Генераторы судовой электростанции — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Генераторы судовой электростанции

2020-05-07 359
Генераторы судовой электростанции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие положения

 

 

Настоящие правила относятся к судовому электрооборудованию, включая электрические средства автоматизации (ЭСА). При эксплуатации электрооборудования должны выполняться общие требования действующих нормативных документов по обеспечению электробезопасности.

Лица, использующие электрооборудование, полностью отвечают за правильность его использования по назначению, включая подготовку к действию, ввод и вывод из действия, и соблюдение допустимых режимов работы.

При осмотрах электрооборудования особое внимание следует обращать на водонепроницаемость электрооборудования, расположенного на открытых палубах, и предотвращение попадания воды, пара и масла на электрооборудование в судовых помещениях. При заливании электрооборудования, расположенного на открытых палубах, его осмотр и определение технического состояния должны быть выполнены при первой возможности.

Перед выходом судна в рейс ответственный по заведованию обязан:

- осмотреть электрооборудование, подлежащее вводу в действие, измерить его сопротивление изоляции;

- подготовить и ввести в действие необходимое количество генераторов и подать питание на все необходимые потребители электроэнергии;

- проверить в действии рулевое устройство, указатели положения руля, авральную сигнализацию, сигнально-отличительные огни, аварийное аккумуляторное освещение, управление и сигнализацию закрытия водонепроницаемых дверей, сигнализацию о вводе в действие средств объемного пожаротушения, другие технические средства, обеспечивающие безопасность судна и людей.

Объем подготовки к действию конкретного электрооборудования перед выходом судна в рейс, перед грузовыми и швартовными операциями, плавании в сложных условиях и т.д. определяется указаниями соответствующих разделов настоящей части Правил.

Техническое обслуживание (ТО) и ремонт электрооборудования следует выполнять в соответствии с заводскими инструкциями по эксплуатации, указаниями настоящей части Правил и судовладельца.

Изменение электрических схем и конструкции электрооборудования может производиться ответственным персоналом только с разрешения судовладельца. Все изменения должны быть отражены в судовой технической документации.

Трансформаторы

 

 

При вводе в действие трансформаторов для автономной работы следует включать и выключать их только со стороны первичного напряжения.

При вводе в действие трансформаторов для параллельной работы необходимо включать их сначала со стороны первичного, а затем вторичного напряжения (нагрузки). Выключать трансформаторы необходимо в обратном порядке: сначала со стороны вторичного напряжения, затем со стороны первичного.

Трансформаторы, увлажненные и имеющие сопротивление изоляции ниже нормы, необходимо подвергнуть сушке при температуре обмоток 85-90 °С.

При ТО трансформаторов необходимо выполнить следующие работы:

- снять защитные кожухи, осмотреть магнитопровод и изоляцию обмоток;

- протереть поверхности сухой ветошью, а в случае сильного загрязнения - ветошью, смоченной в рекомендованном моющем средстве;

- обжать наружные и внутренние контактные соединения;

- проверить затяжку железа магнитопровода.

 

 

Электроприводы

Подготовка и ввод в действие. При подготовке электропривода (ЭП) к работе необходимо:

- убедиться в отсутствии посторонних предметов на электрической машине и вблизи соединительной муфты, грязи и ветоши вблизи входных вентиляционных отверстий;

- проверить наличие защитных кожухов;

- осмотреть пусковое устройство ЭП и убедиться в его готовности;

- при возможности - провернуть ротор вручную на 1-2 оборота, чтобы убедиться в его свободном вращении.

ЭП с дистанционным управлением из центрального поста управления (ЦПУ) должны находиться в постоянной готовности к действию. Отключение дистанционного управления разрешается при проверке технического состояния, ТО или ремонте.

При подготовке к работе ЭП ответственного назначения после продолжительного нерабочего периода (более одной недели) следует измерить сопротивление изоляции ЭП.

Пуск ЭП разрешается только после подготовки к работе приводимого механизма.

Обслуживание во время работы. После пуска ЭП необходимо убедиться в отсутствии его перегрузки, постороннего шума и недопустимой вибрации.

