Тема 6.   Персия в период нового времени — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 6.   Персия в период нового времени

2020-05-07 643
Тема 6.   Персия в период нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 6.   Персия в период нового времени

План

 

1. Персия в XVII–XVIII вв.

2. Установление династии Каджаров в 1796 г.

3. Персия в первой пол.  XIX в.

4. Персия во второй пол. XIX в.

5. Персия в начале ХХ в. Персидская революция 1905–1911 гг.

 

Рекомендуемая литература

1. Арабаджян З. А. Иран: власть, реформы, революции (XIX–XX вв.)  / З. А. Арабаджян. – М.: Наука, 1991. – 125 с.

2. Васильев Л. С. История Востока. Т. 2.  / Л. С. Васильев. – М.: Наука, 1998. – 510 с.

3. Евдокимова А. А. История стран Востока в новое время. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Евдокимова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 238 с.

4. Иванов М. С. Бабидские восстания в Иране (1848–1852) / Историография стран Востока  / М. С. Иванов. – М.: Изд-во. МГУ, 1978. – 256 с.

5. Иванов М. С. Иранская революция 1905–1911 гг. / М. С. Иванов. – М.: Изд. ИМО, 1957. – 560 с. 

6. Казем-Заде Фируз. Борьба за влияние в Персии. Дипломатическое противостояние России и Англии (1864–1914) / Фируз Казем-Заде; пер. с англ. Верховской Е. А., Лисовой Н. И. – М.: Центрполиграф, 2004. – 542 с.

7. Кузнецова Н. А. Иран в первой пол. XIX века / Н. А. Кузнецова. – М.: Наука, 1983. – 265 с.

8. Новая история стран Азии и Африки XVI–XIX вв.: учеб. пособ. в 3 ч. / под ред. А. М. Родригеса. – М.: Гум. изд. центр Владос, 2004. – Ч. 1. – 400 с.

 

Персия в XVII – XVIII вв.

Приступая к изложению материала по истории Персии в период нового времени, необходимо уточнить отдельные нюансы по терминологии. Название «государство Иран» официально было принято в 1935 г., когда уже десять лет правила новая шахская династия Пехлеви. В этой связи, на наш взгляд, дефиниция «история Ирана» будет использована при освещении событий и явлений в жизни страны в период новейшей истории. Поэтому в нашем материале будем использовать термин «Персия», чтобы подчеркнуть тысячелетнюю историческую традицию этой ближневосточной страны.

Начало нового времени в Персии было периодом непрекращающихся военных потрясений, внутренних распрей и внешних войн. Страна пережила падение блестящей династии Сефевидов, неоднократные нашествия афганцев, неудачные войны с Турцией и Россией. В то же время здесь продолжается расширение территории государства за счет внутренних усобиц и не прекращается ожесточенная борьба за власть.

При Сефевидах, период правления которых охватывает 1499–1722 гг., государственным языком стал персидский (фарси); называли они себя сасанидским титулом «шахиншах» (царь царей). На первый план они выдвинули, однако, не национальный принцип, а вероисповедание, шиизм, объявили его государственной религией и под этим знаменем объединили не только персов, но и многочисленных турок, живших в Иране и преданных своей религии.

Последний сефевид, шах Хусейн (1694–1722), подпал под влияние духовенства. Это не нравилось ни войску, ни населению, так как муллы воздвигли гонение на суфиев, мистические стремления которых шли вразрез с шиизмом.

К народному недовольству прибавились бедствия извне: Мирваис-хан Хотак, глава афганского племени гильзаев в Кандагаре, поднял восстание в 1709 г. и до самой своей смерти в 1714 г. наносил персам поражения. В 1717 г. его племянник Мир Махмуд Хотаки соединил раздробленные афганские племена и в 1721 г. двинулся на Персию, которая как раз тогда испытала опустошение от узбеков в Хорасане, турецких курдов в Хамадане и маскатского имама на побережье. Под городом Исфаханом Махмуд разбил наскоро собранное персидское войско в 1722 г. и осадил город, куда укрылось до 600 000 чел. От голода шах Хусейн I сдался, затем отрекся в пользу Махмуда и собственноручно надел на него венец в 1722 г.  Кроме Тахмаспа, ушедшего еще до осады Исфахана на север, все члены шахской фамилии были перебиты Махмудом в 1725 г. В том же году вместо Махмуда, сошедшего с ума, на престол вступил его сын Ашраф; он в 1729 г. убил и Хусейна.

