Собор Серафима Саровского в г. Киров — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Собор Серафима Саровского в г. Киров

2020-04-01 168
Собор Серафима Саровского в г. Киров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Единоверческая церковь существовала в Вятке с 1902 года. Сначала для её служб использовалась Трёхсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря, а через два года, несмотря на малочисленность прихода (около 170 человек), по указу Вятской духовной консистории 13 июня 1904 года был заложен новый каменный храм единоверцев.

Вятский губернский архитектор И.А. Чарушин разработал несколько проектов церковного здания, один из которых - деревянной церкви, датированный 1904 годом, хранится в областном госархиве. Проект каменной церкви, по которому велось строительство, находится в семейном архиве Чарушиных.

Храм возводили на средства прихожан. В «Ведомости о церкви за 1913 год» указано, что здание построено на пожертвования купцов Я. Тырышкина и К. Ярунина. В частности, Константин Кириллович Ярунин пожертвовал землю и два дома на углу Орловской и Успенской улиц.

Место, предназначенное под строительство, было не очень удобным - узость и малая площадь участка, зажатого в окружающей городской застройке, обусловили вынос алтарной апсиды храма на красную линию Успенской улицы. Чарушин, проектируя церковь, успешно выходит из трудного положения, создав оригинальную планировочную схему постройки. Основные входы в храм он предусматривает с востока - по обе стороны от алтаря, через открытые галереи. Галереи были вытянуты вдоль здания, упираясь на западе в небольшие палатки. Кроме восточного, каждая галерея имела ещё по два всхода со стороны продольных фасадов. В остальном планировочное решение было традиционным для своего времени: пятигранная двусветная апсида переходит в кубический объём ядра храма, короткая трапезная почти сливается с основным объёмом, ещё более короткий и узкий переход соединяет церковь с четырёхъярусной колокольней. Церковь многоглавая: центральное пятиглавие окружают главки шатриков над «рундуками» галерей, шатра колокольни и глава апсиды. Основания всех завершений, увенчанных главами опоясывают ряды кокошников. В целом фасады здания решены в модном в начале XX века неорусском направлении модерна.

В 1906 году строительство церкви было закончено. 5 ноября 1907 года епископ Вятский и Слободской Филарет, освятил храм во имя Святого Серафима Саровского.

С конца 1930-х годов Серафимовская церковь оставалась единственным действующим храмом в городе, причём несколько лет, начиная с 1940, не действовала и она - в здании был устроен атеистический музей. Пока церковь существовала в одиночестве, она носила статус Кафедрального собора. Церковные власти пытались хоть как-то расширить этот небольшой храм и придать ему более пышности: галереи были превращены в приделы, в 1980-е годы увеличили подвал и в нём также устроили новый придел; кладка фасадов, выполненная из лицевого глиняного кирпича со вставками белокаменных элементов и первоначально не имевшая окраски, впоследствии окрашивается суриком, а в 1986 году получает современное активное цветовое решение; главы, первоначально покрытые чёрным кровельным железом, в 1990-х годах перекрывают медью; за счёт сноса домов увеличивают территорию храма и обносят её каменной оградой. В 1990 году кафедра архиерея была перенесена в Успенский собор.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле

Сначала два слова про то, кто такой Иоанн Предтеча или, по-другому, Иоанн Креститель. Предтеча, т.е. предшественник Иисуса Христа - пророк, который предсказал пришествие Мессии и потом крестил его в водах Иордана. В христианской религии - самый чтимый святой после Богородицы. Мужик был строгий, любил покритиковать сильных мира сего, за что и поплатился головой - царь Ирод Антипа по требованию своей нечестивой супруги Иродиады отрубил Иоанну голову, которую потом выбросили на помойку. С помойки голову Иоанна унесли верные адепты христианской религии и сделали из нее реликвию.

В память о том печальном событии, которое оборвало жизнь Иоанна Предтечи, в 1671 году жители толчковской слободы в Ярославе заложили храм, который стал теперь выдающимся памятником русской архитектуры. Говорят, что он «знаменует собой вершину развития самобытной ярославской художественной школы». Особенностью его являются два симметричных придела, которые равны по высоте основному зданию, украшенных пучками т.н. малых пятиглавий. Таким образом церковь представляет собой единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор.

Плоскости церкви покрыты сложными ковровыми узорами из кирпича и изразцов. Для строительства храма прежде были построены три кирпичных завода, на которых изготавливали особый, т.н. лекальный кирпич сложной формы. Форм таких было сделано около пятидесяти. Ярославские храмы славятся своими изразцами - на этой церкви не было ни одного одинакового, все были сделаны вручную, с оригинальными сюжетами. В 1904 году были покрыты золотом все пятнадцать глав храма (работы производил крестьянин Иван Краснов за 15 тысяч рублей). Говорят, в солнечную погоду храм горел и переливался, как будто облицованный драгоценными камнями.

Нам с моим провожатым по Ярославлю, местным историком и экскурсоводом Леной очень повезло в тот день - храм уже закрылся на зиму, но мы встретили человека, который охраняет его и он пустил нас посмотреть на церковь изнутри. Увиденное совершенно поразило меня.

