Факторы, инициирующие возникновение — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Факторы, инициирующие возникновение

2020-04-03 204
Факторы, инициирующие возникновение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения

10.1 Факторы, инициирующие возникновение симптомов эмоционального выгорания.

10.2 Влияние специфики медицинской деятельности на появление симптомов СЭВ.

10.3 Симптомы ЭВ.

10.4 Влияние ЭВ на профессиональную позицию и личность врача.

10.5 Варианты диагностики и самодиагностики СЭВ.

Факторы, инициирующие возникновение

Влияние специфики медицинской деятельности

На появление симптомов СЭВ

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насы­щенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлет­ворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастно­сти другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим колле­гам, разочарование в профессии и т.п.

Существует классификация профессий по «критерию трудности и вредности» деятельности (по А. С. Шафрановой):

1. Профессии высшего типа – по признаку необхо­димости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

2. Профессии среднего (ремесленного) типа – подразумевают работу только над предметом.

3. Профессии низшего типа – после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Естественным будет отнести профессию врача к профессиям высшего типа именно по необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета сво­ей деятельности. Но, кроме этого, нам хотелось бы выделить совершенно особую специфику врачебного труда.

Врач на уровне эмоционального переживания по­стоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);

2) потенциальная (когда от результатов деятельно­сти врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека). Смерть как угроза, как потенциальная возможность постоянно присутствует в деятельности врача, вызывая сильнейшее эмоциональ­ное напряжение;

3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с род­ственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целост­ная личность в состоянии решать эти задачи и справ­ляться с подобными трудностями.

Выделяют различные факторы, играющие суще­ственную роль в эмоциональном выгорании. Нам пред­ставляется возможным выделить три типа факторов в возникновении Синдрома Эмоционального Выгорания у медицинских работников.

1. Социальный фактор (его особенности мы рассмат­ривали выше).

2. Личностный фактор. Как мы уже говорили, «сго­рают», как правило, не изначально равнодушные и без­участные к своей работе, и не те, кто в профессиональ­ной деятельности реализуют модус социальных дости­жений или обладания, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознатель­но выбрана, предполагает известное эмоциональное от­ношение, ориентацию на других людей, то есть реали­зующие модус служения.

Сочувствующий, увлекающий­ся врач-идеалист, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оцени­вать критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь и смерть) может стать носителем быстро прогрессирующего СЭВ. Но существует и противоположное мнение. По Е. Махер, «авторитаризм» и «низкая степень эмпатии» в сочета­нии с фанатичной преданностью делу («я всю жизнь мечтал стать врачом») и реакцией на стресс, агрессив­ностью и апатией (унынием) при невозможности дос­тичь в короткий срок желаемых результатов может инициировать возникновение симптомов СЭВ.

3. Фактор среды (места работы). Огромное значе­ние имеет взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация «движения рука об руку», активного совместного решения профессио­нальных задач в рамках гуманистического ценностно­го подхода. Коллектив (нередко – включая админи­страцию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отно­шением к ней («им все равно уже ничем не поможешь», «зачем что-то объяснять этим олигофренам, если они ничего не понимают» и т.п.). Кроме того, условия рабо­ты могут не способствовать успешному осуществлению Профессиональных задач: переполненные палаты, отсутствие медикаментов, общая низкая материально-техническая база, отсутствие у врача своего кабинета, где он мог бы сосредоточиться или расслабиться, час­тые ночные дежурства и отсутствие полноценного от­дыха после них.

Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда – после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого «Синдрома Эмоцио­нального Сгорания» как специального вида профес­сионального заболевания лиц, работающих в системе человек – человек (психологов, психиатров, учите­лей, священников и др.).

Термин «эмоциональное сгорание» введен аме­риканским психологом Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г для характеристики психологического состоя­ния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоцио­нально перегруженной атмосфере при оказании про­фессиональной помощи.

Признаками эмоционального выгорания являются: чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация, тенденция разви­вать негативное отношение к клиентам, негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Ключе­вые признаки эмоционального сгорания следующие:

1. Индивидуальный предел, потолок возможностей нашего эмоционального Я противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь.

2. Внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания.

3. Негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дис­функции и их негативные последствия.

