своего приемника». После смерти джагирдара его земля возвращалась в государственный фонд. Этой системе пожалований сопутствовали две тенденции: султаны хотели предотвратить сепаратизм джагирдаров, сокращая сроки их службы, не допуская, чтобы они были богаче правителей. Джагирдары же стремились за короткий срок пребывания у власти награбить как можно больше и превратить условные земельные держания в частную собственность, чтобы иметь возможность передать ее по наследству. Эти две тенденции создавали постоянную опасность противостояния между султанами и джагирдарами, были основой сепаратизма последних.
|
Вторая группа землевладельцев – это заминдары. Тарле Е.В. полагал, что заминдар (первоначально это сборщик налогов в пользу государства) был соединительным звеном между государством и общиной. Вероятно, с ослаблением центральной власти и распространением откупной системы заминдары постепенно превратились в собственников земли[5]. Могольское государство вело частые войны и испытывало постоянную нужду в деньгах, что вынуждало правителей брать деньги в долг и расплачиваться за долги еще несобранными налогами. Откупщики сами взимали их с податного населения. Кто же мог ссужать деньги государству? Вероятно, это бывшие джагирдары, а также купцы, ростовщики и т.д. За деньги они получали право в течение 5-10 лет, а затем и пожизненно собирать налог-ренту с крестьян, превращая откупные территории в наследственные владения. Государство же теряло на них права. Так появились заминдары – крупные и средние землевладельцы. Они также нередко выступали против центральной власти, усиливая в государстве Великих Моголов центробежные тенденции.
Третью группу землевладельцев составляли мелкие собственники, главным образом члены воинской касты раджпутов.
Земли обрабатывали крестьяне – члены сельской общины. В индийской сельской общине наряду с земледельцами жили представители четырех ремесленных каст – это кузнецы, плотники, кожевники и гончары. Ремесленники-ткачи не входили в общину и им никогда не платили из доли урожая, как джаджмани. Система джаджмани охватывала только ремесленников, производящих орудия труда. Как полагает Л.С. Васильев, «принцип джаджмани означал, что каждый член общины – будь он землевладельцем, батраком, богатым брахманом, ремесленником и т.п., – словом, каждый на своем месте и в строгом соответствии со своим кастовым положением должен был не только четко знать свое место, права и обязанности, но и неукоснительно выполнять все то, что вправе ожидать от него другие»[6]. Отдельный общинник получал только то, что ему необходимо для жизни в соответствии с обусловленным кастой качеством его жизни. В Индии до наших дней существует система джаджмани, то есть прямого натурального обмена. Система составляла основу кастовой иерархии, присущей индуизму. Именно индуизм был жизненной основой системы.
|
Для индийской общины характерна совместная обработка и чередование полей; планомерное распределение труда и продуктов труда; содержание за свой счет общинных старост, землемеров и т.д. С одной стороны, сельской общине Индии присуща хозяйственная замкнутость, ибо в общине жили земледельцы и ремесленники, и община не имела выхода на рынок. С другой стороны, сельская община была социально разобщенной. Разобщенность – это результат кастовой, а затем и имущественной принадлежности общинника.
В связи с этим можно выделить четыре категории общинников:
– высшей прослойкой были мирасдары – это полноправные общинники, имеющие наследственные права на полный надел;
– вторую группу составляли паттидары – полноправные общинники, имеющие наследственное право на часть (патти) надела;
– в третью группу входили пришлые арендаторы и ремесленники. Они не имели собственного надела;
– четвертую группу составляли слуги и рабы, часто они принадлежали к касте неприкасаемых.
Можно согласиться с Е.В. Тарле, который писал, что только со времени разложения общины народы могут двигаться вперед по пути прогрессивного развития. Община всегда была прочным основанием для существования самой неограниченной тирании и мелких царьков, и крупных завоевателей[7]. Великие географические открытия и деятельность европейских купеческих компаний разрушали общину. Из нее выходили в первую очередь ремесленники, создававшие свои поселения. В среде крестьянства, часто вопреки его кастовости, выделялась зажиточная верхушка, которая сама начинала эксплуатировать своих односельчан. Втягивание Индии в систему мирового рынка изменило индийскую деревню. В частности здесь шел процесс коммутации ренты, роста прямых и косвенных налогов и т.д.
Что же происходило с индийскими городами под влиянием географических открытий? В стране были города трех типов:
1) центры ремесла и торговли;
|
2) ставки правителей-князей;
3) полуаграрного типа, в которых жители наряду с ремеслом занимались сельским хозяйством.
Самыми жизнеспособными в эпоху Великих географических открытий оказались города, относящиеся к первому типу. Хотя в каждом из них правил князь – политический и юридический глава города, однако ремесленники и торговцы втягивались в рыночные отношения, имели связи с другими государствами. Парадокс состоял в том, что в таком городе базары, лавки, торговые дома принадлежали князьям. Им же принадлежали мечети и храмы. Земля, на которой стоял город, принадлежала государству, городское население платило в государственную казну налог с земли. Как правило, город вместе с областью или округом давался султаном в качестве джагира и управлялся градоначальником. В Индии не было городов-республик, городов-коммун, население городов не боролось за независимость или самоуправление. Протест торгово-ремесленных кругов против существующей системы выражался в религиозных сектантских движениях, да и те не оставили существенного следа в истории.
