Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-04-01 | 554 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Навигационный проект перехода судна типа «Сормовский» по маршруту порт Бердянск – Тунис»
Введение
В начальный период мореплавания передвижение судов происходило вблизи побережий с ориентировкой по предметам и использованием личного опыта и памяти судоводителя. Этот метод получил название лоцманского. Им пользуются до настоящего времени при плавании в узкостях и на внутренних водных путях.
Политическое и экономическое развитие отдельных стран, освоение новых районов морей и океанов вызвали необходимость длительных морских переходов. Появились новые требования к судовождению, новые средства его обеспечения.
Первыми средствами, обеспечивающими мореплавание, были карты и лоции. Затем стали применяться приборы и инструменты-Лоты, компасы, лаги, секстаны, хронометры. Позднее возникли теоретически обоснованные способы проводки судов с использованием приборов для определения координат места судна в море по береговым объектам и небесным светилам, что в конечном итоге позволило для решения практических задач судовождения выработать расчётно-инструментальный метод, называемый штурманским.
Развитие технических средств судовождения в последние десятилетия характеризуется широким внедрением вычислительной техники и исследованием новых принципов, повышающих эксплуатационные возможности приборов. Каждый день кадры всемирно известных судостроительных монополий разрабатывают новые планы, схемы, проекты, происходит компьютерная заготовка чертежей, создаются макеты, по которым в дальнейшем сооружаются приборы и системы будущего. Целью этого скачка науки и техники является уменьшение размеров навигационного оборудования, значительное увеличение срока эксплуатации и упрощение его использования судоводителем, а следовательно следует упомянуть такую вещь как борьба с конкуренцией между этими монополиями. Но несмотря на современные методы судовождения при помощи высоко технологичных приборов и систем, численность аварий, наносящих большой материальный ущерб, а в отдельных случаях, создающих реальную угрозу сохранению окружающей среды не снижается, а остаётся на прежнем уровне, что по статистике в среднем составляет приблизительно одно затонувшее транспортное судно в день во всём Мире. Отчасти этому способствует рост тоннажа, увеличение скорости, размеров и инерционности современных судов, отчего существенно повышаются требования к безопасности плавания. Но что самое ужасное, к сожалению, около половины всех аварий судов происходит не по вине навигационного оборудования, а от некомпетентности, неуверенности, несвоевременности определённых корректных действий, а также халатности судоводителя по отношению к выбранной специальности и отсутствия навыков.
|
Настоящий курсовая работа по дисциплине «Навигация и лоция» составлен в соответствии с программой этого предмета для специальности «Судовождение на морских и внутренних водных путях» высших учебных заведений Министерства морского флота. В нём описывается один из переходов, по которому возможно когда-нибудь нынешнему студенту придётся проводить то судно, на котором он будет работать в офицерской должности. Этот переход прорабатывается студентом на протяжении многих дней для того, чтобы приобрести и закрепить важнейшие для себя навыки как в предварительной безопасной прокладке, так и в навигации в целом, в мореходной астрономии, лоции, а также морской гидрометеорологии, без которой безопасное плавание является практически невозможным. Если судоводитель не будет представлять себе хотя бы одной из вышеперечисленных наук, то такому судоводителю не место на транспортном судне. Этот судоводитель будет представлять собой реальную потенциальную угрозу для своего судна, перевозимого на нём груза, других судов, окружающих как береговых, так и водных объектов, не говоря уже о жизнях экипажа и других людей. Будущий судоводитель обязан совершенствовать свои знания, в том числе прорабатывая один из навигационных переходов, ведь опыт не приходит сам по себе
|
1. Сведения о судне
Общие сведения
Тип судна: стальное, однопалубное, двухвинтовое грузовое судно без седловатости, с двойным дном и двойными бортами, с баком и ютом, с машинным отделением и рубкой, расположенной в корме.
Предназначено в основном, для перевозки генеральных грузов, насыпных не смещающихся грузов и леса. Перевозка сыпучих грузов должна осуществляться в строгом соответствии с существующими правилами.
