Государственное регулирование внешней трудовой миграции — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Государственное регулирование внешней трудовой миграции

2020-04-01 140
Государственное регулирование внешней трудовой миграции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенден­ции. С одной стороны, следование принципам открытой экономи­ки требует от государства соблюдения принципа свободного пере­мещения трудовых ресурсов и населения, а с другой — реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительст­венных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Герма­нией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной по­литики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направ­лено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение по­терь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей ивозвращение на родину. На практике это регулирование сводится ксоблюдению следующих принципов: обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудо­устройство; гарантии возвращения мигрантов на родину; обеспечение поступления в страну и эффективного использова­ния валютных переводов трудящихся-мигрантов; содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работ­ников, профессии которых не пользуются спросом; ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потреб­ности которых в рабочей силе не удовлетворены; совершенствование внутреннего рынка труда посредством при­ема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходи­мые для развития народного хозяйства; предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.

Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собствен­ного населения и национальную экономику. Так, по закону об имми­грации США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих ра­боту, ограничивается 140 тыс. человек в год. Ужесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Напри­мер, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту. Страны-реципиенты применяют следующие виды ограниче­ний на въезд трудовых иммигрантов: профессиональная квалификация (наличие диплома, опре­деленный стаж работы по специальности); возрастной ценз; состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями); социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также членов партий тоталитарного типа). Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом, стремясь не допустить иммигрантов из «нежелательных» стран и регионов мира (чаще всего стран Азии и Африки), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев из определенных стран.

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран — членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.В Хартии записано, что каждый работник в странах Европейских сообществ должен иметь право свободного перемещения по террито­рии стран — членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничени­ям, обусловленным необходимостью охраны общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья. Свобода перемещения, говорится в Хартии, должна давать право каждому работнику выбрать любой вид занятий или профессию в странах ЕЭС на основе принципов равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты. В Хартии определяется, что строительство единого экономичес­кого пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения в рамках Европейского союза может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентриро­ваться в наиболее развитых регионах. Низкоквалифицированные ра­ботники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабо­чей силы в рамках ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Фран­цию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже нацио­нальных стандартов.

Российские власти также используют определенные меры для ре­гулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлече­нии и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работни­ков-иммигрантов на территории России. Это дало государству опре­деленные возможности контроля процесса их привлечения, квотиро­вания количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с ино­странными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использую­щим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение ра­бочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бескон­трольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

• уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство;

• первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих ин­вестиции в экономику страны-реципиента;

• налог на предпринимателей, использующих труд имми­грантов;

• ограничение времени пребывания иностранных работни­ков в принимающей стране.

В принимающих странах могут действовать профессиональ­ные и отраслевые ограничения на использование иностранной ра­бочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профес­сии, специалисты высшего класса, работники новых высокотех­нологичных отраслей, работники, претендующие на низкоопла­чиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу).

Развитые страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применя­ются либо денежные выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая по­зволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и пре­стижную работу на родине. Так, Франция поощряет репатриацию выходцев из Северной Африки. В этом же направлении действуют программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов им­мигрантам, желающим открыть на родине собственные предпри­ятия).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.