При работе ЭП ответственный по заведованию должен периодически проверять:

- нагрузку ЭП по амперметру;

- температуру нагрева корпуса и подшипников (на ощупь);

- отсутствие постороннего шума и недопустимой вибрации.

При самопроизвольной остановке ЭП необходимо отключить электропитание, выяснить и устранить причину остановки. Повторять пуск ЭП до устранения причин его остановки запрещается.

Запрещается эксплуатация ЭП при рабочем токе, превышающем номинальный ток.

Ответственность за правильное техническое использование и соблюдение допускаемых режимов работы ЭП грузоподъемных, якорно-швартовных и буксирных устройств возлагается на помощников капитана, руководящих грузовыми, швартовными и буксирными операциями.

К управлению ЭП судовых грузоподъемных устройств, а также аппарелей, рамп, закрытий люков и лацпортов допускаются только специально обученные лица судового экипажа и имеющие соответствующий допуск работники порта.

Работа ЭП грузоподъемных устройств должна быть немедленно прекращена при возникновении неисправности электродвигателей и аппаратуры управления, тормозов, срабатывании блокировок или защиты. Возобновление работы разрешается только после устранения неисправности.

При использовании ЭП грузоподъемных устройств запрещается:

- выводить из действия конечные, путевые, дверные и т.п. выключатели, другие средства блокировки и защиты;

- заклинивать рукоятки командоаппаратов в рабочем положении;

- выключать вентиляторы ЭП при непродолжительных перерывах в работе.

Все неработающее электрооборудование устройств и механизмов, расположенное на открытых палубах, должно быть укрыто специальными чехлами.

Электроприводы, имеющие продолжительные нерабочие периоды, для поддержания их в постоянной готовности к действию должны не реже одного раза в месяц осматриваться и проворачиваться. Во избежание наклепа подшипников проворачивание электрических машин, установленных в местах с повышенной вибрацией, следует выполнять чаще, исходя из условий эксплуатации.

Техническое обслуживание. Техническое обслуживание ЭП с асинхронными электродвигателями заключается в определении технического состояния и последующем обслуживании статорных обмоток, подшипниковых узлов и роторных клеток.

ТО статорных обмоток заключается в периодическом измерении их сопротивления изоляции. Увлажненные обмотки, имеющие сопротивление изоляции ниже нормы, подвергаются сушке. Для контроля отсутствия витковых замыканий в статорных обмотках следует использовать специальные устройства (например, типа ДЭМ или аналогичные ему по назначению).

ТО подшипников качения ЭП заключается в периодическом контроле технического состояния и своевременной замене смазки. Периодичность замены смазки указывается в соответствующих инструкциях по эксплуатации. Следует избегать демонтажа подшипника с целью определения его технического состояния и замены смазки.

Определение технического состояния подшипников производится с помощью ежедневного их прослушивания на работающих ЭП с помощью щупов. Рекомендуется также периодически использовать приборы контроля ударных импульсов подшипников качения (например, КОН.ТЕСТ 077Д отечественного производства или аналогичные импортные).

Если подшипниковые камеры ЭП не имеют смазочных ниппелей, пополнение или замена смазки в них возможна только путем разборки камеры. При наличии в подшипниковых камерах только одного ниппеля (для введения смазки) необходимо помнить, что чрезмерное накачивание смазки в подшипник ведет к увеличению давления в подшипниковой камере и может вызвать повреждение подшипника. Возможно также попадание излишков смазки внутрь машины. В подшипниковых камерах, имеющих дополнительное отверстие для выхода излишков смазки, возможна полная замена смазки без разборки камеры. Введение смазки через смазочный ниппель допускается производить только на работающей (вращающейся) машине. Если по какой-либо причине это сделать невозможно, допускается ввести смазку на стоящей машине, но только половину требуемого количества. Затем следует запустить машину, дать ей поработать несколько минут, затем остановить и ввести вторую половину смазки.