Район плавания: судно смешанного «река-море» плавания предназначено для плавания по внутренним водным путям, а также в морских районах на волнении не более 6-ти баллов при высоте волны не более 5 м. с удалением от места укрытия:
в открытых морях – Северном, Баренцевом, Средиземном, Адриатическом, Эгейском, Охотском, Японском – до 50 миль;
в закрытых морях – Белом, Балтийском, Азовском, Каспийском и Черном – до 100 миль;
допустимое расстояние между местами укрытия – не более 200 миль.
1. Тип сухогруз
Название «Сормовский-43»
Позывной сигнал EUSB
2. Год постройки 1981
Место постройки з-д «Красное Сормово» г. Горький
Класс Регистра Украины КМ II СП
3. Длина наибольшая 114,2 м.
Длина между перпендикулярами 110,5 м.
Ширина 13,0 м.
Высота борта 5,5 м.
Осадка в полном грузу:
в пресной воде 3,75 м.
в соленой воде 3,65 м.
Осадка порожнем:
в пресной воде 1,17 м.
в соленой воде 1,14 м.
Осадка в балласте:
в пресной воде 2,61 м.
в слоеной воде 2,55 м.
4. Водоизмещение:
полное 4406 т.
порожнем 1271 т.
5. Регистровый тоннаж:
брутто 2466 рег. т.
нетто 1237 рег. т.
6. Дедвейт 3135 т.
7. Главные энергетические установки:
тип 6NVD-48 AU
мощность 2х 660 л.с.
8. Эксплуатационная скорость:
в грузу 9,0 уз.
в балласте 10,6 уз.
9. Шаг винта 1,856 м.
Дисковое отношение 0,5
Частота вращения на полном переднем ходу 330 об/мин.
10. Тип руля сдвоенный балансирный
Насадки поворотные со стабилизатором
Площадь пера руля 6,0 м2
|
11. Тип рулевой машины:
Р14, электрогидравлическая с системой управления АТР2–10, которая обеспечивает автоматическое (авторулевой), следящее, простое дистанционное и ручное управление.
Мощность рулевой машины: 4,2 кВт
12. Судовая электростанция:
Тип МСС83–4
Суммарная мощность 4х50 кВт = 200 кВт
Вольтаж судовой сети 220 В
13. Судовая радиостанция:
Главный радиопередатчик «Барк»
Мощность 70 Вт, УКВ до 70 км
Дальность действия 150–1500 км.
Главный приемник «Шторм»
Мощность 1 Вт
Дальность действия 2000 км
ГМССБ
Мощность 30 Вт
Дальность действия 150 км.
Резервный автоматический
передатчик радиосигнала «Сирена»
Автоматический передатчик
радиосигнала тревоги «АПСТ»
Автоматический прием
радиотелеграфного и
радиотелефонного сигнала «Обзор-1»
Радиостанция метровых волн «Рейд-1»
Переносная радиостанция «Призыв»
Радиопеленгатор «Рыбка-М»
Командно-вещательная система «Рябина»
14. Экипаж 15 человек
Навигационное оборудование
Таблица 1.1. Технические средства навигации, имеющиеся на судне
Прибор, система | Тип, марка | Количество | Год выпуска | Место установки |
Магнитный компас | «УКП-М1» | 1 | 1986 | Верхн. мостик |
Гирокомпас | «Амур-2М» | 1 | 1987 | Ход. мостик |
Радиопеленгатор | «Рыбка-М» | 1 | 1987 | Ход. мостик |
Радиолокатор основной | «Лиман» | 1 | 1987 | Ход. мостик |
Радиолокатор вспомогательный | «Миус» | 1 | 1988 | Ход. мостик |
Лаг | «ЛГ-2М» | 1 | 1982 | Ход. мостик |
Эхолот | «НЭЛ-5М» | 1 | 1982 | Ход. мостик |
ПИ РНС | «КПИ – 4» | 1 | 1987 | Ход. мостик |
ПИ СНС | «NAVOIR» | 1 | 1999 | Ход. мостик |
Таблица 1.2 Таблица девиации магнитного компаса УКП-М1 №486 т/х Сормовский 43 (в грузу)
ККо | d о | ККо | d о |
0 | 0,0 | 180 | -0,8 |
15 | +0,9 | 195 | -0,1 |
30 | +1,8 | 210 | +0,8 |
45 | +2,2 | 225 | +1,2 |
60 | +2,2 | 240 | +1,4 |
75 | +2,0 | 255 | +1,2 |
90 | +1,3 | 270 | +0,7 |
105 | +0,6 | 285 | -0,2 |
120 | -0,2 | 300 | -1,6 |
135 | -0,5 | 315 | -1,5 |
150 | -0,8 | 330 | -1,5 |
165 | -0,8 | 345 | -1,4 |
180 | -0,8 | 360 | 0,0 |
Коэфициенты: А=+0,3о В=+0,3о С=+0,4 о D=+0,35 о Е=+0,67 о
20 ноября 2001 года. Девиатор Астахов.
