Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности

2020-04-01 145
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительная часть преступлений совершается в условия латентности, и поэтому их раскрытие и расследование представляет собой трудоемкий процесс, требующий координированного сочетания процессуальных и оперативно-розыскных действий. Раскрыть такие преступления с помощью одних только предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств затруднительно, а иногда и невозможно, необходимо использовать оперативно-розыскные мероприятия.

В прежнем и действующем уголовно-процессуальном законодательстве об оперативно-розыскных мерах упоминалось и упоминается лишь в общем виде в статьях, регламентирующих деятельность органов дознания и предусматривающих принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ст.118 УПК РСФСР), проведение розыскных действий по поручению следователя (ст. 119 УПК РСФСР), запрет на использование результатов ОРД, если они на отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.

На протяжении долгого периода времени оперативно-розыскная деятельность осуществлялась при отсутствии какого бы то ни было законодательного регулирования, на основании лишь секретных ведомственных циркуляров. И принятие в 1992 г. Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" явилось несомненным достижением, однако его несовершенства, связанные с отсутствием легальной практики и необходимостью его соответствия Конституции РФ 1993 г. послужили основой для решения вопроса о новом законодательном акте.

Демократические преобразования, происходящие в обществе, привели к принятию Федерального Закона от 12.08.95 г. «Об оперативно- розыскной деятельности».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

оперативный розыскной уголовный следователь

Таким образом, сама возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам еще не означает, что в любом случае они могут войти в уголовный процесс через такой вид доказательств как иные документы. Так, сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, воспринятые в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия гражданином, привлеченным на конфиденциальной основе к оказанию содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не могут войти в уголовный процесс в виде документа, исходящего от данных органов. При необходимости они должны быть получены посредством допроса этого гражданина в качестве свидетеля в соответствии с правовым режимом, предназначенным для формирования показаний свидетеля.

Когда результаты оперативно-розыскной деятельности имеют значение для уголовного дела, и орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, решил представить их в распоряжение органов расследования, прокурора и суда для использования в качестве основы при формировании того или иного вида доказательств, он должен быть готов к тому, что доказательство, собранное при этом, будет подвергнуто в уголовном процессе, как и любое другое доказательство, тщательной, всесторонней проверке и оценке в совокупности со всеми доказательствами, собранными по уголовному делу. Конечно, органы расследования должны учитывать при этом специфические условия работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с тем, чтобы использование ее результатов не наносило ущерба ОРД.

"Если органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не готовы пойти на то что, чтобы предоставить следователю, в частности, данные о лицах, от которых были получены сведения, имеющие значение для уголовного дела, или не могут обеспечить безопасность источников доказательств в условиях гласного судопроизводства, они не должны предоставлять результаты оперативно-розыскной деятельности органам расследования, прокурору или в суд".


ЛИТЕРТУРА

 

1. Александров А.И. Модельный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" для государств- участников СНГ / А.И. Александров, А.В. Федоров // Правоведение.-1999.-№1.

2. Вопросы использования материалов оперативно-розыскной деятельности на предварительном следствии // Следователь.-1997. - №4.

.   Гущин А.Н., Францифоров Ю.В. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство ПРИОР, 2001.

.   Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. - М.: Спарк, 1996.

.   Зайцева С.А., Зейналова Л.М., Громов Н.А., Гущин А.Н., Царева Н.П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2004.

.   Кипнис Н.М. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве / Под ред. П.А. Лупинской. - М.: Юрист, 1995.

.   Криминалистика: Учебник / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. - СПб.: Издательство "Лань", 2001.

.   Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: Учебное пособие. - СПб., 2001.

.   Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие. - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 1999.

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительная часть преступлений совершается в условия латентности, и поэтому их раскрытие и расследование представляет собой трудоемкий процесс, требующий координированного сочетания процессуальных и оперативно-розыскных действий. Раскрыть такие преступления с помощью одних только предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств затруднительно, а иногда и невозможно, необходимо использовать оперативно-розыскные мероприятия.

В прежнем и действующем уголовно-процессуальном законодательстве об оперативно-розыскных мерах упоминалось и упоминается лишь в общем виде в статьях, регламентирующих деятельность органов дознания и предусматривающих принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ст.118 УПК РСФСР), проведение розыскных действий по поручению следователя (ст. 119 УПК РСФСР), запрет на использование результатов ОРД, если они на отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.