Перед пуском новой машины нужно ввести, по крайней мере, тройную порцию предписанного количества смазки. Эту процедуру надо повторить через несколько часов работы, затем через несколько дней. После этого можно соблюдать установленный инструкцией порядок пополнения или замены смазки. Если машина хранилась или не использовалась в течение времени большего, чем предписанный смазочный интервал, смазка должна быть заменена.

Перед монтажом на вал подшипник следует нагреть до температуры, превышающей температуру окружающего воздуха примерно на 70 °С. Нагрев следует производить в печи с температурой, контролируемой термостатом, или в масляной ванне. Запрещается нагревать подшипник на электрической плите или на открытом огне. Монтаж без нагрева допускается только для небольших подшипников. Если внешнее кольцо имеет плотную посадку, сам подшипниковый щит может быть нагрет на 30-40 °С выше температуры окружающего воздуха.

Периодичность технического обслуживания электрических машин, приведена в табл. 5.1.

При демонтаже подшипника усилие должно прикладываться к его внутреннему кольцу. Приложение усилия к наружному кольцу допускается только в том случае, если нет возможности добраться до внутреннего кольца. В этом случае следует в процессе стяжки подшипника медленно его поворачивать с тем, чтобы сила не была приложена к одним и тем же точкам. Как только внутреннее кольцо сдвинется достаточно, чтобы зацепиться за него, следует немедленно это сделать. Ржавое посадочное место, обнаруженное после демонтажа подшипника, свидетельствует о его слабой посадке.

В ЭП с асинхронными электродвигателями, находящимися в эксплуатации более 10 лет, необходимо проверять состояние роторной клетки (например, с помощью устройства типа ДЭМ или аналогичного ему по назначению).

Полную переборку асинхронных двигателей (АД) с короткозамкнутым ротором, имеющих внешний обдув корпуса и средства для пополнения смазки без разборки подшипников, следует производить только в случае действительной необходимости, например, для замены подшипников.

 

Тип электрической машины

По назначению,

Режиму использования

И исполнению

Периодичность технического

Обслуживания

Без

Разборки

С частичной разборкой

С полной разборкой

Род тока

Переменный Постоянный Переменный Постоянный Переменный Постоянный

1. Генераторы электростанции

2 1 6÷12 3÷6 48÷96 48

2. Электрические машины, работающие длительно

защищенные 3 1 12÷36 6 36÷72 24 брызгозащищенные 6 2 12÷36 6 36÷72 36÷48 водозащищенные 6 3 12÷36 12 36÷72 36÷48

3. Электрические машины, работающие

периодически

защищенные 6 3 24÷48 12 48÷96 48 брызгозащищенные 12 6 24÷48 12 48÷96 48 водозащищенные 12 6 24÷48 12 48÷96 48

4. Электрические машины в электрических и электро-гидравлических приводах рулевых устройств

3 1 12÷24 6 36÷48 24÷48

5. Электрические машины в электрических приводах якорно-швартовных и грузоподъемных устройств

6 3 24÷48 12 48÷96 48

Таблица 5.1 - Периодичность технического обслуживания электрических машин


Кабельные сети

 

Все кабельные сети необходимо осматривать не реже одного раза в 6 мес. При осмотре следует проверять:

- целостность защитных оболочек кабелей;

- наличие и состояние защитных кожухов;

- исправность заземлений металлических оплеток кабелей;

- наличие маркировки на кабелях;

- отсутствие перегрева кабельных наконечников;

- чистоту мест прокладки кабелей, отсутствие масла и топлива на кабелях, состояние окраски кабелей и конструкций, на которых они крепятся. Особое внимание следует обращать на состояние кабелей, проложенных по переходным мостикам.

Кабельные проходные коробки и групповые сальники необходимо испытывать на герметичность не реже одного раза в 4 года и всякий раз, когда возникает подозрение в нарушении их герметичности. Испытания выполняются в соответствии с заводскими технологическими инструкциями.

Длительно допускаемая температура нагрева изоляционных материалов, используемых в судовых кабелях, составляет:

- резина обыкновенная, резина полихлоропреновая, поливинилхлорид обыкновенный - 60 °С;

- резина теплостойкая, поливинилхлорид теплостойкий - 75 °С;

- резина бутиловая - 80 °С;

- резина этиленпропиленовая, полиэтилен - 85 °С;

- резина силиконовая, минеральная изоляция - 95 °С.