Трудно поверить, но вот этот, стоящий на отшибе, рядом с заводскими цехами, храм по своей внутренней отделке является уникальным в мировом масштабе - нигде в христианском мире нет больше такого количества сюжетов в росписи. Здесь всё внутреннее пространство занято фресками - на стенах, столпах, сводах, галереях несколько тысяч сюжетов на религиозные темы и многие здесь появились впервые в истории русского искусства.

Грандиозная работа по росписи интерьеров храма была осуществлена в 1695-96 годах артелью ярославских живописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Галерея расписывалась в 1700 г. теми же мастерами. Литературными источниками, кроме Библии, Житий святых, послужили произведения западного и восточно-византийского происхождения: «Великое зерцало», «Лимонарь сиречь цветник», русские источники - «Печерский патерик», и местные - «Сказание об иконе Толгской Богоматери».

В начале XX века фрески подверглись поновлению - реставрацией стенописи занималась артель художников во главе с крестьянином села Матера М.И. Дикаревым в 1901-1903 гг. Была промыта живопись центрального храма и галереи, расписаны двери, ставни и наружные откосы окон.

Работы по промывке стенописи продолжились в 1904-05 гг. Их производил крестьянин слободы Мстеры Владимирской губернии М.И. Дикарев за 7 тысяч рублей, он же чистил и реставрировал иконы всего иконостаса и во всем храме за 3270 рублей. В 1905 году чугунный пол заменен новым, плиточным из обожженной глины, и на всех трех входах в храм с улицы устроены гранитные площадки. Всего на ремонт церкви из средств Государственного казначейства благодаря поддержке министра финансов С.Ю. Витте было выделено 64 тысячи рублей. Большая часть средств была израсходована на исправление фундамента.

Смотритель церкви открыл тяжелую кованую дверь в помещение главного храма и мы вошли внутрь. Не передать словами, какое впечатление производит этот зал с девятиярусной росписью снизу доверху, освещенный только неярким осенним светом, пробивающимся через узкие окна наверху.

Главной достопримечательностью росписи этого помещения является «церковный календарь» - роспись всех месяцев года с указанием святого и праздника в каждый из дней. Этот календарь расположен на трех стенам зала, фигуры в каждом дне месяца не повторяются и выписаны тщательно, с огромным старанием.

На одной из стен галереи остался незаконченный фрагмент стенописи, на котором можно увидеть, как работает художник.

Слой штукатурки (левкас), нанесенный на стену, делается из негашеной извести с наполнителем. Левкас - это основа основ, главный элемент всей росписи, от качества которого зависит то, как будет выглядеть фреска и сколько она будет сохраняться во времени. Левкасом занимались особые мастера и ярославский левкас в церкви Иоанна Предтечи был таким качественным, что белая краская в росписи практически не использовалась, хватало белизны левкаса.

На роспись по такой поверхности у художника были всего сутки, поэтому работали артельно - на поверхность быстро наносился контур рисунка, а потом сразу несколько мастеров приступали к делу. Самые опытные писали лики святых.

Слой штукатурки крепился вот такими левкасными гвоздями-кляммерами. На предыдущем фото видно отверстие от такого гвоздя.

В окна время от времени заглядывало солнышко и фрески начинали будто светиться изнутри радостным теплым светом. В искусстве есть такое понятие «обмирщение» - освобождение от жестких рамок традиции, предписанной церковью, усиление светского начала. Вот это в полной мере относится к стенописи в храме Иоанна Предтечи - такая она живая, человеческая.

А теперь о грустном. Вот, один из немногих сохранившихся на нижней части здания храма уникальных изразцов. Большинство других уничтожено чьими-то безжалостными руками. Всюду, куда может достать человеческая особь, изразцы XVII века разбиты, вырваны из гнезд, просто исцарапаны чем-то.

На всей стене - ни одного целого изразца. Все, что с такой любовью и талантом сделано нашими предками, изуродовано потомками без роду и племени. Церковь стоит на берегу реки Которосль, место это заводская окраина, ходит там, кто попало. У самой красивой ярославской церкви, которая внесена с охранный список ЮНЕСКО, нет даже ограды, она никак не защищена от вандалов. Смотреть на это очень тяжело.

Будете в Ярославле - обязательно приезжайте сюда, к церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Вы такого больше нигде не увидите. Это оно самое, настоящее.

 


Литература

православный преображенский церковь многоглавый

1. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.

2. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998. 208 с.

.   Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. - Л., 1981. 128 с., ил.

.   Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.

5. М. Ильин, Т. Моисеева. Памятники искусства советского союза. Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель. «Искусство», М., 1979

6. История русского искусства. Тома III-IV. Издательство Академии Наук СССР, М., 1959

.   Уильям Крафт Брумфилд. «Новый стиль» и возрождение православного церковного зодчества: 1900-1914 годы / Искусство христианского мира. Сорник статей. Выпуск IX. ПСТГУ, М., 2005, с. 267-287


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.