Гирокомпас «АМУР-2М» – двухгироскопный маятниковый гирокомпас с жидкостным подвесом чувствительного элемента. Точность показаний зависит от условий плавания и составляет на прямом курсе ±1,0о. Учет скоростной погрешности производится с помощью таблиц в планшет-корректоре или с помощью специальной линейки скоростной девиации.
|
Гирокомпас имеет принудительное воздушное охлаждение, которое обеспечивает нормальную работу прибора при температуре окружающей среды от –20оС до +40оС. Рабочая температура поддерживающей жидкости +39 оС – +40 оС. Гирокомпас приходит в меридиан через 4–6 часов с момента его включения, по этому необходимо заблаговременно включать его перед выходом в море. Питание от сети переменного тока напряжением 220 В или постоянного тока 110 или 220 В. Потребляемая мощность не более 1,5 кВт.
Радиопеленгатор «Рыбка-М»
Устанавливается на морских судах различного назначения неограниченного района плавания в любых широтах, и предназначен для определения пеленгов на навигационные маяки и другие радиостанции кругового излучения, радиобуи, пеленгования судов в море.
Технические характеристики:
- обеспечивает определение однонаправленных радиопеленгов на радиопередатчики, работающие излучениями типа А1, А2, А3, в диапазоне частот 255–535 кГц и 1,605–3,35 МГц
- инструментальная ошибка радиопеленгатора: в диапазоне частот 255–535 кГц – не более 1,0о; в диапазоне 1,605–3,35 МГц – не более 3,0о
- чувствительность радиопеленгатора: в диапизоне 255–535 кГц –50 мкв/м, отношение сигнала к шуму не менее 23 Дб, в диапазоне 1,605–3,35 МГц – 25 мкв/м, отношение сигнала к шуму не менее 17 Дб
- антенны рамочные диаметром 1200 мм, 600 мм
- фидеры 15 м. и 6 м.
- вспомогательная антенна (наклонный луч) длиной 7 или 3 м.
- потребляемая мощность не более 200 Вт
- питание от бортовой сети или аккумуляторов.
Таблица 1.3. Таблица радиодевиации т/х Сормовский 43 (в грузу)
волна РКУо | fо | волна РКУо | fо |
0 | -0,8 | 180 | -0,6 |
10 | -0,2 | 190 | 0,0 |
20 | +0,2 | 200 | +0,1 |
30 | +0,4 | 210 | +0,6 |
40 | +0,7 | 220 | +0,8 |
50 | +0,8 | 230 | +0,6 |
60 | +0,6 | 240 | +0,5 |
70 | +0,3 | 250 | +0,4 |
80 | +0,1 | 260 | 0,0 |
90 | -0,2 | 270 | -0,5 |
100 | -0,6 | 280 | -0,8 |
110 | -0,8 | 290 | -1,0 |
120 | -1,0 | 300 | -1,1 |
130 | -1,1 | 310 | -1,2 |
140 | -1,1 | 320 | -1,2 |
150 | -1,0 | 330 | -1,0 |
160 | -0,4 | 340 | -0,9 |
170 | -0,5 | 350 | -0,7 |
180 | -0,6 | 360 | -0,8 |
Остаточную радиодевиацию определил: Кудасов В.И 11.01.2002.