 

 

Электрическое освещение

 

 

Сети электрического освещения всех назначений, а также сигнально-отличительные фонари, должны быть полностью укомплектованы штатными источниками света, средствами защиты и выключателями.

Все средства общего и местного электрического освещения должны использоваться только по мере надобности.

Светильники, соединительные коробки и групповые распределительные щиты (РЩ) аварийного и аварийного аккумуляторного освещения должны быть отмечены специальной отличительной отметкой или окраской (рекомендуется желтый и красный цвета соответственно), если они конструктивно не отличаются между собой и от арматуры нормального освещения.

При грузовых операциях контроль за своевременным включением и выключением освещения трюмов и использованием трюмных люстр обеспечивается вахтенным помощником капитана.

При использовании средств электрического освещения всех назначений запрещается:

- применение ламп большей мощности, чем это предусмотрено конструкцией светильника;

- включение светильников без колпаков и сеток, если они входят в конструкцию светильника;

- снятие со светильников аварийного и аварийного аккумуляторного освещения ламп даже на самое короткое время;

- включение стационарных взрывозащищенных светильников при неисправности труб или кабелей, идущих к ним, и с колпаками, имеющими трещины.

Исправность аварийного освещения необходимо проверять не реже одного раза в 6 мес. Исправность аварийного аккумуляторного освещения - не реже одного раза в неделю и перед выходом в рейс, при этом все лампы должны гореть с полным накалом.

Лампы накаливания с темным налетом на колбе и люминесцентные лампы с потемневшими концами трубки рекомендуется заменять до выхода их из строя. При замене люминесцентной лампы рекомендуется заменить и ее стартер, так как срок службы новой лампы со старым стартером резко сокращается. Признаками неисправности стартеров люминесцентных ламп являются слабое свечение на концах трубки, потемнение концов, периодическое зажигание (мигание) или отсутствие зажигания лампы. Быстрое мерцание люминесцентной лампы может означать ее переход в однополупериодный (диодный) режим дугового разряда, сопровождающийся быстрым нагревом пускорегулирующего аппарата. Такая лампа должна быть немедленно отключена и заменена.

ТО аккумуляторных взрывозащищенных фонарей следует выполнять не реже одного раза в месяц, а при использовании - ежедневно, обеспечивая при необходимости заряд аккумуляторов.

Аккумуляторы

Общие указания. При использовании стационарных аккумуляторов следует осматривать их не реже одного раза в неделю. При осмотре необходимо проверять:

- крепление аккумуляторов;

- чистоту аккумуляторного помещения, стеллажей и аккумуляторов, отсутствие трещин, течи и окислов на поверхности, а также коротких замыканий элементов и между элементами путем измерения напряжения;

- эффективность действия вентиляции, отопления и исправность взрывозащищенных светильников освещения аккумуляторного помещения;

- исправность зарядных устройств;

- наличие средств, обеспечивающих безопасность работ с кислотой и щелочью.

Измерения напряжений кислотных аккумуляторов рекомендуется выполнять с помощью аккумуляторного пробника с нагрузочным резистором, соответствующим номинальному току разряда аккумулятора. Измерение напряжений щелочных аккумуляторов следует выполнять в режиме разряда батареи.

В качестве переносных источников освещения в аккумуляторных помещениях должны использоваться только взрывозащищенные аккумуляторные фонари.

Металлические детали аккумуляторов, не покрытые лаком, должны быть покрыты рекомендованным смазочным средством (техническим вазелином и т.п.). Элементы батареи должны быть плотно закрыты пробками с газоотводными отверстиями и исправными резиновыми кольцами.

Уровень электролита необходимо поддерживать выше верхнего края пластин на 12-15 мм в кислотных и на 5-12 мм в щелочных аккумуляторах. Оголение пластин не допускается.

