Глава I. Теоретические основы изучения мотива тени в литературе — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава I. Теоретические основы изучения мотива тени в литературе

2020-04-01 524
Глава I. Теоретические основы изучения мотива тени в литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения мотива тени в литературе

Общая характеристика литературной сказки

Мотив тени

Глава II. Изучение мотива утраты тени в сказке Г.Х. Андерсена «Тень» и сказке Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля»

Мотив утраты тени в сказке Г.Х. Андерсена «Тень»

Мотив утраты тени в сказке Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля»

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Сказка - один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Волшебная сказка в своих истоках восходит к приемам магических обрядов, ко всей совокупности мифических взглядов на мир; таково представление о существовании подземного царства, иных миров и пр. Тем не менее, совпадение многих чудесных мотивов с магическими обрядами не означает их тождества. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними, а свершение магического обряда приучало человека к пассивному ожиданию. Затем вымысел в сказках стал поэтической условностью - в них воплотились мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои - носители положительного начала - неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе.

Тема самых распространенных сказочных сюжетов - судьба гонимых и униженных. За верность, доброту, бескорыстие беды таких героев сменяются благополучием. Этому обороту в судьбе герои обязаны вмешательству сверхъестественных сил, обретению волшебного предмета, знанию или умению. В сказках возникла целая плеяда чудесных помощников: конь, лягушка, добрая старуха, жена-волшебница и др. Они противодействуют врагам: ведьмам, похитителю-вихрю, Кощею, многоголовому зверю и др. Сказки учили быть твердыми в жизненных испытаниях, не мириться со злом, неправдой. Сказочники мечтали о чудесном способе облегчить тяжелый физический труд, овладеть силами природы.

Сказки выражают кредо искренней души и непосредственного чувства, в них говорится о делах маленьких и незаметных созданий, и они разъясняют нам, что жизнь богаче и шире наших ограниченных представлений о добре и зле, она неисчерпаема.

Естественно, эта философия привлекла многие сердца и многим людям принесла утешение. Она обращена и к современному читателю. Но этим сказки не исчерпываются. Если читать их более внимательно и попытаться делать выводы, они скорее вызывают беспокойство, чем приносят утешение

Сказки представляют собой далеко не безобидное и невинное чтение. В того, кто умеет читать между строк, они вселяют беспокойство. Человеческая проницательность и жизненная мудрость писателя выходят далеко за рамки обычного.

Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой, сюжетом, мотивом, нередко и стилем. В творчестве писателей сказка обрела самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей: в жанровых приемах, в трактовке чудес. Возникновение авторских сказок ознаменовало высокий подъем профессиональной литературы и ее движение на пути народности к национальной самобытности.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Мотив утраты тени в сказке Г.Х.Андерсена «Тень» и сказке Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля»».

Объект нашего исследования мотив утраты тени.

Предмет исследования - сказка Г.Х.Андерсена «Тень» и сказка Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля».

Цель исследования - дать характеристику мотиву утраты тени в сказке Г.Х.Андерсена «Тень» и сказке Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля»

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям.

.   Дать характеристику мотиву утраты тени в сказке Г.Х.Андерсена «Тень» и сказке Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля»


Глава I. Теоретические основы изучения мотива тени в литературе

Мотив тени

 