 В 1722–1723 гг. в пределы персидского государства вступает русская армия. Это был персидский поход императора Петра Великого. Успехи русских войск во время похода и вторжение османской армии в Закавказье вынудили Персию заключить 12 сентября 1723 г. в Петербурге мирный договор, по которому к России отошли Дербент, Баку, Решт, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран и Астрабад.

От проникновения в центральные районы Закавказья Петру I пришлось отказаться, так как летом 1723 г. туда вторглись османы, опустошившие Грузию, Армению и западную часть современного Азербайджана. В 1724 г. с Портой был заключен Константинопольский договор, по которому султан признал приобретения России в Прикаспии, а Россия – права султана на Западное Закавказье.

Позднее, в связи с обострением русско-турецких отношений, российское правительство, с целью избежания новой войны с Османской империей и заинтересованное в союзе с Персией, по Рештскому договору 1732 г. и Гянджинскому трактату 1735 г. возвратило все прикаспийские области Персии.

В середине XVIII в. в Персии правит Надир Шах, который совершает успешный поход в Индию.

Конец XVIII – первая пол. XIX вв. были особой эпохой в истории Ирана. Во многом определились пути дальнейшего развития государства. В этот период происходит объединение страны под властью династии Каджаров (1796–1925); были в основном определены государственные границы; формируется государственный аппарат с явной тенденцией перенять некоторые формы европейской администрации; усиливается военный, политический, экономический натиск европейских держав на Персию. Экспансия Запада способствует выработке новых принципов внешней политики персидского государства.

Перечисленные процессы не могли не оказать влияние на развитие иранской экономики. Следует заметить,  что западное влияние было еще слабым, традиционные формы сопротивлялись любым нововведениям. Примером могут служить персидское земледелие и землевладение.

Аграрные отношения в Персии в XVIII в. основывались на традиционных формах собственности – государственной, частной, вакуфной и др.

Еще при Сефевидах, наряду с юртами – землями кочевых племен, существовали государственные земли халесе; земли шахской семьи хасе (хассэ); ханские земли, пожалованные шахом в тиул (тиуль) или союргал. Между землями шахского домена (хасе) и государственными (халесе) не существовало большой разницы: и те, и другие обрабатывали крестьяне, которые являлись владельцами или «вечными арендаторами» небольших участков земли. Шах же мог распоряжаться доходами и с тех, и с других земель. Следует подчеркнуть, что только государственные земли могли передаваться в качестве держания за службу. Земли шахской семьи оставались неприкосновенными. Тиульные земли были ненаследственными держаниями, союргальные земли – это наследственные пожалования за несение службы.

К категории частных земель относились крестьянские наделы (хордемалек), т. е. земли свободных крестьян. В эту же группу входили мульки и арбаби. Они являлись частной собственностью землевладельцев (в русских источниках – помещиков) и купцов. Мульки ранее представляли собой мелкие наследственные пожалования, которые держатели смогли превратить в свободно отчуждаемую земельную собственность. Категория земель арбаби появляется только в XIX в. и связана с развитием товарно-денежных отношений. Эти земли приобретали ростовщики, торговцы, муллы на основе частной собственности. Собственники арбаби могли их продавать, закладывать, передавать по наследству. Заметим, что таких земель к середине XIX в. было немного.

Вакуфные земли принадлежали мусульманской общине (умме) шиитского или суннитского толка. Считалось, что доходы с вакуфных земель должны использоваться исключительно на благотворительность.

Пожалованные земли (наследственные и ненаследственные) облагались натуральным налогом, который составлял от 40 % до 60 % урожая и, частично, шел в государственную казну.

