Кодирование – хранение – извлечение — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кодирование – хранение – извлечение

2020-05-06 473
Кодирование – хранение – извлечение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так как все процессы, связанные с памятью, происходят в мозге, мы сначала рассмотрим, как он работает и как хранит память. Знания о разных областях мозга, с их разными функциями, позволяют лучше понять наши собственные мысли и поведение. То, как нервные клетки откладывают воспоминания, а затем в нужный момент посылают импульс, чтобы мы вспомнили информацию, – это настоящее чудо.

В попытке исследовать разум когнитивные психологи предположили, что мы, как и машины, переводим информацию в знакомую форму – компьютер «читает» программу на языке, который понимает; люди пользуются сенсорными стимулами (подробнее об этом чуть позже) и облекают их в некий ментальный образ. Так что на самом деле мы кодируем, сохраняем, извлекаем, а затем используем информацию, хранящуюся в памяти.

Три этапа – кодирование, сохранение и извлечение – формируют основу человеческой памяти. Сбой на одном или нескольких этапах – приводит к проблемам с памятью. Например: «Не могу вспомнить ее имя» или «Какой у нас пароль?», или «Когда у нее день рождения?» Все это означает только одно: «У меня ужасная память!»

Различные фрагменты информации, которые мы получаем через органы чувств, хранятся в разных частях мозга. Мы еще вернемся к этому, а также рассмотрим три основные области, которые ученые считают ключевыми областями памяти:

(К) кодирование – принятие информации;

(Х) хранение информации;

(И) извлечение – вспоминание информации в нужный момент.

 

В двух словах, сначала нужно ввести информацию в нашу сис тему (закодировать), затем сохранить ее и, наконец, найти и извлечь.

Эти три элемента взаимосвязаны и создают эффективную систему памяти. Метод (или техника запоминания), используемый вами для запоминания информации (К), определяет, какая информация и как будет сохранена (Х), а от этого зависит объем информации, которую можно извлечь (И).

Возьмем аналогию, которую часто приводят ученые, обсуждая человеческую память. У вас есть список того, что нужно купить в магазине, – люди часто составляют такие списки, чтобы ничего не забыть. Допустим, вам нужно отдать этот список другому человеку, который пойдет в магазин вместо вас. Для того чтобы все прошло удачно, вам сначала придется записать все покупки разборчиво, чтобы список можно было прочесть. Если он намокнет под дождем, а чернила расплывутся (сравним это со сбоем в процессе сохранения информации), то слова будет сложнее прочесть (извлечение). Вы видите, что извлечение – конечный результат и цель сохранения воспоминаний – осложняется, если почерк плохой (кодирование – извлечение) или чернила растеклись (хранение – извлечение).

Итак, когда вы сетуете на плохую память или слышите, как другие жалуются на это, просто подумайте, чего именно вам не хватает. Вы хотите легче вспоминать, то есть, говоря научным языком, улучшить процесс извлечения информации.

Как я отметил, сбой на этапе К или Х означает, что воспоминаний нет; другими словами, нечего извлекать. В чем причина большинства проблем с памятью? Причину следует искать на этапе кодирования информации. Мы не обращаем внимания на вещи. Если мы не сосредоточиваемся на том, что слушаем или видим, то этот опыт проходит мимо нас. Довольно часто это происходит потому, что мы пытаемся «обработать» больше одной вещи за раз. Хотя многие люди гордятся тем, что якобы могут делать несколько дел одновременно (преувеличение!), есть один простой факт.

Все научные исследования показывают, что при попытке сделать даже два дела одновременно вы не сможете сосредоточиться как следует ни на одном из них, и, следовательно, произойдет сбой на этапе воспроизведения.

Конечно, сегодня нас всех поощряют или даже вынуждают осваивать «многофункциональность». Но помните, ваш мозг, который временами отказывается «сотрудничать», если речь идет о памяти, без сосредоточенности и полного внимания никогда не сможет достичь этапа длительной памяти, хотя он, возможно, и зафиксировал тот или иной опыт в своей кратковременной (или рабочей) памяти. Его заставляют рассеивать внимание на слишком много действий.

 

Запомните: многофункциональность – враг памяти.

 

Мы живем в век мобильных телефонов, BlackBerry, iPod и других средств связи, которые атакуют нас и соперничают за наше внимание. Сколько людей вокруг вас пытаются справиться сразу с несколькими задачами: например, отправляют смс‑сообщения с мобильного, проверяя при этом электронную почту или отвечая на письма?

Кто‑то мне однажды сказал: «Раньше, когда я обедала с клиентами или коллегами, первый вопрос, который назревал уже через несколько минут, звучал так: “Белое или красное?”. Теперь я сижу молча целую вечность, пока не принесут заказ, а они играют со своим BlackBerry. А когда мы принимаемся за еду, ситуация не улучшается – я разговариваю с ними, а они все еще смотрят вниз, на свой телефон. Не уделяют мне никакого внимания. Я часто чувствую себя, как принцесса Диана, которая как‑то сказала: “… в этом браке нас было трое…”».

