Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Истина абсолютная и относительная

2020-05-06 392
Истина абсолютная и относительная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Абсолютная истина - есть объективная истина в полном объеме, есть абсолютно точное отражение действительности. Это такая истина, которая никогда не может быть опровергнута (после зимы приходит весна вследствие особенностей вращения Земли вокруг Солнца).

Относительная истина - это такая объективная истина, которая, в основном, верно отражает явления действительности (после зимы приходит весна потому что Солнце греет больше).

Но это такая истина, которая в процессе познания непрерывно уточняется, конкретизируется, углубляется. Относительная истина может содержать наряду с правильными положениями и заблуждения (температура Солнца в данном случае не имеет значения).

Относительность истины нельзя отождествлять с ее субъективностью. Истина относительна потому, что она неполна, приблизительна, но не потому, что именно так, а не иначе кому-то больше нравится думать.

Иными словами, относительные истины, как и абсолютная, являются объективными в том смысле, что в них есть такое содержание, которое не зависит от познающего человека и человечества.

Научное познание

Стремление человека к познанию привело к возникновению различных видов знания. Определенные знания о мире и человеке дают и миф, и искусство, и религия. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Но существует специальный, существенно отличающийся от остальных, вид познавательной деятельности – наука.

Наука - это систематизированное познание действительности, опирающееся на наблюдение и изучение фактов и стремящееся установить закономерности исследуемых вещей и явлений

Например, биология изучает явления жизни, исследует распространение и развитие биологических видов, устанавливает законы наследственности и т. п.

Целью науки является получение истинного знания о мире. Высшей формой научного знания является научная теория.

Можно назвать много теорий, которые изменили представления людей о мире. Это, например, теория Коперника, теория всемирного тяготения Ньютона, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна. Такие теории формируют научную картину мира, которая играет важную роль в мировоззрении людей.

Но чтобы построить теории, ученые опираются на опыт, эксперимент. Особое развитие строгая экспериментальная наука получила в Новое время, начиная с XVII века. Современная цивилизация во многом опирается на достижения и практические приложения науки.

Познание и творчество

Творчество – это вид познавательной деятельности, способности человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.

Специфика творчества состоит в отображении действительности посредством образов, то есть в конкретной чувственной форме, а не с помощью понятий и теорий, как в научном познании.

Например, историки или социологи, изучая дворянское общество в России XIX, описывают и объясняют его с помощью таких понятий, как "сословие", "крепостной строй", "самодержавие" и т.п. В отличие от этого, Пушкин и Гоголь гениально изобразили суть этого общества в образах Онегина и Татьяны, Чичикова и череды помещиков из "Мертвых душ".

Это два разных, но дополняющих друг друга способа познания и отображения реальности.

Первый нацелен на обнаружение общего, закономерного в изучаемой реальности (наука), второй - на выражение реальности через образы (творчество).

Творчество – специфическая двигательная сила процесса познания. Как вы помните, цель познания – истина. Но в условиях неопределенности отыскать единственно правильный путь к истине бывает очень сложно: например, Эдисон провел более 6 тыс. экспериментов ради изобретения обыкновенной электрической лампочки.

Однако, несмотря на свою стихийность, творческое познание имеет немало общего с научным познанием. Например, этапы творческого процесса во многом совпадают с этапами научного познания:

  • Осознание и формулировка проблемы;
  • Сбор и изучение информации;
  • Оставление проблемы, переключение на другие занятия, ввод проблемы в подсознание;
  • Озарение – решение проблемы с неожиданной стороны;
  • Проверка не практике.

Но, в отличие от научного познания, в творческом процессе важную роль играет интуиция. А столь кажущуюся другим легкость, с какой проблема решается при творческом озарении, художники, конструкторы и изобретатели связывают с предварительными “муками творчества” - долгими поисками, сравнениями, обобщениями, громадной работы мозга в экстренном режиме, когда все силы брошены на решение поставленной задачи.

Творческие способности человека огромны. Еще до конца не исследованы возможности “дремлющих глубин подсознания” и пределов активности работы человеческого мозга.

Но активизировать творчество можно: например, многие западные корпорации создают в своем штате творческие группы из специалистов-профессионалов для совместного быстрого и квалифицированного решения проблем методом мозгового штурма – активизации творческих способностей людей на короткое время, направленных на решение одной сложной задачи.

Знание и вера

Знание претендует на адекватное отражение реальной действительности. Оно воспроизводит закономерные связи и отношения реального мира, стремится к отбраковке заблуждений и ложной, непроверенной практикой информации. Знание опирается на научные факты.

Вера, в отличие от знания, есть сознательное признание чего-либо истинным, без проверки на практике. Вера – непосредственное, не требующее доказательств принятие тех или иных положений, норм и истин. Как внутреннее духовное состояние, вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит: справедливость, нравственную чистоту, искренность, добро и любовь.

Проблема взаимоотношения знания и веры активно обсуждалась еще средневековыми учеными. Например, верили в то, что все живое – божественного происхождения, а земля – плоская. Вера основывалась на авторитете догматов и традиций (например, научный авторитет Птоломея по поводу геоцентрического устройства Солнечной системы в средние века был непоколебим). Задачей верующих ученых-схоластов было лишь только познать разумом то, что уже принято верой (знанием данным свыше).

В настоящее время одной только верой нельзя решить проблемы физики, химии и математики. Все эти науки связаны с понятиями, логикой и разумом. Вера же основана на чувственно-образном, фантастическом восприятии мира.

Значение веры для процесса познания мира проявилось в том, что вера как подсознательная связь субъекта с окружающим миром, предшествовала появлению научного знания.

Но даже сейчас современному ученому, вооруженному мощным аппаратом научного познания, необходима вера – вера в силу разума и торжество науки над необъяснимыми пока явлениями.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.