Частные земли облагались минимальным налогом в размере 10 % от урожая, вакуфные земли были свободны от налогов. При такой запутанной системе налогообложения собрать налог было нелегко, государство предпочитало сдавать сбор налогов на откуп. Откупная система постепенно становилась нормой, порождая коррупцию и вседозволенность. Чтобы упорядочить земельные отношения, в 1843 г. был принят специальный фирман (закон) о земле. В пятой статье закона отмечалось: «Право собственности на землю одновременно принадлежит государству, землевладельцам и крестьянам. Владелец земли может продать ее или заложить только с разрешения государственных властей и с согласия крестьян». Очевидно, что закон не внес ясности в запутанные формы земельных держаний в Персии. Противоречивы были и свидетельства европейцев, посетивших страну в первой пол. XIX в.

Многоукладность экономики предполагала аморфность социально-классовой структуры. Никаких феодалов и крепостных крестьян в западноевропейском понимании в Иране не было. Ислам провозглашал равенство людей перед Аллахом. Тесная связь практической жизни с установлениями Корана и шариата исключала те формы внеэкономического принуждения, которые были известны феодальной Европе. Это не означает, что в стране процветали социальное равенство и гармония.

 Западные путешественники писали о четырех основных группах населения страны:

– высшие слои общества – лица, связанные с двором, представители высшей гражданской и военной администрации. Они имели наследственные или пожизненные пожалования в виде земли или должностей, часто приходились родственниками Каджаров; вероятно, к высшим слоям можно отнести ханов кочевых племен;

– городское население – купцы, мелкие торговцы, ремесленники и духовенство (точнее, люди, имеющие духовное образование);

– сельское население – крестьяне;

– пастухи-кочевники.

Структура господствующего класса Персии отражала доживший до середины XIX в. восточный деспотизм. Власть крупных землевладельцев, высшего духовенства (муджтахидов), чиновничества и купечества базировалась не столько на размерах их богатства, сколько на близости представителей этих групп к верховной власти, на их месте в военно-бюрократической системе управления.

Основную массу крупных землевладельцев составляли далекие от центральной власти ханы кочевых племен, владельцы наследственных или тиульных пожалований, среднее звено провинциальной администрации, а также новые землевладельцы – арбаби.

Несмотря на наличие частной собственности на землю, в Персии не наблюдалось никакой рыночной активности, сделки по купле-продаже земли были редким явлением. Большинство земель обрабатывали крестьяне-арендаторы. Незначительная прослойка крестьянства владела земельными участками на правах собственников (хордемалёк). Такие хозяйства носили натуральный характер. Крестьянская семья занималась не только полевыми работами, но и переработкой сельскохозяйственного сырья, домашним ткачеством и т. д. Большую роль в хозяйственной жизни Персии играло кочевое скотоводство, которое обеспечивало потребности населения в мясе, шерсти, молоке и т. д. Часть продукции скотоводства Персия экспортировала.

 Для сельского хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития с невысокой производительностью труда, слабым использованием и освоением новой техники. Исторически сложившаяся специализация сельскохозяйственных районов была обусловлена, прежде всего, разными климатическими условиями. Крестьянские хозяйства сочетали занятия земледелием с производством ремесленных изделий: тканей, ковров, орудий труда и т. д. В деревне нередко жили искусные ремесленники, которые продавали свои изделия на местном рынке. И все же центром ремесла был персидский город.

 Привилегированной прослойкой городов было купечество. В его руках была сосредоточена внешняя и внутренняя торговля. В Персии богатый купец владел состоянием в пять тысяч туманов, бедным считался купец с состоянием в 300 туманов. Характерной чертой персидского, да и вообще исламского купечества была его тесная связь с крупными землевладельцами и духовенством. Купец был уважаемым человеком (ведь и Пророк Мухаммад был купцом), иногда он становился видной фигурой в политической жизни страны. Следует отметить, что междоусобные войны середины XVIII в. оказали пагубное воздействие на развитие ремесла и торговли, принесли убытки купечеству. Действительно сократилась внешняя торговля, ухудшилось качество товаров традиционного экспорта, таких, как ковры, оружие, предметы роскоши. Поэтому купечество было заинтересовано в политической стабильности, однако такой стабильности, которая не ущемляла бы его экономические интересы.