При излишке электролита в кислотных аккумуляторах его следует отсосать резиновой грушей, при недостатке - долить дистиллированной водой (если плотность электролита повышена) или электролитом такой же плотности. Доливку щелочных аккумуляторов допускается производить питьевой подщелоченной водой (2 объема воды на 1 объем электролита).

В каждый щелочной аккумулятор для предохранения от поглощения углекислоты из воздуха рекомендуется добавить вазелинового масла или керосина.

Трещины на поверхности мастики кислотных аккумуляторов следует устранять путем оплавления мастики нагретым металлическим стержнем (паяльником) только на разряженных аккумуляторах с вывернутыми пробками вне аккумуляторного помещения.

Запрещается:

- проверять заряд аккумуляторов "на искру" замыканием контактов металлическим предметом;

- добавлять в аккумуляторы щелочь либо кислоту;

- использовать для щелочных и кислотных аккумуляторов одну и ту же посуду и ареометры;

- хранить в одном помещении (даже кратковременно) кислотные и щелочные аккумуляторы;

- смазывать вазелином поверхности, покрытые битумным лаком, а также резиновые кольца пробок.

При ТО аккумуляторов необходимо:

- очистить аккумуляторы от солей и ржавчины;

- зачистить окисленные зажимы контактов и обжать все контактные соединения;

- покрыть очищенные места, контакты и межэлементные соединения рекомендованным смазочным средством;

- прочистить газоотводные отверстия в пробках и заменить неисправные резиновые кольца;

- проверить и довести до требуемых величин уровень и плотность электролита.

Рекомендуемая периодичность ТО аккумуляторов - не реже одного раза в месяц.

Режимы и периодичность заряда аккумуляторов определяются условиями их использования и инструкциями по эксплуатации. Аккумуляторы, постоянно используемые в кратковременных циклах "заряд-разряд", следует заряжать сразу после разряда. Аккумуляторы, имеющие продолжительные режимы разряда или находящиеся в постоянной готовности к действию, следует заряжать по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

При использовании аккумуляторов в режиме автоматического подзаряда (кроме встроенных в светильники аварийного освещения) следует:

- включать на подзаряд только полностью заряженные аккумуляторы;

- регулировать ток подзаряда в зависимости от типа и емкости аккумуляторов так, чтобы напряжение на элементах щелочных аккумуляторов поддерживалось в пределах 1,5-1,6 В, а на элементах кислотных - в пределах 2,1-2,2 В;

- увеличивать (уменьшать) ток подзаряда при уменьшении (увеличении) плотности электролита и температуры окружающего воздуха;

- поддерживать нормальный уровень электролита;

- заряжать током усиленного заряда щелочные аккумуляторы и током нормального заряда кислотные аккумуляторы не реже одного раза в 3 мес;

- проверять в действии защиту от разряда батареи вследствие понижения или исчезновения напряжения, питающего устройство автоматического подзаряда, не реже одного раза в месяц.

Перед зарядом аккумуляторов необходимо:

- включить искусственную вентиляцию;

- вывернуть пробки всех элементов (кроме случаев, когда по инструкции допускается производить заряд с ввернутыми пробками);

- проверить затяжку гаек межэлементных соединений;

- измерить напряжение аккумуляторов под нагрузкой;

- проверить и довести до требуемого уровень электролита;

- проверить в нескольких контрольных элементах плотность и температуру электролита.

Во время заряда необходимо вести наблюдение за:

- напряжением и силой зарядного тока, регулируя их в зависимости от выбранного режима заряда;

- температурой, уровнем и плотностью электролита в контрольных элементах;

- газовыделением;

- эффективностью действия систем вентиляции.

Во время заряда не допускается повышение температуры электролита в кислотных аккумуляторах и составного (с добавлением моногидрата лития) электролита в щелочных аккумуляторах выше 45 °С, простого электролита на основе едкого натра - выше 40 °С и на основе едкого кали - выше 35 °С. Если температура достигает предельной величины, следует уменьшить зарядный ток вдвое или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита на 5-10 °С. В жаркое время заряд рекомендуется производить ночью.