Навигационная радиолокационная станция «Миус» предназначена для повышения безопасности мореплавания и решения навигационных задач судовождения.
РЛС «Миус» выдает радиолокационную информацию о надводной обстановке в зоне кругового обзора и позволяет определять координаты береговых и надводных обьектов (дальность, курсовые углы и пеленги), местоположение своего судна относительно береговых и надводных ориентиров, курс своего судна.
Технические характеристики:
- максимальная дальность обнаружения судна водоизмещением 3000 т – не менее 10 миль, среднего морского буя не менее 2 миль;
|
- минимальная дальность обнаружения (мертвая зона) морского буя не более 30 м.;
- разрешающая способность по дальности на шкале 0,4 мили – не более 25 м., по ширине диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости – не более 1,0о;
- максимальная погрешность дальномерного устройства на шкалах дальности 0,4–1,6 мили – не более 50 м., на шкалах дальности 4–24 мили – не более 1% к соответствующей шкале дальности;
- максимальная погрешность угломерного устройства – не более 1,0о;
- диаметр экрана индикатора-180 мм.;
- время приведения станции в рабочий режим с момента ее включения – не более 4 минут.
Гидродинамический лаг «ЛГ-2М» имеет приделы измерения от 3 до 25 узлов. В лаге предусмотрена возможность ввода относительных поправок в показания скорости: постоянной, относительной до 10% измеряемой скорости; переменной в пределах от 0 до 10% измеряемой скорости.
Питание лага осуществляется однофазным переменным током напряжением 110 В, частотой 50 Гц. Питание лага от бортовых сетей с другими данными осуществляется через соответствующие преобразователи. Лаг имеет внутриприборную защиту от создаваемых им радипомех.
Конструкция лага обеспечивает непрерывную работу приборов в течение не менее 2000 ч. При этом допускается замена отдельных электроэлементов без последующей регулировки лага.
Навигационный эхолот «НЭЛ-5М» предназначен для измерения и автоматической записи профиля дна при скорости хода судна до 20 узлов, бортовой качке до 10 о, килевой – до 1,5 о. Эхолот расчитан на скорость распространения звука в воде 1500 м/с. Диапазон измеряемых глубин от 1 до 2000 м. Время, необходимое для готовности эхолота к работе не более 1 минуты.
Приемо-индикаторная спутниковая навигационная система «NAVIOR» предназначена для решения прямой и обратной геодезических задач на референцэллипсоиде. Решения прямой и обратной задач счисления параметров движения с оценкой точности. Система предназначена для обработки навигационной информации для получения оптимальных оценок параметров движения, вождения обьекта по линии заданного пути
Технические характеристики:
- принимаемые сигналы: ГЛОНАСС, GPS NAVSTAR
- точность определения координат:
ГЛОНАСС – 15–20 м
GPS – 25–40 м
- погрешность определения вектора скорости:
ГЛОНАСС – 0,1 м/с
GPS – 0,3 м/с
- темп обновления выдаваемой информации 1 раз в секунду
- потребляемая мощность 25 Вт.
Рисунок №1.3 План-схема судна типа "Сормовский»
Маневренные элементы
Таблица 1.5Инерционные характеристики судна
Маневр | Выбег, м | Время гашения скорости, мин. |
Полный вперед – стоп: судно порожнем с балластом судно в грузу Полный вперед – полный назад: судно порожнем с балластом судно в грузу Полный назад – стоп: судно в грузу | 1330 1700 260 300 590 | 13 20 2 2 7 |
Таблица 1.6 Маневренные режимы работы СЭУ
Об/мин | Скорость в узлах (в грузу/в балласте) |
110 | 1,5/3,0 |
125 | 2,1/4,0 |
150 | 2,9/5,1 |
175 | 3,2/5,5 |
200 | 4,1/6,3 |
250 | 7,2/8,0 |
290 | 8,2/9,2 |
330 | 9,5/10,5 |
ПЗ 250 | –/– |
Таблица 1.7. Циркуляция судна при перекладке руля на 15º и 35º
Время циркуляции
В грузу
В балласте
Опасная полоса движения ± 27,1 м от траектории движения.