Итак, напомним: если информация не кодируется из‑за рассеянного внимания, когда мозг пытается сконцентрироваться сразу на нескольких задачах, – то хранить нечего; информация не поступает в лобные доли. Представьте себе, что вы пришли в одну из «камер хранения», которые разбросаны по всей стране. Вы приезжаете с целым фургоном – пустым, получаете ключи от своего хранилища и ничего не загружаете туда. Когда вы возвращаетесь туда через месяц, чтобы забрать (воображаемую) мебель или другие вещи, которые «хранили», то уходите с пустыми руками. В хранилище пусто.

С памятью примерно то же самое. Если вы не заметили чего‑то, потому что не обратили на это внимания, то мозг не обрабатывает эту информацию – нет никакой нейронной активности. Следовательно, нечего хранить. И нечего извлекать. В хранилище снова пусто. Пока вы не заметите или не услышите что‑то осознанно, это не отложится в голове. Если информация достигает мозга, она нуждается в ассоциациях, которые помогут вспомнить ее, когда придет время. Но сначала придется потрудиться: нужно быть внимательным. Если внимание отсутствует, то кратковременная память (или рабочая память) не сможет перейти в категорию длительной.

Сэмюель Джонсон сказал:

 

«На самом деле память – это внимание».

 

 

Многофункциональность – враг памяти.

 

Физиология мозга

Давайте взглянем на мозг и его физиологию. Если хотя бы в общих чертах представлять себе процесс формирования памяти, это поможет понять, как происходят сбои и как улучшить память.

Мозг – это устройство, обрабатывающее информацию, а физиология мозга представляет собой большой интерес для исследователей памяти. Ученые, исследующие мозг, достигли огромных результатов в изучении этой массы весом 2–3 фунта, и если добавить сюда когнитивных психологов (которые изучают разум), у нас получится взаимодействие двух элементов и новый термин – когнитивная нейронаука. (Задача ученых, занимающихся этой наукой, – выделить взаимосвязи между разумом и мозгом.)

Используя такие методы, как томография головного мозга, можно увидеть когнитивный процесс и его связь с функциями и структурой мозга. Это позволяет понять, что происходит в мозге, когда мы занимаемся различной деятельностью, например, запоминаем информацию.

В 90‑е годы прошлого века, названные «декадой изучения головного мозга», были сделаны важнейшие открытия в ходе исследования его анатомии, удивительных способностей и ограничений. Мои наблюдения основаны на последних нейроисследованиях, которые стали возможны благодаря новым томографам. Эти технологические прорывы позволили ученым наблюдать за мозгом в действии.

Открытия в области нейронауки показывают, что мозг достаточно «пластичен» и постоянно изменяется в зависимости от нашего опыта.

Вы, вероятно, уже многое знаете о структуре мозга:

• он весит примерно 2–3 фунта (когда‑нибудь брали 2‑фунтовый кулек сахара в магазине – тяжелый?);

• мозг состоит из двух частей (которые мы называем левым и правым полушариями).

 

Это важные характеристики. Так как мозг – центр обработки информации, полезно знать, где именно в нем происходит та или иная деятельность; этим и занимается когнитивная нейронаука.

Это изучение возможно благодаря таким аппаратам, как электроэнцефалограф, позитронно‑эмиссионная томография и функциональная магнитно‑резонансная томография, которые показывают работу всего мозга в целом или его отдельных областей.

По сути, мозг представляет собой систему нервных клеток, или нейронов (как мы видели в главе 1). Являясь частью центральной нервной системы, эти клетки мозга общаются с другими клетками – индивидуально или в рамках сети из миллионов или даже миллиардов клеток. Удивительные цифры, но мы ведь рассматриваем орган, в котором сосредоточены миллиарды нейронов и триллионы связей в синапсах (подробнее об этом далее).

Хотя мозг часто сравнивают с компьютером, для оценки его возможностей нужно помнить, что это биологический орган, который растет и развивается. Все время бодрствования – и даже во сне – мы занимаемся деятельностью, которая создает сеть нейронных «путей», играющих важнейшую роль в формировании памяти. Для выполнения своих сложных задач эти нейроны должны общаться друг с другом через парные процессы:

1) электрический – через нервные импульсы;

2) химический – с помощью нейромедиаторов.

 

Нейрон похож на маленькое растение, с корнями на обоих концах.

От тела нейрона ответвляются сотни нитей – дендритов; их задача – принимать сигналы от соседних клеток.

Кроме того, есть длинный ствол – аксон; это часть нейрона, которая передает сигналы другим нейронам.

Общение между нейронами происходит в области синапса – места соединения взаимодействующих клеток.

Нервный импульс проходит через аксон к концевому участку (терминали), а затем преодолевает синаптическую щель с помощью химических веществ мозга – нейромедиаторов. Нейроны на самом деле даже не соприкасаются, так как импульс передается через щель с помощью нейромедиаторов.

Где хранятся эти нейромедиаторы мозга, спросите вы? В нервных окончаниях, в крошечных полостях – везикулах. Когда сигнал достигает нервного окончания, содержимое полости заполняет щель и образует связь с рецепторными участками соседней клетки.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.