Основные симптомы

эмоционального выгорания:

ü усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

ü психосоматические проблемы (колебания арте­риального давления, головные боли, заболевания пище­варительной и сердечно-сосудистой систем, неврологи­ческие расстройства);

ü бессонница;

ü негативное отношение к пациентам (после имев­ших место позитивных взаимоотношений);

ü отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);

ü стереотипизация личностной установки, стандар­тизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригид­ность мыслительных операций;

ü агрессивные тенденции (гнев и раздражитель­ность по отношению к коллегам и пациентам);

ü функциональное, негативное отношение к себе;

ü тревожные состояния;

ü пессимистическая настроенность, депрессия, ощу­щение бессмысленности происходящих событий;

ü чувство вины.

Как мы можем видеть по описанию перечислен­ных симптомов, содержание Синдрома Эмоциональ­ного Выгорания тесно связано с содержанием Синд­рома Хронической Усталости. Эти два синдрома являются содержательными характеристиками про­фессиональной деформации, и, несмотря на видимую схожесть симптомов, существуют значительные от­личия:

СХУ связан с изначальным принятием го­товых форм знаний о мире, себе и других людях, фантомизацией врачебного сознания и приобретени­ем функционального подхода к другому человеку (от­ношение как к объекту), а, следовательно, и к себе.

СЭВ приобретают профессионалы, изначально обла­дающие большим творческим потенциалом, ориен­тированные на другого человека, фанатично предан­ные своему делу.

И личность врача

Содержательные характеристики СЭВ можно списать через изменение профессиональных и лич­ностных качеств (их деформацию), присутствие кото­рых просто необходимо для успешного осуществления профессиональной деятельности и личностного роста.

Авторитет врача. Профессионал с СЭВ неизбежно утрачивает свой авторитет, как у пациентов, так и кол­лег. Авторитет связан, прежде всего, с профессионализ­мом и личным обаянием. Когда врач из-за равноду­шия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы пациента, допускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздражительность – он утрачивает доверие к себе как профессионалу и уважение своих пациентов и коллег.

Оптимизм врача. Пациент должен чувствовать здо­ровый оптимизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обследование: «что вы волнуетесь зря, все у вас нормально, можете идти». И, наоборот, под влиянием выгорания врач демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличивая последствия, например, несвоевременной явки в больницу. (Часто это происходит из-за желания «наказать» пациента за соб­ственную эмоциональную несостоятельность.)

Честность и правдивость. При тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных СЭВ, врач утрачивает спо­собность к правдивому и честному изложению инфор­мации о состоянии здоровья человека. Либо он излиш­не щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или ле­чебной информации.

Слово врача. Слово оказывает огромное суггестив­ное влияние на любого человека, а тем более слово вра­ча для его пациента. Профессионал с СЭВ, переживаю­щий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.

Гуманизм врача. Обусловлен ценностным и целос­тным подходом к другому человеку. Врач, утративший содержание своей психической реальности, перестает обращаться к этому содержанию в других людях, обес­ценивая таким образом как себя, так и их.

Варианты диагностики и самодиагностики СЭВ

Опросник был разработан чешскими психологами В. Каппони и Т. Новак и назван ими «Отношение к деятельности». Опросник включает два блока вопросов:

ü блок А: отношение к выполняемой деятельнос­ти, поиск новых путей реализации возможностей или нежелание изменения существующего порядка, рост профессионализма или статичная позиция, наличие признаков утомляемости;

ü блок Б: взаимоотношения в коллективе, реали­зуемая концепция другого человека, элементы харак­теристики самооценки.

 

Ответь «да» или «нет.

1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завт­ра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пен­сию, я сделал бы это без промедления.

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозмож­но терпеть одни и те же их разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще ме­лочи по сравнению с тем, как меня выводят из равнове­сия пациенты.

5. В последнее время я отказывался от курсов повы­шения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

6. С делами на службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной.

7. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

8. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новое.

Вопросы для обсуждения

10.1 Факторы, инициирующие возникновение симптомов эмоционального выгорания.

10.2 Влияние специфики медицинской деятельности на появление симптомов СЭВ.

10.3 Симптомы ЭВ.

10.4 Влияние ЭВ на профессиональную позицию и личность врача.

10.5 Варианты диагностики и самодиагностики СЭВ.

Факторы, инициирующие возникновение


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.