Второй по значимости и самой многочисленной прослойкой городского населения были ремесленники. Ремесло в странах Востока имеет древние традиции. В советской историографии господствовала точка зрения о наличии цехов в средневековых городах Востока и их идентичности цехам Западной Европы. Историки советской школы считали, что причины образования цехов в странах Востока были те же, что и на Западе. Вряд ли это так. Уже одно то, что цехи в Персии (да и вообще на Востоке) никогда не боролись за свои права, иранские города не знали «цеховых революций», позволяет усомниться в этом выводе. Европейские цехи имели конституционно утвержденные уставы, своими политико-правовыми нормами являлись продолжателями демократических античных традиций, чего в принципе не могло быть в странах Азии. Другое дело, что ремесло на Востоке всегда было семейно-клановым. В то же время структура ремесленных мастерских Запада и Востока была идентичной: мастер, подмастерье, ученик.

Особенно много ремесленных объединений было в Армянской области и в Иранском Азербайджане. Только в Армянской области насчитывалось свыше 96 различных ремесел и проживало более 10 тыс. ремесленников. Ремесленники должны были иметь разрешение на работу от градоначальника или откупщика, платили денежный взнос за право заниматься ремесленной деятельностью. Если же денег не было – рассчитывались своим товаром. Все связи такого объединения с правителями города осуществлялись через выбранного старосту.

Ремесленники производили изделия высокого качества, будь-то кожаные изделия или ткани, ковры или оружие. В 1830-е гг. в Персии зарождается рассеянная мануфактура. Но для ее становления складывались неблагоприятные условия. Крупное купечество традиционно было связано с внешним рынком, ориентировалось на внешнюю торговлю. Мелкие ремесленники работали на заказ и обслуживали местный рынок. Однако внутренняя торговля была развита слабо. Политическая раздробленность, частые восстания ханов кочевых племен, набеги кочевников на города, традиционная незащищенность частной собственности – все это мешало развитию рыночных отношений. Так, например, в результате волнений в Хорасане в 1847 г. торговля Тебриза с Хорасаном прекратилась. Товар, перевозимый с юга на север страны, облагался таможенными пошлинами 14 раз. В отдельных провинциях существовали различные меры веса, денежные знаки и т. д. Таким образом, купцов с крупными капиталами в стране было немного, да они и не хотели рисковать, вкладывая деньги в новые предприятия.

Незащищенность прав собственности и личности купца была серьезным препятствием на пути развития любой предпринимательской, в том числе и торговой деятельности. Ф. Энгельс был прав, когда писал: «Восточное господство несовместимо с капиталистическим обществом; нажитая прибавочная стоимость ничем не гарантирована от хищных рук сатрапов и пашей; отсутствует первое основное условие буржуазной предпринимательской деятельности – безопасность личности купца и его собственности».

Гражданское судопроизводство, оформление торговых сделок, купчих находились или в ведении губернатора (вали), или в руках высшего духовенства (улемов, муджтахидов). Оформление сделок сопровождалось вымогательствами, взятками и т. п. Все это тормозило развитие экономики. Не способствовал прогрессу и отсталый политический строй.

 

Исторический портрет

Аг а Мохаммед Шах Каджар

 

Основатель новой шахской династии в Персии. По происхождению был сыном одного из вождей тюркского племени Каджаров.

Его путь к власти характеризовался многочисленными интригами и преступлениями. Безжалостно относился к своим врагам. О жестокости Ага Мохаммеда Каджара ходили легенды, которые вызывали ужас у современников. В 1785 г. подверг жестокому разгрому город Исфахан, в результате чего были истреблены все жители. В 1791 г. такая же участь постигла город Шираз. В 1794 г. после длительной осады был взят штурмом город Керман. Весной 1796 г. на торжественной церемонии в Муганской степи Ага Мохаммед Каджар был провозглашен шахом Ирана. В том же году, по его приказу, столицей Ирана стал город Тегеран.