Понятие тени в качестве архетипического образа существует во всех культурах. В древности тень человека считалась его душой, двойником (у В. Даля приводится пример тени как «сени», отсутствия прямого солнечного света, и как души умершего, привидения). Потеря тени была равносильна утрате жизни. Наступить на тень означало нанести вред человеку (до сих пор дети так дразнят друг друга). Слово «тень» на русском соотносится с английским диалектным «teen» - «вред», «порча», «гибель», с именем греческого бога смерти Танатоса. В загадках зафиксирована, с одной стороны, пугающая похожесть тени на человека («Ходит без ног, рукава - без рук, уста без речи»), а с другой - фантастические нечеловеческие возможности тени («Идёт по соломе - не шуршит, идёт по воде - не тонет. Идёт по огню - не горит», «Чёрного ворона не могу догнать, если и догоню - не могу поймать», «Куда ни пойдёшь - она везде с тобою», «Что ты ни делаешь - и она то же, но помощи от неё не жди - никогда не поможет») и её относительная самостоятельность («Мету, мету - не вымету, несу, несу - не вынесу, пора придёт - сама уйдёт»). Во многих культурных традициях существует театр теней, игры с тенями. В русском фольклоре существует игра «зрячие жмурки», в которой вода должен по тени на стене (экрану) узнать играющих (водящий сидит лицом к экрану и спиной к играющим, которые идут вереницей между ним и источником света; чтобы затруднить задачу, дети использовали различные детали одежды и любые движения - хромали, горбились, пятились и т.д.). Образ тени, как тёмной стороны человеческой души очень интересно интерпретирован в ряде литературных произведений. В сказке Г.Х. Андерсена «Тень» герой Учёный гибнет в результате того, что в силу своей доброты и недальновидности, постепенно уступает Тени прерогативы Человека - добровольно отпускает Тень, обращается к ней на «вы», соглашается на роль тени при своей же Тени и т.д. В сказочной пьесе Е. Шварца «Тень», чтобы победить тень, необходимо не только вспомнить магическую формулу «Тень, знай своё место», но и пожертвовать своей жизнью («чтобы победить, надо идти на смерть» и что самое трудное - понять свои заблуждения и слабости).

В романе английской писательницы Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья» молодой волшебник Гед в сражении с тенью «не проиграл и не выиграл, но, назвав Тень Смерти собственным именем, как бы соединил две половины своей души - стал человеком, который, познав собственное «я», не может оказаться во власти иной силы и сам повелевает своей душой, а потому тратит жизнь только ради жизни и никогда - ради разрушения, боли, ненависти или воцарения тьмы».

В литературе первообраз Тени зачастую приобретает форму двойника и именно по этому как бы вторичному образу легче вести поиск в бесконечном лабиринте мировой и отечественной литературы. Здесь встанут в ряд и «Нос» Н.В. Гоголя, и «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, и «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона и многие другие.

В контексте мировой художественной культуры архетип тени может рассматриваться в связке с биполярностью мира, с оппозициями «свет - тьма», «день и ночь», «бытие - небытие». Наиболее известным в этом отношении является китайский символ ин/янь, несущий в себе идею диалектического единства и борьбы светлого и тёмного начал. Не менее значимым для славян было чередование чёрных и белых бусин, обозначающих течение времени, а для египтян смена света дворов и таинственного мрака помещений на пути Солнца в храмах Карнака и Луксора. Даже в десакрализованной «светотени» европейской живописи нового времени остался метафорический смысл и символика, недаром лик Иуды на фреске Леонардо «тёмен», затенён, а Христос сидит в «ореоле» светлого проёма. Анализ произведений архитектуры и живописи с точки зрения присутствия в них Света и Тьмы/Тени может внести дополнительные нюансы в понимание как стилей, так и авторской позиции.

 


Заключение

 

Сказка - произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными.

Чудесна сама жизнь человека - от детства до старости; чудесны все времена года; чудо живет в ромашке, в соловье, в кусте бузины или в могучем дубе, в каждом доме, не говоря уж о дворцах. Особое обаяние сказкам и историям Андерсена придает вера в изначальную красоту и гармонию бытия, в победу добра над злом. Сказочник выработал свою манеру повествования - непосредственно-наивную, мягко-ироничную. Его рассказчик умеет любоваться всем тем, что нравится детям, оставаясь при этом взрослым.

Размышления о собственной необыкновенной судьбе определили характер многих героев Андерсена - маленьких, беззащитных в огромном мире, средь закоулков которого так легко затеряться.

Изредка писатель обращался к сюжетам из детской жизни, гораздо чаще его герои проходят испытания взрослой жизнью и взрослыми чувствами. Толчком к развитию конфликта часто служит упоминание о какой-либо особой «мете» героя, выделяющей его среди других и предопределяющей его нелегкую судьбу («Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка» и др.). Андерсен не берет на себя миссию морализатора, хотя его сказки и истории в высшей степени поучительны. Они развивают в читателе неизменную любовь к жизни, мудрость по отношению ко злу, формируют то гармоничное состояние духа, которое и является залогом счастья. Философия жизни выражается в словах сказочника: «Нет на свете такого человека, которому бы хоть раз в жизни не улыбнулось счастье. Только до поры до времени счастье это скрывается там, где его меньше всего ожидают найти».