После заряда необходимо:

- проверить уровень и плотность электролита в контрольных элементах;

- протереть зажимы и межэлементные соединения ветошью и смазать их рекомендованным смазочным средством;

- ввернуть пробки (после остывания электролита);

- измерить напряжение контрольных элементов и батареи в целом (не ранее чем через 2 ч после окончания заряда).

Результаты измерений в начале и конце заряда необходимо отразить в учетной документации.

Осмотр и проверка в действии аккумуляторов, установленных на спасательных средствах, должны выполняться одновременно с проверкой в действии этих средств.

Основными причинами уменьшения емкости и срока службы аккумуляторов являются:

- систематические недозаряды;

- глубокие разряды ниже допустимых конечных напряжений, длительные разряды малым током и пребывание в разряженном состоянии;

- повышенная плотность и температура электролита;

- пониженный уровень электролита;

- доливка в кислотные аккумуляторы недистиллированной воды;

- длительная работа щелочных аккумуляторов на старом или простом электролите;

- повышенный саморазряд вследствие выкрашивания активной массы, коротких замыканий и загрязнения электролита.

Ввод в действие новых аккумуляторов следует выполнять в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации.

При снижении емкости аккумуляторов рекомендуется выполнить 2-3 цикла "заряд-разряд". Если это не приводит к заметному увеличению емкости, следует заменить электролит и повторить циклы. При отсутствии специальных разрядных устройств допускается выполнять разряд на штатную нагрузку, если обеспечиваются необходимый ток и длительность разряда, либо на специально изготовленные устройства.

Замена электролита в щелочных аккумуляторах производится через каждые 100-150 циклов "заряд - разряд" или в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.

Аккумуляторы, емкость которых уменьшилась до 80% от номинальной, подлежат ремонту или замене.

Заряд щелочных аккумуляторов. Плотность электролита в аккумуляторах должна находиться в пределах:

- на основе едкого кали - 1,19-1,21;

- на основе едкого натра - 1,17-1,19.

Плотность электролита во время циклов заряда и разряда меняется незначительно, поэтому заряженность аккумуляторов следует контролировать по величине напряжения. Если напряжение ниже номинального (1,25 В на банку), это свидетельствует о той или иной степени разряженности. При уменьшении напряжения до 1 В на банку аккумуляторы следует зарядить.

В условиях длительного разряда (не менее 5 ч) запрещается разряжать аккумуляторы ниже конечного напряжения 1 В на банку, измеренного под нагрузкой. При 3-часовом режиме разряда аккумуляторы допускается разряжать до напряжения не ниже 0,8 В, при 1-часовом - не ниже 0,5 В на банку.

Основным режимом заряда аккумуляторов является нормальный, выполняемый током нормального заряда в соответствии с инструкциями по эксплуатации. Величину тока во время заряда рекомендуется поддерживать постоянной.

При отсутствии других указаний нормальный заряд следует выполнять в течение 6 ч током, равным (в амперах) 0,25 величины номинальной емкости аккумуляторов в А-ч.

Усиленный заряд выполняется в течение 10-12 ч током нормального заряда. Ускоренный заряд - 3 ч при токе, вдвое большем тока нормального заряда.

Примечание. Следует иметь в виду, что недозаряды ухудшают состояние щелочных аккумуляторов.

Усиленный заряд выполняется:

- при вводе в действие новых аккумуляторов;

- после 10-12 циклов "заряд - разряд" нормальным током;

- после смены электролита в используемых аккумуляторах;

- после глубоких разрядов ниже допустимых конечных напряжений;

- для аккумуляторов, используемых в режиме автоматического подзаряда.

Рекомендуется не реже одного раза в 6 мес разрядить аккумуляторы током 6-часового разряда до напряжения 1,1 В на банку, после чего дать усиленный заряд.

Ускоренный заряд допускается только при необходимости уменьшения времени заряда. Частые ускоренные заряды уменьшают срок службы аккумуляторов.

У исправных аккумуляторов напряжение при нормальном зарядном токе должно быть равно в начале заряда 1,45-1,55 В, в конце заряда 1,75-1,85 В. Признаком окончания заряда является постоянство напряжения в течение 2-3 ч при обильном газовыделении.