 В 1796 г. Ага Мохаммед Каджар погиб при невыясненных обстоятельствах.

 


Исторический портрет

Насер ад-Дин Шах

Четвертый шах Персии из династии Каджаров, правил с 1848 по 1896 гг. Это было самое длительное правление за всю историю Персии в  новое время и третье по продолжительности во всей трехтысячелетней истории страны.

Тема 6.   Персия в период нового времени

План

 

1. Персия в XVII–XVIII вв.

2. Установление династии Каджаров в 1796 г.

3. Персия в первой пол.  XIX в.

4. Персия во второй пол. XIX в.

5. Персия в начале ХХ в. Персидская революция 1905–1911 гг.

 

Рекомендуемая литература

1. Арабаджян З. А. Иран: власть, реформы, революции (XIX–XX вв.)  / З. А. Арабаджян. – М.: Наука, 1991. – 125 с.

2. Васильев Л. С. История Востока. Т. 2.  / Л. С. Васильев. – М.: Наука, 1998. – 510 с.

3. Евдокимова А. А. История стран Востока в новое время. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Евдокимова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 238 с.

4. Иванов М. С. Бабидские восстания в Иране (1848–1852) / Историография стран Востока  / М. С. Иванов. – М.: Изд-во. МГУ, 1978. – 256 с.

5. Иванов М. С. Иранская революция 1905–1911 гг. / М. С. Иванов. – М.: Изд. ИМО, 1957. – 560 с. 

6. Казем-Заде Фируз. Борьба за влияние в Персии. Дипломатическое противостояние России и Англии (1864–1914) / Фируз Казем-Заде; пер. с англ. Верховской Е. А., Лисовой Н. И. – М.: Центрполиграф, 2004. – 542 с.

7. Кузнецова Н. А. Иран в первой пол. XIX века / Н. А. Кузнецова. – М.: Наука, 1983. – 265 с.

8. Новая история стран Азии и Африки XVI–XIX вв.: учеб. пособ. в 3 ч. / под ред. А. М. Родригеса. – М.: Гум. изд. центр Владос, 2004. – Ч. 1. – 400 с.

 

Персия в XVII – XVIII вв.

Приступая к изложению материала по истории Персии в период нового времени, необходимо уточнить отдельные нюансы по терминологии. Название «государство Иран» официально было принято в 1935 г., когда уже десять лет правила новая шахская династия Пехлеви. В этой связи, на наш взгляд, дефиниция «история Ирана» будет использована при освещении событий и явлений в жизни страны в период новейшей истории. Поэтому в нашем материале будем использовать термин «Персия», чтобы подчеркнуть тысячелетнюю историческую традицию этой ближневосточной страны.

Начало нового времени в Персии было периодом непрекращающихся военных потрясений, внутренних распрей и внешних войн. Страна пережила падение блестящей династии Сефевидов, неоднократные нашествия афганцев, неудачные войны с Турцией и Россией. В то же время здесь продолжается расширение территории государства за счет внутренних усобиц и не прекращается ожесточенная борьба за власть.

При Сефевидах, период правления которых охватывает 1499–1722 гг., государственным языком стал персидский (фарси); называли они себя сасанидским титулом «шахиншах» (царь царей). На первый план они выдвинули, однако, не национальный принцип, а вероисповедание, шиизм, объявили его государственной религией и под этим знаменем объединили не только персов, но и многочисленных турок, живших в Иране и преданных своей религии.

Последний сефевид, шах Хусейн (1694–1722), подпал под влияние духовенства. Это не нравилось ни войску, ни населению, так как муллы воздвигли гонение на суфиев, мистические стремления которых шли вразрез с шиизмом.

