Рациональность и эффективность консультирования в социальной работе. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Рациональность и эффективность консультирования в социальной работе.

2020-05-07 263
Рациональность и эффективность консультирования в социальной работе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальное консультирование - одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по со­циальной работе помогает клиенту понять суть его трудной жиз­ненной ситуации и предлагает различные варианты ее решения. Как технологический способ решения социальных задач эта про­цедура часто используется не только в социальной работе, но и в медицинской, юридической и психотерапевтической практике. Консультирование позволяет путем предоставления необходимой ин­формации, указания на альтернативные формы помощи со­действовать гражданам в реализации их законных прав и интересов.

Методологические основы консультирования заложены в фундаментальных исследованиях таких психологов, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Бёрн, А. Эоллис, Р. Пёрл, К. Роджерс, В. Франкл и др. Они разрабатывали теорию консультирования, исходя из соб­ственных представлений о структуре и функционировании лично­сти, механизмах взаимодействия людей в процессе непосредствен­ного общения. В результате сложилась базовая концепция консуль­тирования, суть которой состоит в том, что специалист, пользуясь своими профессиональными, научными знаниями, создает для другого человека условия, позволяющие ему открывать в себе но­вые возможности для решения возникшей проблемы.

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

- ока­зание профессиональной помощи в связи с заявленной клиентом проблемой;

- информирование клиента о неиспользованных им возможностях;

- мобилизация скрытых ресурсов клиента, обеспечива­ющих самостоятельное решение проблемы;

- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

Консультирование проводится тогда, когда клиент самостоятельно обратился к специалисту со своей проблемой, т.е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо уточнить и осмыслить проблему, най­ти средства для ее решения; только затем пытаться предупредить, предотвратить появление подобных проблем в будущем.

Консультирование представляет собой взаимодействие клиента и специалиста как минимум на двух уровнях: содержатель­ном и психологическом. На содержательном уровне клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной жизненной ситуации, а специалист изучает суть возникшей проблемы и пред­лагает варианты возможного выхода из нее. На психологическом уров­не устанавливаются доверительные отношения между специа­листом и клиентом, специалист формирует у клиента установку на самостоятельное решение возникших жизненных трудностей.

Основные принципы проведения консультаций.

Целесообразность. Каждая консультация имеет конкретную цель, решает определенную задачу. Взаимодействие консультанта и клиента строится строго в рамках и на материале заявленной пробле­мы. Специалисту необходимо помнить слова М. Твена: «Когда мы потеряли цель, наши усилия утроились».

Добровольность, Клиент самостоятельно и добровольно обраща­ется за помощью к консультанту, без его согласия процесс не может быть начат. Он также вправе в любое время отказаться от помощи консультантa. Эффективность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта.

Методическая грамотность и компетеnтность консультанта. Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консуль­тируемого. Консультант должен обладать широкой эрудицией, быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методи­чески грамотно, убедительно вести консультации.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. В про­цессе консультирования клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и уме­ние внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью.

В социальной работе консультирование выполняет ряд функций: информирующую, развивающую, проблемно-ориентирую­щую, коррекционную, фасилитирующую, катализирующую и др.

Информирующая функция - предоставление клиенту необходи­мой информации или указание на источники и специалистов, вла­деющих нужными сведениями.

Развивающая функция - активизация личностных ресурсов кли­ента, создание условий для их проявления и развития.

Наиболее часто реализуется проблемно-ориентирующая функция, помогающая человеку сориентироваться в неясной ситуации и осознать сущность возникшей проблемы.

Коррекцuонную, фасилитирующую и катализирующую функции могут выполнять только специально подготовленные работники специализированных учреждений, так как подобные воздействия затрагивают глубинные личностные структуры, а следовательно, могут иметь непредсказуемые последствия.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.