На протяжении долгого периода времени оперативно-розыскная деятельность осуществлялась при отсутствии какого бы то ни было законодательного регулирования, на основании лишь секретных ведомственных циркуляров. И принятие в 1992 г. Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" явилось несомненным достижением, однако его несовершенства, связанные с отсутствием легальной практики и необходимостью его соответствия Конституции РФ 1993 г. послужили основой для решения вопроса о новом законодательном акте.

Демократические преобразования, происходящие в обществе, привели к принятию Федерального Закона от 12.08.95 г. «Об оперативно- розыскной деятельности».


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Оперативно-розыскная деятельность, предназначение которой заключается в том, чтобы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном раскрытии и расследовании преступлений, а также в розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, с принятием в начале 90-х гг. важных законодательных актов заняла присущее ей место в работе правоохранительных органов.

Для определения сущности ОРД необходимо выделить ряд существенных аспектов, отличающих ее от уголовно-процессуальной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность регламентируется ФЗ об ОРД и осуществляется оперативными подразделениями государственных органов, перечисленных в ст. 13 настоящего Закона. На территории России право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих органов: МВД РФ, ФСБ РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, ФСНП РФ, ФСО РФ, ФПС РФ, ГТК в то время как уголовно-процессуальная деятельность осуществляется исключительно субъектами, указанными в уголовно-процессуальном законе: органами предварительного расследования, прокуратуры и судами. ОРД осуществляется в порядке, изложенном не только в ФЗ об ОРД, но и в закрытых ведомственных нормативных правовых актах, уголовно-процессуальная деятельность же - только в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Во-вторых, ОРД не имеет в своем значительном объеме действий уголовно-процессуального характера, в ней широко применяются негласные методы и средства, в то время как в уголовно-процессуальной деятельности их применение недопустимо.

В-третьих, ОРД осуществляется на стадии как возбуждения уголовного дела (для обнаружения совершенных и подготавливаемых преступлений и лиц, их совершивших), так и предварительного расследования.

В-четвертых, данные, полученные в результате ОРД, могут использоваться в доказывании по уголовным делам только в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Понятие и цели оперативно-розыскной деятельности раскрываются в ФЗ об ОРД. "ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств" (ст.1 Федерального Закона от 12.08.95 г. «Об оперативно- розыскной деятельности»).

Однако эта формулировка не бесспорна и могла бы быть точнее и конкретнее. По мнению В.Л. Ильиных, ОРД является не только одной из основных функций ОВД, но и видом государственной деятельности. Она социально обусловлена направлена на защиту интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств. А.И. Александров и А.В. Федоров полагают, что ОРД - это самостоятельный вид деятельности соответствующих государственных органов.

Таким образом, можно утверждать, что "оперативно-розыскная деятельность - специфический вид деятельности, являющийся разновидностью опосредованной правовыми нормами государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально-полезных задач и функций". Она опирается на законодательные и правовые нормы, но не является полностью юридической, так как по ряду позиций имеет специфические объекты и содержит фактические отношения и действия.

Задачами уголовного процесса являются; обеспечение строгого соблюдения процессуального порядка производства уголовных дел, гарантирующее обеспечение прав и свобод личности от преступлений путем их раскрытия, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, на основе справедливого судебного разбирательства в сочетании с правильным исполнением уголовного закона.

В соответствии со ст.2 ФЗ об ОРД задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших лиц;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Объект ОРД - это в основном уголовные преступления, а также лица, их подготавливающие, совершающие или совершившие, или же лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющиеся от уголовного наказания. На основании данного обстоятельства очевидна объективная связь ОРД и уголовного процесса.

Наряду с этим в ФЗ об ОРД содержатся задачи иного рода. К ним относится собирание органами, осуществляющими ОРД в пределах своих полномочий, данных, необходимых для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч.2 ст.7 ФЗ об ОРД). "Несмотря на то, что эти предписания ФЗ об ОРД содержатся в ст. 7, предусматривающей основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а не в ст.2 "Задачи оперативно-розыскной деятельности", они все же остаются задачами данного вида деятельности."

В числе задач ОРД закон указывает еще одну, не связанную непосредственно с уголовным судопроизводством: добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (п.3 ст.2 ФЗ об ОРД).

Большое число общественно опасных деяний совершается в условиях неочевидности, с предварительной подготовкой и сокрытием следов преступления, что вызывает на практике затруднения в их раскрытии и расследовании. В тех случаях, когда следственным путем раскрыть преступление не представляется возможным, применяются оперативно-розыскные меры.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.