К народному недовольству прибавились бедствия извне: Мирваис-хан Хотак, глава афганского племени гильзаев в Кандагаре, поднял восстание в 1709 г. и до самой своей смерти в 1714 г. наносил персам поражения. В 1717 г. его племянник Мир Махмуд Хотаки соединил раздробленные афганские племена и в 1721 г. двинулся на Персию, которая как раз тогда испытала опустошение от узбеков в Хорасане, турецких курдов в Хамадане и маскатского имама на побережье. Под городом Исфаханом Махмуд разбил наскоро собранное персидское войско в 1722 г. и осадил город, куда укрылось до 600 000 чел. От голода шах Хусейн I сдался, затем отрекся в пользу Махмуда и собственноручно надел на него венец в 1722 г.  Кроме Тахмаспа, ушедшего еще до осады Исфахана на север, все члены шахской фамилии были перебиты Махмудом в 1725 г. В том же году вместо Махмуда, сошедшего с ума, на престол вступил его сын Ашраф; он в 1729 г. убил и Хусейна.

 В 1722–1723 гг. в пределы персидского государства вступает русская армия. Это был персидский поход императора Петра Великого. Успехи русских войск во время похода и вторжение османской армии в Закавказье вынудили Персию заключить 12 сентября 1723 г. в Петербурге мирный договор, по которому к России отошли Дербент, Баку, Решт, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран и Астрабад.

От проникновения в центральные районы Закавказья Петру I пришлось отказаться, так как летом 1723 г. туда вторглись османы, опустошившие Грузию, Армению и западную часть современного Азербайджана. В 1724 г. с Портой был заключен Константинопольский договор, по которому султан признал приобретения России в Прикаспии, а Россия – права султана на Западное Закавказье.

Позднее, в связи с обострением русско-турецких отношений, российское правительство, с целью избежания новой войны с Османской империей и заинтересованное в союзе с Персией, по Рештскому договору 1732 г. и Гянджинскому трактату 1735 г. возвратило все прикаспийские области Персии.

В середине XVIII в. в Персии правит Надир Шах, который совершает успешный поход в Индию.

Конец XVIII – первая пол. XIX вв. были особой эпохой в истории Ирана. Во многом определились пути дальнейшего развития государства. В этот период происходит объединение страны под властью династии Каджаров (1796–1925); были в основном определены государственные границы; формируется государственный аппарат с явной тенденцией перенять некоторые формы европейской администрации; усиливается военный, политический, экономический натиск европейских держав на Персию. Экспансия Запада способствует выработке новых принципов внешней политики персидского государства.

Перечисленные процессы не могли не оказать влияние на развитие иранской экономики. Следует заметить,  что западное влияние было еще слабым, традиционные формы сопротивлялись любым нововведениям. Примером могут служить персидское земледелие и землевладение.

Аграрные отношения в Персии в XVIII в. основывались на традиционных формах собственности – государственной, частной, вакуфной и др.

Еще при Сефевидах, наряду с юртами – землями кочевых племен, существовали государственные земли халесе; земли шахской семьи хасе (хассэ); ханские земли, пожалованные шахом в тиул (тиуль) или союргал. Между землями шахского домена (хасе) и государственными (халесе) не существовало большой разницы: и те, и другие обрабатывали крестьяне, которые являлись владельцами или «вечными арендаторами» небольших участков земли. Шах же мог распоряжаться доходами и с тех, и с других земель. Следует подчеркнуть, что только государственные земли могли передаваться в качестве держания за службу. Земли шахской семьи оставались неприкосновенными. Тиульные земли были ненаследственными держаниями, союргальные земли – это наследственные пожалования за несение службы.

К категории частных земель относились крестьянские наделы (хордемалек), т. е. земли свободных крестьян. В эту же группу входили мульки и арбаби. Они являлись частной собственностью землевладельцев (в русских источниках – помещиков) и купцов. Мульки ранее представляли собой мелкие наследственные пожалования, которые держатели смогли превратить в свободно отчуждаемую земельную собственность. Категория земель арбаби появляется только в XIX в. и связана с развитием товарно-денежных отношений. Эти земли приобретали ростовщики, торговцы, муллы на основе частной собственности. Собственники арбаби могли их продавать, закладывать, передавать по наследству. Заметим, что таких земель к середине XIX в. было немного.