 


Список использованной литературы

 

1. Андерсен Г.Х.Сказки. - М., 1983.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979

.   Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов//Веселовский А.Н. Собр. соч. СПб., 1913. Сер. 1 (Поэтика). Т. 2. Вып. 1. С. 1-133.

.   Западноевропейский и американский романтизм. - М., 2002.

.   История всемирной литературы: В 9 т. // Под ред. И.М. Фрадкина. - М., 1990. - Т.7.

.   История западноевропейской литературы: В 3 т. - М., 1987. - Т.2.

.   История зарубежной литературы XIX века. - М., 1991

.   История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для вузов //Под ред. Н.А. Соловьевой. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000.

9. История немецкой литературы. В 5 т. М., 1966. Т. 3.

.  История немецкой литературы//Состав. Н.А. Гуляев, И.П. Шибанов, В.С. Буняев и др. - М.: Высшая школа, 1975

11. Необычайные приключения Петера Шлемиля / Пер. И. Татариновой; Вступ. ст. Г. Слободкина. - М.: Гослитиздат, 1955.- 72 с

.   Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969. - 278 с.

.   Слободская Л. Литературные взгляды А. Шамиссо.- В кн.: Проблемы немецкой литературы конца XVIII - начала XIX века, Куйбышев, 1974, вып. 2, с. 60-67.

.   Храповицкая Т.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы - М., 2001.

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения мотива тени в литературе

Общая характеристика литературной сказки

Мотив тени

Глава II. Изучение мотива утраты тени в сказке Г.Х. Андерсена «Тень» и сказке Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля»

Мотив утраты тени в сказке Г.Х. Андерсена «Тень»

Мотив утраты тени в сказке Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля»

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Сказка - один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Волшебная сказка в своих истоках восходит к приемам магических обрядов, ко всей совокупности мифических взглядов на мир; таково представление о существовании подземного царства, иных миров и пр. Тем не менее, совпадение многих чудесных мотивов с магическими обрядами не означает их тождества. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними, а свершение магического обряда приучало человека к пассивному ожиданию. Затем вымысел в сказках стал поэтической условностью - в них воплотились мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои - носители положительного начала - неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе.

Тема самых распространенных сказочных сюжетов - судьба гонимых и униженных. За верность, доброту, бескорыстие беды таких героев сменяются благополучием. Этому обороту в судьбе герои обязаны вмешательству сверхъестественных сил, обретению волшебного предмета, знанию или умению. В сказках возникла целая плеяда чудесных помощников: конь, лягушка, добрая старуха, жена-волшебница и др. Они противодействуют врагам: ведьмам, похитителю-вихрю, Кощею, многоголовому зверю и др. Сказки учили быть твердыми в жизненных испытаниях, не мириться со злом, неправдой. Сказочники мечтали о чудесном способе облегчить тяжелый физический труд, овладеть силами природы.

Сказки выражают кредо искренней души и непосредственного чувства, в них говорится о делах маленьких и незаметных созданий, и они разъясняют нам, что жизнь богаче и шире наших ограниченных представлений о добре и зле, она неисчерпаема.

Естественно, эта философия привлекла многие сердца и многим людям принесла утешение. Она обращена и к современному читателю. Но этим сказки не исчерпываются. Если читать их более внимательно и попытаться делать выводы, они скорее вызывают беспокойство, чем приносят утешение

Сказки представляют собой далеко не безобидное и невинное чтение. В того, кто умеет читать между строк, они вселяют беспокойство. Человеческая проницательность и жизненная мудрость писателя выходят далеко за рамки обычного.

Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой, сюжетом, мотивом, нередко и стилем. В творчестве писателей сказка обрела самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей: в жанровых приемах, в трактовке чудес. Возникновение авторских сказок ознаменовало высокий подъем профессиональной литературы и ее движение на пути народности к национальной самобытности.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Мотив утраты тени в сказке Г.Х.Андерсена «Тень» и сказке Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля»».

Объект нашего исследования мотив утраты тени.

Предмет исследования - сказка Г.Х.Андерсена «Тень» и сказка Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля».

Цель исследования - дать характеристику мотиву утраты тени в сказке Г.Х.Андерсена «Тень» и сказке Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля»

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям.

.   Дать характеристику мотиву утраты тени в сказке Г.Х.Андерсена «Тень» и сказке Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемеля»


Глава I. Теоретические основы изучения мотива тени в литературе


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.