Что собой представляло индийское ремесло? Оно делилось на внутриобщинное (сельское и городское) и необщинное. При достаточно высокой степени урбанизации в целом ремеслом занималось 10-15% населения. Ремесленная техника находилась на крайне низком уровне. Например, Индия не знала доменного производства металлов, не знала горизонтальных штреков. В Западной Европе уже в XV в. была известна самопрялка. В Индии о ней не слышали вплоть до вторжения англичан. Омываемая океаном страна не имела серьезного флота: индийские корабли были вёсельными, а не парусными, и плавали они лишь вдоль берега. Застой в технике был связан с кастовыми ограничениями, с догматизмом традиции, отступление от которой никогда не поощрялось, ведь каждый ремесленник был членом определенной касты.
Несмотря на застой в развитии техники, в ремесленном производстве сохранялось высокое технологическое совершенство в окраске тканей, пряжи, в производстве сафьяна и др. Причем все производство шло по памяти, если ремесленник что-то забывал, качество падало, ибо не было письменных руководств, все опиралось на обычай предков. Процесс технологии стал меняться по мере того, как развивалась письменная фиксация процесса производства. Ремесло переставало быть ритуалом с религиозным освещением. В Индии долгое время сохранялось поклонение орудиям труда. Отсюда и неизменность потребительского спроса.
Интересна история индийского вооружения. В военном производстве не было никаких канонов, не было строгой унификации формы и вооружения. Оружие было строго индивидуальным, поэтому и не могли возникнуть мануфактуры по его производству. Коль не было массового производства серийных видов оружия, не могли возникнуть условия для развития тяжелой промышленности. Централизованное интендантское снаряжение было невозможным из-за художественно-ремесленного производства вооружения, носившего социальный характер.
|
Несмотря на все вышесказанное, индийский город славился мастерами-ремесленниками. Высоким художественным совершенством отличались изделия ювелиров, медников, оружейников, ткачей, резчиков по дереву и камню. И все эти достижения были достоянием определенной касты. Профессиональные касты ремесленников занимались ткачеством, гончарным, кузнечным делом и т.д. Как регулировалась их жизнь? Совет старейшин следил за выполнением религиозных и ритуальных обрядов, профессиональных правил. Каждая каста, кроме того, имела наследственного «главу» своей корпорации.
Таким образом, с одной стороны, каста защищала своих членов от чрезмерного насилия со стороны государства. С другой же – сохраняла традиционные методы организации труда, хранила опыт поколений. Правда, каста не поощряла применение технологических новшеств. В отличие от средневековой Европы, где социальная градация общества перманентна, индийская каста существует вне времени: она была в древности, сохранилась и сейчас. Каста – это религия и сознание, культура и быт.
Прогресс в ремесле был связан с возникновением новых профессий и как следствие – новых каст. Члены профессиональной касты могли переходить к новым видам производственной деятельности, если это не противоречило кастовым правилам. В таком случае расширялся круг профессий данной касты.
Связь с рынком, развитие товарно-денежных отношений изменяло традиционные формы ремесла. Увеличилось количество ремесленников работающих по найму, росла кооперация труда, например в таких областях, как судостроение, добыча соли. Следует заметить, что в XVII-XVIII вв. кооперация ремесла проходила не на свободной рыночной основе, а на государственной. Первые мануфактуры возникли при дворе султанов-падишахов и обслуживали нужды знати и армии. Квалифицированный ремесленник не был свободным продавцом своей рабочей силы, регламентация и контроль делала его государственно зависимым человеком.
Один из путешественников писал: «Какие бы прекрасные ткани мы ни видели в этих краях, не надо воображать, что ремесленник там, в Индии в почете или может чего-нибудь добиться. Хорошо, если у него есть на что жить и во что одеться». Со времени Великих географических открытий, европейские купцы покупали в Индии, наряду с пряностями, хлопчатобумажные ткани, кашмирские шали (в России они назывались кашемиром), краску-индиго. Путешественники отмечали в своих заметках высокое качество индийского хлопка. Индийский ремесленник двумя бамбуковыми палочками и банки с краской добивался такого качества окраски, какого не было в Европе. Только одна английская Ост-Индская компания вывозила хлопчатобумажные ткани в огромных объемах. Например, в 1699 г. было вывезено 853034 штуки (тюка); в 1700 г. – 951109 штук; 1701 г. – 826101 штука. Французский врач Франсуа Бернье, живший при дворе султана Аурангзеба (1658-1707), писал о том, что на индийские ткани европейцы не жалели ни золота, ни серебра, добытого индейцами Америки[8].
На рубеже XVIII-XIX вв. растет спрос на ремесленные изделия, укрепляется местный рынок. В страну проникает европейский торговый капитал и привносит свои формы организации труда. Первой, наиболее простой формой деятельности торгового капитала, стала скупка купцами изделий самостоятельных ремесленников, а затем их централизованная продажа по более высоким ценам. Другой, более высокой формой подчинения ремесленников торговцами, стало авансирование или кредитование ремесленника деньгами. Вторая форма приводила к тому, что ремесленник терял свою экономическую самостоятельность. Он мог жить только на деньги купца, что позволяло купцу-ростовщику определять объем производства, количество и качество производимой продукции. Так постепенно складывалась и третья форма кооперации, т.н. «система раздач». Теперь купец поставлял сырье, оборудование ремесленнику, а затем скупал за бесценок всю готовую продукцию. Следует отметить, что эти зачатки капиталистических отношений возникали в Индии лишь спорадически, в отдельных пунктах и только в некоторых отраслях экономики, например, в ткачестве. Большинство отраслей оставалось традиционными.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!