Вакуфные земли принадлежали мусульманской общине (умме) шиитского или суннитского толка. Считалось, что доходы с вакуфных земель должны использоваться исключительно на благотворительность.

Пожалованные земли (наследственные и ненаследственные) облагались натуральным налогом, который составлял от 40 % до 60 % урожая и, частично, шел в государственную казну.

Частные земли облагались минимальным налогом в размере 10 % от урожая, вакуфные земли были свободны от налогов. При такой запутанной системе налогообложения собрать налог было нелегко, государство предпочитало сдавать сбор налогов на откуп. Откупная система постепенно становилась нормой, порождая коррупцию и вседозволенность. Чтобы упорядочить земельные отношения, в 1843 г. был принят специальный фирман (закон) о земле. В пятой статье закона отмечалось: «Право собственности на землю одновременно принадлежит государству, землевладельцам и крестьянам. Владелец земли может продать ее или заложить только с разрешения государственных властей и с согласия крестьян». Очевидно, что закон не внес ясности в запутанные формы земельных держаний в Персии. Противоречивы были и свидетельства европейцев, посетивших страну в первой пол. XIX в.

Многоукладность экономики предполагала аморфность социально-классовой структуры. Никаких феодалов и крепостных крестьян в западноевропейском понимании в Иране не было. Ислам провозглашал равенство людей перед Аллахом. Тесная связь практической жизни с установлениями Корана и шариата исключала те формы внеэкономического принуждения, которые были известны феодальной Европе. Это не означает, что в стране процветали социальное равенство и гармония.

 Западные путешественники писали о четырех основных группах населения страны:

– высшие слои общества – лица, связанные с двором, представители высшей гражданской и военной администрации. Они имели наследственные или пожизненные пожалования в виде земли или должностей, часто приходились родственниками Каджаров; вероятно, к высшим слоям можно отнести ханов кочевых племен;

– городское население – купцы, мелкие торговцы, ремесленники и духовенство (точнее, люди, имеющие духовное образование);

– сельское население – крестьяне;

– пастухи-кочевники.

Структура господствующего класса Персии отражала доживший до середины XIX в. восточный деспотизм. Власть крупных землевладельцев, высшего духовенства (муджтахидов), чиновничества и купечества базировалась не столько на размерах их богатства, сколько на близости представителей этих групп к верховной власти, на их месте в военно-бюрократической системе управления.

Основную массу крупных землевладельцев составляли далекие от центральной власти ханы кочевых племен, владельцы наследственных или тиульных пожалований, среднее звено провинциальной администрации, а также новые землевладельцы – арбаби.

Несмотря на наличие частной собственности на землю, в Персии не наблюдалось никакой рыночной активности, сделки по купле-продаже земли были редким явлением. Большинство земель обрабатывали крестьяне-арендаторы. Незначительная прослойка крестьянства владела земельными участками на правах собственников (хордемалёк). Такие хозяйства носили натуральный характер. Крестьянская семья занималась не только полевыми работами, но и переработкой сельскохозяйственного сырья, домашним ткачеством и т. д. Большую роль в хозяйственной жизни Персии играло кочевое скотоводство, которое обеспечивало потребности населения в мясе, шерсти, молоке и т. д. Часть продукции скотоводства Персия экспортировала.

 Для сельского хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития с невысокой производительностью труда, слабым использованием и освоением новой техники. Исторически сложившаяся специализация сельскохозяйственных районов была обусловлена, прежде всего, разными климатическими условиями. Крестьянские хозяйства сочетали занятия земледелием с производством ремесленных изделий: тканей, ковров, орудий труда и т. д. В деревне нередко жили искусные ремесленники, которые продавали свои изделия на местном рынке. И все же центром ремесла был персидский город.