Заряд кислотных аккумуляторов. Плотность электролита в заряженных аккумуляторах должна находиться в пределах 1,23-1,28.

Примечание. Низшие значения плотности соответствуют условиям использования аккумуляторов с повышенной температурой электролита (в жаркое время года, в тропиках).

Степень заряженности кислотных аккумуляторов принято контролировать по величине плотности электролита. Это допустимо делать также по величине ЭДС. Например, при плотности электролита 1,28 в полностью заряженном аккумуляторе имеют место следующие соотношения:

Таблица 5.2 - Соотношения степени заряженности, ЭДС аккумулятора и         плотности электролита

Степень заряженности аккумулятора, о.е. Плотность электролита, г/см3 ЭДС аккумулятора, В
1,00 1,28 2,12
0,75 1,24 2,09
0,50 1,20 2,05
0,25 1,15 2,00

Примечание. Замер ЭДС аккумуляторов следует производить не ранее чем через 2 ч после окончания их заряда.

 

При 20-часовом режиме разряда аккумуляторы допускается разряжать до напряжения не ниже 1,75 В, измеренного под нагрузкой. При 1-часовом - не ниже 1,6 В, при 5-минутном - не ниже 1,5 В. Для надежной работы аккумуляторы не рекомендуется постоянно разряжать более чем на 50%.

Основным режимом заряда аккумуляторов является нормальный, выполняемый током нормального режима в соответствии с инструкциями по эксплуатации.

При отсутствии других указаний нормальный заряд выполняется током, равным (в амперах) 0,08-0,10 величины номинальной емкости аккумуляторов в А-ч, до начала газовыделения и напряжения на элементах 2,3-2,4 В, после чего током, равным половине тока нормального режима, до начала обильного газовыделения и напряжения на элементах 2,5-2,7 В. Признаками окончания заряда являются обильное газовыделение во всех элементах, постоянство напряжения и плотности электролита в течение 2-3 ч.

 

 

Сопротивление изоляции

 

 

Измерение общего сопротивления изоляции судовых сетей и работающего электрооборудования щитовыми приборами должно производиться не реже одного раза в сутки. Это сопротивление не нормируется. Для его приближенной оценки рекомендуются следующие значения:

- силовая сеть распределения электроэнергии при числе установленных потребителей: до 50 - не менее 0,05 МОм, от 50 до 100 - не менее 0,025 МОм, свыше 100 - не менее 0,02 МОм;

- сеть освещения при числе осветительных точек, получающих питание от одного источника: до 100 - не менее 0,05 МОм, от 100 до 500 - не менее 0,03 МОм, свыше 500 - не менее 0,02 МОм.

Устройства автоматического контроля сопротивления изоляции должны быть постоянно включены. При срабатывании устройств следует отключать только звуковой сигнал, который сразу после отключения участка с пониженным сопротивлением изоляции должен быть снова включен.

Независимо от ежедневного измерения сопротивления изоляции щитовыми приборами необходимо не реже одного раза в месяц измерять переносным омметром сопротивление изоляции всего электрооборудования с занесением результатов в соответствующий учетный документ.

Сопротивление изоляции по отношению к корпусу судна, а также между фазами нового или капитально отремонтированного электрооборудования при номинальном напряжении до 500 В должно быть не менее приведенного в таблице 5.3. Нормы сопротивления изоляции электрооборудования, находящегося в эксплуатации, приведены в таблице 5.4.

Измерение сопротивления изоляции электрооборудования в нагретом состоянии должно выполняться немедленно после его отключения.

Измерение сопротивления изоляции обмотки возбуждения синхронных генераторов с контактными кольцами следует производить только после поднятия щеток или отключения выпрямительного моста от обмотки возбуждения другим способом. В бесщеточных синхронных генераторах перед измерением сопротивления изоляции обмотки возбуждения и других обмоток, расположенных на роторе, необходимо с помощью неизолированного медного провода шунтировать все полупроводниковые приборы, расположенные на роторе.

