Социальное и гуманитарное знание — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Социальное и гуманитарное знание

2020-05-06 197
Социальное и гуманитарное знание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности социального познания

Научное познание

Формы и методы научного познания

Познание и творчество

Знание и вера

Специфические виды познания

Науки об обществе

Факты, интерпретации, оценки

Социальное прогнозирование

Науки о человеке

Развитие взглядов на человека

Введение в философию

Философия существует уже две с половиной тысячи лет. Само слово философия на древнегреческом языке означало “любовь к мудрости”. Философами стали называть себя люди, которые стремились ответить на вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека. Это, например, такие вопросы:

- "Какие первоначала лежат в основе всего существующего в мире: дух или материальное вещество?",

- "Какова природа человеческой души?",

- "Что такое истина и справедливость?".

На подобные вопросы очень трудно дать однозначные ответы. Поэтому, как только философия возникла, начался нескончаемый спор между философами, которые предлагали разные ответы на такие общие вопросы.

Этот спор продолжается и до сих пор. Поэтому часто считают, что специфика философии состоит в дискуссиях по таким “вечным вопросам”.

Чтобы понять специфику философии, ее можно сравнить с другими областями духовной культуры: с наукой, искусством, религией.

Философия и наука: рассмотрим, чем близка философия к науке и чем она отличается от нее. Исторически философия и наука возникли как единое целое. Например, у первых философов античности - у Фалеса, Пифагора, Демокрита и др. - философия была учением об устройстве и первоначалах природы. Но затем этим стала заниматься физика, которая отделилась от философии. Постепенно от философии отделилась биология, психология, а позднее и другие науки. Из-за того, что философия была прародительницей многих наук и занимала в прошлые века центральное место в системе познания, ее иногда называли царицей наук.

Философия похожа на точные науки тем, что в ней используются рациональные способы рассуждений и доказательств. Но в философии в отличие от точных наук - математики, физики, биологии - нет каких-то точных законов и признанных всеми результатов. Такие законы и результаты невозможно получить при размышлении об очень общих вопросах, которыми занимается философия.

Важно также то, что науки занимаются своими отдельными предметами: математика - числом и формой, физика и химия - движением и веществом, биология - живыми существами.

У философии нет определенного предмета - она занимается всем миром в целом и местом в нем человека. Поэтому философия хотя и похожа на науку, поскольку является теоретической деятельностью, но она не представляет собой совокупность конкретных теорий, а является теоретическим мировоззрением, которое дает целостную картину мира и человека.

Философия, религия и искусство: философию можно сравнить также с религией и искусством. Религия также дает человеку общее мировоззрение, но она дает его в иной форме, чем философия. В религии существуют основные догматы (символы веры), в которых верующему человеку нельзя сомневаться. Философия в отличие от этого не призывает к вере в те или иные принципы, но пытается обосновать их рациональным способом.

Искусство использует художественные образы, символы, метафоры. В произведении искусства идеалы и замыслы художника или писателя предстают в образах индивидуальных героев и событий. Философия также часто использует образы и метафоры, но главным ее инструментом является язык теоретических понятий и категорий.

Но, хотя философия отличается от науки, искусства и религии, она постоянно сохраняет с ними тесные связи. В этом смысле в философии как бы суммируются результаты духовной культуры. В разные исторические эпохи философия больше тяготела к той или иной области культуры. Например, в античности философия была наиболее тесно связана с художественным восприятием мира. В средние века - с религией, ее даже называли “служанкой богословия” (поскольку от философии требовали рационального обоснования религиозных догматов и доказательства бытия Бога). В Новое время философия была тесно связана с наукой. Родоначальники новоевропейской философии Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт считали, что ее ядром является учение о научном методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание.

В итоге можно сказать, что философское познание занимает особое место в духовной культуре. Ее нельзя рассматривать просто как одну из наук, хотя она и пользуется научными способами рассуждений. Она отличается от искусства и религии тем, что не принимает ничего на веру и использует в основном не образы, а понятия и категории. Однако, как и религия с искусством, она пытается ответить на этические вопросы и понять, в чем смысл человеческого существования.