 Привилегированной прослойкой городов было купечество. В его руках была сосредоточена внешняя и внутренняя торговля. В Персии богатый купец владел состоянием в пять тысяч туманов, бедным считался купец с состоянием в 300 туманов. Характерной чертой персидского, да и вообще исламского купечества была его тесная связь с крупными землевладельцами и духовенством. Купец был уважаемым человеком (ведь и Пророк Мухаммад был купцом), иногда он становился видной фигурой в политической жизни страны. Следует отметить, что междоусобные войны середины XVIII в. оказали пагубное воздействие на развитие ремесла и торговли, принесли убытки купечеству. Действительно сократилась внешняя торговля, ухудшилось качество товаров традиционного экспорта, таких, как ковры, оружие, предметы роскоши. Поэтому купечество было заинтересовано в политической стабильности, однако такой стабильности, которая не ущемляла бы его экономические интересы.

Второй по значимости и самой многочисленной прослойкой городского населения были ремесленники. Ремесло в странах Востока имеет древние традиции. В советской историографии господствовала точка зрения о наличии цехов в средневековых городах Востока и их идентичности цехам Западной Европы. Историки советской школы считали, что причины образования цехов в странах Востока были те же, что и на Западе. Вряд ли это так. Уже одно то, что цехи в Персии (да и вообще на Востоке) никогда не боролись за свои права, иранские города не знали «цеховых революций», позволяет усомниться в этом выводе. Европейские цехи имели конституционно утвержденные уставы, своими политико-правовыми нормами являлись продолжателями демократических античных традиций, чего в принципе не могло быть в странах Азии. Другое дело, что ремесло на Востоке всегда было семейно-клановым. В то же время структура ремесленных мастерских Запада и Востока была идентичной: мастер, подмастерье, ученик.

Особенно много ремесленных объединений было в Армянской области и в Иранском Азербайджане. Только в Армянской области насчитывалось свыше 96 различных ремесел и проживало более 10 тыс. ремесленников. Ремесленники должны были иметь разрешение на работу от градоначальника или откупщика, платили денежный взнос за право заниматься ремесленной деятельностью. Если же денег не было – рассчитывались своим товаром. Все связи такого объединения с правителями города осуществлялись через выбранного старосту.

Ремесленники производили изделия высокого качества, будь-то кожаные изделия или ткани, ковры или оружие. В 1830-е гг. в Персии зарождается рассеянная мануфактура. Но для ее становления складывались неблагоприятные условия. Крупное купечество традиционно было связано с внешним рынком, ориентировалось на внешнюю торговлю. Мелкие ремесленники работали на заказ и обслуживали местный рынок. Однако внутренняя торговля была развита слабо. Политическая раздробленность, частые восстания ханов кочевых племен, набеги кочевников на города, традиционная незащищенность частной собственности – все это мешало развитию рыночных отношений. Так, например, в результате волнений в Хорасане в 1847 г. торговля Тебриза с Хорасаном прекратилась. Товар, перевозимый с юга на север страны, облагался таможенными пошлинами 14 раз. В отдельных провинциях существовали различные меры веса, денежные знаки и т. д. Таким образом, купцов с крупными капиталами в стране было немного, да они и не хотели рисковать, вкладывая деньги в новые предприятия.

Незащищенность прав собственности и личности купца была серьезным препятствием на пути развития любой предпринимательской, в том числе и торговой деятельности. Ф. Энгельс был прав, когда писал: «Восточное господство несовместимо с капиталистическим обществом; нажитая прибавочная стоимость ничем не гарантирована от хищных рук сатрапов и пашей; отсутствует первое основное условие буржуазной предпринимательской деятельности – безопасность личности купца и его собственности».

Гражданское судопроизводство, оформление торговых сделок, купчих находились или в ведении губернатора (вали), или в руках высшего духовенства (улемов, муджтахидов). Оформление сделок сопровождалось вымогательствами, взятками и т. п. Все это тормозило развитие экономики. Не способствовал прогрессу и отсталый политический строй.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.