Величину сопротивления изоляции электрических машин рекомендуется определять не ранее чем через 60 с после приложения испытательного напряжения (R60). При измерениях сопротивления изоляции электрических машин в холодном состоянии рекомендуется дополнительно оценивать степень увлажненности изоляции по величине коэффициента абсорбции, определяемой как отношение сопротивления изоляции R60 к сопротивлению изоляции R15, измеренному через 15 с. При коэффициенте абсорбции меньше 1,3 и температуре воздуха 15-30 °С изоляция считается увлажненной и при техническом обслуживании электрооборудования ее следует подвергнуть сушке.

Техническое состояние электрооборудования с точки зрения сопротивления изоляции может быть оценено как:

- хорошее, если сопротивление изоляции не меньше нормального;

- удовлетворительное, если сопротивление изоляции меньше нормального, но равно или больше предельно допустимого;

- неудовлетворительное, если сопротивление изоляции меньше предельно допустимого.

При оценке рекомендуется учитывать влияние факторов, временно снижающих сопротивление изоляции (температура и влажность воздуха, загрязненность), а также результаты предыдущих измерений.

Электрические машины, кабели и другое электрооборудование, имеющее неудовлетворительное техническое состояние с точки зрения сопротивления изоляции, должны быть выведены из действия, после чего необходимо принять меры к повышению сопротивления их изоляции.

Для поддержания и восстановления сопротивления изоляции электрооборудования допускается использование аппаратов, основанных на наложении разности потенциалов между токоведущими частями и корпусом.

Выходное напряжение мегаомметров должно соответствовать напряжению измеряемой сети. Если напряжение мегаомметра значительно больше напряжения сети, возможен пробой изоляции при измерениях, если меньше, измеренное прибором сопротивление изоляции будет больше действительного. Поэтому выпускают мегаомметры пяти модификаций, отличающихся выходными напряжениями и наибольшими значениями измеряемого сопротивления (табл. 5.5).

Таблица 5.3 - Минимальное сопротивление изоляции нового или капитально         отремонтированного электрооборудования

Электрооборудование

Сопротивление изоляции, МОм

В холодном состоянии В нагретом состоянии
Электрические машины с воздушным охлаждением обмоток и номинальной мощностью:    
до 100 кВт 5 2
от 100 до 1000 кВт 3 1
Трансформаторы с воздушным охлаждением обмоток 5 2
Полупроводниковые преобразователи 10 5
Распределительные щиты, пульты управления при отключенных внешних цепях, сигнальных лампах и т.п. 1 -
Коммутационная, пусковая и защитная аппаратура 5 -
Электронагревательные приборы 1 0,5
Аппаратура внутренней связи, сигнализации и управления судном 20 -

Таблица 5.4 - Нормы сопротивления изоляции электрооборудования, находящегося в эксплуатации

Электрооборудование

Сопротивление изоляции в нагретом состоянии, МОм

Нормальное Предельно допустимое
Электрические машины с воздушным охлаждением обмоток при номинальном напряжении до 500 В 0,7 и выше до 0,2
Трансформаторы с воздушным охлаждением обмоток при номинальном напряжении до 500 В 1,0 и выше до 0,2
Полупроводниковые преобразователи 1,0 и выше до 0,5
Распределительные щиты, пульты управления при отключенных внешних цепях, сигнальных лампах и т.п. при напряжении:    
до 100 В 0,3 и выше до 0,06
от 101 до 500 В 1,0 и выше до 0,2
Аккумуляторные батареи при отключенных потребителях и номинальном напряжении:    
до 24 В 1,0 и выше до 0,02
от 25 до 220 В 0,5 и выше до 0,1
Фидер кабельной сети с отключенными потребителями при номинальном напряжении:    
силовой от 100 до 500 В 1,0 и выше до 0,2
освещения от 101 до 220 В 0,5 и выше до 0,2
освещения до 100 В 0,3 и выше до 0,06
Коммутационная, пусковая и защитная аппаратура 0,5 и выше до 0,2
Сети питания аппаратуры внутренней связи, сигнализации и управления судном при номинальном напряжении:    
до 100 В 0,3 и выше до 0,06

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.