Познание мира

Познание - процесс отражения мира в сознании людей, движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.

Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях.

Однако с появлением философии, а затем и первых наук - математики, физики, биологии, социально-политических учений, начался прогресс в человеческом познании, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.

Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется теория познания или гносеология (от древнегреческого слова гносис - познание).

В процессе познания используются различные познавательные способности человека. Люди многое познают в ходе своей обычной жизни и практической деятельности, но они создали и специальную форму познавательной деятельности - науку, главная цель которой состоит в достижении достоверного и объективного истинного знания.

Таким образом, наука теория познания - это учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения.

Различные философские школы прошлого и настоящего на вопрос о познаваемости мира дают самые разнообразные ответы. Но основной водораздел в теории познания лежит между материализмом и идеализмом.

Материалисты считают, что мир познаваем: то, что мы познаем, является действительным отражением вещей.

С точки зрения же идеалистов мир есть не что иное, как комплекс наших ощущений или кажущееся отражение вещей.

Но есть такие школы в философии, которые отрицают познаваемость мира. Философское направление, отрицающее возможность познания мира, называется агностицизмом.

Формы агностицизма

Первой исторической формой агностицизма был античный скептицизм (скептиком обычно называют человека, который в чем-либо сомневается).

Аргументы античного скептицизма:

  1. Человек сам находится в состоянии непрерывного изменения и, следовательно, не в состоянии адекватно отражать мир;
  2. Об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, человек может высказать прямо противоположные суждения. Тому, кто утверждает, что люди добры, можно возразить, что люди злы и это тоже по-своему будет верно. Отсюда делается следующий вывод: знание не есть отражение объективной действительности. Оно то, что продуцирует человеческая психика.

Таким образом, для скептицизма характерно не отрицание существования знания, а его отрыв от объективной действительности, противопоставление объективной действительности. Отсюда и агностицизм.

Следующей формой агностицизма является юмизм, т.е. учение английского философа-идеалиста XVIII в. Д. Юма (1711-1776). Поскольку Юм идеалист, то он утверждает, что мы не имеем ничего, кроме ощущений. А раз мы не имеем ничего кроме ощущений, то откуда мы знаем, что вещи существуют. Юм говорит: “все, что я имею, это чувственные восприятия, а откуда они появились, я не знаю и не могу знать”. Следовательно, по Юму, под сомнение ставится само существование мира и как следствие этого под сомнением оказывается и возможность его познания. Но это уже не робкое сомнение, характерное для античного скептицизма, а дискредитация человеческого знания целью замены его верой.

Третья разновидность агностицизма - кантианство, т.е. учение немецкого философа И. Канта (1724-1804). Кант, признавая существование реального мира "вещей в себе", считал, что его принципиально познать нельзя. Предметы и явления материального мира, по Канту, есть "вещи в себе", сущность которых никогда не может быть познана человеком. Он говорил: “Каковы вещи в себе, я не знаю и не нуждаюсь в этом знании, потому что вещь никогда не может встретиться иначе, как в ощущениях, которые субъективны”.

В процессе познания, считал Кант, мы не можем познать "вещь в себе", а имеем дело лишь с явлением вещи, т.е. с представлением, которое вещи в нас производят, воздействуя на наши органы чувств. Это "явление" вещи не совпадает с "вещью в себе".

Таким образом, Кант утверждал, что мы познаем мир не таким, каков он есть, а только таким, каким он нам кажется. Разница между "вещью в себе" и явлением, между тем, что вещь собой представляет и тем, чем она нам кажется, примерно такая же, как между огнем и дымом, между болью и вызываемым ее криком.

Можно привести немало примеров, которые как бы подтверждают точку зрения Канта, т.е. мы знаем вещи, явления которых известно, а сущность неизвестна. Так, мы знаем, как протекает раковая болезнь (это знание явления), но поскольку мы лечить эту болезнь не можем, то сущность ее остается не до конца раскрытой. Или, например, землетрясения. Во времени Канта не была известна их причина (т.е. сущность), а как они протекают, знали все.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.