0 2 Дц, кб.
Рисунок 1.1 – Циркуляция судна в балласте
2 Дц, кб.
Рисунок 1.2 – Циркуляция судна в грузу
Система водотушения
Пожарный насос НЦВ-40/65
Количество 2
Производительность м3/ч 40
Напор, м вод. ст. 65
Электродвигатель АМ61–2
Мощность, квт 11
Управление из рулевой рубки
Количество баллонов 30 шт.
Вместимость баллона, л40
Возможность заполнения углекислотой 30% объема наибольшего трюма.
Система пенотушения
Предназначена для тушения небольших очагов пожара МО
Вместимость, л 45
Воздушно-пенный переносной ствол 2 шт.
Таблица 1.8. Станция звуковой сигнализации пожарообнаружения
№ п/п | Наименование помещений |
1 | Левый борт 145 шп. |
2 | Помещениедизель-генераторной станции |
3 | Котельное отделение |
4 | Правый борт 145 шп. |
5 | Электроаппаратная |
6 | Под платформой по ДП 133 шп. |
7 | Румпельное отделение |
8 | Аккумуляторная |
9 | Радиорубка |
10 | Коридор левого борта 143–144 шп. |
11 | Коридор правого борта 143–144 шп. |
12 | Агрегатная |
13 | Гирокомпасная |
14 | Прачечная |
15 | Малярная |
16 | Шкиперская |
17 | Плотницкая |
18 | Кладовая |
19 | Электрогенераторная |
20 | Коридор |
21 | Выход из машинного отделения |
22 | Камбуз |
РЛС «Лиман» РЛС «Миус»
|
|
Рисунок 1.5 Схема теневых секторов и мертвых зон РЛС.1 Предварительная подготовка
Таблица №1.1.1 – Карты
№ | Адмирал-тейский номер карты | Заголовок (название) карты | Масштаб Год издания | Дата судовой коррек-туры |
Генеральные карты
07.10.2007
Путевые и частные карты, планы
07.10.2007
07.10.2007
А) Руководства для плавания
07.10.2007
1 1243 лоция Азовского моря
ДСП
Б) Справочные пособия
07.10.2007
В) Вычислительные пособия
Перед выходом в рейс на судне проверяется наличие основной штурманской документации согласно требованиям РШСУ-98, к ним относятся:
– судовой журнал;
– реестр судовых журналов;
– формуляры, технические паспорта и и/э на судовые ТСН;
– журнал поправок хронометра;
– журнал поправок компаса;
– журнал замеров воды в льялах и танках;
– таблица радиодевиации;
– таблица поправок лага;
– схемы теневых секторов и метровых зон РЛС;
– информация о маневренных характеристиках судна;
– каталоги карт и книг;
– подшивки извещений мореплавателям и корректурных калек;
– журналы ПРИП, НАВАРЕА, НАВТЕКС;
– журнал прогнозов погоды;
– приказ об объявлении перечня обязательной судовой коллекции.
Азовское море
Черное море
Температура и влажность воздуха:
Весной разница в температуре воздуха между северными и южными районами постепенно сглаживается. Если в марте средняя температура на побережье изменяется от 2 °С на северо-западе до 9 °С на юго-востоке, то в мае в открытом море и на побережье она составляет 15–17 °С.
Относительная влажность воздуха в течение года в среднем колеблется от 60 до 88%, причем с мая–июня по сентябрь она ниже, чем в остальные месяцы.
Ветры:
На северо-западном побережье с сентября по март господствуют ветры от NE и E (суммарная повторяемость до 51%), а с апреля по август – от SW (18–25%).
Ветры со скоростью 15 мс и более во всех районах моря наблюдаются ежегодно и во все сезоны. Особенно часты они с ноября по март в северных районах, повторяемость их в этот период достигает 10%.
Штормы от NW чаще всего наблюдаются весной и сопровождаются пасмурной погодой.
Туманы:
В открытой части Черного моря повторяемость туманов составляет в среднем 1–5% в течение года. В центральном районе моря туманы наблюдаются чаще, чем в остальных районах: повторяемость их в среднем за год составляет здесь 5%, а в сентябре достигает 4%.
В годовом ходе туманы над морем наиболее часто наблюдаются весной. Видимость:
В описываемом районе преобладает видимость 5–10 миль и более. Наилучшие условия видимости отмечаются с апреля по октябрь – ноябрь. Понижение видимости наблюдается во время тумана и осадков. В северной части района в сентябре возможно ухудшение видимости из-за пыльных бурь.
Радиолокационная наблюдаемость:
На Черном море в течение всего года преобладает нормальная радиолокационная наблюдаемость.
Облачность и осадки:
Средняя месячная облачность над значительной частью описываемого района составляет с апреля по октябрь 3–6 баллов.
Осадков в открытой части Черного моря в среднем за год выпадает то 170 мм. на северо-западе.
Среднее годовое число дней с осадками на северо-западном побережье Черного моря составляет 80–112.
Гидрологическая характеристика:
Гидрологический режим Черного моря формируется под влиянием водообмена с Мраморным и Азовским морями, стока пресных вод с суши и климатических условий. Через пролив Босфор, поверхностные воды Черного моря попадают в Мраморное море, а глубинные воды Мраморного моря вливаются в Черное море и заполняют его глубоководную часть.
Материковый сток обуславливает значительное распределение поверхностного слоя воды. В целом для гидрологического режима описываемого района характерны: высокая температура воды на протяжении всего года, преобладание волн высотой менее 2 м и система устойчивых течений.
Колебания уровня и приливы:
Уровень Черного моря изменяется в основном под влиянием сгонно-нагонных и сейшевых колебаний, а также стока речных вод. Сезонные колебания уровня Черного моря наиболее отчетливо выражены в районах влияния материкового стока; величина этих колебаний обычно не превышает 0,4 м. Понижение уровня наблюдается в октябре –
ноябре (в некоторых районах в январе-феврале), а повышение в мае – июле.
Течения:
Общая схема течений Черного моря представляет собой единую для всего моря систему замкнутых, преимущественно циклонических потоков (круговоротов).
Скорость течения в среднем составляет 0,6–1,2 уз, а на оси течения увеличивается до 1,4 уз.
Волнение:
Местные ветры в районе порт Анапа – порт Туапсе и штормовые ветры от Е у порта Поти могут вызвать значительное волнение у побережья.
Температура, соленость и плотность воды:
Температура поверхностного слоя моря довольно высокая в течение всего года.
Соленость поверхностного слоя моряв центральной части моря около 18 ‰, по мере приближения к берегам она уменьшается до 16 ‰. Плотность поверхностного слоя моря составляет около 1,013т/м3.
Гидрометеорологические условия для плавания судов в Черном море в марте в целом благоприятные. Затруднения могут быть вызваны ветрами и ухудшением видимости из-за туманов.
Эгейское море
Метеорологическая характеристика:
Рассматриваемый район расположен в субтропической зоне, где резко выражены два сезона года: мягкая дождливая зима и сухое жаркое лето. Летом (май – сентябрь) отмечается значительное ослабление циклонической деятельности и преобладание антициклонического режима.
Температура и влажность воздуха:
В районе Эгейского моря самыми прохладными месяцами являются январь и февраль. Средняя месячная температура воздуха в эти месяцы колеблется от 4–6 °С в северной части моря до 10–12 °С в южной.
Относительная влажность воздуха довольно значительная и имеет хорошо выраженный годовой ход. Наибольшие значения ее отмечаются с ноября по февраль и в среднем составляют 70–80%.
Ветры:
В открытом море и на небольших островах в течение года господствуют ветры от N и NЕ, общая повторяемость которых составл
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!